Разновозрастное занятие по литературе. "Жемчужины русского красноречия".
план-конспект занятия по литературе по теме
Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 5-7 классов. Презентацию к занятию, ребусы и фотоотчёт см. в моём портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.odt | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Разновозрастное занятие — викторина по литературе
« Жемчужины русского красноречия . Пословицы и поговорки. »
Цели занятия :
-закрепить знания , полученные на уроках литературы по теме « Пословицы и поговорки » в 5-7 кл. ;
-закрепить представление о малых фольклорных жанрах и их особенностях ;
-развивать навыки устной монологической и диалогической речи ;
-расширять словарный запас учащихся ;
-развивать навыки отбора материалов по заданной теме , самостоятельной работы с дополнительной литературой при подготовке к викторине ;
-показать значимость пословиц и поговорок в языке ;
-прививать уважение и интерес к традициям своего народа ;
-заинтересовать учеников созданием собственных пословиц и поговорок на основе древних образцов ;
-развивать творческие способности учеников , их логическое мышление ;
-формировать умение выражать свои мысли и высказывать собственное мнение ;
-прививать культуру учебного сотрудничества не только со сверстниками и учителем , но и в разновозрастной группе ;
-прививать интерес к урокам литературы в школе;
Оборудование :
проектор,
экран,
рисунки пятиклассников для конкурса ,
презентации учащихся, сборник пословиц В.И. Даля ,
ребусы о пословицах,
костюмы русских крестьян.
Класс оформлен в виде русской избы.
Ход занятия
1. Организационный момент
( Звучит русская народная мелодия )
Ведущая и ведущий : ( кланяясь ) Здравствуйте, гости дорогие !
Ведущая : В народе говорят : « Не красна изба углами , а красна пирогами » .
Ведущий : Милости просим к нашему столу — чай пить да беседу говорить.
( Звучит русская народная музыка ) ( Ведущие уходят )
2. Презентация « Русский народный фольклор »
( презентацию готовят учащиеся 5 класса )
Слайд: Нашим предкам скучать было некогда. Весной крестьянин пашню пахал, летом за
посадками ухаживал.
Слайд: Осень — пора уборки урожая. Зима пришла — начинай подготовку к новой посевной.
Тяжела жизнь русского народа.
Слайд: Но затянул крестьянин песню и закипела работа пуще
прежнего. А сделал дело — можно и повеселиться от души !
Слайд: Кто из нас не любит Масленицу да её блинов жарких !
Слайд: А кто не был на веселых троицких гуляньях !
Слайд: Да и что говорить - обряд колядования знаком каждому из нас !
Слайд: Каждый из нас с детства знаком с русскими песнями — колыбельными, потешками ,
загадками и , конечно, сказками. В школе мы знакомимся с былинами и преданиями . В них —
опыт наших предков, в них мудрость народная !
3. Выбор названий для команд и их капитанов
Ведущая : Вы , наверное , уже догадались , что говорить мы сегодня будем о русском народном
фольклоре. Слово фольклор пришло к нам из английского языка и в переводе означает «народная
мудрость». (Запись на доске).
Ведущий : Настя , а можно я расскажу нашим гостям , про сюрприз , который мы для них
приготовили ?
Ведущая : Тебе так не терпится , Миша ?
Ведущий : Конечно!
Ведущая : Ну , тогда — рассказывай !
Ведущий : Мы приготовили для вас викторину по русскому фольклору . В ней
примут участие две команды , состоящие из учеников 5-ых и 7-ых классов . И это неслучайно !
Ведущая : Подожди , Миша ! Об этом немного позже , сначала мы попросим участников
придумать названия и девиз для своих команд . Название команды должно быть
так или иначе связано с понятием « интеллект ».
А девизом каждой команды станет одна из русских народных пословиц . Нашему жюри мы
предлагаем оценить находчивость наших участников по пятибальной системе.
Ведущий : Мы просим участников посовещаться в течении минуты и принять решение.
( Звучит русская народная музыка )
Ведущая : Итак , мы просим первого капитана озвучить название своей команды и девиз…. .
Почему вы выбрали именно такое название ?
Ведущий : Капитан второй команды , как назвала себя ваша команда ? Ваш девиз ? Почему вы
выбрали именно эту пословицу в качестве девиза для своей команды.
Ведущая : Мы просим жюри оценить работу команд .
4. Разминка
Ведущая : Прежде , чем начать , мы предлагаем вам вспомнить некоторые жанры русского
фольклора . Схема на доске может послужить вам подсказкой .
