Памятки по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Учись читать выразительно

1. Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.

2. Старайся представить себе то, о чём читаешь.

3. Определи своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.

4. Определи свою основную задачу чтения (что ты хочешь передать).

5. Читай, чётко произнося слова, соблюдай паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделяй голосом важные мысли.

Работа над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под картинками.

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше мы представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над рассказом

1. Как называется рассказ?

2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нём описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем?

5. О чём вы думали, читая рассказ?

Работа над статьёй

1. Запомните, как называется статья и кто её автор?

2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

3. О ком эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Разделите статью на части. Что самое главное в части? Как озаглавить часть? Составьте план.

6. Какова главная мысль статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового узнали из прочитанного?

8. Что вы читали раньше об этом?

Работа над сказкой

1. Как называется сказка? Кто её сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждают ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Работа над басней

1. Как называется басня? Кто её автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять читатель из этой басни?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Учись читать правильно

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимательным к каждому слову.

4. Старайся понять, о чём читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и про себя.

План характеристики героя

литературного произведения

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к данному герою.

9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

Анализ стихотворения

1. Определи разновидность лирики:

- пейзажная,

- любовная,

- философская (созерцание, размышление, философское рассуждение).

2. Определи тему стихотворения.

(О чём говорится в стихотворении?).

3. Определи идею стихотворения.

(Что об этом говорится?).

4. Расскажи об образах, картинах, которые ты увидел (а), читая стихотворение.

5. Найди и прокомментируй художественные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы).

6. Определи общий тон стихотворения.

7. Вырази своё отношение к стихотворению.

Как рассказывать сказку

1. Рассказывай медленно, плавно.

2. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

3. Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

4. Начинай с присказки, завершай концовкой.

Как определить стихотворный размер

1. Прочитайте строфу.

2. Соблюдая слоговое деление каждого стиха в строфе, схематически изобразите гласные, например:

                Буря мглою небо кроет…

3. Обозначьте на схеме ударные гласные (в данном случае они выделены красным цветом).

4. Проследите повторяющийся рисунок (в данном случае _  _).

5. Таким образом определяется стопа.

Стопы

_  _  - это хорей (двусложный размер)

_  _  - это ямб (двусложный размер)

_  _  _  - это амфибрахий (трёхсложный размер)

_  _  _  - это анапест (трёхсложный размер)

_  _  _  - это дактиль (трёхсложный размер)

6. В зависимости от количества стоп в стихе могут быть трёхстопные, четырёхстопные и т.д. размеры.

7. Следовательно, пример, который мы разбираем написан четырёхстопным хореем.

8. Стопа, с пропущенным ударение  _  _  (ослабленная) называется пиррихием.

    Стопа с дополнительным ударением  _  _, называется спондеем

        Стихотворный размер и количество стоп помогают передать интонацию и настроение. Так, чаще всего, четырёхстопный ямб наиболее приближен к прозе, хорей придаёт стиху энергию, бодрый, чётко выраженный ритм. Удлинение до 5-6 стоп ямбической строчки передаёт процесс размышления. Применение трёхсложных размеров связано с ритмом чётким, обычно тяжёлым, выражает уныние, глубокое переживание.

Оцени чтение товарища

1. Понравилось ли чтение?

2. Правильно или неправильно читал (делал ли ошибки при чтении…)

3. Соблюдал ли темп чтения (читал бегло, быстро, медленно)

4. Интересно ли было слушать? (да, нет, не очень). Почему?

5. Читал выразительно или нет?

- какова интонация (звонко, громко, тихо, спокойно, уверенно)

- правильно ли расставил логическое ударение (выделял голосом нужные слова, словосочетания)

- соблюдал ли паузы

- Чётко ли произносил звуки, слова, фразы (дикция)

При оценке чтения используй слова:

        Я думаю…

        Считаю…

        Хочу пожелать…

        По-моему…

Анализ стихотворения

1. Назвал ли автора и название стихотворения.

2. Понравилось ли чтение стихотворения.

3. Правильно ли была выбрана интонация.

4. Соблюдал ли логическое ударение, паузы.

5. Я считаю, что читал выразительно, невыразительно.

6. Интересно ли было слушать товарища?

7. Что ещё помогало выразительно рассказать стихотворение (мимика, жесты).

8. Поблагодари товарища.

Оцени пересказ товарища

1. Каков был пересказ? (полный, выборочный, сжатый)

2. Рассказывал по плану или самостоятельно.

3. Речь правильная, интересная, содержательная.

4. Нарушал ли порядок содержания рассказа.

5. Чем понравился пересказ? (выразительно, эмоционально, рассказывал уверенно)

6. Выдержана ли тема пересказа или основная мысль рассказа, отрывка, эпизода.

7. Использовал ли слова, выражения из текста. Всегда ли уместно, правильно.



Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Технологическая карта урока по литературе  в 5А классе

по теме «Роды и жанры литературы».

                                                                                                                                             Чагина Татьяна Николаевна,

                                                                    учитель русского  языка и литературы

г. Нижневартовск, 2018 г.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

№ п/п

15

предмет

Литература

класс

Тема

Роды и жанры литературы.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Расширить представление обучающихся о родах и жанрах художественной литературы, развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение выражать свою точку зрения, развивать творческие способности обучающихся.

Задачи урока

1. Дать основные понятия литературных родов и жанров.

2. Развивать у обучающихся интерес к литературе.

3. Воспитывать любознательность, учить слушать и слышать; вести диалог; развивать сотрудничество: учитель          ученик, ученик          ученик,  ученик          коллектив.

