творчество В.М.Шукшина
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение творчества шукшина Изучение творчества В. Шукшина - задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с. точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя ни-кого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, — максималисты, не склонные к компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся, предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), священник («Верую!»), Матвей Рязанцёв («Думы»)
. Мир героев Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования. Шукшинские философы - материалисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом — от микромира до космоса. В духовно-нравственных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними развертывается свиток многохарактерных , совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их психологически убедительно выраженная личност-ность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия. Как прожить жизнь? В чем ее высший смысл? Герои находят ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия.
В. м. шукшин
. . В поисках шукшинскими героями истины, через заблуждения, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мнений: жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и рационалистическое, сторонники которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти - всего, что искажает, уродует облик жизни. Свои идеалы писатель утверждает вс всех жанрах творчества.
Творчество шукшина
. . Ему дорого проявление простых и прекрасных нравственный чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд, память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружающим миром, — тот круг переживаний и чувствований, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен живой душе. В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и общество, — от обыденных до государственно важных. В.Шукшин , будучи гражданином своей страны, русским человеком, художником, стремился к познанию жизни отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре, героическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях, которые складывались под влиянием наступления технического прогресса, преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.
. В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни"). На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Картина "Живет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой.
Творчество шукшина
. международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала "Искусство кино" с собственным пояснением к фильму. А тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. В течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги.
. В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий "Конец Разина", и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма остановило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во – первых, фильм о современности более важен на данный момент, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Таким образом, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются. Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. 2 октября 1974 года Василий Макарович скончался от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"
Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина; 2) выяснить основные проблемы рассказов «М...
Жизнь и творчество В.М.Шукшина
Презентация содержит краткие сведения о жизни и творчестве В.М.Шукшина. Презентация составлена к учебнику Г.С.Меркина для 7 класса....
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Открытый урок по творчеству В.М. Шукшина
Шукшин - сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. Самые главные вопросы, которые он затрагивал в своих пр...
Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...