Урок литературы в 8 классе "А счастье было так возможно..." по повести И.С.Тургенева "Ася".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Кузнецова Светлана Юрьевна

Конспект урока литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_schaste_bylo_tak_vozmozhno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести И.С.Тургенева «Ася».

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С.Тургенева «Ася»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Задачи урока:

- обобщить сведения о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-развивать умения давать аргументированный ответ;

-развивать умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

 Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Вы прочитали замечательную повесть И.С.Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характерах и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

  Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули  вместе с Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

3.       1 слайд.

Почему тема урока дана на фоне герани?

Именно герань бросила Ася господину Н.Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

Тема нашего урока: «А счастье было так возможно».

             2 слайд.

Почему окно захлопнулось?

Между геранью и закрывшимся окном – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто виноват?

          3 слайд.

Эпиграф нашего урока: «А счастье было так возможно…»

         4 слайд.

 Вопросы урока:

  1. Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?
  2. Почему герой обречён на одиночество?

4   Как жил г. Н.Н. до встречи с Асей?

      5 слайд.

 «Жил без оглядки…»

Есть ли у героя жизненные принципы?

Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он придумывал (история с «жестокосердной» вдовой)

Какое впечатление произвела Ася на г. Н.Н. во время первой встречи?

    6 слайд.

  «Что-то особенное»

 Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н.Н. переправляется на лодке через Рейн прекрасной лунной ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести. Послушайте подготовленное выразительное чтение этого отрывка и ответьте на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

 Окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л.Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль.

   7 слайд. (Лунная ночь, музыка Бетховена)

Какие же три темы мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа, любовь, ещё не названная.

Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? (Счастьем)

Именно искусство, природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С.Тургенева.

     8 слайд (Искусство – природа – любовь)

Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

5.  Взаимоотношения героев складываются необычно. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера? Расскажите.

 В чём причина этой странности?

История Аси (выборочный пересказ).

У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии Тургенев отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.Н.Житова, незаконная дочь его матери и А.Берса, семейного врача.

Сообщение о В.Н.Житовой. Слайды 7-14.

 

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей  Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства.  Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери  как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно.  Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин  города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает новизной. Выразительное чтение отрывка из 14 главы.

 6. В душе г. Н.Н. тоже происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

В карточках  с отрывками из повести подчеркните слова со значением чувств.

Карточка.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

  1. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
  2. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
  3. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

Назовите чувства. Почему именно эти чувства испытывает г.Н.Н.?

7. Первое свидание. Гл.9.

Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют? Слайд 15. Заполнение 1 колонки.

 Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцениваете поступок Аси? Почему г.Н.Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Второе свидание. Гл. 16.

Как ведёт себя г.Н.Н. Оцените. Заполнение 2 колонки.

Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая

Проанализируйте таблицу. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

8. Когда просыпается настоящая любовь  в душе г.Н.Н.? Гл.19(выразительное чтение).

Почему не состоялось счастье героев? Вспомните эпиграф, была ли у героя возможность вернуть счастье?

Как сложилась жизнь героя? Прав ли он?

9. В заключение урока прозвучит романс «Утро туманное» на стихотворение И.С.Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда Тургенев был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью.

 Слайд 18.

10. Вернёмся к главным вопросам урока.

Вывод: люди очень часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье  и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

11. Слайд 19.

  Ответьте дома на вопрос: как драму рассказчика помогают понять слова И.С.Тургенева «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Презентация. "А счастье было так возможно" (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"")

Иллюстративный ряд презентации "А счастье было так возможно" поможет учащимся "войти" в атмосферу Пушкинского романа. Текстовой материал слайдов информативен. В избранных эпизодах выделены ключевые сл...

А счастье было так возможно

Презентация посвящена повести И.С.Тургенева "Ася". В нее включены иллюстрации и задания к повести....

Презентация к уроку: "А счастье было так возможно..."( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Повесть И.С. Тургенева "Ася" важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить внимание в 8-м класса на эту повесть особое внимание. Тема урока: " А счастье было так...

Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.

Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной ...

"А счастье было так возможно..." По повести И. С. Тургенева "Ася".

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася". " А счастье было так возможно..."  Урок внеклассного чтения....

"А счастье было так возможно..." (главы 11 – 22 повести И.С.Тургенева «Ася»).

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася"....