Рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе по теме
Рабочие программы по литературе для 5 и 7 классов, разработаны на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_merkin_5_klass.odt | 35.78 КБ |
literatura_merkin_7_klass.odt | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для 5 класса МОУ Луговской СОШ. Программа составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);
- программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
- требований к уровню подготовки учащихся 5 класса;
- объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом МОУ Луговской СОШ;
- познавательных интересов учащихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Всего учебных недель – 35
Количество часов в неделю – 2
Количество часов за год – 70
Количество контрольных работ — 2 часа
Количество сочинений — 4 часа
Используемый учебно-методический комплект:
- Для учащихся
- Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Автор-составитель Г.С.Меркин
- Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Для учителя
- Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы в 5 классе. Методическое пособие.
- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
- Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Егорова Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки – М.: Вако, 2010.
- Интернет-ресурсы
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, сочинение по прочитанному произведению, контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Календарно — тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания уроков | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Оснащение урока | Дата проведения | |||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||||
Книга- твой друг | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с историей книги. Определение роли книги в жизни человека | Знать структуру и содержание учебника — хрестоматии для 5 класса | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
| |||||||||||||||
Античный миф. «Рождение Зевса» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Формирование навыка работы с иллюстрациями, знакомство с героями мифов | Иметь представление об источниках, дающих представление о мифологии рождения и детства Зевса | Взаимопроверка | Презентация по теме, базовый учебник | |||||||||
«Олимп» | 1 | Комбинированный урок | Выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи | Иметь представление о роли мифов в формировании современных представлений о мире и места человека в нем | Самопроверка | Презентация к уроку, базовый учебник | |||||||||
«Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знакомство с легендой об Одиссее, выявление ключевых событий легенды | Знать ключевые события легенды и литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н.А. Куна | Тест | Раздаточный материал, рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
| |||||||||||||||
Загадки | 1 | Нетрадиционный урок | Тематика и структура загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок | Знать семантическую структуру загадок, их виды; уметь составлять загадки по образцу | Практическая работа | Дидактический материал | |||||||||
Пословицы и поговорки | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с различными видами пословиц поговорок, различия между пословицами и поговорками | Иметь представление о наследии В.И. Даля, знать и отличать пословицы от поговорок | Взаимопроверка | Книжная выставка, дидактический материал | |||||||||
Русская народная сказка «Царевна - лягушка» | 1 | Урок применения знаний и умений | Основная идея сказки, художественный пересказ, работа с иллюстрациями | Знать композицию волшебной сказки, уметь художественно пересказывать содержание | Художественный пересказ | Базовый учебник | |||||||||
Русская народная сказка «Падчерица» | 1 | Урок закрепления материала | Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе | Знать отличия народной и литературной сказок | Самопроверка | Базовый учебник | |||||||||
Особенности волшебной сказки | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знакомство с творчеством знаменитых сказочников, особенности волшебной сказки | Знать художественные особенности волшебной сказки, знать сказочников | Практическая работа | Раздаточный материал | |||||||||
| |||||||||||||||
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с исторической обстановкой, в которой родилось Русское государство | Иметь представление об эпохе, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; уметь выделять главное в прослушанном | Взаимопроверка | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
Легенда «Кий, Щек и Хорив» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Значение легенды и Кие, значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника письменности | Иметь представление об исторической основе событий, нашедших отражение в «Повести...»; знать об особенностях языка древнерусской письменности | Исследовательская работа | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
Эзоп. Басня «Ворон и Лисица» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Легенды об Эзопе; значение морали в басне | Иметь представление об Эзопе; уметь выявлять значение морали басни; знать о роли басен Эзопа в жизни людей | Взаимопроверка | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
| |||||||||||||||
