рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рожкова Ольга Николаевна

содержание тем, календарно- тематическое планирование, 5 класс (102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_5_klass.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

Утверждаю

Директор школы ______________ О.М.Комарницкая

 « ____» ______________ 2013 г.

Рабочая программа

по литературе

(базовый уровень)

5  класс

Учитель: Рожкова Ольга Николаевна

2013-2014 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

5 КЛАСС

Раздел I . Пояснительная записка.

Статус документа

         Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. 10-е издание, М. Просвещение 2008 без изменений и предназначена для использования в общеобразовательных классаз общеобразовательной школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

         Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

                     Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во

Введение        

1

Устное народное творчество

2

Русские народные сказки

8

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVIII века

2

Из литературы XIX века

43

Из литературы XX века

30

Из зарубежной литературы

12

Повторение

2

Итого

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги ( автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие понятия).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок (обзор).

«Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжий ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М.Горький). Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы – яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнения.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра ) Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литература. Басня (развитие представлений). Аллегория (начальные представления). Понятия об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно – условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Не Волге». Картина природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представленя0. Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь». – радостная,  яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начало представлений).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); А.Н Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок). А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася. Валек. Маруся. Тыбурций. Отец и сын. Размышление героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы.

Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различие).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка. Положительные отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальный представления). Пьеса – сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдание и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон – Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Дениэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

 за курс 5 класса по литературе.

По окончании 5 класса учащиеся должны:

- иметь представления об отличии художественной литературы от научно-популярной; письменной литературы от устного народного творчества;

- знать и уметь применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения ( литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка);

- понятия, связанные с изучением стихотворной речи ( строфа, ритм, рифма, стихотворные размеры);

- определять тему и нравственные проблемы изученного художественного произведения;

- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в      произведении;

- сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем или учеником проблемой;

- определять стихотворные размеры, рифму, ритм;

- практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;

- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;

- читать наизусть произведения или их фрагменты, указанные учителем;

- пересказывать устно или письменно ( изложение подробное, выборочное, сжатое);

- составлять план своего выступления;

- писать сочинения по литературным произведениям (рассказ о герое с элементами его характеристики).

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Учебник «Литература 5 класс. 1 и 2 часть. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Издательство «Просвещение», 2006 г.
  2. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Авторы: И.В.Золотарев, Н.В.Егорова. Издательство «Вако», 2007 г.
  3. Уроки литературы в 5 классе. Авторы: Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова. Издательство «Русское слово», 2001 г.
  4. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. Автор: И.М.Лейфман. Издательство «Материк Альфа», Москва, 2005 г.
  5. Вертуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 5 классе. Издательство ООО «Кирилл и Мефодий», 2009 г

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

 объединения учителей

русского языка и литературы от

«___»_______________2013г. №____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________ М.А.Замолодчикова

«____»________________2013г.

Тематическое планирование по литературе

(базовый уровень)

5 класс -102 часа

урока

Тема урока.

Основное содержание

Дата

Скорректированные сроки прохождения

примечание

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

02.09.-06.09.

Устное народное творчество (10 часов)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

3

Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

09.09.-13.09.

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.

6

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

7

«Иван - крестьянский сын и чудо -юдо» - волшебная сказка героического содержания.

16.09.-20.09.

8

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора -народа.

9

Вн.чт.  Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

10

Вн.чт. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках.

23.09.-27.09.

11

Р.р. Мои любимые народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

Возникновение древнерусской литературы ( 2 часа)

12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повести временных лет» как литературный памятник.

13

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летопись.

30.09.-04.10

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

14

Из русской литературы XVIII века.                  М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

15

Роды и жанры литературы.

16

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы  XVIII века)

07.10.-11.09.

Русская литература XIX века (43 часа)

17

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

18

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

19

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

14.10.-18.10.

20

Понятие об эзоповском языке. Обучение выразительному чтению. Конкурс инсценированной басни.

21

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна».

22

 Сюжет и герои. Черты литературной  и народной сказки.

21.10.-25.10.

23

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно- психологические проблемы баллады.

24

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

25

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

28.10.-01.11.

26

Письменное тестирование по творчеству И.С. Крылова и В.А.Жуковского.

27

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

28

Противостояние добрых и злых сил. Система образов.

11.11.-15.11

29

Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь.

30

Р.р. Ритм, рифма, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?». «Что помогло Енисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевны и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

31

Вн. Чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

18.11.-22.11.

32

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

33

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно - условное, фантастическое и доверительно-реальное в сказке.

34

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

25.11.-29.11.

35

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

37

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

02.12.-06.12.

38

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

39

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

09.12.-13.12.

41

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

42

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

43

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

16.12.-20.12.

44

. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

45

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.

46

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

23.12.-27.12.

47

Р.р. Тургенев - мастер портрета и пейзажей. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чем вина и беда барыни?»

48

 Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. (Письменные ответы на вопросы или тестирование).

49

А.А.Фет. Слов о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

13.01.-17.01.

50

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

51

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

52

 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».

20.01.-24.01.

53

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

54

«Хирургия» как юмористический рассказ.

55

Вн. Чт. Рассказы Антоши Чехонте.

27.01.-31.01.

56

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

57

 Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

58

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

03.02.-07.03.

59

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века).

Русская литература XX века (29 часов)

60

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

61

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие отношений.

10.02.-14.02.

62

Жизнь семьи Тыбурция.

63

Общение Васи с Валиком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

64

 Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

17.02.-21.02.

65

Р/р Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валиком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня».

66

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворения.

67

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы - мастера.

24.01.-28.02.

68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

69

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки  в сказе «Теплый хлеб».

70

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

03.03.-07.03.

71

Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

73

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

10.03.-14.03.

74

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

75

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

76

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

17.03.-21.03.

77

Контрольная работа или тестирование.

78

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

79

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

01.04.-

80

Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К.Г Паустовского, А.П.Платонов, В.П.Астафьев)».

81

Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К.Г Паустовского, А.П.Платонов, В.П.Астафьев)».

04.04.

82

Русские поэты XX века о Родине и природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

83

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

84

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века).

07.04.-11.04.

85

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,

86

«Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

87

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.

14.04.-18.04.

88

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Зарубежная литература (14 часов)

89

Р.Стивенсон. Слово о поэте. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

90

Д. Дефо. Слово о писателе. «Рабинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

21.04.-25.04.

91

Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

92

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

93

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

28.04.-30.04

94

Вн.чт. Наши любимые сказки Х.К.Андерсена.

95

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Герда против Снежной Королевы». «Добро и зло в сказке Х.К.Андерсена «Снежная Королева».

05.05.-08.05.

96

Ж.Санд.»О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

97

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

12.05.-16.05.

98

Том И Гек в романе М.Твена «Приключение Тома Сойера». Том и Беки. Внутренний мир героев М.Твена.

99

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

100

Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа.

19.05.-23.05.

101

Итоговый урок - концерт. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание для летнего чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....