Рабочая программа по литературе XX века
рабочая программа (литература) по теме
Рабочая программа по литературе XX века (умк И.Сухих)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_khkh_veka.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе
2 курс
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004 года.В основу содержания и структуры рабочей программы положена «Программа литературного образования в 10 – 11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор И.Н.Сухих). Программа реализуется на базе УМК:
- Сухих И.Н.Литература в 11 классе (книга для учителя). М., Академия, 2010
- Сухих И.Н. Литература 11 класс (практикум), базовый уровень. М., Академия, 2011
- Сухих И.Н. Литература 10-11 класс (базовый уровень), программа. М., Академия, 2008
- Сухих И.Н. Литература 11 класс, часть 1 (базовый уровень), М., Академия, 2011
- Сухих И.Н. Литература 11 класс, часть 2 (базовый уровень). М., Академия, 2011
Материал рассчитан на обучающихся 1-2 курсов профессионального училища (базовый уровень) – 3 часа в неделю, 51 час в 3 семестре, 63 часа в 4 семестре, итого 114 часов.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов даёт учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список литературных произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы ХХ века сопровождается углублённым изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В,Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи с курсом МХК и историей религии.
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся, в первую очередь с текстом литературного произведения, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы и т.д.)
Характер организации учебного материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой XIX века.
Учебно-методический комплекс по программе И.Н.Сухих включает учебник, книгу для учителя и практикум для учащихся. Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н.Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:
- название темы;
- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;
- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских работ и др.
- список литературы по каждой теме программы.
Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н.Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.
Как правило, путь анализа включённого в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее – к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного чтения», метод критического мышления, различные приёмы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен будет
знать и понимать:
- произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим способом отражающий реальность и выражающий мндивидуальный авторский замысел;
- основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;
- своеобразие содержания и формы главных, «канонических» текстов русской литературы XIX и XX веков;
- разнообразие интерпретаций классических произведений; их вечную актуальность и неисчерпаемость;
- основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;
- ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений;
уметь:
- анализировать художественные произведения в разных аспектах (целостный, проблемный, аспектный анализ) и на разных уровнях (анализ художественного мира, лирического произведения, эпического эпизода, драматической сцены);
- сопоставлять художественные произведения по разным признакам (сравнение героев, сюжетных ситуаций, мотивов, стилистических средств);
- видеть связь данного произведения с исторической эпохой и в то же время его общечеловеческий смысл;
- аргументировано сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения;
- выразительно читать произведения разных родов и жанров, учитывая их художественную природу и стилистические особенности;
- писать сочинения разных жанров, рецензии на прочитанные книги, эссе, делать конспекты критических статей;
использовать приобретённые умения и навыки:
- в аналитической работе с разными типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;
- устных речевых жанрах (доклад, дискуссия);
- письменных жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);
- восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального, самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.
Основные теоретико-литературные понятия авторской программы
Словесность и художественная литература.
Язык и мир художественного произведения. Художественный мир писателя.
Уровни художественного мира: пространство и время (хронотоп). Действие, персонажи.
Элементы хронотопа: деталь и подробность; пейзаж.
Элементы действия: сюжет и фабула; экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролого и эпилог.
Уровень персонажей: главные и второстепенные персонажи; характер, тип, вечный образ.
Уровень языка: система тропов и стилистических пластов. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, оксюморон. Стилистические пласты: архаизмы, неологизмы, варваризмы, диалектизмы, жаргон.
Композиция литературного произведения, её формы и типы.
Формы повествования: авторское повествование, личное повествование, сказ и его виды.
Мотивы и приёмы. Виды мотивов: предметные, сюжетные, стилистические мотивы. Символ. Гротеск.
Тема и идея художественного произведения. Авторская и объективная идея. Автор и «образ автора». Трагическое и комическое; сатира, юмор, ирония как формы авторской оценки.
Литературные роды и их жизненные истоки.
