рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена для 5 класса средней общеобразовательной школы и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._5_kl_1.docx | 51.2 КБ |
tem_.planirovanie_k_r_pr_5_kl_lit.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Дербетовка
Апанасенковского района Ставропольского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании Заместитель директора Директор МКОУ СОШ №6
педагогического совета по УВР с. Дербетовка
протокол №1 _________ М.И. Черномазова ___________ С.А. Касягина
от 30.08.2012 « »___________ 2012 г. Приказ № 37от 30.08.2012 г.
Рабочая программа
по предмету «Литература 5 класс»
на 2012-2013 учебный год
составитель:
В.Н. Купянская , учитель русского языка и литературы
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 5 класса средней общеобразовательной школы и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России) №1089 от 05. 03. 2004г.
-Примерных программ среднего ) общего образования (Письмо департамента государственной политики и образования Минобрнауки РФ от 07. 07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
-«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы» .Рекомендована Министерством образования и науки РФ .Москва, «Просвещение» 2008 год. Под редакцией
В. Я. Коровиной
-Базисного учебного плана МКОУ СОШ №6
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений
о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи программы
- развивать представление о литературе как об искусстве слова
воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
- формировать и развивать творческие способности учащихся во время уроков и во внеурочное время,
Данную программу я построила с учётом принципов системности, научности и доступности.
Программа позволяет мне расположить материал с учётом возрастных возможностей учащихся и рационально распределить количество часов по изучаемым темам. Она позволила мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения.
Программа даёт возможность выделить часы на развитие речи , внеклассное чтение ,использовать тексты художественных произведений, картины русских художников, опираться на знания, которые получены при изучении других предметов Виды заданий по развитию речи я подобрала по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)Программа позволяет мне учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, данная программа способствует формированию ключевых и предметных компетенций учащихся. Я учитывала значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественную и эстетическую ценность для учащихся данного возраста. Произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Учащиеся 5 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках в 5 классе уделяю внимание чтению вслух, развиваю и укрепляю стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5- классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5- классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения
Программа рассчитана на 3 часа в неделю и в соответствии с учебным планом на 105 часов в год. Она включает 22 часа р/речи , 8 часов внеклассного чтения, 13 часов на изучение регионального компонента
На изучение регионального компонента образования по литературе согласно БУПу отводится 10% -15%учебного времени. Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественных произведений. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры, приобщает к культурным традициям региона. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, в 5 классе на изучение регионального компонента отводится 13 часов.
Данная программа позволит мне применять на уроках технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные технологии.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
.
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры
фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись
(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада
(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,
рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные
представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения
(литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,
например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-
следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского
отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и
литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие и др.);
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению
Учебно- методический комплект.
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10=е издание, М. «Просвещение», 2008
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008г
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: «Просвещение», 2004
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература, 5 класс. Методические советы. М.: «Просвещение», 2008
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Методические рекомендации в преподавании литературы в 5 класс М «Просвещение» 2008г
Егорова Н.В. Методические рекомендации по изучению зарубежной литературе, 5-9 классы. М.: «Вако», 2004
Висленко Л.П. Литература, 5 класс, Методические рекомендации. С-П: «Паритет», 2006
Журнал «Литература в школе»
Электронные носители
Справочная литература
Настенные таблицы
Раздаточный материал, карточки, тесты
Содержание программы
Введение
Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому Структурные элементы книги.
Цель: познакомить со спецификой учебного предмета, развивать читательский интерес учащихся.
Из славянской мифологии
Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли.
Цель:
Раскрыть содержание понятия «миф», показать активное влияние мифов на культуру человечества, познакомить с особенностями славянской мифологии
Устное народное творчество
Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «фольклор» вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора
Русские народные сказки
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки Особенности сюжета. Нравственное превосходство главного героя
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Цель:
Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром ,с волшебной сказкой .особенностями её художественного мира, обучение устному пересказу
Из древнерусской литературы Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича» «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи
Теория литературы: Летопись
Цель:
Раскрыть богатство художественного содержания древнерусской литературы
Из литературы 18 века
М.В. Ломоносов.
