рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Рожкова Ольга Николаевна

содержание курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование по литературе, 6 класс (102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klaass_literatura.docx59.72 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

Утверждаю

Директор школы ______________ О.М.Комарницкая

 « ____» ______________ 2013 г.

Рабочая программа

по литературе

(базовый уровень)

6  класс

Учитель: Рожкова Ольга Николаевна

2013-2014 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

6 КЛАСС

Раздел I . Пояснительная записка.

         Статус документа

         Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. 10издание, М. Просвещение 2008 без изменений и предназначена для использования в общеобразовательных классаз общеобразовательной школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         Структура документа

         Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

                     Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

1

Из литературы XVIII века

Русские басни

1

Из русской литературы XIX века

31

Из русской литературы XX века

19

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

9

Резервные

2

Итого

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

                     Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции .

                    • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

            Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

            Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

           Теория литературы Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

                       ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          «Повесть временных лет», «Сказание о  белгородском киселе».

          Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов

(патриотизма, ума находчивости).

         Теория литературы Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

          Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

          Басни «Листы и Корни», «Ларчик», « Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.         .

         Теория литературы Басня. Аллегория (развитие представлений).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

        «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.         .

       «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

       «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

       «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

       Теория литературы Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

         Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

        «Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы Антитеза. Двусложные (ямб, хореи) и трехсложные (дактиль, амфибрахии, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

        Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

       «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

        Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

        Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело ... ». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся ... », Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт  коршуна и земная обреченность человека.

          Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. 

          Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья ... .», «Еще майская ночь.», «Учись У них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начале в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее _ утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

         Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

          «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

             Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

 

             Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

            «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

           Теория литературы Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

           Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

         «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

          Теория литературы. Юмор (развитие понятия). 

           Родная природа в стихотворениях русских поэтов

           Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом позы .. ».

         Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

           Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления.

              ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

           Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

          «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

           Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

            «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к  героям.

            Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

           «Кладовая солнца». Вера писателя в человека. доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

          Теория литературы Символическое содержание пейзажных образов.

          Произведения о Великой Отечественной войне

          К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь…»; д. С. Самойлов. «Сороковые».

         Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

         Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

        «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

        Теория литературы, Речевая характеристика героя.

 

        Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

       «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени, Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою, Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика,

        Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий), Герой-повествователь (развитие понятия).

 

        Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

       «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

       Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

      «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера, Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

      Родная природа в русской поэзии XX века.

      А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье .Степь и дали…», «Пороша»; А.           Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

 

      ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

      Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». 

     Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

 

      Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде», Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

      Теория литературы Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

     Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

     Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

 

     Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

     Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

 

     Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

 

     Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

    «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А. С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком ... ». «Утес».

 Н. А Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело ... »

А. А Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила ... »

АА Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ... »

 А. А Блок. «Летний вечер».

А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... »

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира

 Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

 Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд ... ». «Выстрел».

 К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. Д, Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь ... ».

 А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь ... ». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

 Д. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье ... ». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». 

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М, Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

 Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо», «Жалобная книга».

 Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский, «Бакенщик», «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям - доб-

рое утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев, «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель».

 В. П. Крапивин. «Брат, которому семь», «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История С привидением».

 О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. « Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Раздел IV.Требования к уровню подготовки учащихся.

 Устно:

- правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

- устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный ( с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев ( в том числе групповая, сравнительная);

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);

-свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов;

Письменно:

- развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема;

- создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

- создание плана будущего сочинения, доклада (простого или сложного);

- создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения);

- свободное владение письменной речью.

Раздел V. Перечень учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебник  «Литература. 6 класс. Часть 1 и 2. (авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др.). издательство «Просвещение», 2007 г.
  2. Методические советы. Литература 6 класс. ( авторы: В.П.Полухина). Издательство «Просвещение», 2001 г.
  3. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса. (автор: О.М.Хренова). Издательство «Мнемозина», 2002 г.
  4. Литература в 6 классе. Урок за уроком. (авторы: Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова и др.). Москва, «Русское слово», 2001 г.
  5. «Читаем, думаем, спорим». Вопросы и задания по литературе в 6 классе. (автор: В.П.Полухина), «Просвещение», 1996 г.
  6. Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии «Литература» 6 класс. (автор: В.П.Полухина). «Просвещение» 1992 г.        
  7. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе в 6 классе. (автор: И.М.Лейфман). Издательство «Материк Альфа» , Москва, 2005 г.
  8. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс». Издательство «Просвещение», 2008 г.
  9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 6 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» 2009 г.