Эпические жанры: эпопея, роман; повесть, поэма; рассказ, новелла, очерк, сказка, басня, анекдот. Жанровые разновидности романа.
Драматические жанры: трагедия, комедия, водевиль, собственно драма. Жанровые разновидности драмы.
Лирические жанры: ода, элегия, эпиграмма; песня, послание, сонет. Совмещение жанровых традиций в лирике нового времени. Лирический герой и поэтический мир.
Проза и поэзия как формы организации художественной речи. Стихотворные размеры, рифмы и строфика.
Историческое развитие литературы. Художественные методы и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и этапы его развития, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
Учебно-тематический план
№ | содержание | Кол-во часов | Р/Р творческая работа |
1 | Общая характеристика | 1 | |
2 | Общая характеристика и основные представители эпохи серебряного века | 8 | 1 |
3 | А.А.Блок | 8 | 1 |
4 | И.А.Бунин | 5 | 1 |
5 | А.М.Горький | 6 | 2 |
6 | Общая характеристика эпохи 20-30-х гг | 5 | |
7 | В.В.Маяковский | 6 | |
8 | С.А.Есенин | 4 | 1 |
9 | М.А.Шолохов | 7 | 1 |
10 | О.Э.Мандельштам | 3 | |
11 | А.А.Ахматова | 5 | |
12 | М.А.Булгаков | 5 | 2 |
13 | М.И.Цветаева | 4 | |
14 | Б.Л.Пастернак | 7 | 1 |
15 | А.П.Платонов | 1 | |
16 | Общая характеристика эпохи 1940-80-х гг | 2 | |
17 | А.Т.Твардовский | 4 | |
18 | А.И.Солженицын | 4 | |
19 | В.М.Шукшин | 4 | 1 |
20 | Н.М.Рубцов | 2 | |
21 | В.С.Высоцкий | 2 | |
22 | Ю.В.Трифонов | 3 | |
23 | С.Д.Довлатов | 2 | |
24 | И.А.Бродский | 3 | |
25 | А.В.Вампилов | 2 | |
26 | Литературная ситуация рубежа ХХ- XIX веков | 1 | |
27 | Развитие речи | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Учебно-познавательная задача | Информационная компетенция | Домашнее задание |
1 | Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века). Летопись эпохи. | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | коллективная | Знать основные события данного периода | Уметь создавать устные сообщения | Заполнить таблицу, дать определения терминам. |
2 | Серебряный век: ренессанс или упадок? | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | коллективная | Знать основные события данного периода, имена, основные особенности периода. | Уметь создавать устные сообщения | Подготовить сообщения |
3 | Символизм: искусство Иного. В.Я.Брюсов: конструктор русского символизма. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать определение символизма, основные факты биографии Брюсова | Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | Сравнить стихотворения Брюсова и Бальмонта |
4 | К.Бальмонт и А.Белый: два поколения русских символистов. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Чтение наизусть | Знать особенности символизма | Анализ стихотворения | Письменно ответить на вопрос №11, читать стихи акмеистов. |
5 | Акмеизм: искусство Этого. Н.С.Гумилёв: заблудившийся конквистадор. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности акмеизма | Умение определять художественные средства в текстах | Сообщение о жизни Гумилёва |
6 | Футуризм: поэзия «самовитого слова». Велимир Хлебников: утопист и шаман | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности футуризма | Умение определять художественные средства в текстах | Заполнить таблицу, подготовить сообщение о Куприне |
7 | А.Куприн: наследник чеховской традиции. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии Куприна | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Читать «Гранатовый браслет», ответить на вопросы |
8 | «Гранатовый браслет» - высокая трагедия в мире обыденной жизни | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать содержание произведения, её жанровое и композиционное своеобразие | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | 1.Подготовить сообщение о Л.Андрееве. 2. Читать рассказ «Баргамот и Гараська». |
9 | Л.Н.Андреев – русский экспрессионист | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать определение экспрессионизма | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Повторить пройденное |
10 | Как писать сочинение | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Написать сочинение |
Александр Блок | |||||||
11 | Судьба: жизнь, сочинённая поэтом | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии поэта, основные темы его лирики | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Читать главу учебника, прокомментировать стихи 1 тома. |
12 | Путь: трилогия вочеловечения (эволюция лирики от первого тома к третьему) | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Чтение наизусть | Умение определять художественные средства в текстах | Заполнить таблицу. |
13 | Путь: трилогия вочеловечения (эволюция лирики от первого тома к третьему) | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии поэта, основные темы его лирики, уметь анализировать поэтическое произведение | Сопоставительный анализ стихотворений | Прокомментировать стихи. |
14 | Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии поэта, основные темы его лирики, уметь анализировать поэтическое произведение | Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать, создавать устные и письменные сообщения | Письменный анализ стихотворения. |
