"Я в мире прав"
классный час на тему
Формирование правовой культуры обучающихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_v_mire_prav.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«я в мире прав»
Цель: Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; закрепить элементарные знания детей о правах ребенка.
Задачи: 1. Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
2. Воспитывать нравственно-правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
Оборудование: карточки с заданиями, статьи из декларации прав человека, рисунки детей.
Ход мероприятия
1 ведущий: Здравствуйте!
2 ведущий: Мы очень рады вас видеть.
1 ведущий: Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
2 ведущий: Мы спешим сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
1 ведущий: Мы спешим сказать вам – «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! –
2 ведущий: Чтоб пожелать всем в этом зале
Прекраснейшего настроения.
1 ведущий: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:
«Что люди могут делать и чего не могут делать?».
2 ведущий: «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?»
1 ведущий: Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Знакомство с понятием право, конвенция, конституция (слайд)
2 ведущий: А начнем с самого простого вопроса: что ж такое право? (Право-это совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений).
1 ведущий: Работать мы с вами будем по группам-советам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета.
А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами. Сейчас каждому совету необходимо выбрать командира.
2 ведущий: Игра «Приветствие». Я предлагаю следующее упражнение: первый участник подходит к любому другому участнику, здоровается с ним и говорит ему пожелание для игры. Затем уже этот участник подходит к следующему и т. д.
1 ведущий: Игра «Я это Я»
Возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.
Ну, а теперь я попрошу по одному человеку от каждого совета выйти ко мне со своими листочками. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.
Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.
2 ведущий: А сейчас будем разбирать ситуации:
Ситуация 1
Десятилетний мальчик бросал снежками в проходящий транспорт и попал в лобовое стекло автомобиля «БМВ». Водитель от неожиданности резко затормозил. В результате идущий следам автомобиль врезался в заднюю часть «БМВ». Обе машины пострадали. А ведь при этом могли пострадать и даже погибнуть люди!
Как можно назвать поступок мальчика? Какую ответственность он несет? Будет ли возмещен причиненный им вред?
Ответ: Это хулиганство. Родители возместят ущерб, оплатив ремонт машины, а мальчика вызовут на заседание комиссии по делам несовершеннолетних для определения наказания.
Ситуация 2
«Пятнадцатилетний Сергей в последнее время не находит «общего языка» с матерью. Она запрещает ему общаться с парнем из соседнего подъезда, объясняя это тем, что тот живет в неблагополучной семье и плохо влияет на него. Сергей спорит с матерью, пытаясь доказать, что она не права». Как поступить Сергею?
Ситуация 3
«Саша поделился своим секретом с Лешей и попросил сохранить это в тайне. Леша не сдержал слова. На следующий день весь класс знал о том, что сотовый телефон, которым Саша хвастается, он украл у своего дяди». Прав ли Леша? Как поступить в этой ситуации Саше?
Ситуация 4
К своему 13-тилетнему сыну в комнату входит мама. Подросток недоволен, потому что она не постучалась. Прокомментируйте ситуацию и предложите выход из нее.
Ответ: В дверь стучаться надо, т.к. нарушается право ребенка на уединенность, гарантированное Законом РБ «О правах ребенка». Это нужно объяснить родителям.
Ситуация 5
У гимназии № 1 настораживающая суета: дети организованно, но массово выводятся из школы, на территории гимназии находятся милиция и пожарная служба. Оказывается, по телефону сообщили директору, что здание заминировано. Тщательная проверка здания специальными службами показала, что поводов для беспокойства нет - вызов был ложным. Дальнейшее расследование привело к ученику 8 класса, звонившему с целью сорвать таким образом контрольную по физике. Как вы расцениваете его поступок и какие меры административного воздействия будут применены к нему?
Ответ: если виновник не достиг 14-тилетнего возраста, то его родители наказываются штрафом до 3-х базовых величин (93 000 руб.) с возмещением затраченных расходов на выезд спецслужб; если виновник достиг 14-тилетнего возраста, то за заведомо ложное сообщение об опасности – уголовное наказание.
