материалы к комедии "Горе от ума"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
история создания комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griboedov_o_zamysle_komedii_griboedova_dm.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
О замысле комедии «Горе от ума»
Данные здесь материалы дополняют соответствующий раздел учебника. На основе их проведите самостоятельное исследование, выполняя предложенные задания.
Ниже приведены выдержки из писем Грибоедова, фрагменты его черновых записей, свидетельства современников, восстанавливающие картину создания «Горя от ума».
«...План этой комедии был у него сделан еще в Петербурге 1816 года, и даже написаны были несколько сцен; но, не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим и жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую (тогда еще поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».
С. Н. Бегичев. Записка об А. С. Грибоедове. (Опубл. 1892).
«В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком любви к чему-нибудь изящному, а притом «несть пророк без чести, токмо в отечестве своем, в сродстве и в дому своем». Отечество, сродство и дом мой в Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец, становится к чему-то годен, определен в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по крайней мере имею несколько таких людей, которые, не знаю, на столько ли меня ценят, сколько я думаю, что стою; но, по крайней мере, судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу, чтоб на меня смотрели<...> Ты, мой друг, поселил в меня или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, с того времени, как я с тобою познакомился, и ей-богу! когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».
А. С. Грибоедов – С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818 г.
«Будучи в Персии в 1820 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, во всем, что осталось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места в оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план «Горя от ума» и сочиняет несколько сцен первого акта».
Ф. В. Булгарин. Воспоминания о незабвенном
Александре Сергеевиче Грибоедове. 1830.
«Вслед за мной приехали ко мне в деревню брат с семейством и Грибоедов. Последние акты «Горя от ума» написаны в моем саду, в беседке. Вставал он в это время почти с солнцем; являлся к нам к обеду и редко оставался с нами надолго после обеда, но почти всегда скоро уходил и приходил к чаю, проводил с нами вечер и читал написанные им сцены. Мы всегда с нетерпением ожидали этого времени. Он хотел оставить мне на память свою пьесу, написанную его рукою, но имел терпение написать только два акта, а остальные заставил писать писаря. Тетрадь эта у меня сохраняется. В сентябре Грибоедов возвратился со мной в Москву и жил у меня в доме до июня 1824 года...»
С. Н. Бегичев. Записка об А. С. Грибоедове. Опубл. в 1892.
«...He могу в эту минуту оторваться от побрякушек авторского самолюбия. Надеюсь, жду, урезываю, меняю дело на вздор, так что во многих местах моей драматической картины яркие краски совсем пополовели, сержусь и восстанавливаю стертое, так что, кажется, работе конца не будет; <...> терпение есть азбука всех прочих наук; посмотрим, что Бог даст; <...> представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я ее вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить ee; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались, в самый день моего приезда, и в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницкому, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину, дай счесть – 8 чтений. Нет, обчелся – двенадцать... Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».
А. С. Грибоедов – С. Н. Бегичеву, июнь 1824 г.
«Первое начертание этой сценичной поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены: Расин и Шекспир подвергались той же участи, – так мне ли роптать? – В превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли и чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком, – но его уже поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно. Для того с обеих сторон требуется: с одной – дар, искусство; с другой – восприимчивость, внимание».
А. С. Грибоедов. Драматический писатель и публика.
Черновой набросок не для печати по поводу «Горя oт ума». 1824 или 1825 г.
«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» – Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: «Не человек! змея!», а после, когда вмешивается личность, «наших затронули», предается анафеме: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «Ах! Боже мой, он карбонарий!» Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована на счет своего сахара медовича. Что может быть полнее этого?»
А. С. Грибоедов – П. А. Катенину
(первая половина января - 14 февраля 1825 г.).
Вопросы и задания
1. Прочитайте эти материалы и подумайте над вопросом о том, как созревал замысел «Горя от ума».
В академическом толковом словаре русского языка слово «замысел» объясняется следующим образом:
- Задуманный план действий, деятельности.
- Основная мысль, идея произведения.
2. Читая материалы, определите, как выполнял Грибоедов задуманный план и как рождалась и уточнялась основная идея произведения, объединившая все сцены, диалоги, столкновения героев...
3. Отберите материалы (свидетельства современников, высказывания самого писателя), которые восстанавливают историю создания «Горя от ума», и составьте хронологию написания комедии.
4. Какие материалы показывают, что создание литературного произведения – длительный акт творчества, требующий oт человека напряжения всех его душевных сил, что это своего рода подвиг?
5. Найдите материалы, которые объясняют, как рождалась основная идея комедии.
6. Можно ли связать впечатления Грибоедова от Москвы, от того, как встретили его близкие (письмо С. Н. Бегичеву от 18 сентября 1818 г.), с сюжетом будущей комедии?
7. Грибоедов называет свою комедию то «драматической картиной», то «сценической поэмой» (найдите эти его высказывания). Как вы думаете, почему?
8. Как сам Грибоедов объяснял план своей комедии, когда она уже была написана (см. письмо П. А. Катенину)? Что в этом плане он считает главным, наиболее существенным? Как в нем выражается его замысел, основная идея произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»
Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Материалы для повышения интереса к учебному материалу
Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...