Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?
На сцене появляются ученик и ученица.
-Привет, ну как дела? Что нового открыли в литературе и искусстве великие умы старших классов?
-Нового – ничего. Изучаем «пыль столетий».
-Что же именно?
-Да так…Воздаем дань «чистому искусству».
-Интересно, интересно…А почему такая ирония?
-А чем же тут восхищаться? У поэтов этого направления только и слышишь «ахи» да «охи» по поводу какой-нибудь бабочки или елочки да любовные страдания!..
-Разве это так уж плохо?
-А что хорошего, если ничего больше нет?! Видели же они, что рядом люди страдают, страна под самодержавным гнетом изнывает, а писали про красоты природы и про любовь. То ли дело Некрасов! «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» - вот что он пишет!
Появляются две необычные фигуры: щегольски одетый молодой человек ведет под руку пышную важную даму.
Сл.: Здравствуйте, молодые люди! Разрешите представиться. Словарь литературоведческих терминов и Литературная энциклопедия (кланяются).
Э.: Полагаю, что имею дело с юными литераторами?
Уч-ца: Да, вы не ошиблись.
Сл.: Мы услышали ваш интересный разговор и решили вмешаться. Хочу внести некоторую ясность. Концепция «чистого искусства» утверждает независимость искусства от политических, общественных требований, воспитательных задач.
Уч.: Правильно! А я о чем? Елочки, бабочки, любовь, веселье…
Э.: Позвольте, позвольте! Выходит об этом и писать не надо? Только обличать и призывать?
Уч.: Да нет! Надо, чтоб и про Родину было, и про природу, и вообще про все на свете…
Уч-ца: А если только про любовь и про природу, значит, по-твоему, и не нужно никому?
Уч.: (язвительно) Ну тебе, конечно, нужно! А я обойдусь!
Сл.: (важно) Большие поэты, хоть иногда и причисляют себя к определенным течениям, не умещаются в рамки этих течений…Однако нельзя, к сожалению, отрицать тот факт, что «чистое искусство» уводило от жизни, от общественных проблем…
Уч.: (торжествующе) Уводило! Значит, не выполняло прямого своего назначения: воспитания, убеждения… Какая ж от него польза?
Уч-ца: А проверка временем тебе ничего не говорит? Сто с лишним лет прошло, а мы учимся любить и дружить, понимать природу и искусство не только у Пушкина и Некрасова, но и, между прочим, у Тютчева и Фета.
Уч.: Все равно! «Чистое искусство» - это уже история. Слава богу, что оно там и осталось, в XIX веке… Да и что ему было делать в эпоху революции, а тем более в наше время?!
Э.: Вы так думаете?
Сл.: А вы, к примеру, что-нибудь слышали о символистах, футуристах, акмеистах?
Уч.: Слова-то все какие-то нерусские!
Уч-ца: Это, кажется, литературные течения начала нашего века. По-моему, Блок тяготел к символизму, а Маяковский называл себя футуристом…
Сл.: А поточнее…
Уч. и уч-ца: (смущенно) Не знаем…
Сл.: А хотите узнать?
Уч-ца: Конечно!
Сл.: Ну, тогда вы или ваши товарищи должны назвать писателей, имеющих отношение к символизму – и вы услышите и увидите их воочию. Но сначала небольшая справка: символизм – течение конца XIX – начала XX века. На место конкретного образа символисты стремились поставить символ, который преобразует «грубую и бедную» жизнь в «сладостную легенду». Ну, а теперь, пожалуйста, назовите имена, которые откроют нам путь к символистам.
Ребята называют их. Открывается часть сцены. Тесным кружком сидят молодые люди в изысканных костюмах. Некоторые подкладывают дрова в «камин», другие задумчиво смотрят на пламя. От общего кружка отделяется один, поднимается и обращается к товарищам.
1-й символист. Куда бы мы ни уходили, как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Никаких преград! Мы свободны и одиноки! (Д.Мережковский)
Где нет этой тайности в чувстве, нет художественного творчества. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.
(В. Брюсов)
2-й символист.
Надпись на книге:
Мне мило отвлеченное,
Им жизнь я создаю…
Я все уединенное,
Неявное люблю.
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
(З.Гиппиус)
3-й символист:
Аккорды
В красоте музыкальности,
Как в недвижимой зеркальности,
Я нашел очертания слов,
До меня не рассказанных,
Тосковавших и связанных,
Как растенья под глыбою льдов.
Я им дал наслаждение,
Красоту их рождения,
Я разрушил звенящие Люды.
И, как гимны неслышные,
Дышат лотосы пышные
Над пространством зеркальной воды.
