«Фет и эстетика чистого искусства"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
конспект урока литературы с презентацией для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka_fet.docx | 18.24 КБ |
fet_interaktivynaya_lektsiya.pptx | 115.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фет и эстетика чистого искусства»,
Цель: сформировать целостное представление о поэзии А.Фета и направлении «чистое искусство» .
Педагогическая технология: критическое мышление
Часть 1.
Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. Ребятам предложены стихи А. Фета и подборка высказываний о нём различных критиков в разные временные периоды: Л.Н. Толстого, В. Г. Белинского, Н. Чернышевского, К.Бальмонта и т. д.
На стадии вызова используются вопросы и задания, спроектированные на экран:
Вспомните и назовите известные вам стихотворения А.Фета
Какие темы и идеи на ваш взгляд являются главными в его творчестве?
Каким вам представляется человек, написавший такие стихи?
Какие факты биографии А. Фета вам известны?
Почему критики так по-разному оценивают творчество поэта?
Собранная в итоге информация и предположения (после обсуждения в паре) заносятся в левую часть бортового журнала.
Стадия осмысления содержания.
Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.
Лекция.
Творчество А. Фета – одна из вершин русской классической поэзии. Последователь Ф. И. Тютчева, певец русской природы, поэт, который, по словам П.И. Чайковского, «сумел шагнуть в область музыки», долгое время подвергался страстной критики не только со стороны своих оппонентов, представителей демократического направления, таких как Чернышевский, Писарев, но и своих друзей, в частности, близкого ему друга Л. Н. Толстого. Причина этого кроется в парадоксальном несоответствии жизни реального человека Афанасия Фета, а впоследствии Шеншина, и мира поэта А. Фета.
Причины этого парадокса нужно искать в биографии поэта.
Уже факт его рождения был необычен. Мать Фета, Каролина - Шарлотта Фёт, в 1820 году покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Но настоящим отцом мальчика был немецкий чиновник суда Дармштадта Иоганн Фёт, и по этой причине орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.
Отныне Афанасий был иностранным подданным и не имел право называться русским. По этой причине Фет обучается в частном немецком пансионе Крюммера, находившемся в Лифляндии. Постоянные насмешки, унижения в пансионе ещё больше усугубили тяжёлое положение, в котором он находился. Единственной целью жизни для юноши стало возвращение фамилии Шеншин, а вместе с ней дворянского титула и наследства.
Добьётся он этого лишь в 54 года, по указу Александра2, но цена этой победы будет неоднозначна.
Обучаясь в пансионате, юноша начинает писать первые стихи и поэтому после окончания его поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Здесь возникает его дружба с Аполлоном Григорьевым, который вводит его в кружок талантливой московской молодёжи.
В 1840г. литературные опыты А. Фета оформились в первый поэтический сборник. Хотя здесь было много подражательных стихов, критика отнеслась к молодому поэту достаточно благосклонно.
Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.
В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман, но жениться на Лазич значило для Фета расстаться со своей мечтой. И, несмотря на то что в своих стихах он горюет о своей любви, в реальной же жизни он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.
Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Образ её в поэтических откровениях Фета теряет конкретную детализацию и стремиться, как отмечал К. Бальмонт, к «вечности», к вечным идеалам красоты и женственности. Этим любовная лирика Фета отличается от его современников, например Н.Некрасова и предвосхищает собой поэзию начала 20 века, поэзию символизма.
Сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета. Он становится истинным приверженцем и пропагандистом «чистого искусства», отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни. По мнению А. Фета, темами поэзии могут быть лишь любовь и природа.
На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.
Часть 2.
Стадия вызова.
Учащимся предлагается задание на дом: по имеющимся подборкам стихов о природе заполнить таблицу «Природа в поэзии А. Фета».
Один из вариантов таблицы на стихотворение «Весенний дождь».