15 | Образ Родины: история и современность. | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии поэта, основные темы его лирики, уметь анализировать поэтическое произведение | Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать, создавать устные и письменные сообщения | Читать поэму «Двенадцать». |
16 | «Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы» | Поисковая, проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать содержание поэмы, жанровое и композиционное своеобразие | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Сделать выписки из поэмы. |
17 | Фабула, сюжет и композиция поэмы | Поисковая, проблемное изложение | Лекция. Аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать содержание поэмы, жанровое и композиционное своеобразие | Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать, создавать устные и письменные сообщения | 1.Подготовить таблицу «Жизнь и творчество Бунина» 2.Сделать выписки из рассказа «Антоновские яблоки» 3.Подготовить чтение стихов Бунина. |
18 | Проблема финала «Двенадцати» | исследовательская | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Написать сочинение |
Иван Алексеевич Бунин | |||||||
19 | Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель? Лирический мир И.А.Бунина: поэзия или проза? | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии поэта | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Письменно ответить на вопрос №12. |
20 | Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? | Проблемное изложение | Лекция. Аналитическая беседа | Коллективная. индивидуальная | Знать содержание рассказа, жанровое и композиционное своеобразие | Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения | Заполнить таблицу |
21 | Природа и цивилизация в рассказе И.А.Бунина | Проблемное изложение | Лекция. Аналитическая беседа | Коллективная. индивидуальная | Знать содержание рассказа | Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения | Читать рассказы Бунина |
22 | Метафизика любви и смерти в рассказах Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти» | Проблемное изложение | Лекция. Аналитическая беседа | Коллективная. индивидуальная | Знать содержание рассказа | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Письменный ответ на вопрос №6 |
23 | Аналитическое чтение рассказа «Тёмные аллеи» | поисковая | Исследовательские задания | индивидуальная | Знать содержание рассказа, уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Задания по группам (обзор глав учебника):
|
Максим Горький | |||||||
24 | Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная. индивидуальная | Знать основные факты биографии Горького | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках, создавать устное высказывание на заданную тему |
|
25 | Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» | Исследовательские задания | Лекция, проблемные задания, работа с дополнительной литературой | Коллективная. Индивидуальная, Аналитическое чтение | Знать содержание рассказов | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | |
26 | Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» | Исследовательские задания | Проблемные задания | Коллективная. индивидуальная | Знать содержание рассказов | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | . Читать пьесу «На дне»,подготовить выписки о ночлежниках: сведения о прошлом персонажа, причины, по которым он попал на «дно», его положение среди ночлежников, отношение к своему будущему, правде и лжи, особенности его речи. |
27 | «Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А.Мариенгоф): «На дне» как социальная драма. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Знать содержание пьесы | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах, сравнивать героев пьесы | 1.Какие темы обсуждают персонажи? Какая из них является главной? 2.Охарактеризуйте философию Луки, опираясь на его реплики о человеке, вере, правде, лжи |
28 | «Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Знать содержание пьесы | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах, сравнивать героев пьесы | Подготовить выразительное чтение монолога Сатина в д.4 и объяснить его место в развитии конфликта пьесы. |
29 | Проблема правды и лжи: неразрешённый спор. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Знать содержание пьесы | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах, сравнивать героев пьесы | Подготовиться к сочинению |
30-31 | Сочинение по творчеству Горького | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал на заданную тему и логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | По материалам главы «Литература в эмиграции: в изгнании или в послании?» подготовить ответ на вопрос №6. |
Литература 1920-1930-х годов | |||||||
32 | Литература и власть: пути литературы 1920-1930-х годов. «Воздух эпохи»: рассказ Замятина «Дракон» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Знать основные события эпохи, литературные направления и группировки 1920-х годов | Уметь работать с учебником, аргументировано сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведение | Задания по группам: |