Краткий рассказ о жизни писателя
Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру» :Научные истины в поэтической форме
Теория литературы: Роды литературы, жанры
Цель:
Знакомство с детством, годами учения, литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим содержанием стихотворения
Из литературы 19 века
И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце Жанр басни. Басня «Свинья по дубом» Осмеяние пороков ,грубой силы жадности, неблагодарности, хитрости в баснях « Волк и Ягнёнок» , «Ворона и Лисица» Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»
Теория литературы: басня. Понятие об эзоповом языке.
Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна Сходные и различные черты сказок Жуковского и народных сказок. Жанр баллады. «Кубок Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы: баллада
А.С. Пушкин.
Детство, юность, начало творческого пути. Пушкин на Кавказе Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог» Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета Противостояние добрых и злых сил в сказке Основные образы сказки
«Няне»--поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти.
Теория литературы Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения историческая основа стихотворения Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы: Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись аллитерация
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического
Теория литературы: фантастика, Юмор
Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении Вера в потенциальные силы народа» «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями Герасим и его окружение Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя—символ немого протеста крепостных крестьян
Теория литературы: портрет, пейзаж, литературный герой
Л..Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин –два разных характера, две разных судьбы Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы: сравнение, сюжет
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе Юмористический и1сатирический талант писателя. Рассказ «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества героев рассказа Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы: Юмор
Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?»
. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Цель:
Научить учащихся воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов, освоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, овладеть умением чтения и анализа художественного произведения Добиваться усвоения учащимися понятий литературоведческих терминов и вырабатывать умение находить их в речи
Поэты XIX века о родине и родной природе
Ф. И .Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», А.Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин « Утро», «Зимняя ночь в деревне», А. Н. Майков «Ласточки», И. З. Суриков «Зима», А. В. Кольцов «В степи»
Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Цель: Показать учащимся полную движения картину родной природы, Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни раскрыть многообразие творчества поэтов
Литература 20 века
И.А. Бунин .Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благородной и обездоленной семей .Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города .равнодушие окружающих людей к беднякам .Вася, Валек, Маруся, Тыбурций, отец и сын Взаимопонимание _--основа отношений в семье Вася и отец. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей Васина дорога к правде и добру.
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе «Тапёр». Талант и труд в рассказе Образ главного героя
А.И. Куприн «Скворцы» Главный герой рассказа
П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы хозяйка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность , трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы: Сказ как жанр литературы
С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки—победа добра над злом Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
Теория литературы: драма как род литературы.
А. Платонов Краткий рассказ о писателе «Никита».. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой , одухотворение природы в его воображении—жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы: Фантастика в литературном произведении.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе «Васюткино озеро» Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу Основные черты характера героя Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций
Теория литературы: автобиографичность литературного произведения
Сочинение-рассуждение «Как и почему человек должен относиться к природе?»
Цель:
Научить учащихся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов, освоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, овладеть умением чтения и анализа художественного произведения Писатели улыбаются 1 час
Писатели улыбаются
Саша Чёрный «Кавказский пленник» «Игорь –Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Цель:
Раскрытие внутреннего мира юных героев. Формирование понятия «юмор»
Ради жизни на Земле
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Дети и война –обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.. К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Цель:
Общая характеристика поэзии военных лет, краткое знакомство с жизнью К. Симонова и А. Твардовского, развитие навыков анализа стихотворения.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер», А Прокофьев «Алёнушка», Д Кедрин «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня», Дон—Аминадо «Города и годы» Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения
Цель:
Сформировать поэтическое восприятие окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения
Из зарубежной литературы
РЛ Стивенсон Краткий рассказ о писателе «Вересковый мёд» подвиг героя во имя сохранения традиций предков
Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе» Робинзон Крузо» Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами .Гимн неисчерпаемым возможностям человека..
