"Я в мире прав"
классный час на тему

Павлова Светлана Владимировна

Формирование правовой культуры обучающихся через ознакомление с основными  правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_v_mire_prav.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

«я в мире прав»

Цель: Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; закрепить элементарные знания детей о правах ребенка.

Задачи: 1. Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

2. Воспитывать нравственно-правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Оборудование: карточки с заданиями, статьи из декларации прав человека, рисунки детей.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте!

2 ведущий: Мы очень рады вас видеть.

1 ведущий: Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

               Чтоб пожелать здоровья доброго.

2 ведущий: Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

               Чтоб пожелать вам счастья нового.

1 ведущий: Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

               Удач, успехов и везенья! –

2 ведущий: Чтоб пожелать всем в этом зале

                Прекраснейшего настроения.

1 ведущий: Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:

«Что люди могут делать и чего не могут делать?».

2 ведущий: «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?»

1 ведущий:  Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

Знакомство с понятием право, конвенция, конституция (слайд)

 2 ведущий:  А начнем с самого простого вопроса: что ж такое право? (Право-это совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений).    

1 ведущий:  Работать мы с вами будем по группам-советам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета.

А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами. Сейчас каждому совету необходимо выбрать командира.

2 ведущий: Игра «Приветствие». Я предлагаю следующее упражнение: первый участник подходит к любому другому участнику, здоровается с ним и говорит ему пожелание для игры. Затем уже этот участник подходит к следующему и т. д.

1 ведущий:  Игра «Я это Я»

 Возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.

Ну, а теперь я попрошу по одному человеку от каждого совета выйти ко мне со своими листочками. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

2 ведущий:  А сейчас будем разбирать ситуации:

Ситуация 1        

Десятилетний мальчик бросал снежками в проходящий транспорт и попал в лобовое стекло автомобиля «БМВ». Водитель от неожиданности резко затормозил. В результате идущий следам автомобиль врезался в заднюю часть «БМВ». Обе машины пострадали. А ведь при этом могли пострадать и даже погибнуть люди!

Как можно назвать поступок мальчика? Какую ответственность он несет? Будет ли возмещен причиненный им вред?

Ответ:        Это хулиганство. Родители возместят ущерб, оплатив ремонт машины, а мальчика вызовут на заседание комиссии по делам несовершеннолетних для определения наказания.

Ситуация 2        

 «Пятнадцатилетний Сергей в последнее время не находит «общего языка» с матерью. Она запрещает ему общаться с парнем из соседнего подъезда, объясняя это тем, что тот живет в неблагополучной семье и плохо влияет на него. Сергей спорит с матерью, пытаясь доказать, что она не права». Как поступить Сергею?

Ситуация 3 

«Саша поделился своим секретом с Лешей и попросил сохранить это в тайне. Леша не сдержал слова. На следующий день весь класс знал о том, что сотовый телефон, которым Саша хвастается, он украл у своего дяди». Прав ли Леша? Как поступить в этой ситуации Саше?

Ситуация 4 

К своему 13-тилетнему сыну в комнату входит мама. Подросток недоволен, потому что она не постучалась. Прокомментируйте ситуацию и предложите выход из нее.

Ответ:        В дверь стучаться надо, т.к. нарушается право ребенка на уединенность, гарантированное Законом РБ «О правах ребенка». Это нужно объяснить родителям.

Ситуация 5 

У гимназии № 1 настораживающая суета: дети организованно, но массово выводятся из школы, на территории гимназии находятся милиция и пожарная служба. Оказывается, по телефону сообщили директору, что здание заминировано. Тщательная проверка здания специальными службами показала, что поводов для беспокойства нет - вызов был ложным. Дальнейшее расследование привело к ученику 8 класса, звонившему с целью сорвать таким образом контрольную по физике. Как вы расцениваете его поступок и какие меры административного воздействия будут применены к нему?

        Ответ: если виновник не достиг 14-тилетнего возраста, то его родители наказываются штрафом до 3-х базовых величин (93 000 руб.) с возмещением затраченных расходов на выезд спецслужб;  если виновник достиг 14-тилетнего возраста, то за заведомо ложное сообщение об опасности – уголовное наказание.

