Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

 

Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?

На сцене появляются ученик и ученица.

-Привет, ну как дела? Что нового открыли в литературе и искусстве великие умы старших классов?

-Нового – ничего. Изучаем «пыль столетий».

-Что же именно?

-Да так…Воздаем дань «чистому искусству».

-Интересно, интересно…А почему такая ирония?

-А чем же тут восхищаться? У поэтов этого направления только и слышишь «ахи» да «охи» по поводу какой-нибудь бабочки или елочки да любовные страдания!..

-Разве это так уж плохо?

-А что хорошего, если ничего больше нет?! Видели же они, что рядом люди страдают, страна под самодержавным гнетом изнывает, а писали про красоты природы и про любовь. То ли дело Некрасов! «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» - вот что он пишет!

Появляются две необычные фигуры: щегольски одетый молодой человек ведет под руку пышную важную даму.

Сл.: Здравствуйте, молодые люди! Разрешите представиться. Словарь литературоведческих терминов и Литературная энциклопедия (кланяются).

Э.: Полагаю, что имею дело с юными литераторами?

Уч-ца: Да, вы не ошиблись.

Сл.: Мы услышали ваш интересный разговор и решили вмешаться. Хочу внести некоторую ясность. Концепция «чистого искусства» утверждает независимость искусства от политических, общественных требований, воспитательных задач.

Уч.: Правильно! А я о чем? Елочки, бабочки, любовь, веселье…

Э.: Позвольте, позвольте! Выходит об этом и писать не надо? Только обличать и призывать?

Уч.: Да  нет! Надо, чтоб и про Родину было, и про природу, и вообще про все на свете…

Уч-ца: А если только про любовь и про природу, значит, по-твоему, и не нужно никому?

Уч.: (язвительно) Ну тебе, конечно, нужно! А я обойдусь!

Сл.: (важно) Большие поэты, хоть иногда и причисляют себя к определенным течениям, не умещаются в рамки этих течений…Однако нельзя, к сожалению, отрицать тот факт, что «чистое искусство» уводило от жизни, от общественных проблем…

Уч.: (торжествующе) Уводило! Значит, не выполняло прямого своего назначения: воспитания, убеждения… Какая ж от него польза?

Уч-ца: А проверка временем тебе ничего не говорит? Сто с лишним лет прошло, а мы учимся любить и дружить, понимать природу и искусство не только у Пушкина и Некрасова, но и, между прочим, у Тютчева и Фета.

Уч.: Все равно! «Чистое искусство» - это уже история. Слава богу, что оно там и осталось, в XIX веке… Да и что ему было делать в эпоху революции, а тем более в наше время?!

Э.: Вы так думаете?

Сл.: А вы, к примеру, что-нибудь слышали о символистах, футуристах, акмеистах?

Уч.: Слова-то все какие-то нерусские!

Уч-ца: Это, кажется, литературные течения начала нашего века. По-моему, Блок тяготел к символизму, а Маяковский называл себя футуристом…

Сл.: А поточнее…

Уч. и уч-ца: (смущенно) Не знаем…

Сл.: А хотите узнать?

Уч-ца: Конечно!

Сл.: Ну, тогда вы или ваши товарищи должны назвать писателей, имеющих отношение к символизму – и вы услышите и увидите их воочию. Но сначала небольшая справка: символизм – течение конца XIX – начала XX века. На место конкретного образа символисты стремились поставить символ, который преобразует «грубую и бедную» жизнь в «сладостную легенду». Ну, а теперь, пожалуйста, назовите имена, которые откроют нам путь к символистам.

Ребята называют их. Открывается часть сцены. Тесным кружком сидят молодые люди в изысканных костюмах. Некоторые подкладывают дрова в «камин», другие задумчиво смотрят на пламя. От общего кружка отделяется один, поднимается и обращается к товарищам.

1-й символист. Куда бы мы ни уходили, как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Никаких преград! Мы свободны и одиноки! (Д.Мережковский)

Где нет этой тайности в чувстве, нет художественного творчества. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

(В. Брюсов)

2-й символист.

Надпись на книге:

Мне мило отвлеченное,

Им жизнь я создаю…

Я все уединенное,

Неявное люблю.

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

                                        (З.Гиппиус)

3-й символист:

Аккорды

В красоте музыкальности,

Как в недвижимой зеркальности,

Я нашел очертания слов,

До меня не рассказанных,

Тосковавших и связанных,

Как растенья под глыбою льдов.

Я им дал наслаждение,

Красоту их рождения,

Я разрушил звенящие Люды.

