"А счастье было так возможно..." (главы 11 – 22 повести И.С.Тургенева «Ася»).
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Дейнек Ирина Алексеевна

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 37. "А счастье было так возможно..." (главы 11 – 22  повести И.С.Тургенева «Ася»).

Цель:

  • восстановить историю взаимоотношений героев;
  • определить основную тему и идею произведения;
  • ответить на вопрос: почему счастье не состоялось?

I. Организационный этап.

- Мне вспоминаются строки из стихотворения Льва Ошанина:

Литература – это исповедь.
        Под видом исповеди – проповедь...

      Великое художественное произведение (а оно великое, если мы читаем его на протяжении двухсот тысяч лет) заставляет нас задуматься над важными проблемами, которые, кстати, актуальны и сегодня. Поскольку мы уже третий урок будем вести разговор по повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», в которой главной темой является тема… (любви), мы построим наш урок необычно. А придать ему стройную композицию помогут слова русского сатирика Дон - Аминадо: «В любви есть три знака препинания: восклицательный знак, многоточие и точка». А мы на нашем уроке любви поговорим и о других многозначащих важных знаках препинания.  Потому что по ходу чтения мы задаём себе немало вопросов (вопросительный знак), желая получить на них ответы (на доске – двоеточие и кавычки). Восхищаемся  строками, которые вызывают у нас восторг или выражаем недовольство действиям отрицательного героя (на доске – восклицательный знак). А некоторые произведения хочется перечитывать снова и снова (на доске – многоточие).

II.  Постановка цели и задач урока.

- Дома вы должны были дочитать повесть до конца. И уже знаете, что господин НН и Ася… (не поженились, расстались). «А счастье было так возможно…»

–Вот эти строчки из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и будут темой  нашего урока. Запишите: "А счастье было так возможно..."

- Какие вопросы возникли у вас по теме и по прочитанным главам?

 Примерно:

- Почему не состоялось это счастье?

- Почему два влюбленных человека расстались?

- Почему же господин Н не признался Асе в любви? 

- Наша цель сегодня на уроке найти ответы на вопросы: (и перечислить вопросы, заданные детьми).  

 III. Актуализация знаний.

- Чтобы перейти к теме урока, давайте составим событийную цепочку по первым 10 главам (10 кратких предложений, одна глава - 1 предложение). Давайте начну я:

Глава 1. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, господин Н.Н. отправился путешествовать по Европе. Он остановился в небольшом немецком городке З. и поселился в уединённом месте на берегу реки.

Глава 2. На празднике студентов Н.Н. познакомился с Гагиным, который  вместе с сестрой  путешествовал по европейским городам.

 Глава 3. Утром следующего дня Гагин посетил Н.Н. Они пошли искать Асю на развалинах старой башни.
Глава 4. Возвратился Н.Н. домой в дурном настроении. В его душу закрались сомнения в отношении родства его новых друзей.

Глава 5. Целый день Н.Н. провёл вместе со своими друзьями. Непроизвольно он постоянно наблюдал за Асей и анализировал её поведение.

Глава 6. Н.Н. нечаянно подслушал, как Ася говорила брату о своей любви. Молодой человек посчитал, что его обманывают.

Глава 7. Н.Н. не спал до утра и на рассвете ушёл в горы. Вернулся молодой человек только через несколько дней.

Глава 8. Гагин, провожая Н.Н. до реки, поделился с ним историей своей жизни.

Глава 9. Н.Н. гуляли с Асей по винограднику. Вечером Гагин играл на фортепьяно вальс, а молодой человек и Ася увлечённо кружились в танце.

Глава 10. Вечер молодые люди провели втроём. Поздно вечером Н.Н. на лодке возвращался к себе. Он был счастлив.

- Судя по развитиям событий, между героями должна возникнуть любовь, и повесть закончится свадьбой, но этого не случилось.

III. Первичное усвоение новых знаний.

 - Может, были какие-то события, которые повлияли на то, что молодые люди не смогли быть вместе? Пришло время проверить домашнее задание. А поможет нам в этом первый из парадов знаков – наш ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ знак.

1. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. «Эмоциям — друг, равнодушию — враг, сердитый и восхищающийся Восклицательный Знак!» (Наталья Коваленко). 

 Дома вы должны были ответить на вопросы: 

Что вызвало сочувствие или восхищение (эпизод, слова, описание, ситуация, образ)?