Ведущий : Мы зачитываем строки из произведений УНТ , а вы должны угадать название жанра.
Ведущая : В конкурсе принимают участие все игроки . Команды поочерёдно отвечают на
вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл .
Ведущий : Если команда затрудняется ответить на свой вопрос , капитан произносит слово
« дальше » и право на ответ получает команда соперников.
Ведущая : Первый вопрос — команде №1.
Ведущий : « Поле не мерено , овцы не считаны , а пастух рогат » ( Загадка )
Ведущая : « Сорока — белобока кашку варила , деток кормила … » ( Потешка )
Ведущий : « От топота копыт пыль по полю летит » ( Скороговорка )
Ведущая : « Ножки , ножки , бегите по дорожке » ( Пестушка )
Ведущий : « Баю — баю — баиньки , прибежали заиньки » ( Колыбельная )
Ведущая : « Раз , два , три , четыре , пять , вышел зайчик погулять » ( Считалка )
Ведущий : « Солнышко , вёдрышко , выгляни в окошко ...» ( Закличка )
Ведущая : « В некотором царстве , в некотором государстве …» ( Сказка )
Ведущий : « Из того ль из города из Мурома , из того ль села да Карачарово ...» ( Былина )
Ведущая : « Коляда , коляда !
Подавай пирога …» ( Обрядовая песня )
Ведущий : « На чужой каравай рот не разевай » ( Пословица )
Ведущая : « Голод не тётка » ( Поговорка )
Ведущий : Мы просим жюри занести результаты конкурса в оценочный лист.
5. Повторение теоретических сведений о пословицах и поговорках
Ведущая : Мы вспомнили жанры УНТ. Сейчас как раз , Миша , то самое время , когда мы можем
раскрыть участникам тему нашей викторины .
Ведущий : Да , и объяснить почему участниками конкурса являются ученики именно 5-ых и 7-ых
классов.
Ведущая : Всё очень просто , Миша. Дело в том , что в 5-ом классе мы начинаем , а в 7-ом -
заканчиваем знакомство с двумя очень близкими жанрами УНТ.
Ведущий : Их ещё называют « жемчужинами русского красноречия » , да ?
Ведущая : Да , а давай мы просим участников — семиклассников назвать эти жанры, дать их
определение и ответить на вопрос : на чём основано такое сравнение ?
Ведущий : А теперь вопрос к пятиклассникам . Говорят : « Поговорка — цветок , а пословица -
ягодка » . Объясните , как вы понимаете это выражение. Просим жюри оценить ответы учащихся
по пятибальной системе.
Ведущая : Всё верно . Мы предлагаем вашему вниманию викторину « Жемчужины русского
красноречия » . Пословицы и поговорки.» ( уходят )
( Звучит музыка )
6. Презентация ( готовят учащиеся 7 класса )
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности.
Некоторые дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII вв. : «Слове о полку
Игореве» , «Повести временных лет».
Собирание пословиц началось в XVI веке , а может и раньше , но записи того времени до нас
не дошли.
Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М. В. Ломоносов. Лишь со
второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными
составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и др.
Но самым знаменитым является В.И. Даль. Труд его считается непревзойденным. Всю
жизнь он посвятил собиранию пословиц , изъездил всю Россию , записывал пословицы и
поговорки услышанные им от крестьян , ремесленников и солдат.
Больше тридцати лет Даль по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им
собрано огромное количество — 25 тысяч пословиц и поговорок.
7. Конкурсы
Конкурс № 1. Домашнее задание.
Ведущая : Итак , первый конкурс.
Ведущий : На столе у каждой команды — чистый лист. За 2-3 минуты вы должны вспомнить и
записать как можно больше пословиц и поговорок о самих пословицах и поговорках .
Ведущая : Та команда , которая вспомнит большее количество пословиц и станет победителем
конкурса. Время пошло .
( Звучит русская народная песня )
Ведущий : Капитаны , назовите участника , который будет бороться за честь команды.
Ведущая : Начинаем соревнование ! Я прошу выйти в центр названных участников .
Они поочерёдно будут называть свои пословицы. Задача жюри подсчитать количество пословиц,
названных каждой командой.
Ведущий : Мы просим жюри подсчитать баллы, заработанные командами.
Конкурс № 2. Отгадай «нарисованную» пословицу.
Ведущая : Следующий конкурс для семиклассников подготовили учащиеся 5-го класса . На доске
вы видите рисунки пятиклассников . В каждом рисунке скрыта пословица. Ваша задача отгадать
нарисованную пословицу.