Ситуация 6

14-тилетняя учащаяся Люба заметила у своей подруги дорогостоящий мобильный телефон, после чего, когда дети находились на уроке физкультуры, тайно взяла из портфеля указанный телефон. Подруга обратилась в милицию за оказанием помощи в розыске. После вмешательства милиции Люба  телефон вернула. Квалифицируйте действия Любы. Какие у нее отягчающие и смягчающие обстоятельства.

   Ответ:         кража…………..

1 ведущий:  Игра «Спрятанные слова»

(команды составляют слова из слова ПРАВИТЕЛЬСТВО, за 2 минуты).

Пока команды готовятся мы со зрителями поиграем в игру «Раскалывание льда»

Я буду задавать вопросы. Если вы хотите ответить утвердительно, выполните следующие действия:

У кого сегодня хорошее настроение? (хлопните в ладоши 3 раза)

У кого сегодня плохое настроение? (скажите «у-у-у»)

Кто любит заниматься серьезными делами? (поднимите правую руку)

Кто любит развлекаться? (поднимите левую руку)

Кто любит вкусно поесть, подольше поспать, погулять? (топните 2 раза)

Кто еще пока не заснул? (скажите «Я»)

А теперь потрите ладони, согрейте их, возьмитесь за руки и передайте частичку своего тепла соседу.  

2 ведущий: Я задаю вопрос и три ответа на них, вам необходимо выбрать правильный ответ и поднять карточку с соответствующим номером.

  1. Конвенция о правах ребенка – это…
  • Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими.
  • Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения.
  • Распоряжения совета ООН.
  1. Ребенком является…
  • Тот, кто не имеет своих прав.
  • Любой человек до достижения им 18 лет.
  • Тот, кто считает себя таковым.
  1. Право на выбор занятий есть…
  • У каждого.
  • Только у взрослых.
  • У учащихся школ.
  1. Права ребенка зависят…
  • От самого ребенка.
  • От родителей.
  • От государства.
  1. Права человеку даются…
  • Конституцией государства.
  • Всемирной декларацией о правах человека.
  • От рождения.
  1. Как связаны между собой права и обязанности?
  • Права порождают обязанности.
  • Есть права, которые ни к чему не обязывают.
  • Обязанности не всегда вытекают из прав.

1 ведущий:  конкурс «Собери мозаику»

 Командам раздаются картинки сказочных героев (разрезаны на несколько частей). Задача игроков: собрать мозаику и объяснить, какие права человека были нарушены героями сказок.

  • Баба-Яга - (часто в сказках покушается на жизнь детей)
  • Карлсон – (шумит, шалит, нарушает общественный порядок)
  • Жар-птица (нарушает право неприкосновенности жилища человека,  ворует золотые яблоки из сада. За это понесла наказание, посажена в клетку).
  • Золушка (нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня).
  • Дюймовочка (право личной неприкосновенности, жизни и на ее свободу).
  • Буратино (право на образование).

2 ведущий:  С понятием права мы сталкиваемся не только в литературных, но и в музыкальных произведениях. Сейчас для команд прозвучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. Песня бременских музыкантов - «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
  2. «Чему учат в школе» (Право на образование)
  3. «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника». (Право на пользование благами научно-технического прогресса.)
  4. «На крутом бережку» из м\ф «Приключения кота Леопольда» (Право на отдых.)

1 ведущий: Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но…мы, кажется, упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей страны, в том числе ребенок.

Обязанности ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство России, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы России, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

2 ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Дана нам возможность-

Юристами стать,

Статьи правовые – все изучать.

Если мы будем права свои знать,

То сможем по жизни

Смело шагать.

Список литературы

1. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.

2. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

6. Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Я в мире прав"

На занятии идет повторение пройденного материала по теме " Правовое воспитание", где используется компьютерное и музыкальное сопровождение. В процессе занятия дети выполняют различные практические зад...

Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"

Материал для  классных руководителей, завучей-организаторов...

Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"

Форма проведения: педагогическая мастерская.Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка....

Миром правит любовь

Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету.          Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это  н...

Конференция "Я в мире прав и обязанностей"

Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция «Я  в мир прав и обязанностей», проводится  она в 7,8 классах. На конференции  представлен опыт реализации детских мин...

Презентация на конференцию "Я в мире прав и обязанностей"

На конференции  представлен опыт реализации детских мини-проектов – победителей конкурса «Я в мире прав и обязанностей»....

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности"

Конспект урока по окружающему миру "Права и обязанности". Урок для 2 класса общеобразовательной школы....