Проект по теме: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
проект по литературе (8 класс) на тему
Это учебный проект по литературе на тему: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Использовать этот проект можно на заключительных уроках по творчеству А.С. Пушкина. Также этот проект развивает навыки работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portrety_v_proizvedenii_a.s._pushkina_kapitanskaya_dochka.docx | 531.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Столбовская средняя общеобразовательная школа
Проект историко-литературного направления
(литература и история)
“Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"”
Автор: Родинова Елизавета 8-б класс
Руководитель: Лубенская Ольга Сергеевна
учитель русского языка и литературы
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….....................2
Глава I
- Портрет – лексическое значение, роль и значение в литературе………..........4
- Развитие понятия «портрет» в литературе………………………………..........5
- Роль портретной характеристики в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"…………………………………...…………………............................................7
Глава II
- Портрет в русской живописи ХIХ века…………………………………..........10
- Иллюстраций к повести «Капитанская дочка»………………………............11
Заключение…………………………………………………………………………...................15
Список используемой литературы………………………………………………....................16
ВВЕДЕНИЕ
Учебный проект «Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 8 классе (после изучения творчества А.С. Пушкина). Работа над проектом позволяет увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти, мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, помогает воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре.
Практическая значимость проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, для подготовки к экзаменам по литературе, МХК.
Реализация проекта: проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников; составляется план проекта, оформляется материал по презентации; на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы.
Причиной выбора темы «Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») для меня стал интерес к творчеству А.С. Пушкина и к образам пушкинских персонажей в портрете.
Эта повесть пробуждала самосознание русского народа. Великое произведение вызвало и до сих пор вызывает огромный интерес абсолютно у всех, так как в нём Пушкин призывает человека задуматься над судьбой России, над самим собой. Думаю, что любому образованному человеку интересна повесть «Капитанская дочка» и портреты героев, изображенных в ней.
Глава I
1. Портрет лексическое значение, роль и значение в литературе.
ПОРТРЕТ (фр. Рortrait) - живописное, скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определенного человека. (Словарь иностранных слов, 1988.)
ПОРТРЕТ - 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2. Переносное художественное изображение, образ литературного героя. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.)
ПОРТРЕТ, портретик, -тец, -тишка, изображение человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. (…) описание нрава, быта и внешности человека, схожее с ним. (В.Даль. Толковый словарь.)
ПОРТРЕТ (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974.)
Итак, ПОРТРЕТ в литературном произведении - это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.
Место портрета в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:
- с портрета может начаться знакомство читателя с героем (Обломов), но иногда автор "показывает" героя уже после совершения им каких-то поступков (Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);
- портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым "блоком" (Одинцова, Раскольников, князь Андрей), и "разорванным", при котором портретные черты "рассеяны" по тексту (Наташа Ростова);
- портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей (портрет Печорина рисуют Максим Максимыч и путешественник-инкогнито);
- портрет может быть "парадным" (Одинцова), ироничным (Элен и Ипполит Курагины) или сатирическим (Наполеон у Л.Толстого), может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры;
- портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится как бы соавтором, восполняя портрет героя в собственном сознании (Анна Сергеевна в "Даме с собачкой" Чехова);
- иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.
2. Развитие понятия «ПОРТРЕТ» в литературе.
За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. Одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет. Внешний облик создает первое впечатление о персонаже и становится ступенью на пути постижения внутреннего мира человека. Культура портретных характерна тик складывалась постепенно и имела прямую связь с непосредственными оценками автора.
На ранних этапах развития литературы портреты изобилуют метафорами, сравнениями, яркими эпитетами. Несмотря на свою красочность, подобная портретная живопись не являлась точным отражением индивидуальных особенностей персонажа. Такая ситуация сохранялась в литературе вплоть до XIX века.
Только реалистический портрет стал индивидуализированным, в нем словесная живопись дополнилась анализом, передающим сложность и многоплановость, в котором воплотилось своеобразие натуры. Прекрасную портретную галерею создали русские писатели XIX века. Каждый из них дополнил уже известные приемы своими находками в области литературного портрета.
