Футляр - ограничение или ограниченность.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе по произведению А.П.Чехова "Человек в футляре". Презентация выполнена учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.97 КБ |
prezentatsia_microsoft_office_powerpoint_3.pptx | 187.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Футляр – ограничение или ограниченность?»
(по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)
Класс: 9 «Б»
2й урок после обзорного по творчеству А.П.Чехова
Цели урока:
- Личностная: учащиеся должны иметь представление о независимости нравственных качеств человека от его социального положения; побуждение к смысложизненному поиску, продолжение работы по формированию открытой жизненной позиции. Воспитание толерантности.
- Метапредметная: закрепить у учащихся навыки групповой и парной работы, умение вести диспут, создавать презентации и кластеры, анализировать и делать выводы, совершенствовать навыки самоанализа.
- Предметная: учащиеся должны понять особенности авторской позиции Чехова в раскрытии темы «маленького человека»; у учащихся должно сложиться представление об образе – символе, его структуре, роли в тексте, научиться распознавать и выделять этот прием в других произведениях.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
(темы нет на доске) Приветствие учащихся. - Спасибо, Евгений. Ребята, вы узнали персонажа? О ком он рассуждает? Найдите этот момент в тексте, прочтите еще раз про себя. - Давайте поработаем по группам. На доске вы видите три слова (футляр, ограничение, ограниченность) Выберете одно и составьте кластер. Записывает тему на доске.
- Еще раз посмотрим на определение слова «футляр». Какие 2 значения выделяет Ожегов? - Вспомним название рассказа. Почему Чехов не назвал его, к примеру, «Беликов»? - Как вы думаете, что это за термин. Попробуйте в парах дать определение. Вводит понятие образа – символа. - В каком еще произведении встречается подобный прием? Кто еще из «маленьких людей» зависел от вещи? - Давайте посмотрим, каким видели «маленького человека» Гоголь и Пушкин. - Позвольте снова предложить вам поработать в группах: найдите в тексте и проанализируйте 1 группа – отношение Беликова к окружающим и к дружбе; 2 группа – отношение окружающих к Беликову и взаимоотношения в школе; 3 группа – отношение Беликова к любви. - Определите кульминационный момент рассказа. - Давайте посмотрим экранизацию этого момента. - Порассуждайте, пожалуйста, сначала в группах, почему такая развязка?
- Мы проанализировали рассказ и образ героя. Что нам остается? - Предлагаю вам рефлексию по группам. Ответьте на вопросы: Достигнуты ли цели? Что нового узнали? Что ценного лично для себя вынесли с урока? Как оцениваете в нем сове участие? Ответы запишите в листок рефлексии.
- Мы сегодня плодотворно поработали, и, чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам эссе по темам на выбор: - «Явление «беликовщины» в современном мире» - «Образ – символ в одном из произведений русской литературы». - Спасибо большое за интереснейший и содержательный урок. До свидания! | Появляется Евгений, инсценирует монолог Буркина о людях, подобных Беликову. Устные ответы, прочтение текста про себя, анализ фрагмента, дискуссия. Работа в группах по составлению и презентации кластера. В это время Маргарита выписывает на доске определение этих слов из словаря Ожегова (это ей задавалось заранее). Сравниваем кластеры с эталоном, учащиеся формулируют тему урока в виде проблемного вопроса, записывают в тетрадь. Формулирование и запись цели урока. Устанавливают связь прямого и переносного значений, определяют принцип переноса значения. Приходят к выводу, что «футлярность» героя поглощает его, что футляр важнее человека. Это его образ. Работа в парах по определению термина, сравнение с эталоном (учащийся читает по словарю тропов), запись в тетрадь. Вспоминают «Шинель» Гоголя. Это первое знакомство с образом – символом. Презентация, подготовленная Аней и Лизой. Последний слайд – «Маленький человек» в творчестве Чехова» - пуст. Групповая работа с текстом, тезисная запись в тетрадь, выступления групп (оставшиеся группы фиксируют в тетради тезисы выступающих). Анализ, выводы о мелкости Беликова, автор не испытывает к нему жалости (в сравнении с Выриным у Пушкина), доводя его «мелкость» до «мизера», абсурда. Определяют кульминацию (момень ссоры Беликова с братом Дуни) Просмотр экранизации,анализ кульминации и развязки, обсуждение сначала в группах, а потом в классе, почему умер Беликов, запись выводов в тетрадь. (Он умер, потому что «Что-то вышло», обрел свой последний футляр, успокоился, что его больше никто не тронет. Но другим легче не стало, все осталось, как и прежде, потому что никто не хочет ничего менять). - Подвести итоги. Групповое обсуждение и озвучивание несколькими учащимися выводов и личностных результатов. Заполнение листа рефлексии каждым учащимся. Записывают выбранное задание в дневник. |
Оборудование:
1.Проектор
2.Кинофрагмент
3.Словарь Ожегова и словарь литературоведческих терминов
4.Карточки для групповой работы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Черты у маленького человека Н.В.Гоголь Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество. Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни – потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства. После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости. Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной – именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой». В центре внимания литературы этого периода – обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.
Черты маленького человека а.п.чехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.
В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...
Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект
коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...