Памятка для учащимся по литературе
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В памятке учащимся по литературе помещены опорные планы для разбора и анализа текстов, материалы по теории литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_epizoda.docx | 13.17 КБ |
kratkiy_slovar_sredstv_vyrazitelnosti.docx | 14.97 КБ |
tropy_i_figury.docx | 147.43 КБ |
harakteristika_lit.geroya.docx | 13.14 КБ |
plan_analiza_stihotvoreniya.docx | 81.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План анализа эпизода из литературного произведения
!!! Анализ эпизода начинается с указания произведения, года его написания, при необходимости года издания.
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода. (Возможно самостоятельно озаглавить)
3. Герои данного эпизода.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования. Что именно в этом эпизоде меняется в авторском стиле?
7. Ключевые слова. Имена собственные.
8. Средства художественной выразительности.
9. Средства создания подтекста.
10. Авторская позиция.
Еще материал можно посмотреть:
https://infourok.ru/plany_analiza_hudozhestvennyh_proizvedeniy_ih_epizodov-560031.htm
Предварительный просмотр:
Краткий словарь средств выразительности
Анафора – повторение начальных слов.
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.
(«И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)
Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).
(«Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)
Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.
(«Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)
Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.
Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)
Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))
Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.
Эпифора – повторение заключительных слов.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Предварительный просмотр:
Взято с https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F4%2F263717%2Fslide_4.jpg&text=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=13&lr=12&rpt=simage
Предварительный просмотр:
|
1. Определение места героя среди других персонажей. |
Еще материал можно посмотреть:
http://5litra.ru/other/55-plan-xarakteristiki-geroya-literaturnogo.html
http://slovo.ws/geroi/index_alfavit_12.html
Предварительный просмотр:
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Еще материал можно посмотреть:
Взято с https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fimages%2F2692%2F50431%2F640%2Fimg9.jpg&text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=0&lr=12&rpt=simage
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА
Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...
Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей
Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...
памятка для учащихся "Как готовиться к сочинению по художественной литературе"
Простые советы помогут вам избежать неудачи при написании сочинения по литературе....
Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»
Памятка для родителей«Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5-6 лет»Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста. Почему необходимо? Потому что начи...
Памятка для учащихся. Требования к итоговому сочинению по литературе 11 кл.
Требования к итоговому сочинению по литературе 11 кл. Памятка для учащихся...
Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"
Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений....