Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Поэзия "чистого" искусства".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Особенности поэзии Тютчева и Фета(презентация).Вопросы к анализу стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_chistogo_iskusstva.zip | 408.26 КБ |
tvorchestvo_feta_i_tyutcheva.zip | 17.7 КБ |
Подписи к слайдам:
Особенности поэзии «чистого искусства»ПРИЗНАКИ
Поэзия намёков,догадок,умолчаний.Стихи не имеют сюжета:лирические миниатюры передают не мысли и чувства,а «летучее» настроение поэта.Искусство не должно быть связано с жизнью.Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.Это поэзия для избранных.
Основные темы поэзии«чистого искусства»
ЛЮБОВЬ
ПРИРОДА
ИСКУССТВО
Лирику отличает богатство от-тенков: неж-ность и душев-ная теплота.
Образность,нетра-диционность сравнений,эпитетов;очеловечивание природы,Нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
Певучесть и музыкальность
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКАЯ ВЕСНАПушистыми вербами, первыми ландышем, просящем солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берёз, пчёлами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи.
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКОЕ ЛЕТОСверкающим жгучим воздухом, синим, подвергнутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью.
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКАЯ ОСЕНЬПестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных лесах, стадами на вытоптанных жнивьях
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта:
РУССКАЯ ЗИМАБегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Поэзия А.А. ФетаПрирода в стихотворениях поэта
Явления природы у А.А.Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, но и таких, как лунь, сыч, кулик и другие, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова.
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.
Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем. что она дает человеку.
Особенности пейзажной лирики:
Стремление к фиксации изменений в природеНаблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические предметыИзображение более частых, более конкретных и более коротких отрезков сезонов
Особенности пейзажной лирики:
Точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей РоссииФет любит описывать точно определенное время суток, предметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
Преклонение перед чистой красотойНарочитая красивость. Даже банальностьПостоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
Стремление передать предмет в отрывочных , мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихаПоэта интересует не столько предмет , сколько впечатление , произведённое предметомФет говорит : «Для художника впечатление , вызвавшее произведение , дороже самой вещи , вызвавшей это впечатление».
Что такое природа в стихах Фета?
Сумрачные осенние дниПервый весенний цветокТомительный среднерусский полденьКороткая северная ночьПлач комараХриплый призыв коростеля
Фет о творчестве:
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощника никто не увидит»«Целый мир от красоты»«Нельзя перед вечной красотой не петь не славить, не молиться»
Вывод
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Поэзия Ф.И.Тютчева.Особенности поэзии.
Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных, абстрактных категорий.Тютчев - открыватель новых образных миров поэзии.
Особенности поэзии.
Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.
Любовная лирика.Что такое любовь?
«самоубийство»«блаженство и безнадежность»«поединок роковой»«буйная слепота страстей»Это стихия
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»:
«Весь день она лежала в забытьи…»
Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струиПо листьям весело звучали.
«Близнецы»
Мотив смерти переплетен с мотивом любви:И кто в избытке ощущений,Когда кипит и стынет кровь,Не ведал ваших искушений-Самоубийство и любовь.
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»:
«Предопределение»
Тютчев заглянул в глубины человеческой души:Любовь, любовь –гласит преданье-Союз души с душой родной,Их съединенье, сочетанье.И роковое их слиянье,И … поединок роковой.
Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Специфика поэтики Тютчева:
Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цветзвука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)Эти особенности поэтического стиля Тютчева можно наблюдать при анализе его лирики. Интерпретируя его тексты о природе необходимо не только обращать внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Специфика поэтики Тютчева:
В стихотворениях о природе позднего периода обращаем внимание на появление в них образа Родины, окрашенного настроениями грусти и невыразимого страдания.(«Эти бедные селенья...»)«Как хорошо ты, о море ночное...» - много нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души. (В. Жуковский «Море» - в настроении и образном ряде этих стихотворений есть основания для их сопоставления).
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия
Фет
Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил.Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни
Фет
Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли.Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности.Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы
Фет
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта.Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего
Фет
Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов.Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов
Фет
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки
Предварительный просмотр:
Творчество Ф.И.Тютчева
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
1. Какие дна мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились...»
1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»:
1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!»
Самостоятельная исследовательская работа
(сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид...»
и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега...»)
Задания для сопоставительного анализа
- Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения.
- Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
- О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
- Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
- Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
- Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
- Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
Творчество А.А.Фета
Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье...»
1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?
Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым...» (1843):
1. На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
2. Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нем мир внешний и внутреннее состояние человека?
3. Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении?
Вопросы и задания к стихотворению «Еще майская ночь» (1857):
1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние?
6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?
Вопросы и задания к стихотворению «Заря прощается с землею» (1858):
1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта» (1881):
1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
2. Какой характер придает стихотворению его «безглаголыюсть»?
3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение к уроку. А.А. Пластов "Летом" 5 класс
Мультимедийное сопровождение к внеклассному мероприятию по подготовке к сочинению по картине А.А. Пластова "Летом" 5 класс...
Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".
Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....
- Мне нравится (1)