и

Что  вызвало внутреннее несогласие или осуждение?  

- Судя по вашим ответам, опять-таки, счастье было возможным, но не случилось…

- Когда читаешь повесть, возникает немало вопросов. Чтобы ответить на них, перейдем к следующему этапу урока, где нас встречает ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знак.

IV. Решение поставленной проблемы.

2. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.  «Вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли». (Феликс Кривин) 

- Одним из важнейших моментов в композиции повести является сцена свидания героев. Прочитаем эпизод главы 16 стр.41 со слов «Послышался трепетный звук…» до слов «Когда несколько минут спустя…»

- Как вы думаете, чего ждала от этого свидания Ася? На что надеялась? (сама написала записку, позвала его на свидание, объяснилась ему в любви)

- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему? (В момент последнего свидания он ведёт себя отчуждённо и винит лишь Асю во всех проблемах, и это придает законченности образу Н. Н. Трусость и нерешительность характера героя приводят к трагичной развязке повести).

- Как Ася ведет себя во время отповеди  Н.? (Девушка молча слушала его, но, не выдержав, упала на колени и горько заплакала. Потом она убежала).

- Почему она убежала? (Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах).

- Вы согласны, что это стало первым шагом к расставанию?

- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

- Найдите текст записки и прочитайте (глава 21 стр.47).

- Почему же господин Н не признался Асе в любви?

- Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю? (Когда ищет ее…)

- Почему, узнав, что она нашлась, НН не идет на разговор с ней? (нерешительный, не человек действия)

V. Первичное усвоение знаний.

- Очень важную роль в художественном произведении, как известно, играют детали, на которые важно обращать внимание и понимать их роль в повествовании. Для этого этапа урока мы призовём на помощь такой знак как двоеточие. 

3. ДВОЕТОЧИЕ. «Объясняет причины, раскрывает смысл и важное в сюжете прочее всё знающее, мудрое Двоеточие» (Л. Симакова). 

Давайте обратимся к зримым символическим образам повести. К какому эпизоду относятся эти иллюстрации?

1. Ветка герани (Глава 4):
«— Ася! — крикнул Гагин, — ты здесь? Освещенное окошко в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидали темную головку Аси…

— Я здесь, — проговорила Ася, кокетливо опершись локтями на оконницу, — мне здесь хорошо. На тебе, возьми, — прибавила она, бросая Гагину ветку гераниума, — вообрази, что я дама твоего сердца..

.— Н. уходит, — возразил Гагин, — он хочет с тобой проститься.— Будто? — промолвила Ася, — в таком случае дай ему мою ветку, а я сейчас вернусь…».

Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н.Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь. Далее мы видим засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему? Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви.

2. Лунный столб (Глава 2):

«…Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

— Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, — закричала мне Ася.

Я опустил глаза: вокруг лодки, чернея, колыхались волны… Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку…»

Случайно ли  разбивает лунный столб наш герой? Вспомним слова Аси: «…вы его разбили». Этот разбитый столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, это разбита мечта девушки о герое, о любви, о полёте…

3. Река Рейн:

«Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката»...

Символически важно, что Рейн разделяет героя и героиню: отправляясь к Асе, герой всякий раз должен соприкоснуться со стихией.  Рейн оказывается и соединительным звеном между героями, и одновременно преградой. По Рейну Ася уплывает от него навсегда.

- Какие ещё образы – символы из повести вы сможете привести в пример?

(Есть ещё в повести образ маленькой ста´туи Мадонны, Ясень – символ мудрости, метафорическими предвестниками разлуки выступают руины феодального замка).

В повести много символов. Что они нам показывают?  (Что отношения героев обречены).

- А теперь мы переходим к следующему милому знаку препинания. Это кавычки!    

VI. Систематизация знаний.

4. КАВЫЧКИ. «Кавычки - парный милый знак, смотрите:  поможет нам запомнить важные мысли ...» (Н.Коваленко). 

- Как вы убедились, повесть Тургенева очень афористична (в ней много афоризмов). Многие строки из нее вполне могли бы стать статусами в наших личных страничках в Интернете. И поэтому именно кавычки ещё раз помогут вспомнить эти крылатые строчки (3 – 5).

- Прочитайте цитаты, которые вы выписали дома. Проверка домашнее задания.

«Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке…» (Глава 16).

«Помните, вы вчера говорили о крыльях?... Крылья у меня выросли — да лететь некуда». (Слова Аси. Глава 12) - Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.

