«М. Ю. Лермонтов «Бородино».
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
«М. Ю. Лермонтов «Бородино».
( Рисунок №1)
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов
Цели урока: ( Рисунок №2)
1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.
1. Чтение содержания стихотворения “Бородино” с обращением особого внимания на его художественные достоинства.
2. Развитие умения делать анализ художественного текста.
3. Воспитание уважения к великому прошлому России.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово о поэте (ответ ученика.) ( Рисунок №3, 4, 5, 6)
3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Рисунок №7)
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
(Упоминание о великих исторических событиях).
- Знакомо ли вам слово – Бородино? ( Рисунок №8).
(Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)
- Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
1 ученик: ( Рисунок №9).
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.
2 ученик:
Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный… год, в которой… поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
3ученик:
26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России.
4. Словарная работа. ( Рисунок № 10)
- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова?
( Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
5. Выразительное чтение стихотворения учителем. ( Рисунок №11).
- Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?
Анализ произведения.
- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
(Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)
- Что собой представляет остальная часть стихотворения?
(Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.)
- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).
- Как вы себе представляете дядю – героя, от лица которого ведётся рассказ?
- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).
- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.
(Зачитывание строчек из текста: «Это человек из народа, солдат, артиллерист»).
- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?
- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).
- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).
- Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).
- Мысли старого солдата – это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри. Качества русского солдата:
( Рисунок №12).
Мужество – присутствие духа в опасности.
Храбрость – отсутствие страха.
Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
Удаль – безудержная, лихая смелость.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.
- Чем объясняется победа русских?
Герои стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»
- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.
6. Итог урока:
- Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?
( Рисунок №13).
Стихотворение “Бородино” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.
Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1 . Чтение содержания стихотворения “Бородино ” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России.
Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин
Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский . Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера
Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов
Знакомо ли вам слово – Бородино ? ( Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)
М. И. Кутузов Б. Наполеон
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.
Стихотворение “Бородино ” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага . Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Михаил Лермонтов "Бородино"
Презентация....
Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.
Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....
разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"
Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....