Сопоставление басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса» , А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса» | 1 | Урок применения знаний и умений | Сопоставление басен В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова | Уметь выявлять особенности языка басен, уметь сопоставлять басни разных авторов | Исследовательская работа | Раздаточный материал | |||||||||
Басни И.А. Крылова | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с биографией Крылова И.А.; особенности языка басен | Иметь представление о Крылове; уметь выявлять значение морали басни; знать о роли басен в жизни людей | Взаимопроверка | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление морали басен, систематизация знаний раздела «Басни» | Уметь выявлять значение морали басни; знать о роли басен в жизни людей | Самопроверка | Раздаточный материал | |||||||||
Русская басня в 20 веке | 1 | Урок применения знаний и умений | Знакомство с биографией С.В. Михалкова, выявление морали басен, связь сюжетов | Уметь выделять одинаковые сюжеты в баснях разных авторов | Самостоятельная работа | Базовый учебник | |||||||||
| |||||||||||||||
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Биография А.С. Пушкина, лирический герой в стихотворении | Знать биографию поэта, уметь анализировать стихотворение | Практическая работа, чтение наизусть | Раздаточный материал, базовый учебник | |||||||||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный урок | Народная основа сказки, роль художественно — выразительных средств в сказке | Знать смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней | Взаимопроверка | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
Черты сходства и различия волшебной сказки и литературной сказки | 1 | Урок применения знаний и умений | Идея «Сказки...»; сходства и различия народной и литературной сказки | Уметь выделять художественно — изобразительные средства, находить сходства и различия сказок | Чтение наизусть | Базовый учебник, дидактический материал | |||||||||
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | 1 | Урок обобщения знаний и умений | Сказочные сюжеты в прологе поэмы, функция художественно — изобразительных средств | Уметь находить художественно — изобразительные средства, сказочные сюжеты в произведении | Практическая работа, чтение наизусть | Презентация к уроку, рабочие тетради | |||||||||
Поэзия 19 века о родной природе | 1 | Урок применения знаний и умений | Художественные особенности и идеи стихотворений, посвященных русской природе | Уметь анализировать стихотворения; знать поэтов 19 века | Исследовательская работа, чтение наизусть | Презентация к уроку, базовый учебник | |||||||||
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и прототипы героев | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление исторической основы произведения | Знать о значении Бородинского сражения в истории Отечественной войны | Самопроверка | Презентация к уроку | |||||||||
Средства художественной выразительности в стихотворении | 1 | Урок применения знаний и умений | Художественная идея стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | Уметь анализировать поэтическое произведение | Чтение наизусть | Базовый учебник | |||||||||
Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Создание рабочих материалов для сочинения | Уметь определять основную мысль сочинения, конструировать начало и финал сочинения | Сочинение | Базовый учебник | |||||||||
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Историческая основа повести | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Сходства и различия героев повести и сказочных персонажей | Знать об исторической основе, фольклорных источниках и мотивов повести | Взаимопроверка | Презентация к уроку, базовый учебник | |||||||||
Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 | Урок закрепления материала | Выявление роли фантастических персонажей в произведении, определение художественной идеи повести | Уметь определять художественную идею повести; знать о смысле противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга | Самопроверка | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией И.С. Тургенева; выявление особенностей характера героя | Уметь выделять в литературном произведении авторскую позицию и характер главного героя | Исследовательская работа | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 1 | Урок применения знаний и умений | Обогащение представлений о нравственных качествах Герасима | Уметь составлять письменный рассказ о герое, работать с иллюстрациями | Практическая работа | Раздаточный материал | |||||||||
Герасим и Муму | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление отношения автора к действующим лицам произведения | Уметь выделять в литературном произведении авторскую позицию и характеры героев | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
Подготовка к анализу эпизода «Муму» | 1 | Контрольный урок | Обобщение и систематизация полученных знаний | Уметь анализировать эпизод художественного произведения | Сочинение | Рабочие тетради | |||||||||
И.С. Тургенев «Воробей», «Русский язык» | 1 | Комбинированный урок | Выявление художественных идей стихотворений в прозе | Уметь находить образно — выразительные средства и определять их роль в стихотворениях | Практическая работа | Базовый учебник, раздаточный материал | |||||||||
И.С. Тургенев «Воробей», «Русский язык» | 1 | Комбинированный урок | Выявление художественных идей стихотворений в прозе | Уметь находить образно — выразительные средства и определять их роль в стихотворениях | Самопроверка | Базовый учебник, раздаточный материал | |||||||||