33 | «О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Иметь представление о стилистических тенденциях в прозе 1920-х годов | Уметь работать с учебником, аргументировано сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведение | Прочитать рассказы Бабеля «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова», «Письмо», «Эскадронный Трунов». |
34 | Эпос о революции и «диалектика души»: рассказы Бабеля из цикла «Конармия» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Иметь представление о стилистических тенденциях в прозе 1920-х годов | Уметь работать с учебником, аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведение | Подготовить выразительное чтение рассказа Зощенко «Обезьяний язык» |
35 | «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М.Зощенко «Обезьяний язык» и «Монтёр» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Иметь представление о стилистических тенденциях в прозе 1920-х годов | Уметь работать с учебником, аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведение | Ответить письменно на вопрос: «Против чего или против кого направлен смех писателя в рассказе «Театральный механизм»?» Начало ответа: «Критика Зощенко в рассказе направлена против…» Прочитать рассказ Набокова «Благость» |
36 | «,,,Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В.Набоков. Рассказ «Благость» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Иметь представление о стилистических тенденциях в прозе 1920-х годов | Уметь работать с учебником, аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведение | Найдите в тексте рассказа примеры оригинальных метафор, сравнений, других тропов и объясните их роль в произведении. |
Владимир Владимирович Маяковский | |||||||
37 | «Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского. | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная, аналитическое чтение | Знать основные факты биографии Маяковского | Уметь выразительно читать стихотворения | Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!», «Ничего не понимают», «Скрипка и немного нервно», «Послушайте». Объяснить свой выбор. |
38 | Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт» | исследовательская | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Сопоставить образы лирического героя в стихотворениях «Нате!» и «Послушайте!». Какой Маяковский, по-вашему, подлинный? |
39 | Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт» | исследовательская | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Читать поэму «Облако в штанах». Ответить устно на вопрос: «Почему поэма так называется?» |
40 | «Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах» | исследовательская | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах, аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение произведения | Читать стихотворения Маяковского «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Левый марш», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся». Ответить на вопрос: «Как воспринял Маяковский Октябрьскую революцию и какие произведения он посвятил этому событию»? |
41 | Лирика Маяковского 1917 – 1930 годов: «поэт Революции» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Письменное задание. С кем из современников Маяковского вам хочется согласиться и почему? «Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принуждённое и пустое, навсегда останется для меня загадкой…» (Б.Л.Пастернак) «Без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский – без Революции» (М.Цветаева) |
42 | Поэт и поэзия: трагедия поэта | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь находить информацию по заданной теме в разных источниках, создавать устные сообщения | Подготовить сообщения по вопросам: 1.Рассказ о детстве поэта. С кем из поэтов XIX века Есенин чувствовал внутреннее родство? 2. Каким был путь Есенина в литературу? Кто способствовал его литературной известности? 3. Каково было отношение Есенина к революции? Чем оно отличалось от позиции Блока, Бунина, Маяковского? 4. В чём состояли эстетические принципы имажинизма? Как они соотносились с есенинской поэтикой? |
Сергей Александрович Есенин | |||||||
43 | Творческий портрет Сергея Есенина | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии Есенина | Сопоставительный анализ стихотворений | Выписать опорные слова из высказываний поэтов, отражающие своеобразие есенинской поэзии. Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина. |
44 | Художественный мир лирики Есенина | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Напишите сочинение-обобщение «Образ Родины в ранней лирике Есенина». |
45 | Эволюция образа родины в лирике Есенина | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина |
46 | Эволюция образа родины в лирике Есенина | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Сопоставительный анализ стихотворений | Подготовиться к сочинению. |
47 | Сочинение по творчеству Есенина | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Ответить на вопрос: «В чём жизнь и судьба М.Шолохова типична, а в чём необычна для эпохи?» |
Михаил Александрович Шолохов | |||||||