Согласовано

Протокол заседания методического

 объединения учителей русского языка и литературы

от «____» _____________ 2013 г.№___

Согласовано

Зам. директора по УВР

______________М.А.Замолодчикова

«____»_____________2013 г.

Календарно-тематическое планирование

по литературе в 6 классе

102  часа

№ урока

                 

Тема урока

Дата

Скорректированные сроки

примечание

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

02.09.-06.09.

2

 Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

4

Загадки как малый жанр фольклора.

Афористичность загадок.

09.09.-13.09.

5

р/р Урок- «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

6

Русские летописи. «Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

7

Русские басни.

И.И. Дмитриев(1 час). 

Слово о баснописце. «Муха».Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVII столетия.

16.09.-20.09.

8

И.А.Крылов(4 часа)

 Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

9

«Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

10

И.А.Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Развитие понятия об аллегории.

23.09.-27.09.

11

Р/р Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

12

А.С.Пушкин.(14 часов)

 Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

13

р/р А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

30.09.-04.10.

14

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

15

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина.

16

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

07.10.-11.10.

17

Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

18

Вн.чт.  А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции. Три выстрела и три рассказ о них.

19

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

14.10.-18.10.

20

 Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

21

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

22

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

21.10.-25.10.

23

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

24

Авторское отношение к героям. Развития понятия о композиции художественного произведения.

25

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»».

28.10.-01.11.

26

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

27

М.Ю.Лермонтов(5 часа)

Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

28

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

11.11-15.11.

29

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

30

Р/Р Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стих-ия М.Ю.Лермонтова.

31

Р/Р Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова.

18.11.-22.11.

32

 в/ч Н.В.Гоголь.

«Старосветские помещики».

33

И.С. Тургенев(4 часа)

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

34

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

25.11.-29.11.

35

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

36

Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

37

Ф.И.Тютчев(3 часа)

Слово о поэте. Особенности изображения природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…»,

02.12.-06.12.

38

«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

39

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

40

А.А.Фет(3 часа).

Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

09.12.-13.09.

41

А.А.Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

42

«Учись у них - у дуба , у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

43

р/р Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фата.

16.12.-20.12.

44

Н.А.Некрасов(3часа)

Слово о писателе. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа - созидателя.

 

45

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

46

в/ч Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

23.12.-27.12.

47

Урок контроля.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

48

Н.С.Лесков(4 часа).

Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

49

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям сказа.

13.01.-17.01.

50

р/р Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша».

51

Вн.чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах»

52

А.П.Чехов(2 часа).

Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

20.01.-24.01.

53

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

54

Урок-концерт.

Родная природа в стихотворениях поэтов XIXвека.

Я.П.Полонский. «По горам две хмурые тучи…», «Посмотри - какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике.

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

55

А.П.Платонов.

Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное  - вокруг нас.

27.01.-31.01.

56

«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

57

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

58

 Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

03.02.-07.02.

59

М.М.Пришвин(5 часов).

Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митрами и Насти.

60

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

61

Анализ эпизода «рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

10.02.-14.02.

62

р/р Особенности композиции смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

63

Урок контроля.

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

64

р/р Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах - фронтовиках.

К.М.Симонов. «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины…».

17.02.-21.02.

65

Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

66

в/ч А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети войны.

67

В.П.Астафьев.(2 часа)

 Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.

24.02.-28.02.

68

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

69

 В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

70

В.Г.Распутин.(4 часа)

Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

03.03.-07.03.

71

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

72

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

73

р/р Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.

10.03.-14.03.

74

Н.М.Рубцов. слово о поэте. “Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

75

Ф.Искандер. слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

76

Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

17.03.-21.03.

77

Урок контроля.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

78

Родная природа в русской поэзии XX века.

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

79

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

01.04.-04.04.

80

А.А.Ахматова. слово о поэте. «Перед весною бывают дни такие…». Обучение анализу стихотворения.

81

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

07.04.-11.04.

82

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

83

в/ч К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

84

Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

14.04.-18.04.

85

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

86

«Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

87

Геродот. слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

21.04.-25.04.

88

в/ч Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

89

в/ч М.Сервантес Сааведра.. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

90

 «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

28.04.-30.04.

91

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

92

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

05.05.-08.05.

93

в/ч П.Мериме. новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

94

 М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

12.05.-16.05.

95

Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

96

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении

97

 А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Маленький принц, его друзья и враги

19.05.-23.05.

98

 Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

99

Урок контроля. Повторение и закрепление пройденного за курс 6 класса.

100

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

26.05.-30.05.

101

Урок-концерт «Путешествие по стране Литературия 6 класса».

102

 Задание для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....