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией писателя, а также с творческой историей стихотворения | Знать особенности композиции стихотворения; уметь анализировать стихотворение | Чтение наизусть | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении | Уметь анализировать стихотворение | Самостоятельная работа | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
Н.А. Некрасов стихотворение «Тройка» | 1 | Урок применения знаний и умений | Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции; строфа | Умение самостоятельно исследовать текст стихотворения | Исследовательская работа | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
Л.Н. Толстой Историко — литературная основа рассказа «Кавказский пленник» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с историко — литературной основой рассказа | Знать факты биографии писателя, связанными с творческой историей рассказа | Взаимопроверка | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
Жилин и Костылин в плену | 1 | Урок закрепления материала | Знакомство с реалиями жизни горцев и выявление мотивов поступков героев | Уметь выявлять мотивы поступков героев произведения | Художественный пересказ | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
Художественная идея рассказа «Кавказский пленник» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление художественной идеи рассказа; сюжет и фабула произведения | Уметь определять мотивы поступков героев, сюжет и фабулу произведения | Самопроверка | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Обобщение и систематизация полученных знаний | Уметь определять нравственные проблемы рассказа; составлять план сочинения | Сочинение | Дидактический материал | |||||||||
А.П. Чехов «Злоумышленник» Жанровое своеобразие рассказа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Жанровая особенность рассказа, авторская позиция | Уметь определять мотивы поступков героев, сюжет и фабулу произведения | Взаимопроверка | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Обобщение и систематизация полученных знаний | Уметь определять нравственные проблемы рассказа, анализировать произведение | Сочинение | Базовый учебник | |||||||||
| |||||||||||||||
И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление художественной идеи стихотворения, изобразительно — выразительные средства | Уметь анализировать поэтическое произведение | Исследовательская работа | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||
И.А. Бунин «В деревне» | 1 | Урок применения знаний и умений | Художественная идея рассказа, композиция рассказа | Уметь выявлять особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа | Практическая работа | Базовый учебник, раздаточный материал | |||||||||
Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с прототипами рассказа | Знать особенности жизни города и уметь выявлять ее пагубное влияние на души людей | Взаимопроверка | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
Тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» | 1 | Урок закрепления материала | Формирование представлений об авторской позиции | Знать смысл противопоставления города и природы деревни; уметь анализировать произведение | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
А.И. Куприн «Золотой петух». Тема, особенности создания образа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Художественная идея рассказа | Уметь выделять художественно — выразительные средства в рассказе | Художественный пересказ | Базовый учебник, презентация к уроку | |||||||||
А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление объединяющего начала стихотворений | Уметь анализировать поэтическое произведение | Самопроверка, чтение наизусть | Базовый учебник | |||||||||
С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | 1 | Комбинированный урок | Художественная идея стихотворения | Уметь анализировать поэтическое произведение | Чтение наизусть | Базовый учебник | |||||||||
С.А. Есенин «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | Комбинированный урок | Художественная идея стихотворения | Уметь анализировать поэтическое произведение | Чтение наизусть | Базовый учебник | |||||||||
А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Художественная идея рассказа | Знать художественную идея рассказа; уметь анализировать произведение | Исследовательская работа | Дидактический материал, базовый учебник | |||||||||
П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление особенностей характера главного героя, истоков его внутренней силы | Уметь выделять главные черты характера главного героя путем анализа произведения | Художественный пересказ | Презентация к уроку, рабочие тетради | |||||||||
П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа | 1 | Урок закрепления материала | Художественная идея сказа | Уметь анализировать произведение, знать отличия сказа от сказки | Практическая работа | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Идея рассказа, состоящая в утверждении любви и жалости ко всему живому | Знать художественную идея рассказа; уметь анализировать произведение | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов | 1 | Урок закрепления материала | Идея рассказа, состоящая в утверждении любви и жалости ко всему живому | Знать художественную идея рассказа; уметь анализировать произведение | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление особенностей характера главного героя, художественная идея сказа | Уметь выделять главные черты характера главного героя путем анализа произведения | Самостоятельная работа | Презентация к уроку, рабочие тетради | |||||||||