48 | «В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону» | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Знать основные факты биографии Шолохова | Сопоставить рассказ Шолохова «Родинка» с новеллой Бабеля «Письмо» |
49 | «Война и мир на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Композиция романа, связь произведения с исторической эпохой | Аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения | Найти портреты-характеристики П.П.Мелехова, Ильиничны, Натальи Коршуновой, Петра и Дуняшки Мелеховых. Перечитать эпизоды:
|
50 | «Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Групповая характеристика героев: семейство Мелеховых и трагедия казачества | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Читать эпизоды: Кн.2,ч.5,гл.12; Кн.2,ч.5,гл.30; Кн.3,ч.6,гл.33; Кн.3,ч.6,гл.56; Кн.2,ч.5,гл.31. |
51 | «Поправляющий грех горше поправляемого»: «Тихий Дон» как роман о революции и гражданской войне | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, гражданская война | Уметь видеть связь данного произведения с исторической эпохой и в то же время его общечеловеческий смысл | Составьте план рассказа «Жизненный путь Григория Мелехова на страницах «Тихого Дона». |
52 | «Одиссея казачьего Гамлета»: «Тихий Дон» как роман как роман о трагической судьбе человека | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Ответить на вопросы: 1.Закономерным или неожиданным оказался итог жизни героя? 2.В чём заключается «самостоянье» Григория Мелехова? |
53 | «Одиссея казачьего Гамлета»: «Тихий Дон» как роман как роман о трагической судьбе человека | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Читать рассказ Шолохова «Судьба человека». |
54 | Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Подготовиться к сочинению |
55 | Сочинение по творчеству Шолохова | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Составить план биографии Мандельштама. |
Осип Эмильевич Мандельштам | |||||||
56 | «Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Культурно-исторический контекст лирики Мандельштама | Знать основные события биографии Мандельштама | Заполнить таблицу. Прочитать стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет», «Айя-София», «Notre Dame», «В разноголосице девического хора…» «Адмиралтейство» |
57 | «Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность | исследовательская | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Заполнить таблицу, прочитав стихотворения «Ленинград», «Мы с тобой на кухне посидим», «Там, где купальни, бумагопрядильни», «Квартира тиха, как бумага» |
58 | «Мне на плечи кидается век-волкодав»: поэт и время | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Петербургская тема у Мандельштама: история и современность | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Ответить на вопросы №14,15 учебника. |
Анна Андреевна Ахматова | |||||||
59 | Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Образ поэта в стихах его современников | Лекция. Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Поэтика Ахматовой и традиции психологической прозы: роль пейзажа, детали, реплики | Знать основные факты биографии Ахматовой | Подготовить выразительное чтение стихотворений «Сжала руки под тёмной вуалью», «Сероглазый король», «Я научилась просто, мудро жить», «Вечером», «Все мы бражники здесь, блудницы», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет», «Я улыбаться перестала», «Как белый камень в глубине колодца», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» |
60 | «Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А.А.Ахматовой | Лекция. Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Анализировать художественное произведение в разных аспектах | Подготовить сообщения на одну из тем:
|
61 | «Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием» | Лекция. Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Гражданский и поэтический подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия | Аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение | Прочитать стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю», «Приморский сонет», «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати», «Северные элегии». Написать комментарий к одному из стихотворений. |
62 | «Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием» | Поисковая, проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Фольклорные и религиозные мотивы в поэме. Уметь находить и анализировать художественные приёмы | Аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл и собственное видение | Ответить на вопрос №12 учебника. |
63 | «…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом сознании А.А.Ахматовой | Лекция. Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Читать «Мастер и Маргариту» Булгакова. |
Михаил Афанасьевич Булгаков | |||||||
64 | Судьба художника: противостояние эпохе. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе» | Объяснительно-иллюстративная | лекция | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Знать основные события биографии Булгакова | Ответить на вопросы 1-6 учебника. |
65 | Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. | Лекция. Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты» | Уметь создавать устные высказывания, опираясь на текст литературного произведения | Перечитать главы романа:
|
66 | Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры | поисковая | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать. Знать: определение сатиры. | Уметь создавать устные высказывания, опираясь на текст литературного произведения | Подготовить фабульный пересказ истории любви мастера и Маргариты. Ответить на вопросы 14-16 учебника |
67 | Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф | Проблемное изложение | Лекция, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать устные высказывания, опираясь на текст литературного произведения | Перечитать заключительные главы романа |
68 | Смысл финала. Свет и покой в романе | поисковая | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать устные высказывания, опираясь на текст литературного произведения | Подготовиться к сочинению |
69 | Сочинение по роману Булгакова | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | |
70 | Сочинение по роману Булгакова | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Прочитать поэтические циклы Цветаевой «Стихи к Пушкину» и «Стихи к Блоку» |
Марина Ивановна Цветаева | |||||||
71 | «С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой | Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь выразительно читать стихотворения, учитывая их художественную природу и стилистические особенности | Знать основные факты биографии Цветаевой | Ответить на вопросы 1-5 учебника |
72 | «Высота бреда над уровнем жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М.Цветаевой. Поэтика Цветаевой | Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Понимать произведения словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Подготовить выразительное чтение стихотворений Цветаевой о любви |
73 | «Высота бреда над уровнем жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М.Цветаевой. Поэтика Цветаевой | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь выразительно читать стихотворения, учитывая их художественную природу и стилистические особенности | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Подготовить сообщение о книге Цветаевой «Лебединый стан» |
74 | «Есть времена - железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Выполнить разбор стихотворения «Вот опять окно» из цикла «Бессонница» или выполнить задания 12,13 учебника. Прочитать стихи Пастернака «Марбург» (1 часть), «О, знал бы я, что так бывает…», «В больнице», «Нобелевская премия». |
Борис Леонидович Пастернак | |||||||
75 | Поэт и время: личность и судьба Б.Л.Пастернака | Объяснительно-иллюстративная | лекция | Коллективная, индивидуальная | Философия истории Пастернака | Знать основные факты биографии поэта | Прочитать стихи Пастернака «Про эти стихи», «Определение поэзии». «Воробьёвы горы», «Любимая, - жуть! Когда любит поэт…», «Давай ронять слова», «Никого не будет в доме», «На ранних поездах», «Во всём мне хочется дойти…», «Когда разгуляется», «Ночь», «Снег идёт». |
76 | «И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике Б.Л.Пастернака | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Понимать произведения словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра | Уметь анализировать художественное произведение в разных аспектах | Составить небольшой сборник стихотворений Пастернака (5-7 стихотворений),положив в основу один общий принцип, образ, мотив или приём. |
77 | «Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л.Пастернака | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать устные высказывания, опираясь на текст литературного произведения | Подготовить выразительное чтение стихотворений Пастернака «Гамлет», «Зимняя ночь». |
78 | «Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л.Пастернака | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения | Сопоставить стихотворения «Гамлет» и «Гефсиманский сад». Почему именно «Гамлет» открывает сборник, а «Гефсиманский сад» завершают его? Принимают ли герои стихотворений свою судьбу? Что объединяет эти стихотворения и что их различает? |
79 | «Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго» | Объяснительно-иллюстративная | лекция | Коллективная, индивидуальная | Взгляд Пастернака на русскую историю, образ главного героя, христианские мотивы, проза и стихи, герой и автор | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Подготовить выразительное чтение стихотворений, включённых в сборник «Стихотворения Юрия Живаго». Выписать цитаты, ключевые для цикла в целом. |
80 | «Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго» | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Закончить письменную работу |
81 | «Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго | Лекция. Проблемное изложение | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Чтение наизусть | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Прочитать рассказ Платонова «В прекрасном и яростном мире» |
Андрей Платонович Платонов | |||||||
82 | Человек и мир, в котором он живёт (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире») | Поисковая, проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Прочитать рассказ Платонова «Фро», поставить к рассказу вопросы. |