Ситуация 6
14-тилетняя учащаяся Люба заметила у своей подруги дорогостоящий мобильный телефон, после чего, когда дети находились на уроке физкультуры, тайно взяла из портфеля указанный телефон. Подруга обратилась в милицию за оказанием помощи в розыске. После вмешательства милиции Люба телефон вернула. Квалифицируйте действия Любы. Какие у нее отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Ответ: кража…………..
1 ведущий: Игра «Спрятанные слова»
(команды составляют слова из слова ПРАВИТЕЛЬСТВО, за 2 минуты).
Пока команды готовятся мы со зрителями поиграем в игру «Раскалывание льда»
Я буду задавать вопросы. Если вы хотите ответить утвердительно, выполните следующие действия:
У кого сегодня хорошее настроение? (хлопните в ладоши 3 раза)
У кого сегодня плохое настроение? (скажите «у-у-у»)
Кто любит заниматься серьезными делами? (поднимите правую руку)
Кто любит развлекаться? (поднимите левую руку)
Кто любит вкусно поесть, подольше поспать, погулять? (топните 2 раза)
Кто еще пока не заснул? (скажите «Я»)
А теперь потрите ладони, согрейте их, возьмитесь за руки и передайте частичку своего тепла соседу.
2 ведущий: Я задаю вопрос и три ответа на них, вам необходимо выбрать правильный ответ и поднять карточку с соответствующим номером.
- Конвенция о правах ребенка – это…
- Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими.
- Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения.
- Распоряжения совета ООН.
- Ребенком является…
- Тот, кто не имеет своих прав.
- Любой человек до достижения им 18 лет.
- Тот, кто считает себя таковым.
- Право на выбор занятий есть…
- У каждого.
- Только у взрослых.
- У учащихся школ.
- Права ребенка зависят…
- От самого ребенка.
- От родителей.
- От государства.
- Права человеку даются…
- Конституцией государства.
- Всемирной декларацией о правах человека.
- От рождения.
- Как связаны между собой права и обязанности?
- Права порождают обязанности.
- Есть права, которые ни к чему не обязывают.
- Обязанности не всегда вытекают из прав.
1 ведущий: конкурс «Собери мозаику»
Командам раздаются картинки сказочных героев (разрезаны на несколько частей). Задача игроков: собрать мозаику и объяснить, какие права человека были нарушены героями сказок.
- Баба-Яга - (часто в сказках покушается на жизнь детей)
- Карлсон – (шумит, шалит, нарушает общественный порядок)
- Жар-птица (нарушает право неприкосновенности жилища человека, ворует золотые яблоки из сада. За это понесла наказание, посажена в клетку).
- Золушка (нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня).
- Дюймовочка (право личной неприкосновенности, жизни и на ее свободу).
- Буратино (право на образование).
2 ведущий: С понятием права мы сталкиваемся не только в литературных, но и в музыкальных произведениях. Сейчас для команд прозвучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
- Песня бременских музыкантов - «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
- «Чему учат в школе» (Право на образование)
- «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника». (Право на пользование благами научно-технического прогресса.)
- «На крутом бережку» из м\ф «Приключения кота Леопольда» (Право на отдых.)
1 ведущий: Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но…мы, кажется, упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей страны, в том числе ребенок.
Обязанности ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство России, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы России, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
2 ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.
Дана нам возможность-
Юристами стать,
Статьи правовые – все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни
Смело шагать.
Список литературы
1. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
2. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
6. Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Я в мире прав"
На занятии идет повторение пройденного материала по теме " Правовое воспитание", где используется компьютерное и музыкальное сопровождение. В процессе занятия дети выполняют различные практические зад...
Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"
Материал для классных руководителей, завучей-организаторов...
Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"
Форма проведения: педагогическая мастерская.Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка....
Миром правит любовь
Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету. Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это н...
Конференция "Я в мире прав и обязанностей"
Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я в мир прав и обязанностей», проводится она в 7,8 классах. На конференции представлен опыт реализации детских мин...
Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"
На конференции представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....
Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"
Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....