Название стихотворения | тема | идея | образы | Художественные средства |
«Весенний дождь» | Запечатлеть начало и развитие природного явления | «Переход мгновен-ного в вечное» | Цикл сменяющихся реалистиче-ских картин (солнце, облака, воробей) скрывается под завесой дождя и превращается во что-то | Конкретность деталей (и воробей своим крылом, в песке купаяся, трепещет), Метафорич-ность (качаясь, движется завеса) Ассоциации (от лип душистым мёдом тянет) |
Перед тем, как школьники уйдут домой, им предлагается нарисовать дерево предсказаний». Эти деревья вывешиваются на доске перед началом следующего урока, озвучиваются и интересные замечания и выводы заносятся в левую часть бортового журнала, обсуждаются темы и идеи, выдвинутые на дереве предсказаний.
Стадия осмысления содержания.
В начале второго урока ребята обмениваются своими таблицами, внося
сообщения в бортовой журнал.
Затем учитель представляет вторую часть лекции.
Лекция. Часть2.
К изображению природы Фет подходит не так, как многие его современники, природа в стихах поэта гораздо определённее и конкретнее, более того Фет стремиться к «непосредственной фиксации» своих «субъективных наблюдений и впечатлений», «своих изменчивых переживаний», а это новый импрессионистический взгляд на мир. Как живописец, работающий на пленере, он замечает едва уловимые движения света и воздуха, превращает мгновенное в вечное. Этому помогала наблюдательность Фета и ассоциативно- метафорическое мышление, отличающее его от других поэтов.
Л. Н. Толстой вопрошал в письме к В. П. Боткину: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
«Лирическая дерзость» относится к содержанию его стихов, а про форму можно сказать строчкой самого А. Фета: «О, если б без слова сказаться душой было можно». П.И. Чайковский говорил о Фете, что ему «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий тем, которые легко поддаются выражению словом».
На стихи А. Фета сочиняли музыку Танеев, Римский- Корсаков, Аренский, Варламов.
На стадии рефлексии учащиеся работают с бортовым журналом, сверяя свои записи со слайдом, дорисовывают «деревья предсказаний».
Итоговая рефлексия – анализ стихотворения А.Фета или рецензия на отрывок литературной статьи о поэтическом мире поэта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура эффективной лекции
Бортовой журнал Известная информация и предположения Новая информация
Фет и эстетика чистого искусства Известны ли вам стихотворения А. Фета? Какие темы и идеи, на ваш взгляд, являются главными в творчестве поэта? Какие факты биографии А. Фета вы уже знаете? Каким вам представляется человек, создавший такие стихи? Почему критики так по-разному оценивали его творчество? Приемы и идеи, на ваш взгляд являются главными в творчестве поэта?
Дерево предсказаний
Высказывания современников А.Фета о его творчестве Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет. (В.Белинский) Г. Фет очень определённо выражает неопределённые впечатления природы, и однако ж отсюда не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе. (Добролюбов)
Стихотворения А.Фета о природе. Название стихотворения тема идея образы Художественные средства «Весенний дождь» Запечатлеть начало и развитие природного явления «Переход мгновенного в вечное» Цикл сменяющихся реалистических картин (солнце, облака, воробей) скрывается под завесой дождя и превращается во что-то Конкретность деталей (и воробей своим крылом, в песке купаяся, трепещет), Метафоричность (качаясь, движется завеса) Ассоциации (от лип душистым мёдом тянет)
Выводы. Д.З анализ стихотворения А.Фета («Над озером лебедь в тростник протянул» или рецензия на отрывок литературной статьи о поэтическом мире поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?
Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?...
План-конспект открытого занятия пр. Кобзевой Н.Г. на тему «Искусство составления букетов» по предмету «Основы детского этикета и эстетики»
Цели урока:- Развивать чувство прекрасного, умение замечать красоту во всем;- Дать представление об искусстве составления букетов;- Научить детей самостоятельно сос...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «Фет и эстетика «чистого искусства»
Цель; показать, что творчество А.А.Фета - одна из вершин русской классической поэзии; помочь учащимся погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины XIX века, понять суть литератур...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Поэзия "чистого" искусства".
Особенности поэзии Тютчева и Фета(презентация).Вопросы к анализу стихов....
Чистый район-чистый город-чистая планета
Цель: улучшить экологическое состояние района...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
. Особенности поэзии «чистого искусства»
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окра...