На развитие портретного жанра влияют две тенденции:
- прогресс технических изобразительных навыков
- и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем. Именно поэтому, жанр находится в упадке в ХХ веке: «Как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?» Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет и портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Факт возникновения творческого портрета как жанра литературной критики указывает на принадлежность портрета (в момент рождения) к литературно-критическому виду творчества. Первые творческие портреты, наряду с другими критическими жанрами, как в России, так и на Западе свет увидели именно в журналах. История портретирования в русской критике начинается с карамзинского "Вестника Европы", в котором сам издатель опубликовал биографию И.Ф. Богдановича (Вестник Европы,1803, № 9-10). Многие русские журналы, в том числе искусствоведческие, имели специальные отделы, называющиеся "Биография" или "Биография и неврология". Так, в "Журнале драматическом на 1811 год" (Москва), "Журнале изящных искусств" (Санкт-Петербург, 1823) и других были специальные отделы, в которых печатались подобные портретные очерки. Впоследствии жанр вышел за пределы критических разделов и перешагнул границы журнальных типов изданий. Особенностью возникновения творческого портрета является тот факт, что в Европе и в России он родился как жанр литературной критики и в связи с зарождением так называемого «нового романтического метода».
Сторонники романтизма в литературной критике, как известно, акцентировали внимание на личностном начале: "Поставив личность в центр искусства, сосредоточив внимание на взаимосвязях человека с обществом, новый метод требовал исторической и национальной конкретности в их раскрытии", а это предполагало, в свою очередь, верность, правдивость в передаче жизненных обстоятельств и психологии героя.
Особенности бытования жанра портрета в критике художественной во многом обусловлены общими особенностями развития русского искусства.
Так, одной из примечательных черт эстетического развития на рубеже XVIII-XIX веков была органическая связь различных родов искусств и в первую очередь литературы и театра. Процесс формирования русской национальной культуры ставил перед ними одни и те же задачи: театр и литература в равной мере осваивали новые темы, вводили в художественную практику новых героев, искали новые выразительные средства, позволяющие шире и глубже отражать окружающую действительность.
Этим обусловлен тот факт, что критика театральная и критика литературная выступали часто единым фронтом. У них были разные предметы анализа, но один и тот же круг основных проблем.
Жанр творческого портрета с момента своего рождения представлен в своих основных разновидностях: I) как биографический очерк (портрет-биография, портрет-некролог, юбилейный портрет); 2) как критико-биографический очерк; 3) очерк творчества; 4) собственно портрет, передающий общее впечатление от творчества того или иного художника.
3. Роль портретной характеристики в раскрытии образов в повести «Капитанская дочка»
Создавая «Капитанскую дочку», Пушкин ставил себе цель написать историческое повествование, хотя, основные персонажи, определяющие сюжет, являются вымышленными, они силою обстоятельств, а не собственной волей, вовлечены в крупные исторические события, и в ходе этих событий вступают в те или иные отношения с подлинно-историческими деятелями.
Таким образом, всех героев повести можно поделить на вымышленных и подлинных. Вымышленные герои – это Пётр Андреевич Гринёв, его отец, Андрей Петрович Гринёв, Авдотья Васильевна, мать Петра, Мария Миронова, Василиса Егоровна Миронова, Иван Кузьмич Миронов, Швабрин, и прочие, так или иначе, с ними связанные герои. Какими же рисует их Пушкин?
Если прочитать повесть, можно убедиться в том, что портретов семьи Гриневых нет, этим Пушкин подчёркивает, что эти лица типичны для своей эпохи и своей среды. Помещица Гринёва «варящая медовое варенье в гостиной», Андрей Петрович Гринев, читающий «Придворный календарь, ежегодно им получаемый», узнаваем не своим внешним портретом, а скорее своей типичностью, достаточно открыть другие произведения Пушкина, а также Гоголя, Толстого и других писателей XIX века.