«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, — и то не день, а мгновение». (Глава 21).

- О каком счастье для господина НН идет речь? (О любви)

- Почему же не состоялось это счастье?

Вывод: Господин Н. предстает перед нами неспособным к самостоятельным решениям и жизненным переменам. Особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне Аси. Она готова к самому высшему проявлению любви – самопожертвованию. Таким образом, господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь Аси только по своей вине. Это мы понимаем, читая сцену свидания господина Н. с Асей. Здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной Любви. В отличие от Аси, господин Н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья.

- Мы с вами знаем, что иногда в названии отражается основная мысль произведения. Как бы вы назвали повесть? Почему? (Я бы назвала это произведение «Повесть о потерянном счастье»).

- Давайте вернемся к нашим вопросам, которые мы задали себе в начале урока, и посмотрим, ответили ли мы на них.

VII. Информация о домашнем задании.

Дать развёрнутый ответ на вопрос:

В 22 главе господин НН говорит: «Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет!..». Почему в памяти героя осталась именно эта любовь?

VI. Подведение итогов.

- А каким же знаком препинания мы завершим наш урок? Готовясь к уроку, я провела анкетирование на родительских собраниях. Мамам и папам были заданы вопросы: Помните ли  повесть «Ася» и перечитывали ли вы ее в зрелом возрасте? Огромное спасибо взрослым серьезным занятым людям за то, что они незримо поучаствовали в нашем уроке. Скажу честно, перечитывали повесть не многие, но как ценно их мнение.

Мнение взрослых людей о повести «Ася»:

«Ещё в школе, в классе седьмом, я прочитала книгу Тургенева "Ася", мне она очень понравилась, и с тех пор я её перечитывала раза четыре. Столько всего уже написано о любви, о переживаниях, но это всё равно не надоедает и об этом хочется читать…»

      «Короткая повесть Тургенева "Ася" имеет свойство улучшаться во времени. Или ухудшаться, для кого как. Я впервые прочитал это произведение уже взрослым и ничего для себя интересного в нем не нашел… Это вообще мне не близко, даже в нынешнее время, когда мне уже за сорок. Нет ничего более нелепого, чем жалеть о содеянном.

      Но в дальнейшем мне довелось еще несколько раз читать "Асю" по разным причинам.... И вот что интересно, со временем отношение к этой повести  становится другим, она бодрит, кажется более вдумчивым и имеющим совершенно иной, более глубокий смысл».

   «В первый раз, еще в школе, прочитав повесть, я все спрашивала себя, почему, почему он дальше не продолжил поиски? Во второй раз я подумала, боже, какой же слабый этот Н.Н.

   А сейчас считаю, что я рада за Асю. И считаю финал идеальным! Рядом с такой уникальной девушкой должен быть сильный, мужественный человек, а не эта претензия на название "Мужчина"».

- Надеюсь, вы поняли, дорогие дети, что мнение родителей – это обращение к вам, призыв обязательно перечитать эту повесть, когда вы станете взрослыми.

- И поэтому, какой же знак препинания мы с вами поставим на финальном этапе урока?

(Есть там точка и не одна. Гости, а вы бы какой знак предложили?).

5. МНОГОТОЧИЕ.

Нет, история не окончена:

Ещё открыты в грядущее двери...

Шанс дарящее нам  Многоточие 

побуждает нас надеяться и верить!

                                                 Н.Коваленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Презентация. "А счастье было так возможно" (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"")

Иллюстративный ряд презентации "А счастье было так возможно" поможет учащимся "войти" в атмосферу Пушкинского романа. Текстовой материал слайдов информативен. В избранных эпизодах выделены ключевые сл...

А счастье было так возможно

Презентация посвящена повести И.С.Тургенева "Ася". В нее включены иллюстрации и задания к повести....

Презентация к уроку: "А счастье было так возможно..."( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Повесть И.С. Тургенева "Ася" важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить внимание в 8-м класса на эту повесть особое внимание. Тема урока: " А счастье было так...

«А счастье было так близко, так возможно…»

Сопоставление рассказа Л,Н,Толстого "После бала" и повести И.С.Тургенева "Ася".Сравнительная характеристика героев,использование цитатника,создание синквейна и кластера....

"А счастье было так возможно..." По повести И. С. Тургенева "Ася".

План-конспект урока по литературе в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася". " А счастье было так возможно..."  Урок внеклассного чтения....