Родная природа в произведениях писателей 20 века | 1 | Урок применения знаний и умений | Художественные особенности и идеи стихотворений | Умение самостоятельно исследовать текст стихотворения | Исследовательская работа | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
В.И. Белов «Весенняя ночь» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление особенностей характера главного героя, художественная идея рассказа | Уметь выделять главные черты характера главного героя путем анализа произведения | Художественный пересказ | Дидактический материал, базовый учебник | |||||||||
В.Г. Распутин «Век живи — век люби» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление художественной идеи рассказа — утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания | Уметь выявлять художественную идею рассказа | Взаимопроверка | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
| |||||||||||||||
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с биографией Д. Дефо, с прототипами романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе | Знать некоторые факты биографии писателя, прототипы героев романа; иметь представление о сюжетных линиях романа | Самопроверка | Презентация к уроку | |||||||||
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе | Знать сюжетные линии романа | Взаимопроверка | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
Х.К. Андерсен | 1 | Нетрадиционный урок | Знакомство с биографией писателя | Уметь систематизировать свои знания в ходе викторины | Викторина | Дидактический материал | |||||||||
Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность | 1 | Комбинированный урок | Выявление художественной идеи сказки — утверждение величия подлинного искусства, служащего всем людям | Знать художественную идею сказки | Художественный пересказ | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
М. Твен. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знакомство с биографией писателя, актуализация знаний учащихся | Иметь представление о биографии писателя | Самопроверка | Презентация к уроку, дидактический материал | |||||||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых | 1 | Урок закрепления изученного материала | Смысл противопоставления красоты и поэзии «свободного», чистого сознания, присущего миру детства | Уметь выделять главные черты характеров героев произведения, уметь выделять тему и идею произведения | Взаимопроверка | Базовый учебник | |||||||||
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа | Знать главные черты характера главного героя, уметь выделять главное в прочитанном | Тест | Раздаточный материал | |||||||||
Дж. Лондон «Сказание о Кише» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление художественной идеи сказания — утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви | Уметь выделять главные черты характеров героев произведения, уметь выделять тему и идею произведения | Самостоятельная работа | Презентация к уроку, дидактический материал | |||||||||
Ж. Рони — старший «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с некоторыми актами биографии писателя; выявление гуманистической идеи отрывка | Иметь представление о фактах из биографии писателя; уметь выделять в прочитанном идею и тему | Практическая работа | Рабочие тетради, базовый учебник | |||||||||
А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Ленненберги» | 1 | Нетрадиционный урок | Художественная идея рассказа, композиция рассказа | Уметь выявлять художественную идею рассказа | Викторина | Презентация к уроку, дидактический материал | |||||||||
| |||||||||||||||
Заключительный урок. | 1 | Контрольный урок | Выявление уровня сформированных литературных знаний учащихся | Знать основные литературные понятия литературы | Тест | Раздаточный материал | |||||||||
Литературная игра. Рекомендации для летнего чтения | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выявление уровня сформированных литературных знаний учащихся | Знать основные литературные понятия литературы | Литературная игра | Раздаточный материал |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для 7 класса МОУ Луговской СОШ. Программа составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);
- программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
- требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;
- объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом МОУ Луговской СОШ;
- познавательных интересов учащихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
- Всего учебных недель – 35
- Количество часов в неделю – 2
- Количество часов за год – 70
- Количество контрольных работ — 2 часа
- Количество сочинений — 4 часа
Используемый учебно-методический комплект:
Для учащихся
- Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Автор-составитель Г.С.Меркин
- Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Для учителя
- Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы в 7 классе. Методическое пособие.
- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
- Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные разработки – М.: Вако, 2010.