Г.Х. Андерсен .Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева»
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда Мужественное сердце Герд ,поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда—противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа любви, добра и дружбы.
Марк Твен Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков
Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями .Том и Бекки, их дружба Внутренний мир героев .Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций
Д Лондон .Краткий рассказ о писателе «Сказание о Кише» Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших, уважение взрослых. Характер мальчика –смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства—опора в труднейших жизненных обстоятельствах
Жорж Санд «О чём говорят цветы» Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Цель:
Знакомство с биографией зарубежных писателей, развитие навыков комментированного, выразительного, аналитического чтения, развитие внимания , интереса к зарубежной литературе Учебно- тематическое планирование( 105 часов из них 22часа р\речи, 8 часов вн. чтения, 11 часов р\к)
Введение 2 часа из них 1 р/к
Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому Структурные элементы книги
р/к Роль книги в духовной жизни учащихся
Из славянской мифологии1 час
Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли.
Устное народное творчество 2 часа 1 час р/к
Что такое фольклор? Фольклорные жанры. р/к Фольклор Ставрополья
Русские народные сказки 5часов (1час р/к,2час вн.. чтение)
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки Особенности сюжета. Нравственное превосходство главного героя
Внеклассное чтение «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Вн. чтение Русские народные сказки
р/к Фольклор народов Северного Кавказа
Из древнерусской литературы 1 час
Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича» «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи
Теория литературы: Летопись
Из литературы 18 века 1 час
М.В. Ломоносов.
Краткий рассказ о жизни писателя
Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру» :Научные истины в поэтической форме
Теория литературы: Роды литературы, жанры
Из литературы 19 века 37 часов 12час р/р 4 часа р\+к,4 часа вн. чтение
И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце Жанр басни. Басня «Свинья по дубом» Осмеяние пороков ,грубой силы жадности, неблагодарности, хитрости в баснях « Волк и Ягнёнок» , «Ворона и Лисица» Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»
Теория литературы: басня. Понятие об эзоповом языке.
Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна Сходные и различные черты сказок Жуковского и народных сказок. Жанр баллады. «Кубок Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы: баллада
А.С. Пушкин.
Детство, юность, начало творческого пути. Пушкин на Кавказе Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог» Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета Противостояние добрых и злых сил в сказке Основные образы сказки
«Няне»--поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти.
Теория литературы Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения историческая основа стихотворения Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы: Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись аллитерация
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического
Теория литературы: фантастика, Юмор
Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении Вера в потенциальные силы народа» «Есть женщины в русских селеньях» .Поэтический образ русской женщины.
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями Герасим и его окружение Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя—символ немого протеста крепостных крестьян
Теория литературы: портрет, пейзаж, литературный герой
Л..Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин –два разных характера, две разных судьбы Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы: сравнение, сюжет
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе Юмористический и1сатирический талант писателя. Рассказ «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества героев рассказа Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы: Юмор
р/р Отработка выразительного чтения басен
р/р Выразительное чтение баллад
р/р работа над выразительным чтением отрывка из сказки «Спящая царевна»
Развитие речи. Сопоставление сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне…»Пушкина
Развитие речи. Патриотический пафос стихотворения «Бородино»
Развитие речи. Представление о сравнении, гиперболе, звукописи, метафоре
Развитие речи. Обучение анализу лирического текста
р/ /р обучение выразительному чтению
Развитие речи. Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?
2часа Развитие речи. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы
р/р Обучение ролевому чтению
Внеклассное чтение «Правда жизни в баснях И.А.Крылова»
Внеклассное чтение по сказке В. Жуковского «Три пояса»
Внеклассное чтение по повести «Майская ночь или Утопленница»
Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте
р/к Пушкин на Кавказе.
