Конспект урока - КВН по литературе для 6-7-8 класса "Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока- КВН по творчеству поэта Кузбасса, баснописца Александра Константиновича Пинаева (ссылка на сайт apinaev.ru поиск в Google). Можно использовать как региональный компонент на уроках внеклассного чтения по литературе в 6-7-8 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_pinaev.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе «Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева» 6-7-8 класс ( региональный компонент на уроках литературы)
Урок-КВН по басням Александра Константиновича Пинаева.
Ссылка на сайт apinaev.ru (поиск в Google)
Форма работы: групповая работа, КВН
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.
Цели:
1. Создать условия для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о поэтах Кузбасса.
2. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом; расширять словарный запас.
3. Воспитывать патриотические чувства, культуру общения.
4. Углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить
острее видеть и понимать жизненные явления.
5. Активизировать творческие способности и логическое мышление.
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
2. Театральные костюмы.
3. Выставка рисунков.
Ход урока:
I. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
А. К.Пинаев - Кузбасский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.
1 слайд. Пинаев Александр Константинович (1931-1994)
Родился в Красноярском крае. Детство и юность провел в Иркутске, работал на заводе и учился в металлургическом институте. По окончании института женился и по распределению переехал в Новокузнецк, где стал работать преподавателем в СМИ. В 1968 году получил диплом кандидата технических наук, а в 1973 году - звание доцента. Александр Константинович был разносторонним и образованным человеком: любил читать литературные произведения, написанные на английском языке, интересовался историей, научными достижениями во всех областях жизни, любил ходить в лес, в тайгу на несколько дней, но самое любимое занятие, которому он всегда отдавал предпочтение - это написание стихов и басен.
2 слайд. Эпиграф.
Будьте мудры, как змии, и просты,
как голуби
(Евангелие от Матф., 10, 16)
Слова Иисуса, обращённые к апостолам: «Руководствуйтесь в своих поступках разумом. Но не теряйте душевной чистоты, простосердечности».
3.«Конкурс теоретиков»
- Назовите известных баснописцев.
- Что такое басня?
- Что такое мораль басни?
- Олицетворение это…
- Аллегория это..
Басня-небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются иносказательно: отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.
Басня часто заканчивается кратким заключением- моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль.
Басня как вид литературы возникла в древние времена. Ещё в античной Греции басни сочинял раб Эзоп. Широкую известность приобрели басни французского поэта Лафонтена. Мировую славу заслужили басни И.А.Крылова. Советский поэт Д.Бедный создал ряд революционных басен. Известны басни С.В.Михалкова.
Аллегория- один из видов тропов- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность в обличии волка и т.д.
Олицетворение- один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
4. РАЗМИНКА.
«Продолжи строчку...»
А. «Медведь ходил стеречь малину,
Вести на пасеке дела»… (Попутно брал с собой корзину-
Малина вкусная была)
«Директор»
Б. « И стало звёздам вдруг обидно»… (Что эта круглая Луна
Закрыла их)
«Красавица»
В. «Ленивая Ворона от безделья»… (Слабеть и чахнуть стала на
глазах)
«Ленивая ворона»
Г. «В глухом лесу на ручейке»… (Бобры плотину строить
стали)
«Бобры и
Медведь»
5. «Конкурс знатоков». Из каких басен извлечена мораль?
А. И мы не можем здесь не согласиться,
Чтоб быть здоровым- надобно трудиться. «Ленивая ворона»
Б. Где дружба- там хороший мир,
Любовь- её большой кумир. «Красавица»
В. Кто гонит искренних друзей,
Похоже, сам себе злодей. «Дуб и муравьи»
Г. Да, участь важного певца
Зависит часто от глупца. «Музей»
5. «Кто быстрее?» Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни
6. Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам»
А. Осёл, Пёс, лягнуть «Щенок и Ослик»
Б. Счастье, лес, труд «Дятел»
В. Друзья, певец, невежда «Соловей»
Г. Обезьяна, манекен, смех «Статуя»
7.Конкурс рисунков.
« Нарисуй иллюстрацию к басне» ( рисует команда на большом листе )
8. Конкурс капитанов «Знаешь ли ты басни?»
Собрать из предложенного набора букв название басни и раскрыть её поучительный смысл.
9. «Эрудит». Назвать человеческие пороки, характерные для героев басни (учащиеся по очереди вытягивают бумажки с названиями басен)
10. Выразительное чтение отрывка из басни ( другая команда должна ответить, из какой басни )
11. Домашнее задание. Инсценировка басен.
12 Подведение итогов. (Жюри подсчитывает баллы)
1. Чему учит басня?
Басня даёт возможность людям узнать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Она учит мудрости жизни.
2. Какая басня вам понравилась и почему?
3.Объявление результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)
интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
план-конспект урока по родной литературе "Алтайский поэт Роберт Иванович Рождественский"
план-конспект урока по родной литературе, который посвящен жизни и творчеству поэта Алтайского края Роберта Рождественского...
Конспект урока по английскому языку 7 класс Тема: «В. Шекспир – великий английский поэт и драматург»
Конспект урока по английскому языку 7 классТема: «В. Шекспир – великий английский поэт и драматург»...
Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе
Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...