- Интернет-ресурсы:
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, сочинение по прочитанному произведению, контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 7 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Оснащение урока | Дата проведения | ||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||
Любите читать! | 1 | Урок объяснения нового материала | Структура и содержание учебника. Установка на восприятие курса лит-ры 7 класса | Знать содержание учебника, уметь работать с ним | Анкета | Базовый учебник | ||||||||||
Устное народное творчество (2 часа) | ||||||||||||||||
Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 1 | Урок объяснения нового материала | Эпос. Поэтический мир русской былины. Былинные герои. Собиратели и сказители былин. Русские былины в искусстве. Иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович» | Усвоить понятие эпос. Иметь представление о поэтическом мире былин, собирателях и сказителях. Умет выразительно читать былины, выявлять их иносказательный смысл | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос | Базовый учебник, рабочая тетрадь | ||||||||||
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Комбинированный урок | Характерные черты Ильи Муромца. Художественная идея былины, особенность поэтики. Выразительно-художественные средства. Язык былины | Знать характерные черты былинных героев. Уметь выявлять идею произведения. Знать средства художественной изобразительности, присущие былинам. Уметь выразительно читать былину, проводить исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план произведения | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник | ||||||||||
Русские народные песни | 1 | Комбинированный урок | Виды обрядовых песен, особенности их поэтики | Знать виды обрядовых песен, иметь представление об особенностях их поэтики. Уметь выразительно читать песни, работать с учебником, иллюстрациями | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, дидактический материал | ||||||||||
Древнерусская литература ( 2 часа) | ||||||||||||||||
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Комбинированный урок | Временные рамки и особенности древнерусской лит-ры. Историческая основа летописной записи. Параллельные сюжеты о смерти коня в мировой лит-ре. Особенности языка летописи | Иметь представление об особенностях древнерусской литературы. Знать историческую основу летописной записи. Уметь выразительно читать произведения древнерусской литературы, работать с лексикой | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник | ||||||||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Комбинированный урок | Особенности жанра древнерусской повести. Христианская символика в повести. Символическое значение образов змееборца и премудрой девы. Художественная идея произведения. Нравственные качества героев повести | Знать особенности жанра древнерусской повести. Уметь выразительно читать, пересказывать произведение, анализировать его и проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Мини-тест | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Литература 18 века (7 часов) | ||||||||||||||||
Краткие сведения о М.В. Ломоносове. Из «Оды на день восшествия на престол…» | 1 | Комбинированный урок | Факты биографии М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности. Значение научного наследия Ломоносова. Особенности жанра оды. Позиция автора | Знать факты биографии М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности. Иметь представление об особенностях жанра оды. Уметь выразительно читать оду, проводить лексическую работу, работать с иллюстрациями и таблицами | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Учение Ломоносова о «трёх штилях» | 1 | Урок усвоения нового материала | Роль теории «трёх штилей» Ломоносова в решении языковых проблем времени | Иметь представление о теории «трёх штилей» Ломоносова»; уметь работать со статьёй учебника, обобщать и выделять главное, проводить исследовательскую работу с текстом
| Проверка домашнего задания. Оценивание самост. исследоват. работы с текстом | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Краткие сведения о Г.Р.Державине. «Властителям и судиям» | 1 | Комбинированный урок | Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта. Воссоздание атмосферы эпохи. Сущность понятия «просвещённый абсолютизм». Значение деятельности Екатерины 2. Художественная идея ст-я «Властителям и судиям». | Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта. Иметь представление об эпохе Екатерины 2. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности драматического рода. Первоначальные впечатления о комедии, значение говорящих фамилий. Крепостное право как объект сатиры в комедии | Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Иметь представление об особенностях драмы как рода литературы. Уметь работать с таблицами, учебником, терминами, проводить лексическую работу, выразительно читать комедию по ролям | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей | Знать особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей. Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Конкурс на лучшее чтение эпизодов по ролям | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии | 1 | Урок применения ЗУН | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии Выявление жанровых особенностей комедии. Традиции и новаторство. | Иметь представление об общественно-политических и философских взглядах Правдина и Стародума. Знать о жанровых особенностях комедии. Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Урок развития речи | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся. | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русская литература 19 века (26 часов) | ||||||||||||||||