Литература 1940-1980-х годов | |||||||
83 | Литература и война: музы и пушки. Литература и власть: время кнута и пряника | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события данного периода | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках разного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные сообщения | Подготовить выразительное чтение стихотворений Ахматовой «Клятва», «Мужество», Симонова «Жди меня», Берггольц «Февральский дневник», Орлова «Его зарыли в шар земной», Кульчицкого «Мечтатель, фантазёр, лентяй. Завистник» |
84 | Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт». Образ меняющегося времени в литературе 1960-х-80-х годов | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать имена поэтов, чтение наизусть, основные темы и образы | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Заполнить таблицу «Тематические направления прозы 1960-1980 годов», используя материал учебника. |
Александр Трифонович Твардовский | |||||||
85 | «Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т.Твардовского | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Основные темы и образы лирики поэта. уметь анализировать поэтическое произведение | Знать основные факты биографии поэта | Прочитать поэму «Василий Тёркин» |
86 | «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | История создания поэмы, тема, композиция, образы, лейтмотив | Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные сообщения | Письменно докажите, что поэма «Василий Тёркин» - это эпопея. |
87 | «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | История создания поэмы, тема, композиция, образы, лейтмотив | Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные сообщения | Прочитайте стихи Твардовского «Я знаю, никакой моей вины», «Дробится рваный цоколь монумента», «В тот день, когда окончилась война», «Вся суть в одном-единственном завете». «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «Космонавту», «Полночь в моё городское окно» |
88 | «Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т.Твардовского | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Основные темы и образы лирики поэта. уметь анализировать поэтическое произведение | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Письменно ответить на вопрос: «Почему эпос Твардовского называют лирическим, а его лирику – эпической?» |
Александр Исаевич Солженицын | |||||||
89 | «Писатель, которого сердце переболело всеми болями общества»: биография и творчество А.И.Солженицына | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии писателя, основные темы его творчества | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Ответить на вопрос: «Какие факты биографии Солженицына оказали решающее влияние на его писательскую судьбу?» |
90 | Особенный герой рассказа «Один день Ивана Денисовича» | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии писателя, основные темы его творчества | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Выписать пословицы. Поговорки и похожие на них выражения из речи Ивана Денисовича Шухова. |
91 | Особенный герой рассказа «Один день Ивана Денисовича» | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии писателя, основные темы его творчества | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Заполнить таблицу до конца |
92 | Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ» | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты биографии писателя, основные темы его творчества | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках | Читать рассказы Шукшина «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Сураз», «Крепкий мужик». |
Василий Макарович Шукшин | |||||||
93 | «Нравственность есть правда»: жизнь и творческий путь Шукшина – актёра. Режиссёра, писателя | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Основные темы творчества писателя | Знать основные факты биографии писателя | Ответить на вопросы 1-4 учебника. |
94 | «Чудики» и философы В.М.Шукшина | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Особенный герой произведений Шукшина | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Распределить рассказы Шукшина по типам: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. |
95 | «Чудики» и философы В.М.Шукшина | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Особенный герой произведений Шукшина | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Составить характеристику одного из героев рассказов Шукшина |
96 | «Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Особенный герой произведений Шукшина | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Подготовиться к сочинению |
97 | Сочинение по творчеству Шукшина | Исследовательские задания | индивидуальная | индивидуальная | Уметь отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | Читать стихотворения Рубцова |
Николай Михайлович Рубцов | |||||||
98 | «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н,М,Рубцова | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты жизни и творчества поэта, основные темы его творчества | Сопоставительный анализ стихотворений | Ответить письменно на вопросы 1-4 учебника (стр.296) |