4. Контролировать произношение обучающихся в соответствии с их индивидуальными произносительными возможностями, развивать слухо-зрительное и слуховое восприятие фраз.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знание родов  и жанров литературы; умение отвечать на вопросы.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принятие  и сохранение учебной  задачи; планирование  (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых  действий, операций, действия по плану.

Познавательные: понимание  информации, представленной  в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование  знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умение задавать  вопросы, слушать  и отвечать на вопросы других; формулировать  собственные мысли, высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Самостоятельная работа, беседа по вопросам.

Виды деятельности

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний: изучение параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом.

Образовательные ресурсы

http://www.yaklass.ru/material

Оборудование

Компьютер + проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Электронная презентация, электронный учебник «Литература.5 класс» / В.Я.Коровин; фонограмма (Антон Бельский «Песня про литературу»); смотри приложение к технологической карте - разрезанные части стихотворения; таблица для заполнения «Роды и жанры литературы».

Основные понятия

Эпос

Лирика

Драма

Эпические произведения

Лирические произведения

Драматические произведения

- Назвать эпические жанры.

- Назвать лирические жанры.

- Назвать драматические жанры.

Примечание: материал, отмеченный скобками [  ], отрабатывается на слух.

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха.

- Па-па-па. [Как вы меня слышите?].

[Оля]?,  [Дима]? и т.д.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

- Я слышу хорошо.

Слушают учителя, друг друга,  участвуют в диалоге с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

Коммуникативные: понимание обращённой речи.

II. Работа с дежурным звуком

- [Какой у нас дежурный звук?]

[Ы - И]

- Все вместе произнесём дежурный урок.

- Говорите на уроке хорошо, громко, следите за ударением.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: контроль за собственным произношением в соответствии   с индивидуальными произносительными возможностями, понимание обращённой речи.

III. Актуализация знаний и пробное учебное действие

 - Что такое литература? 

Слайд 1

Литература – это все произведения письменности,

которые имеют определенное общественное значение.

Слайд 2

- [Отправимся в путешествие в страну Литературию.]

Слайд 3

- Древние люди верили, что Земля стоит на трёх китах. Выражение «три кита» сейчас употребляется в значении «три главные основы чего-нибудь». Свои три кита есть и у литературы. Как вы думаете, что главное в литературе?

Слайд 4

- Все произведения художественной литературы делятся на три  рода литературы. А на какие, вы узнаете сегодня на уроке.

- Итак, в путь! Покорять новые вершины знаний.

Слайд 5

 - Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок:

«Она уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу.»

- Какое событие описывает Антон Павлович Чехов в рассказе «Каштанка»?

Слайд 6

- Если в произведении рассказывается о событиях, происходящих с героями, то такие  произведения относятся к эпосу. К эпическим жанрам относятся: рассказы, повести, романы.

- Перед вами отрывок из стихотворения. Расположите стихотворение по порядку. (Используется приём «Провокация» - строчка из другого стихотворения А.С.Пушкина «Проказам матушки-зимы»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- Назовите автора стихотворения.

Слайд 6

- О каком времени года говорится в отрывке?

- Почему А.С. Пушкин называет осень «унылой порой» (грустным временем)?

- Как поэт относится к осени? Какими словами выражает он своё отношение к ней?

Слайд 7

- Произведения, которые передают чувства, мысли, переживания человека относят к роду литературы – лирика.

Лирические жанры – это стихотворения. 

Слайд 8

- В драматических произведениях изображают действия героев. Предназначены для постановки на сцене. Жанры: пьесы, сценки.

Слайд 9

Проводится физкультурная минутка – упражнения для психофизического тренинга.

«Ощущения»

(обучающиеся вытягивают ситуации и показывают действия)

  • посидеть на стуле так, как сидит царь на троне;
  • бабочка, которая сейчас взлетит;
  • наездник на лошади;
  • пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить;
  • нахмуриться, как хмурится ребёнок, у которого отняли игрушку;
  • улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец;
  •  кот на солнышке;
  • Показать наказанного ребёнка.

У кого появилось желание сходить в драматический театр на спектакль? А кто хотел бы выйти на сцену в качестве актёра?

Слайд 10

- Впервые термины «эпос», «лирика» и «драма» употребил древнегреческий мыслитель Аристотель.

Отвечают на вопросы

Делают  записи в тетради.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье.

IV. Выявление места и причины затруднения

Слайд 11-13

  • Вспомним! Литература – это…
  • Закрепим! Назовите роды литературы.
  • Подтвердим! Назовите жанры литературы.

Отвечают на вопросы.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Наше путешествие подошло к концу.

Слайд 13

«Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Я

Научился

Расстроился

Получил радость

Удивился

Ничего не понял

 

Проводят самооценку.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VI. Домашнее задание

Слайд 14

Проводит инструктаж домашнего задания.

- Выучить роды и жанры литературы (стр. 56).

        Проверяет запись домашнего задания в дневнике.

Слайд 15

- Спасибо за урок! До новых встреч на уроках литературы!

Знакомятся с заданиями,                       высказывают своё понимание (непонимание), записывают в дневник домашнее задание.

Коммуникативные: умение задавать вопросы; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; понимание обращённой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.

Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, ча...

памятка для учащихся "Как готовиться к сочинению по художественной литературе"

Простые советы помогут вам избежать неудачи при написании сочинения по литературе....

Памятки по литературе

Планы анализов по литературе пригодятся каждому учителю- словеснику....

Памятка 11-класснику. Как писать сочинение по литературе.

Эта  памятка поможет выпускнику в написании итогового соичниения по литературе....

Памятка по литературе

как делать домашнее задание по литературе...

Памятка для учащимся по литературе

В памятке учащимся по литературе помещены опорные планы для разбора и анализа текстов, материалы по теории литературы....