А.С.Пушкин после лицея. Анализ ст-я «К Чаадаеву» | 1 | Комбинированный урок | Особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода. Художественная идея ст-я «К Чаадаеву» | Иметь представление об особенностях творчества А.С.Пушкина петербургского периода. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
А.С.Пушкин. анализ ст-ий «Во глубине сибирских руд…» и «Туча» | 1 | Урок применения ЗУН | Историческая атмосфера эпохи восстания декабристов. Причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам в ст-ии «Во глубине сибирских руд…» Факты биографии Пушкина периода 1830-х гг. Аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча». Художественная идея ст-ий | Знать особенности исторической атмосферы эпохи восстания декабристов, причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам. Уяснить аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча», художественную идею ст-ий. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Комбинированный урок | Расширение представлений о жанре баллады. Художественная идея баллады. Различия между фрагментом летописи и ст-ем А.С.Пушкина | Знать особенности жанра баллады. Уметь сравнивать произведения разных жанров Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.С.Пушкин «Полтава» | 1 | Урок применения ЗУН | Смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12 | Усвоить понятие антитеза. Понять смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.Ю. .Лермонтове. Ст-е «Родина» | 1 | Комбинированный | Воспоминания о М.Ю. Лермонтове. Многогранность таланта Лермонтова, нашедшая отражение в живописном наследии поэта. Художественная идея ст-я «Родина» | Знать факты биографии М.Ю. Лермонтова. Иметь представление о многогранности таланта Лермонтова, нашедшей отражение в живописном наследии поэта. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение «Песни про…купца Калашникова» | 2 | Комбинированный | Атмосфера эпохи, нашедшая отражение в произведении. Различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Художественная идея произведения. Особенности поэтики. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…» | Иметь представление об атмосфере эпохи, нашедшей отражение в произведении. Усвоить различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий Оценка анализа эпизода | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина | 2 | Комбинированный | Факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге. Факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель». «Внешний» и «внутренний» мир человека в образе А.А.; мифологический источник образа. Смысл противопоставления А.А. и «значительного лица». Признаки житийного жанра в повести | Знать факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге, факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель». Усвоить основные черты характера главного героя, художественную идею повести и позицию автора. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка исследоват. работ | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 1 | Урок применения знаний и умений | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.С.Тургеневе. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.С.Тургенева. Общая характеристика книги «Записки охотника». Облик рассказчика. Природный ум, трудолюбие, смекалка героев рассказа «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева. | Знать факты биографии И.С.Тургенева. Иметь представление о внутреннем единстве цикла «Записки охотника», особенностях духовного образа рассказчика. Усвоить художественную идею рассказа «Хорь и Калиныч». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея рассказа «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян. | Усвоить художественную идею рассказа «Певцы». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценивание исследов. работ | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
И.С.Тургенев. Ст-я в прозе. Анализ ст-я «Нищий» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея ст-я, его своеобразие. Особенности жанра | Знать особенности жанра ст-ий в прозе. Усвоить художественную идею ст-я. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.А.Некрасове. Анализ ст-ий «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности. Художественная идея ст-ий. Народная тема в творчестве Некрасова | Знать факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности. Иметь представление об особенностях раскрытия народной темы в тв-ве Н.А.Некрасова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение отрывков из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Урок применения ЗУН | История создания произведения, исторические факты, положенные в историю создания поэмы. Художественная идея фрагментов поэмы. | Знать историю создания поэмы «Русские женщины». Выявить и усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение поэмы «Железная дорога» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея поэмы, особенности интонационного рисунка поэмы. | Выявить и усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Сказка «Дикий помещик» | 1 | Комбинированный | Факты биографии писателя. Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Идея сказки «Дикий помещик». Отличие сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки | Знать факты биографии писателя. Иметь представление об особенностях сказок Салтыкова-Щедрина. Выявить и усвоить идею сказки «Дикий помещик». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок применения ЗУН | Сатира на общественное устройство современной писателю России; пародия на цивилизацию, на представление о блаженном существовании «естественных людей» - дикарей | Выявить особенности сатиры на общественное устройство современной писателю России. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Тест-презентация | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце» | 2 | Комбинированный | Атмосфера событий Крымской войны 1853-56 гг. Факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах». Особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце». Скромность, искренность, мужество, душевное величие и стойкость простого солдата в изображении Л.Толстого | Знать факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах». Иметь представление о событиях Крымской войны. Усвоить особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. Таблицы с результа- тами исследо- вания текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.С.Лескове. Анализ сказа «Левша» | 2 | Комбинированный | Факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности художественного мира Лескова. Сюжетная основа сказа «Левша». Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе. Образ Левши. Судьба талантливого человека в России | Знать факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Иметь представление о художественных особенностях Сказа «Левша». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Таблицы с результатами исследования текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.А.Фете. Анализ ст-й «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта. Особенности поэтики А.Фета. Художественная идея ст-й. Объединяющее начало с картинами русских художников, произведением П.И.Чайковского «Август» из цикла «Времена года» | Знать факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта. Иметь представление об особенностях поэтики Фета. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Анализ рассказа «Хамелеон» | 1 | Комбинированный | Особенности личности писателя, нашедшие отражение в воспоминаниях современников. Факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя. Обличение «хамелеонства» как общественного явления | Знать факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа «Смерть чиновника» | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности рассказа «Смерть чиновника». Художественная идея рассказа. Сатира и юмор в рассказах Чехова | Выявить идею рассказа «Смерть чиновника». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Произведения русских поэтов 19 в. о России | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея ст-й, их внутреннее единство | Понять художественную идею ст-й, их внутреннее единство. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русская литература 20 века ( 23 часа) | ||||||||||||||||
Сведения о М.Горьком. «Детство» - автобиографическое произведение | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя. Особенности автобиографического произведения | Знать факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя. Усвоить термин трилогия, особенности автобиографического произведения | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
М.Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности новаторства М.Горького. Неуклонное утверждение растущей изо дня в день «могучей силы света», которая обнаруживается в мироощущении Алексея Пешкова. | Иметь представление о новаторстве М.Горького. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Гуманисти- ческая направленность повести М.Горького «Детство» | 1 | Урок применения ЗУН | Народная Россия в изображении М.Горького. Художественная идея повести. Гуманистическая направленность произведения | Усвоить художественную идею произведения, его гуманистическую направленность. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
М.Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея «Легенды о Данко». Мифологические источники легенды, особенности её поэтики | Усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Подготовка к домашнему сочинению по повести «Детство» | 1 | Урок развития речи | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.А.Бунине. Анализ ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Художественная идея ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» | Знать факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
И.А.Бунин. Анализ рассказа «Кукушка» | 1 | Комбинированный | Художественная идея рассказа «Кукушка». Особенности раннего творчества И.А. Бунина | Иметь представление об особенностях раннего творчества И.А. Бунина. Уяснить художественную идею рассказа «Кукушка». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Таблицы с результатами исследования текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.И.Куприне. Анализ рассказа «Куст сирени» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Художественная идея рассказа «Куст сирени», его сатирическая направленность | Знать факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею рассказа «Куст сирени», его сатирическую направленность. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа А.И.Куприна «Allez!». | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея рассказа «Allez!». Смысл названия | Уяснить художественную идею рассказа «Allez!», смысл его названия. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о В.В.Маяковском Анализ ст-я «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Комбинированный | Факты биографии В.В.Маяковского Особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии. Проблема традиции и новаторства. | Знать факты биографии В.В.Маяковс- кого. Уяснить особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о С.А.Есенине. Анализ ст-й «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии С.А.