р/к Лермонтов и Кавказ
р/к Сказки народов Северного Кавказа
р/к Толстой и Кавказ
Поэты XIX века о родине и родной природе (3 часа из них 1час р/р, 2часа р/к)
Ф. И .Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», А.Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин « Утро», «Зимняя ночь в деревне», А. Н. Майков «Ласточки», И. З. Суриков «Зима», А. В. Кольцов «В степи»
Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений
р/к Писатели Ставрополья о родной природе
р/к Поэты Апанасенковья о родной природе
Литература 20 века 22часа, 3час р/р,,2часа вн.. чтение 1час р/к
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
В.Г .Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благородной и обездоленной семей .Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города .равнодушие окружающих людей к беднякам .Вася, Валек, Маруся, Тыбурций, отец и сын Взаимопонимание _--основа отношений в семье Вася и отец. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей Васина дорога к правде и добру.
А.И. Куприн .Краткий рассказ о писателе «Тапёр». Талант и труд в рассказе Образ главного героя
А.И. Куприн «Скворцы» Главный герой рассказа
П.П .Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы хозяйка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность , трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы: Сказ как жанр литературы
П.П .Бажов. «Медной горы хозяйка». Тайны мастерства
С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки—победа добра над злом Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
Теория литературы: драма как род литературы.
А. Платонов Краткий рассказ о писателе «Никита».. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой , одухотворение природы в его воображении—жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы: Фантастика в литературном произведении.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе «Васюткино озеро» Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу Основные черты характера героя Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций
Теория литературы: автобиографичность литературного произведения
р/р Обучение ролевому чтению
2 часа Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Как и почему человек должен относиться к природе?»
Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Тёплый хлеб» Доброта и сострадание в сказках Паустовского
р/к Сказки народов Северного Кавказа
Писатели улыбаются 1 час
Саша Чёрный «Кавказский пленник» «Игорь –Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Ради жизни на Земле 5 часов из них 2 часа р/к, 1 р/р
Стихотворные произведения о войне .Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Дети и война –обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.. К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А.Т .Твардовский «Рассказ танкиста»
р/р Выразительное чтение стихов
р/к Поэты Ставрлполья о войне
р\к Поэты Апанасенковья о войне
Произведения о Родине и родной природе 4часа из них 1 час р/к, 1 р\р
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер», А Прокофьев «Алёнушка», Д Кедрин «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня», Дон—Аминадо «Города и годы» Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения
р/к Поэты Апанасенковья о родной природе
р/р отработка выразительного чтения
Из зарубежной литературы 21 час из них 5 часов р/ речи
РЛ Стивенсон Краткий рассказ о писателе «Вересковый мёд» подвиг героя во имя сохранения традиций предков
Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе» Робинзон Крузо» Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами .Гимн неисчерпаемым возможностям человека..
Г.Х. Андерсен .Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева».
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда Мужественное сердце Герд ,поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда—противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа любви, добра и дружбы.
Марк Твен Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков
Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями .Том и Бекки, их дружба Внутренний мир героев .Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций
Д Лондон. Краткий рассказ о писателе «Сказание о Кише» Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших, уважение взрослых. Характер мальчика –смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства—опора в труднейших жизненных обстоятельствах
Жорж Санд «О чём говорят цветы» Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Развитие речи. Урок-игра по сказке Андерсена «Соловей»
2 часа Развитие речи. Характеристика литературного героя.
р/речи Сочинение «Мой любимый герой в произведениях зарубежной литературы»
.
.
.