И в немой музыкальности,
В этой новой зеркальности
Создает их живой хоровод
Новый мир недосказанный,
Но с рассказанным связанный
В глубине отражающих вод.
(К. Бальмонт)
Все. Браво!
2-й символист. Вот это поэзия! Что такое реалисты? Они простые наблюдатели, а символисты – всегда мыслители. Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от… действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь – из окна. …Каждый символист… старше… реалиста. Один еще в рабстве у матери, другой ушел в сферу идеальности. (К.Бальмонт)
1-й символист:
Из мира чахлой нищеты,
Где жены плакали и дети лепетали,
Я улетал в заоблачные доли,
В объятьях радостной мечты,
И с дивной высоты надменного полета
Преображал я мир земной,
И он сверкал передо мной,
Как темной ткани позолота.
Потом, разбуженный от грез
Прикосновеньем грубой жизни.
Моей мучительной отчизне
Я неразгаданное нес.
(Ф.Сологуб)
4-й символист:
В поле не видно ни зги.
Кто-то зовет: Помоги!
Что я могу?
Сам я и бледен, и мал,
Сам я смертельно устал,
Как помогу?
Кто-то зовет в тишине:
Брат мой, приблизься ко мне!
Легче вдвоем.
Если не сможешь идти,
Вместе умрем на пути,
Вместе умрем!
(Ф.Сологуб)
Занавес закрывается. На сцене появляются снова ученик и ученица. Словарь и Энциклопедия.
Уч.: Не понял! И чего они все ноют?! Тоска зеленая!
Уч-ца: Зато красиво! Таинственно…
Уч.:(передразнивает) Таинственно!.. Женская психология работает. Ну скажи, ты хоть что-нибудь поняла?
Уч-ца: Поняла! Вся жизнь – это неразгаданная тайна…Разве не так? И все-таки нельзя называть символистов только «нытиками»! Ведь у них есть великолепные стихи о человеческих чувствах, переживаниях, о любви… Мне лично очень нравятся стихи Бальмонта.
Уч.: Да ведь это почти то же самое, что у поэтов «чистого искусства»! Я бы сказал, что символисты вообще их потомки!
(Появляется Шестидесятник)
Уч-ца: А вы кто?
Ш.: Я из журнала «Искра». (указывает на символистов)А кто это такие?
Уч.: Да тоже поэты вроде ваших «чистых»: все в область души уходят, в идеальные сферы…
Ш.: Что ж, выходит, они и через полстолетия процветают?! Не зря мы против них такую кампанию ведем! Надо усилить огонь по «чистому искусству», чтобы не отрывало людей от реальной действительности! А вам желаю успехов в борьбе с вашими…символистами! (Исчезает)
Уч-ца: По-моему, он переборщил: мы ведь не боремся, а просто хотим понять. Кстати, почему время от времени появляются в литературе и искусстве такие течения, которые намеренно уводят от жизни?
Э.: Заметьте, такие течения появляются тогда, когда в общественном развитии наступает определенный кризис, начинается ломка старого, но еще труднее сказать, по какому пути пойдет общество дальше, поэтому усиливаются настроения неверия в будущее, упадка…
Уч.: А были ли еще подобные символизму течения?
Сл.: Были. Были акмеисты, которые противопоставляли себя символизму. В их произведениях отражалась реальность быта, но на самом деле стихи об экзотических странах, насыщенные неординарными образами, тоже уводили от жизни…
Э.: Однако истинными глашатаями современности считали себя футуристы.
Сл.: Слово «футуризм» образовано от латинского футурум – будущее… Хотите познакомиться с футуристами?
Уч.: Разумеется. Тем более, что они говорят о своей принадлежности к будущему.
Сл.: Тогда опять три имени!
1-й футурист: Только мы – лицо нашего времени.
2-й футурист: Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
3-й футурист: Мы новые люди новой жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"
воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Урок искусства в 9 классе по теме: "Какими средствами воздействует искусство?"
Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме "Какими средствами воздействует искусство?"...
Внеклассное мероприятие по теме: "События Великой Отечественной войны в художественной литературе, музыке и искусстве".
Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны.Задачи: 1. Знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой О...
Внеклассное мероприятие "Вот мы какие!"
quot;Вот мы какие!" - увлекательный командный конкурс по изобразительному искусству. Его можно проводить между параллелями, но интереснее сделать общешкольным мероприятием, в котором принимают у...
Урок литературы (внеклассного чтения) по теме: «Какие подарки нам посылаем Бог, или Как сделать правильный выбор между добром и злом» (по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Урок предполагает использование технологии проблемного обучения, технологии критического мышления...