Есенина. Особенности мировосприятия поэта. Значение образа клёна и символического голубого и золотого цветов в лирике поэта. Особенности поэтики Есенина. Тема и идея ст-й | Знать факты биографии С.А.Есенина, особенности мировосприятия поэта. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.С.Шмелёве. Анализ рассказа «Русская песня» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.С.Шмелёва. Художественная идея рассказа «Русская песня». Лексическая работа. | Знать факты биографии И.С.Шмелёва. Выявить и усвоить художественную идею рассказа «Русская песня». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.М. Пришвине. Анализ рассказа «Москва-река» | 1 | Комбинированный | Факты биографии М.М.Пришвина. Особенности личности писателя. Атмосфера Дунина, места действия рассказа «Москва-река». Художественная идея рассказа «Москва-река» | Знать факты биографии М.М.Пришвина. Выявить и усвоить художественную идею рассказа «Москва-река». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о К.Г. Паустовском. «Мещерская сторона». Анализ частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» | 1 | Комбинированный | Факты биографии К.Г. Паустовского. Художественная идея частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» | Знать факты биографии К.Г. Паустовского. Выявить и усвоить художественную идею частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
К.Г. Паустовский. Анализ частей «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея повести «Мещёрская сторона». Общность и различие художественного мира Пришвина и Паустовского. | Выявить и усвоить художественную идею повести «Мещёрская сторона». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.А.Заболоцком Анализ ст-я «Не позволяй душе лениться!..» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии. Художественная идея ст-я. Лексическое значение слова душа | Знать факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.Т. Твардовском. Анализ ст-й «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.Т. Твардовского. Объединяющее начало ст-й, их художественная идея | Знать факты биографии А. Твардовского. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.Т.Т Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин» | 1 | Урок применения ЗУН | Конкретно-исторический подход к изображению войны. Качества характера главного героя. Антивоенная направленность произведения. | Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Лирика поэтов – участников ВОВ | 1 | Комбинированный | Факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества. | Знать факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Б..Л.Васильеве. Анализ рассказа «Экспонат №…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Б.Л.Васильева. Тема и художественная идея рассказа «Экспонат №…» Приёмы создания образов и характеров. Психологический портрет Анны Федотовны. Образ времени в рассказе. Раскрытие внутреннего мира персонажа. Смысл финала рассказа. | Знать факты биографии Б.Л. Васильева. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о В.М.Шукшине. Анализ рассказа «Микроскоп» | 1 | Комбинированный | Факты биографии В.М.Шукшина. Тема и художественная идея рассказа «Микроскоп». Художественное своеобразие рассказа. Средства выразительности. | Знать факты биографии В.М.Шукшина. Выявить тему и художественную идею рассказа «Микроскоп». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русские поэты о России | 1 | Урок применения ЗУН | Факты биографии поэтов. Объединяющее начало ст-й о России. | Знать факты биографии поэтов. Выявить объединяющее начало ст-й о России. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Контрольная работа по русской литературе за курс 7 класса | 1 | Урок проверки знаний | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные на уроках литературы в 7 классе | Проверка контрольных работ | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||||
Зарубежная литература (8 часов) | ||||||||||||||||
Сведения об У.Шекспире. Сонеты | 1 | Комбинированный | Факты биографии У.Шекспира. Особенности сонета. Худож. своеобразие сонетов Шекспира. Особенности перевода С.Я.Маршака | Знать факты биографии У.Шекспира. Иметь представление о сонете как лирическом жанре. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Мацуо Басё. Хоку. | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии Мацуо Басё. Японские легенды и обычаи. Особенности структуры хокку. Смысловая нагрузка строк хокку. Эстетические принципы сложения хокку. Особенности эволюции жанра | Знать факты биографии Мацуо Басё. Усвоить особенности хокку как жанра японской поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Роберте Бёрнсе. Анализ ст-й «Возвращение солдата» и «Джон Ячменное Зерно» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Р.Бёрнса. Истоки его поэзии. Сходство ст-ий с лиро-эпическими песнями | Знать факты биографии Р.Бёрнса. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Р.Стивенсоне. Анализ глав из романа «Остров сокровищ» | 2 | Комбинированный | Факты биографии Р.Стивенсона. История создания романа «Остров сокровищ», прототипы героев. Художественная идея произведения | Знать факты биографии Р.Стивенсона. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А. де Сент-Экзюпери. Анализ главы «Линия» из романа «Планета людей» | 1 | Комбинированный | Факты биографии писателя. Художественная идея произведения. | Знать факты биографии Экзюпери. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об Янке Купале. Анализ ст-й. | 1 | Комбинированный | Факты биографии белорусского поэта. Художественная идея ст-й. ключевые идеи творчества. | Знать факты биографии Янки Купалы. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...