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе
по литературе в 5 классе
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 5 классе
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
В.Н. Купянская, учитель русского языка и литературы
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Форма контроля | Домашнее задание |
1 | 1 | (Введение 2 часа,1р/к) Роль книги в жизни человека и общества | Ответы на вопросы Комментированное чтение | С. 3-4 Найти материал о мифах и мифологических героях. Подготовить рассказ о них. | |
2 | 1 | р/к Роль книги в духовной жизни учащихся
| Формулировка выводов | Устный рассказ О прочитанных книгах | |
3 | 1 | (Из славянской мифологии1 час )Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли. | Составление плана | Нарисовать иллюстрации к прочитанным мифам. Подготовить пересказ мифа «Сотворение Земли» Вопросы и задания на с. 9 | |
4 | 1 | Устное народное творчество 2 часа 1 р/к Что такое фольклор? Фольклорные жанры. | Составление плана | Подготовить по плану пересказ статьи учебника-хрестоматии на с. 11 -12 Подобрать свои задания для карточек лото. | |
5 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. р/к Фольклор Ставрополья | Составление плана Статьи учебника | Стр. 14-15 вопросы | ||
6 | 1 | Русские народные сказки 5 часаов1час р/к,2часа вн.. чтение) Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки. | Характеристика главных героев. Формулировка выводов | Письменно ответить на вопрос «За что вознаграждены герои сказки?» Прочитать сказку «Иван-царевич и чудо-юдо», пересказ понравившегося эпизода | |
7 | 1 | Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки Нравственное превосходство главного героя. | Составление плана. Анализ эпизода | Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной. Нарисовать иллюстрации к сказке. Составить кроссворд (по желанию) | |
8 | 1 | Внеклассное чтение.» Журавль и цапля» «Солдатская шинель» | Комментированное чтение | Прочитать материал учебника о сказочниках и сказителях на с. 42-43, ответить на вопросы на с. 38 | |
9 | 1 | р/к Фольклор народов Северного Кавказа | Выразительное чтение эпизода | Чтение сказок, Формулировка выводов | |
10 | 1 | Вн. чтение Русские народные сказки | Подробный пересказ | Чтение русских Народных сказок | |
11 | 1 | Из древнерусской литературы 1 час Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича» «Повесть временных лет» Как литературный памятник | Составление плана | Вопросы и задания на с. 48, письменно ответить на вопрос 2 ( Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – Древней Руси? За что мы должны быть благодарны и как это может проявляться? | |
12 | 1 | Из литературы 18 века 1 час М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру» | Выразительное чтение | Задание №2, с. 50 учебника-хрестоматии | |
13 | 1 | Из литературы 19 века 37 часов 12 час р/р 4 часа р\+к,4 часа вн. чтение И.А. Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья по дубом» Осмеяние пороков | Ролевое чтение | Выучить наизусть басню «Свинья под дубом». С.52 выучить определение «басни», знать основные признаки жанра басни | |
14 | 1 | Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости – в баснях «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица» | Выразительное ролевое чтение | Подготовить выразительное чтение одной из басен, вопросы и задания на с. 60 | |
15 | 1 | Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне» | Выразительное чтение наизусть | Прочитать 3-4 басни, одну из них приготовить на выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию | |
16 | 1 | Внеклассное чтение «Правда жизни в баснях И.А. Крылова» | Формулировка выводов , выразительное чтение | Познакомиться с биографией В.А .Жуковского и его сказкой «»Спящая царевна» | |
17 | 1 | р/р Отработка выразительного чтения басен | Выразительное чтение | Отработка ролевого выразительного чтения | |
18 | 1 | Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказок Жуковского и народных сказок | Беседа по вопросам Выразительное чтение эпизода | Чем сказка Жуковского близка народной сказке и чем отличается? Группе учащихся: сравнить сказку «Спящая царевна» и «Сказку о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина | |
19 | 1 | Жанр баллады. «Кубок» Благородство и жестокость, герои баллады | Анализ поступков героев | Выучить определение «баллада», выразительное чтение баллады, вопросы и задания на с. 83 | |
20 | 1 | р/р Выразительное чтение баллад | Выразительное чтение | Выразительное чтение отрывка баллады | |
21 | 1 | р/к А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Пушкин на Кавказе Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог» Собирательная картина сюжетов, образов | Выразительное чтение | Вопросы и задания на с. 86, выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | |
22 | 1 | Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. | Беседа по вопросам ,формулировка выводов | Выучить наизусть обращение Елисея к Солнцу, ветру, или месяцу. Выразительно читать сказку. | |
23 | 1 | Развитие речи. Сопоставление сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне…»Пушкина | Сравнительный анализ | Написать сочинение «История сказочного героя» (царица, царевна, Елисей). Подготовиться к уроку внеклассного чтения по сказке Жуковского «Три пояса» | |
24 | 1 | р/р работа над выразительным чтением отрывка из сказки «Спящая царевна» | Образные средства языка | Выразительное чтение отрывка | |
25 | 1 | Внеклассное чтение по сказке В. Жуковского «Три пояса» | Беседа по вопросам. Характеристика героев | Подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове, повторить ранее изученные произведения поэта. | |
26 | 1 | Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа р/к Сказки народов Северного Кавказа | Формулировка выводов | Конкурс на лучшего сочинителя. (составить стихотворение по заданным рифмам) | |
27 | 1 | р/к Лермонтов и Кавказ М.Ю .Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | Выразительное чтение наизусть отрывка | Выучить наизусть стихотворение «Бородино» (или отрывок) Вопросы и задания на с. 168 | |
28 | 1 | Развитие речи. Патриотический пафос стихотворения | Анализ текста с точки зрения функциональных разновидностей языка | Подготовить рассказ о героях войны 1812 года, используя материал истории и стихотворение Лермонтова «Бородино» | |
29 | 1 | Развитие речи. Представление о сравнении, гиперболе, звукописи, метафоре | Образные средства языка | . прочитать повесть «Заколдованное место», подготовить вопросы по её содержанию для одноклассников | |
30 | 1 | Н.В .Гоголь. Рассказ о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни | Анализ эпизода | Продумайте сюжет своего заколдованного места. Прочитать повесть «Майская ночь или Утопленница» к уроку внеклассного чтения | |
31 | 1 | Внеклассное чтение по повести «Майская ночь или Утопленница» | Сжатый пересказ | Познакомиться со статьёй учебника о Н.А.Некрасове | |
32 | 1 | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. | Выразительное чтение, Образные средства языка | Выучить наизусть отрывок из стихотворения «На Волге» | |
33 | 1 | «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины. | Выразительное чтение наизусть | Выразительное чтение отрывка, вопросы и задания на с. 191 | |
34 | 1 | Развитие речи. Обучение анализу лирического текста | Анализ лирического текста | Самостоятельный анализ одного из стихотворений Пушкина, Лермонтова или Некрасова | |
35 | 1 | р/ /р обучение выразительному чтению . | Выразительное чтение | Выразительное чтение отрывка | |
36- 37 | 2 | И.С. Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями Духовные и нравственные качества Герасима. | Анализ эпизода | Подготовить рассказ о жизни Герасима в деревне и в городе. Как складывались отношения Герасима с другими героями, почему? | |
38- 39 | 2 | Герасим и его окружение Немота главного героя—символ немого протеста крепостных крестьян. | Комментированное чтение, составление плана | Вопросы 1-4 на с. 227 Рассказ о взаимоотношениях Герасима и Муму. | |
40 | 1 | Портрет, пейзаж, литературный герой | Характеристика литературного героя | Пересказ понравившегося эпизода. Вопросы и задания на с. 228 | |
41 | 1 | Развитие речи. Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» | Анализ содержания текста | Написать сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» | |
