А.П. Чехов. "Злоумышленник". Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе по ФГОС ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zloumyshlennik_5_klass_urok_literatury_5_klass.zip | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС ЧЕХОВ А.П. «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»
Общая часть | ||
Предмет | Литература | 5 класс |
Тема | Анализ рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные Метапредметные Личностные | ||
Знакомство с биографией А.П. Чехова Умение выразительно читать художественный текст. Понимать особенности жанра «рассказ». Умение понимать тему, идею произведения. Знакомство с понятием «художественная деталь» | Умение слушать учителя и друг друга. Смысловое чтение. Умение работать индивидуально и в группе. | Уважение к стремлению к знаниям, просвещению. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
Решаемые учебные проблемы |
| |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова», подготовленная учащимися Аудиозапись «Рассказ ЗЛОУМЫШЛЕННИК в исполнении В.Логинова» | |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Формирование у обучаемых умений работы с презентациями | |
Образовательные интернет-ресурсы | ||
Организационная структура урока | ||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. | |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Вступительное слово учителя: 1.Сегодня мы будем знакомиться с рассказом А.П. Чехова «Злоумышленник». Давайте подумаем, что значит слово ЗЛОУМЫШЛЕННИК. 2.Как вы думаете, о чем этот рассказ? 3.Сегодня мы продолжим знакомство с великим русским писателем А.П. Чеховым. Вам уже посчастливилось прочитать несколько его рассказов, вспомните их. О чем они? | Злой умысел, т.е. что-то сделанное нарочно, с целью навредить «Каштанка» |
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | |
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации и выступление групп. | |
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. | |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Знакомств с элементами биографии А.П. Чехова (выступление группы учащихся с презентацией) 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной перед и во время урока. | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Беседа: -- Какие произведения прославили Чехова? -- Что такое псевдоним? Какие псевдонимы использовал писатель? -- Глядя на псевдонимы, подумайте, каким человеком был Чехов? 2. Прослушивание рассказа «Злоумышленник» и первые впечатления (дети слушают и следят по тексту) -- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? --Именно, читая этот рассказ, мы одновременно смеемся и грустим. В литературе мы встречаемся с таким явлением, как смех сквозь слезы -- Что смешно, а что грустно в рассказе? 3. Работа в группах: Группа 1. Проанализировать портрет Дениса (особое внимание обратить на приметы) 2 группа. Проанализировать речь Дениса (выписать особенные слова героя и объяснить их) 3 группа. Подготовить выразительное инсценирование диалога | А. Чехонте, А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата Веселым, остроумным Веселье, грусть - Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. - Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают. портрет свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя (…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».) - пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая); - знамо – конечно, естественно; - живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы; - выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли; - учинить – сделать, совершить; - недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг; - умысел – заранее обдуманное намерение; - «чаво» – простонародное – что; - верста – 1,06км. старая русская мера длины. |
Методы обучения | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. | |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | |
Этап 3. Практикум | ||
Формирование конкретного образовательного материала | Анализ высказывания М.В.Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Рассуждение на заданную тему : «Как вы понимаете данное высказывание?» Предполагаемый результат: Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силён. Красота, сила, богатство устно речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов, от краткости. Выразительности, от широты знаний и объёма словарного запаса. | |
Методы обучения | Выступление перед аудиторией. | |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. | |
Этап 4.Проверка полученных результатов | ||
Длительность этапа | 5 минут | |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Зачитывание своих работ 3-мя уч-ся перед аудиторией | |
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. | |
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока . | |
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке. | |
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах | |
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая | |
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам уч-ся | |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание По вариантам: подготовить выразительное чтение басни по ролям (инсценировка); выучить наизусть. | ||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...