И, как гимны неслышные,

Дышат лотосы пышные

Над пространством зеркальной воды.

И в немой музыкальности,

В этой новой зеркальности

Создает их живой хоровод

Новый мир недосказанный,

Но с рассказанным связанный

В глубине отражающих вод.

                                (К. Бальмонт)

Все. Браво!

2-й символист. Вот это поэзия! Что такое реалисты? Они простые наблюдатели, а символисты – всегда мыслители. Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от… действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь – из окна. …Каждый символист… старше… реалиста. Один еще в рабстве у матери, другой ушел в сферу идеальности. (К.Бальмонт)

1-й символист:

Из мира чахлой нищеты,

Где жены плакали и дети лепетали,

Я улетал в заоблачные доли,

В объятьях радостной мечты,

И с дивной высоты надменного полета

Преображал я мир земной,

И он сверкал передо мной,

Как темной ткани позолота.

Потом, разбуженный от грез

Прикосновеньем грубой жизни.

Моей мучительной отчизне

Я неразгаданное нес.

                                (Ф.Сологуб)

4-й символист:

В поле не видно ни зги.

Кто-то зовет: Помоги!

Что я могу?

Сам я и бледен, и мал,

Сам я смертельно устал,

Как помогу?

Кто-то зовет в тишине:

Брат мой, приблизься ко мне!

Легче вдвоем.

Если не сможешь идти,

Вместе умрем на пути,

Вместе умрем!

                        (Ф.Сологуб)

Занавес закрывается. На сцене появляются снова ученик и ученица. Словарь и Энциклопедия.

Уч.: Не понял! И чего они все ноют?! Тоска зеленая!

Уч-ца: Зато красиво! Таинственно…

Уч.:(передразнивает) Таинственно!.. Женская психология работает. Ну скажи, ты хоть что-нибудь поняла?

Уч-ца: Поняла! Вся жизнь – это неразгаданная тайна…Разве не так? И все-таки нельзя называть символистов только «нытиками»! Ведь у них есть великолепные стихи о человеческих чувствах, переживаниях, о любви… Мне лично очень нравятся стихи Бальмонта.

Уч.: Да ведь это почти то же самое, что у поэтов «чистого искусства»! Я бы сказал, что символисты вообще их потомки!

(Появляется Шестидесятник)

Уч-ца: А вы кто?

Ш.: Я из журнала «Искра». (указывает на символистов)А кто это такие?

 Уч.: Да тоже поэты вроде ваших «чистых»: все в область души уходят, в идеальные сферы…

Ш.: Что ж, выходит, они и через полстолетия процветают?! Не зря мы против них такую кампанию ведем! Надо усилить огонь по «чистому искусству», чтобы не отрывало людей от реальной действительности! А вам желаю успехов в борьбе с вашими…символистами! (Исчезает)

Уч-ца: По-моему, он переборщил: мы ведь не боремся, а просто хотим понять. Кстати, почему время от времени появляются в литературе и искусстве такие течения, которые намеренно уводят от жизни?

Э.: Заметьте, такие течения появляются тогда, когда в общественном развитии наступает определенный кризис, начинается ломка старого, но еще труднее сказать, по какому пути пойдет общество дальше, поэтому усиливаются настроения неверия в будущее, упадка…

Уч.: А были ли еще подобные символизму течения?

Сл.: Были. Были акмеисты, которые противопоставляли себя символизму. В их произведениях отражалась реальность быта, но на самом деле стихи об экзотических странах, насыщенные неординарными образами, тоже уводили от жизни…

Э.: Однако истинными глашатаями современности считали себя футуристы.

Сл.: Слово «футуризм» образовано от латинского футурум – будущее… Хотите познакомиться с футуристами?

Уч.: Разумеется. Тем более, что они говорят о своей принадлежности к будущему.

Сл.: Тогда опять три имени!

1-й футурист: Только мы – лицо нашего времени.

2-й футурист: Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.

3-й футурист: Мы новые люди новой жизни!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Урок искусства в 9 классе по теме: "Какими средствами воздействует искусство?"

Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме "Какими средствами воздействует искусство?"...

Внеклассное мероприятие по теме: "События Великой Отечественной войны в художественной литературе, музыке и искусстве".

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны.Задачи:      1. Знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой О...

Внеклассное мероприятие "Вот мы какие!"

quot;Вот мы какие!" - увлекательный командный конкурс по изобразительному искусству. Его можно проводить между параллелями, но интереснее сделать общешкольным мероприятием, в котором принимают у...