Пётр Гринёв - молодой дворянин и офицер екатерининской армии главный герой произведения. Тем не менее, в повести нет его портрета. Тем большее значение получают его слова и поступки. Вся история Гринева- выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, отцовского наставления «береги честь смолоду».
Точно также, типичными для своей эпохи являются Василиса Егоровна, капитан Миронов, Иван Игнатьевич, Архип Савельев.
Значит, отсутствие портрета у Пушкина- это не просто его отсутствие, а особый приём, подчёркивающий не индивидуальность героя, а скорее наоборот, его типичность для своего времени, или среды, или класса.
Однако есть персонажи, портрет которых просто необходим это Швабрин и Маша Миронова.
Швабрин - ещё один представитель офицерства, дуэлянт, изменник, не имеющий никаких моральных убеждений. Его портрет есть в главе 3 «Крепость», «ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».Гринёв является полной противоположностью Швабрина.
Маша Миронова – молодая девушка, одновременно хрупкая и смелая. Её описание дается в главе III «Крепость». «Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели». Маша - очень застенчива, об этом сказано при описании её внешности: «уши так и горели». Портрет Маши нужен, ведь с его помощью Пушкин хотел продемонстрировать ещё одно качество Гринёва: Пётр полюбил Машу не за её внешность, но за её характер, склад ума и, верно она была близка ему по духу.
Подлинно- исторические герои повести- это Емельян Пугачёв, Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша),ЕкатеринаII и прочие так или иначе связанные с ними герои. Однако из них самое значимое и полное описание у Пугачёва.
Исторический герой романа – Пугачёв – является в нем впервые самым простым, случайным, «домашним», по выражению Пушкина, образом: безвестным бродягой, мужественным и сметливым человеком из народа и всецело народу принадлежащим. Его наружность, показавшаяся Гринёву «замечательной», вполне соответствует описаниям, известным Пушкину из показаний современников и очевидцев. Описание Пугачёва есть в нескольких главах: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». Ещё одно описание после взятия Белогорской крепости: «На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». Во время «пророческого» сна Пугачёв предстал перед Гриневым как «весело поглядывающий мужик с чёрной бородой». В первом описании – Пугачёв лишь беглый мятежник, а в другом – Пугачёв – предводитель восстания, «государь Пётр III». Человечность, гуманность, великодушие Пугачёва, лучшие черты русского народного характера – вот что подчёркивает Пушкин в герое, которого его враги, судьи, историки, обвиняли в свирепости и бесчеловечности, называя не иначе как «извергом» и «злодеем» Эти черты раскрываются в нём с помощью портрета.
Ещё одна историческая личность, присутствующая в повести – Екатерина II. Описание её в главе XIV «Суд» - «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Пушкин показал ЕкатеринуII в повести как можно ближе к тем образам, которые показывают живописцы на своих полотнах.
Глава II
1. Портрет в русской живописи XIX века.
К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное заключается только в живой действительности”. В это время в Академии художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В 1863 году произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н. Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники.
В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение “Мир Искусства”. Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из последних гениальных творений Серова “Портрет княгини Орловой” (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ “светской львицы”. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И.Е., Крамской И.Н. и Серов В. А.
2. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Первые рисунки к «Капитанской дочке» были выполнены Бенуа в 1904 году, с них началась серия пушкинских иллюстраций, но тогда они так и не были изданы. В 1919 году Бенуа становится членом комиссии Наркомпроса по изданию русских классиков и ему предоставляется возможность закончить начатое дело.
Вышедшее в свет уже в 1919 году, издание представляло собой маленькую «карманную» книжку, одетую в простую бумажную обложку и довольно плохо напечатанную на газетной бумаге. Художник завершал работу, начатую пятнадцать лет назад и тогда не изданную. Здесь герои, обстановка, приметы быта, костюмы даны как жизненные реалии, сведенные в историческую жанровую сцену они режиссированы по принципу «правдивости», совсем как в театре Станиславского.
