Детский фольклор. Урок 5 кл.
презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели Знать: жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанр; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.
Детский фольклор Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. В некоторых работах употребляется термин детский фольклор.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.
СОН И ДРЁМА Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота . Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси.
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки . Пластов А.А. «Мама»
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам * Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога. * Божья коровка, Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько. * Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит . СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ Первой, другой, Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим... * Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени? * Шишел-мышел Сам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей
ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. * Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. * Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. * У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке .
Небылицы-перевертыши Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. * Чеса заголовалась. Заплетык языкается. * Боже, Боже, Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже.
Сделаем вывод Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи . Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Домашнее задание. Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного закона ( абсурдна комическая игра в невозможное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский фольклор Забайкалья
Исследовательская работа по детскому фольклору Забайкальская...
МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.
МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА. цели:воспитание уважения к истокам культуры своего народа,интереса к детскому фольклору,истории русского народа. -мы сегодня с вами поговорим о мал...
"Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса
Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников....
Кружок художественной самодеятельности "Алые паруса" (русский детский фольклор). 2011 - 2012 учебный год.
Программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса" (русский детский фольклор). 2011 - 2012 учебный год. ...
Игровой фольклор как часть детского фольклора
-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....
Мир детского фольклора - игровой фольклор.
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами детского фольклора
Методическая работа на данную тему показывает, насколько важна роль фольклора, а в частности сказок, в изучении иностранного языка детьми....
Комментарии
Спасибо! Замечательная работа
Спасибо! Замечательная работа!