Урок по теме "Гоголь и театр"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Гоголь и театр» на примере изучения комедии «Ревизор» учителя 1 категории МАОУ СОШ №24 города Березники Пермского края Брюхановой И.И.
Цели:
1.Обобщить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике
2.Расширить словарный запас учащихся театральными терминами.
3.Ввести учеников в мир драмы, познакомить с её особенностями.
4.Развитие творческих способностей учащихся.
5.Воспитание у ребят интереса к театру.
Оборудование:
1.Афиша к комедии на дверях кабинета
2.Билеты – приглашения на представление
3.Портрет Н.В.Гоголя
4.Слайды с изображением Академического театра драмы имени А.С.Пушкина
5.Кабинет оформлен в виде зрительного зала: сцена, балкон, партер, ложа, раёк.
Ход урока:
Учитель: он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был первым актёром. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображался в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.
Учащаяся читает отрывок наизусть «Гоголь о театре»
Учитель: Н.В.Гоголь – самая таинственная загадка русской литературы. А может, и мировой. Он был загадкой даже для тех, кто считал его своим учителем, не до конца его поняли и близкие люди. Даже День рождения великого комика несёт на себе некий символический оттенок: ведь первого апреля мы нарекли Днём смеха. Итак, записываем тему урока «Гоголь и театр», а эпиграфом к нашему уроку будут слова самого великого сатирика:
О смех, великое дело!
Ничего не боится человек так, как смеха.
Учитель: Вы, наверное, заметили, что каждый из присутствующих сегодня на уроке сидит в определённом месте: места в театре имеют своё название, посмотрите на обратной стороне таблички, как называется ваше место:
Раёк – театральная галёрка, здесь ютятся зрители «подешевле»
Балкон – верхний или средний ярус в зрительном зале – места для студентов
Партер – нижний этаж в зрительном зале
Ложа – место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц
Сегодня у нас на уроке работают библиографы; ребята получили опережающее задание: найти интересные сведения об отношении Гоголя к театру. Даём им слово.
Библиограф 1:Однажды в Неженской гимназии сочинили пьесу, в которой немую роль дряхлого старика взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не участвовал. Во втором действии на сцене хата, возле хаты – скамейка; на сцене никого нет. Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнулась и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.
Библиограф 2: С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. В этой роли гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. Целыми часами просиживал он перед зеркалом и пригибал нос к подбородку, пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был превосходный сценический талант.
Учитель: После окончания Неженской гимназии Гоголь пробовал поступить в Петербург на актёрское отделение, но провалился. Мы с вами сейчас тоже сдадим экзамен на знание театральных терминов, узнаем, провалимся или нет.
Учитель показывает таблички со словами, дети отвечают, что они означают:
Репертуар – совокупность пьес, идущих в театре
Премьера – первое представление спектакля
Бенефис – спектакль в честь(или в пользу) одного из актёров
Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние
Суфлёр – работник театра, подсказывающий актёрам слова роли
Амплуа – тип актёрских ролей
Гастроль – выступления, спектакли, даваемые приезжими актёрами
Аншлаг – успешное представление при полном зале
Дебют – первое или пробное выступление на сцене
Экзамен мы сдали успешно, продолжаем дальше.
Учитель: Мы с вами уже начали читать комедию Гоголя, но ведь комедия – это особый жанр литературы, давайте повторим особенности драматических произведений.
Беседа по вопросам:
1.Назовите основные роды литературы?
2.Каковы особенности драмы?
- что такое реплика?
- ремарка?
- эпизодический персонаж?
- второстепенный персонаж?
- афиша?
- резонёр?
- диалог?
- монолог?
Учитель: Теперь , когда вы имеете общее представление о драме, настало время рассказать вам об истории создания комедии «Ревизор»
Библиограф3: Гоголь не переставал писать для сцены: « Мне ничего не остаётся, как выдумать сюжет невинный, которым даже квартальный не мог обидеться», он обращается в октябре 1835 года в письме к А.С.Пушкину с просьбой. «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, смешной, ну чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее чёрта»
Библиограф 4: Пушкин рассказал Гоголю про случай, бывший в городе Устюжанине, Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Кроме того, Пушкин сам, будучи в Оренбурге, узнал , что о нём получена гражданином Петровским секретная бумага, в которой было отмечено, что история Пугачёвского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью проверить секретно действия оренбургских чиновников. На этих двух данных задуман был «Ревизор», коего Пушкин называл себя крёстным отцом.
Антракт.
Выходит ученик в костюме фокусника, достаёт из своей шляпы предметы, которые связаны с сюжетом «Ревизора», ученики отвечают, где они используются:
- плюшевая игрушка (собака)
- колода карт
- бумажные деньги
- 2 конверта
- томик стихов Пушкина
Постановка эпизода из комедии в исполнении учеников класса (Хлестаков и Марья Андреевна)
Учитель: Сюжет есть, комедия готова за неимоверно короткий срок – два месяца. Готовилась постановка в Петербургском Александрийском театре.
На сцене (экране) – слайды с изображением театра.
Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций он сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Гоголь не хочет, чтобы комедия только смешила; не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя.
Библиограф5: Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. И вот первый спектакль. Зал полон. Ложи и партер сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе - Николай 1 с наследником. Очевидцы тех событий вспоминали: « Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Аплодисментов почти не было, зато напряжённое внимание, мёртвая тишина показывали, что происходящее на сцене страшно захватывало сердца зрителей»
Библиограф 6: Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.
Итог урока: Что же вы сегодня узнали нового о театре, о Гоголе, захотелось ли вам прочитать комедию до конца и понять её?
Домашнее задание: чтение комедии «Ревизор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Музыкальный театр" в 3 кл.
Показан обобщённый урок по теме "Музыкальный театр" в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля "Волк и семеро козлят"....
Конспект урока "Поход в кукольный театр"
Разработка урока английского языка с элементами инсценировок сказки на английском языке....
Урок "Музыка и ее театры".
Урок на котором дети продолжают знакомиться с музыкальными театрами, крупными музыкальными жанрами....
Открытый урок "Досуг молодёжи: посещение театра/кино"
Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о культурной жизни страны изучаемого языка и России, исторической ценности такого социального явления как театр/кино, позволяет с...
Урок краеведения, 8 класс - Театры Саратова
Презентация, предназначенная для сопровождения урока, посвященного культурным достопримечательностям Саратова, а именно театрам...
Урок немецкого языка "Большой театр", 11 класс
Здесь представлен конспект урока аудирования по теме "Большой театр" для 11 класса с презентацией в программе SMART Notebook....
Презентация к уроку в 5 классе "Театр Древней Греции"
Данная презентация позволит учителям истории провести увлекательный и интересный урок по истории Древнего мира в 5 классе на тему "Театр Древней Греции". Красочные иллюстрации позволят учащимся легче ...