В каждом случае — повествовательно развернутый сюжет, соответствующий требованиям максимальной «читабельности» рисунка, историческая точность в деталях. В ином ключе решена аллегорическая концовка, основанная на сновидении Гринева: страшный крестьянин, размахивая топором, сносит дворянские головы.
Штриховые иллюстрации одинаково далеки и от «картинных» акварелей к «Пиковой даме», и от тональных рисунков первого варианта «Капитанской дочки»: энергичный, подобно быстрому наброску рисунок, не скрывающий, а, напротив, акцентирующий: самый темп движения кисти, резкие контрасты контурных мазков и черных заливок. Впрочем, сам художник не был удовлетворен этой работой. Не претендуя на значительное место в истории советской книжной графики, «Капитанская дочка» Бенуа (как и три его рисунка к «Пиковой даме», исполненные в 1921 году) сохраняет интерес лишь для творческой эволюции самого мастера.
Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", особое внимание я обратила на портретное описание Емельяна Пугачева, Маши Мироновой и Петра Гринева. Как удивителен мир искусства! Мне захотелось по портретным зарисовкам создать собственные портреты этих героев.
Так представлен в повести Емельян Пугачев, вставленный Пушкиным в издание 1834 года:
А вот мое видение этого литературного героя:
Так представлен в повести Петр Гринев в лице знаменитого актера Михаила Долгинина:
Вот представлен этот же герой, но в собственном изображении:
И главная героиня повести - Маша Миронова:
Собственный портрет героини:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В литературном произведении, как давно было замечено, далеко не все наглядно и переводимо в зрительный ряд. Однако, за долгие годы литература накопила богатейший арсенал приемов, с помощью которых создается художественный образ.
Одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет. На ранних этапах развития литературы портреты изобилуют метафорами, сравнениями, яркими эпитетами. Но несмотря на красочность, подобная портретная живопись не являлась точным отражением индивидуальных особенностей персонажа.
Только реалистический портрет стал индивидуализированным, в нем словесная живопись дополнилась анализом, передающим сложность и многоплановость, в котором воплотилось своеобразие натуры.
Сравнение художественного и литературного портрета является одновременно сложным и увлекательным процессом, в ходе которого человек может сравнить портрет героя, созданный автором литературного произведения, с портретом этого же героя, но уже написанным художником.
Думаю, что, читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», каждый человек в своем воображении по-своему представил изображенных в произведении героев. На мой взгляд, особенный интерес вызывает сравнение портрета, воображенного человеком, с портретом, написанным художником. Сравнив свое собственное представление героев поэмы с представлением художников, человек в сознании создает единый, заключительный образ каждого из персонажей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азарова Н.М. Текст. М.: Прометей, 2000г.
2. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962 год.
3.Макоголенко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»
4. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», М., Детская литература, 1977
5. Русская литература XIX-XX вв., в 2-ух томах, т.1-ый (издательство Московского университета, 2001 год)
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1984г.
7. Тураев С.В. Тимофеев Н.П. Литература. Справочные материалы, М., 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов. Беседа по теме портрет. Смешанная техника в портрете.
« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они ...
Исследовательский проект по теме самообразования "Изучение произведений Ф. Абрамова на уроках регионального компонента"
Наравственное воспитания учащихся 7 - 8 класса...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Исследовательский проект на тему: "Портрет лидера"
Основной метод, используемый в проекте - анкетирование учащихся....
Проект "Галерея художественных образов в произведениях Н.В.Гоголя"
Изучая произведения Н.В.Гоголя ,учащиеся провели исследовательскую работу.В итоге детьми была выпущена книга ....
Учебный проект "Мой ровесник на страницах произведений русских писателей XX и XXI в.
Представлены результаты работы обучающихся 5-х классов в рамках проекта по уроку литературы. Обучающиеся сравнили литературыне образы своих ровесников на страницах произведений русских писателей...
проект на тему "Портреты мальчиков"
Проект на тему "Характеристики ребят из рассказа "Бежин луг"...