Ведущий : Первые … рисунков — для команды №1 . У жюри на столах шпоргалки с
ответами . Если команда верно называет пословицу — команда получает 1 балл .
Ведущий : Мы приглашаем сюда трёх семиклассников....
Ведущая : Команда №2 - ваша очередь.
Ведущая : Мы просим жюри внести в оценочную таблицу результаты конкурса.
Конкурс № 3. Ребусы.
Ведущий : Следующее задание для всех участников команд.
Ведущая : Каждая команда получает по 5 ребусов , в каждом из которых зашифрована
пословица или поговорка . Ваша задача назвать зашифрованные пословицы и объяснить , как
вы решили ребус. ( См. Презентацию. )
Ведущий : Пока участники разгадывают ребусы , мы предлагаем нашим гостям немного
отдохнуть. Для вас , дорогие гости , музыкальная пауза.
8. Костюмированное выступление.
( В исполнении учениц 5 и 7 классов звучит песня « Ой, цветёт калина ...» )
Ведущий : Спасибо девочкам за прекрасную песню , а мы продолжаем конкурс.
Ведущая : На доске ваши ребусы . Вы готовы назвать пословицы и разъяснить ребус ?
( К доске выходит один ученик и объясняет один ребус )
Ведущая : К доске приглашается вторая команда . Ей слово .
Ведущий : Мы просим жюри оценить работу участников викторины.
Конкурсы № 4 , 5. Конкурс пантомим.
Ведущая : Следующий конкурс творческий . Мы предлагаем ученикам 5-ого класса придумать
пантомиму , в которой будет скрыта русская народная пословица. Свою пантомиму вы
представите команде — сопернику , а если она её разгадает , заработает дополнительное очко.
Ведущий : Пришло время для пантомим . Учащиеся 5-ых классов, просим вас показать
участникам конкурса свои пантомимы . ( Ребята показывают пантомимы , ведущий просит
конкурсантов назвать зашифрованную пословицу , а тех , кто её показывал , ответить : правильно
ли разгадана пантомима )
Ведущая : Кто же победил в конкурсе, уважаемое жюри ?
Конкурс № 6 Сочиняем пословицы.
Ведущая : Ну и последний шуточный конкурс . Всем хорошо известно , что новое - это хорошо
забытое старое . Часто мы невольно становимся свидетелями того , как старые народные
истины осовремениваются .
Ведущий : Ну да ! Слово не воробей — догони и добей ! Ты это имеешь ввиду ?
Ведущая : Знаешь , а давай предложим нашим конкурсантам осовременить некоторые русские
пословицы !
Ведущий : Да уж ! Хотелось бы послушать !
Ведущая : Участникам предлагается осовременить на выбор три русских пословицы .
Ведущий : Да, очень трудно оценить этот конкурс!
Ведущая : А давай мы попросим наших гостей оценить этот конкурс !
Ведущий : Уважаемые гости , мы просим вас о помощи !
Ведущая : Итак . Победителями конкурса становятся ….
6. Подведение итогов конкурса
Ведущий : Ну вот и подошла к концу наша викторина . Пришло время определить победителей .
Ведущая : Мы просим подсчитать баллы и объявить победителей.
Ведущий : Победителями викторины « Жемчужины русского красноречия . Пословицы и
поговорки.» стала команда …...
Ведущая : Мы поздравляем победителей ( вручают связку баранок ), а всех участников викторины
мы приглашаем на дружеское чаепитие.
Ведущая и ведущий : А мы с вами прощаемся , гости дорогие . Будьте здоровы ! ( кланяются )
( звучит музыка )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"
Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....
Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности
Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....
музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»
Развивать речевое дыхание, голос. Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...
Конспект занятия "Культура Руси. Интерьер русской избы"
Конспект занятия по ИЗО для детей 6-7 лет, занимающихся в комплексе раннего эстетического развития в Центре детского творчества №4 г. Иваново....
Презентация к разновозрастному занятию по литературе. "Жемчужины русского красноречия".
Презентация к разновозрастному занятию по литературе. Фольклор. Словарь пословиц и поговорок В.И. Даля. Ребусы....
Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальн...
Разновозрастное занятие по биологии в 6, 7, 8 классах. "Размножение в органическом мире. Особенности полового размножения"
Основание объединения классов:1.Сходное содержание изучаемого материала, стыковка во времени прохождения тем;2. Реализация принципов разновозрастного обучения, взаимодействия, педагогизации, интеграци...