42 | 1 | Л.Н. Толстой. рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. р/к Толстой и Кавказ | Комментированное чтение, анализ эпизода | Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина. Подумать над вопросом о том, почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? | |
43- 44 | 2 | Жилин и Костылин. Обучение словесному рисованию. | Сравнительная характеристика | Составить план рассказа «Кавказский пленник», ответить на вопросы на с. 258, отобрать материал о главных героях: Жилине и Костылине | |
45- 46 | 2 | Развитие речи. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Характеристика героев произведения | Познакомиться со статьёй учебника о Чехове на с. 260-262, подготовить рассказ о писателе | |
47 | 1 | А.П .Чехов. Юмористический и 1сатирический талант писателя. Рассказ «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества | Ролевое чтение | Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Чтение рассказов «Толстый и тонкий». «Лошадиная фамилия», «Письмо учёному соседу», выразительное чтение фрагментов по ролям. | |
48 | 1 | р/р Обучение ролевому чтению | Сжатый пересказ | Стр. 266-267 Ответы на вопросы | |
49 | 1 | Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. | Беседа по вопросам | Познакомиться со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе, подготовить выразительное чтение одного из них | |
50 | 1 | 3 часа, 1 час р/р,2час р/к Поэты XIX века о Родине и родной природе, Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния настроения р/к Писатели Ставрополья о родной природе | Анализ лирического стихотворения | Выучить наизусть одно из стихотворений, проанализировать его письменно | |
51 | 1 | р/к Поэты Апанасенковья о родной природе | Выразительное чтение | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений | |
52 | 1 | Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений | Выразительное чтение | Выразительное чтение стихов. о природе | |
53 | 1 | (Литература 20 века22 часа, 3 час р/р,,2часа вн.чтения 1час р/к )И.А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного Эстетическое и этическое в рассказе. | Выразительное чтение эпизода | Выразительное чтение рассказа, с. 10, вопросы 2,3 | |
54- 55 | 2 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благородных и обездоленных семей. | Составление плана, комментированное чтение | с. 47, вопрос 2 (устно) пересказ эпизода | |
56- 57 | 2 | Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города равнодушие окружающих людей | Беседа по вопросам, характеристика героев | Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой» | |
58 | 1 | Взаимопонимание—основа отношений в семье | Анализ эпизода, формулировка выводов | Работа над сочинением | |
59 | 1 | А.И .Куприн. «Тапёр». Талант и труд в рассказе. | Анализ эпизода | Чтение рассказа «Скворцы», с. 72 вопрос 3 | |
60 | 1 | А.И .Куприн«Скворцы» Герой рассказа | Характеристика литературного героя | Прочитать сказы Бажова | |
61 | 1 | П.П .Бажов. «Медной горы хозяйка». Тайны мастерства. | Выборочный пересказ | Нарисовать иллюстрации, подготовиться к конкурсу. Прочитать сказ «Малахитовая шкатулка». Подготовить рассказ «Судьба Танюшки». Составить словарь сказа «Малахитовая шкатулка» | |
62 | 1 | Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» | Беседа по вопросам | Прочитать полностью сказку Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить ранее известные произведения Маршака для участия в викторине | |
63 | 1 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки. Герои сказки. | Ролевое чтение | Подготовиться к семинарскому занятию по полному тексту пьесы (Задания индивидуальные, групповые записаны в тетрадь) | |
64 | 1 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | Ролевое чтение | Инд. – подготовить сообщение о жизни Платонова. Чтение рассказа «Никита», с.117,вопрос 6 устно | |
65 | 1 | р/р Обучение ролевому чтению | Ролевое чтение | Ролевое чтение | |
66 | 1 | А. Платонов. «Никита».. Быль и фантастика. Душевный мир героя. Единство героя с природой | Комментированное чтение, беседа по вопросам | Комментирование заключительного эпизода (с.128-129 Прочитать сказку «Тёплый хлеб» подготовиться к уроку внеклассного чтения. | |
67 | 1 | Внеклассное чтение. К. Паустовский «Тёплый хлеб» | Формулировка выводов | Познакомиться со статьёй учебника об Астафьеве. Прочитать рассказ «Васюткино озеро» | |