99 | «Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово» Учителя и предтечи Н.М.Рубцова | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты жизни и творчества поэта, основные темы его творчества | Сопоставительный анализ стихотворений | Подготовить выразительное чтение стихотворений Рубцова |
100 | «Я не люблю»: катехизис поэта, певца и гражданина | Проблемное изложение | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты жизни и творчества поэта, основные темы его творчества | Уметь находить нужную информацию на заданную тему в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные высказывания | Ответить на вопросы 3,4,10 учебника (стр.310-311) |
Владимир Семёнович Высоцкий | |||||||
101 | «Высоцкий – шансонье всея Руси» | Исследовательские задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные факты жизни и творчества поэта, основные темы его творчества | Сопоставительный анализ стихотворений | Прослушать песни или прочитать тексты Высоцкого «Песенка ни про что, или что случилось в Африке», «он не вернулся из боя», «Дорожная история», «Памятник», «Купола». |
Юрий Валентинович Трифонов | |||||||
102 | «Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях Ю.В.Трифонова | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь находить нужную информацию на заданную тему в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные высказывания | Прочитать рассказы Трифонова «Игры в сумерках». «Прозрачное солнце осени», «Путешествие», «Вечные темы». |
103 | «Обмены и обманы» города в прозе Ю.Трифонова | Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Ответить на вопрос: «Какие вечные темы исследует Трифонов в повести «Обмен»? |
104 | Завещание Ю.Трифонова: вечные темы в творчестве Трифонова | Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь находить нужную информацию на заданную тему в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные высказывания | Подготовить сообщение о жизни Довлатова |
Сергей Донатович Довлатов | |||||||
105 | «Мир уродлив и люди грустны» (И.Бродский): анекдоты и драмы С.Довлатова | Объяснительно-иллюстративная | лекция | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Прочитайте повесть Довлатова «Чемодан». Отметьте несколько анекдотов, включённых в текст повести. |
106 | Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях Довлатова | Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Тематика произведений Довлатова, стилистические особенности рассказов | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Подготовить выразительное чтение одного стихотворения Бродского. Раскрывающего, по вашему мнению, личность поэта. |
Иосиф Александрович Бродский | |||||||
107 | «Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мёртвых | Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества поэта | Уметь находить нужную информацию на заданную тему в источниках различного типа, отбирать и систематизировать её, создавать устные и письменные высказывания | Письменно ответить на вопрос №6 учебника |
108 | «Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике Бродского | Лекция, аналитическая беседа | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Изобразительно-выразительные средства языка, тематика поэзии Бродского | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Ответить на вопросы 1-4 учебника (стр.359-360) |
109 | И.Бродский и традиции философской поэзии | Проблемные задания | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Чтение стихотворения наизусть | Анализ стихотворения | Ответить на вопрос №9 учебника (стр.360_ |
Александр Валентинович Вампилов | |||||||
110 | Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные события жизни и творчества писателя | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Прочитайте «провинциальный анекдот» А.Вампилова «Двадцать минут с ангелом» |
111 | Люди не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах» | Поисковая | Исследовательские задания | Коллективная, индивидуальная | Тематика произведений писателя, герои, стилистические особенности произведений | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Подготовиться к беседе по вопросам:
|
Литературная ситуация рубежа XX – XXI веков | |||||||
112 | Литературная ситуация рубежа ХХ – XXI веков. Неоконченные споры | Лекция, аналитическая беседа | Проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать имена писателей и поэтов данного периода, произведения, особенности данного периода | Уметь создавать устные сообщения, использовать различные источники информации | Подготовиться к итоговому сочинению |
113 | Итоговое сочинение | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | |
114 | Итоговое сочинение | исследовательская | Исследовательские задания | индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год
Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочий лист "Русская литература XVIII века. Петровская эпоха"
Рабочий лист "Русская литература XVIII века. Петровская эпоха" для внеклассного мероприятия по литературе в 9 классе в рамках Рождественских чтений-2021, посвященных 350-летию со дня рождени...