68 | 1 | р/к Сказки народов Северного Кавказа | Сжатый пересказ | Пересказ сказки | |
69- 70 | 2 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение находчивость в экстремальных обстоятельствах Поведение героя в лесу. | Анализ эпизода | С. 159 вопросы 7 или 8 | |
71- 72 | 2 | Становление характера юного героя через испытания | Формулировка выводов комментированное чтение | Ответить на вопросы учебника по рассказу «Васюткино озеро». Подумать над вопросом «Как человек должен относиться к природе?» | |
73- 74 | 2 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Как и почему человек должен относиться к природе?» | Формулировка выводов | Прочитать материал учебника о Саше Чёрном и его рассказ «Кавказский пленник» | |
75 | 1 | Писатели улыбаются 1 час Саша Чёрный «Кавказский пленник» «Игорь—Робинзон». Образы и сюжеты | Составление плана, выборочный пересказ, | «Что я знаю о войне?» подготовить связный рассказ | |
76- 77 | 2 | «Ради жизни на Земле 4часа ,5 час 2 р/к 1р/р Дети и война. К.М .Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»Дети и война—обострённо трагическая и героическая тема о Великой Отечественной войне | Выразительное чтение | Наизусть стихотворение (по выбору учащихся) | |
78 – 79 | 2 | р/к Поэты Ставрлполья о войне р\к Поэты Апанасенковья о войне | , Конкурс стихов | Познакомиться со стихотворениями поэтов XX века о природе. Выразительное чтение понравившегося стихотворения, объяснение своего выбора | |
80 | 1 | р/р Выразительное чтение стихов | Выразительное чтение | Выразительное чтение наизусть | |
81- 82 | 2 | Произведения о Родине и родной природе 4часа. 1час р/к1р/р И. Бунин « «Помню долгий зимний вечер» А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин «Алёнушка» Н. Рубцов «Родная деревня» Дон—Аминадо «Города и годы» Выражение поэтического восприятия окружающего мира | Конкурс стихов Анализ лирического стихотворения | Выучить одно стихотворение, анализ с использованием опорной лексики | |
83 | 1 | р/к Поэты Апанасенковья о родной природе | Конкурс стихов | Выразительное чтение наизусть | |
84 | 1 | р/р отработка выразительного чтения | Выразительное чтение | Выразительное чтение | |
85 | 1 | Из зарубежной литературы 18часов, 5 часов р/р Р. Л Стивенсон «Вересковый мёд» Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | Комментированное чтение, определение образных средств языка | Чтение сказки «Снежная королева», задание №1 на с. 245 учебника | |
86- 87- 88 | 3 | Д. Дефо. »Робинзон Крузо». Герой на острове. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | Беседа по вопросам | Чтение глав по выбору | |
89- 90 | 2 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда Мужественное сердце Герды, Поиск Кая:. | Анализ эпизода | Перечитать истории 4 и 5 Ответить на вопросы: Почему Герда не только не огорчилась, но радовалась долгим рассказам Ворона о замужестве принцессы? Почему у маленькой разбойницы были грустные глаза? | |
91- 92 | 2 | Снежная королева и Герда—противопоставление красоты внутренней и внешней | Формулировка выводов | Написать сочинение-миниатюру по плану | |
93 | 1 | Развитие речи. Урок-игра по сказке Андерсена «Соловей» | Инсценировка эпизода | Индивидуальные задания: инсценирование сцен «Том и тётя Поли», «Том и нарядный мальчик», «Том красит забор» | |
94- 95- 96- 97 | 4 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков | Сжатый пересказ | Подготовить рассказ о Томе, ответить на вопросы учебника | |
98- 99 | 2 | Развитие речи. Характеристика литературного героя. | Характеристика литературного героя | Прочитать «Сказание о Кише», подготовить свободный пересказ | |
100- 101 | 2 | Д Лондон. «сказание о Кише» Сказание о взрослении подростка, характер мальчика | Формулировка выводов | Подготовить рассказ «Моё любимое произведение из курса 5 класса» | |
102- 103 | 2 | Жорж Санд «О чём говорят цветы» Спор героев о прекрасном | Беседа по вопросам, комментированное чтение | Повторить термины | |
104-105 | 2 | р/речи Сочинение «Мой любимый герой в произведениях зарубежной литературы» | Формулировка выводов | Список литературы для чтения летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....