календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                       Директор школы ___________ О.М. Комарницкая

                                                        «______»____________________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(базовый уровень)

9 класс

Учитель: Аксёнчикова Светлана Николаевна

2013 – 2014 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Данная  рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008 без изменений  и предназначена для использования в общеобразовательных классах средней общеобразовательной школы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

3

Из литературы XVIII века.

12

Из литературы XIX века.

55

Из литературы XX века.

24

Из зарубежной литературы.

7

ИТОГО

102

 

Раздел II.  Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  9. владеть различными видами пересказа;
  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Раздел III.Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

(102 часа)

Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2007.

№ урока


Тема урока

Планируемые сроки

Скорректированные сроки

примечание

1

Вводный урок.  Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

    02.09-6.09.13

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.  

3

Р.р.Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

4

Р.р. Проблема авторства «Слова…».Подготовка к домашнему сочинению

09.09-13.09.13

5

Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

6

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

7

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

16.09-20.09.13

8

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

10

Подвиг А. Н. Радищева."Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

23.09-27.09.13

11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

12

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

30.09-04.10.13

14



15

Р.р. Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).


Р.р. Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

16

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

07.10-11.10.13

17

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море».  Обучение анализу лирического стихотворения.

18

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

19

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

14.10-18.10.13

20

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

21

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

22

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

21.10-25.10.13

23

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

24

И. А. Гончаров "Мильон  терзаний ". Обучение конспектированию.  

25

Р.р. Классное сочинение по комедии       "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии».

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

28.10-01.11.13

26

Р.р. Классное сочинение по комедии       "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии».

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

27

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

28

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

11.11-15.11.13

29   

Свободолюбивая  лирика А.С. Пушкина

30    

Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

31 

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

18.11-22.11.13

32     

Вн.чт. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

33

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах.  Система образов романа.

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

25.11-29.11.13

35

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

36

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

37

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

02.12-06.12.13

38

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


39

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

40

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.

09.12-13.12.13


41

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

42

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

43

М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.

16.12.-20.12.13

44    

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.  Анализ «Думы».

45    

Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова.

46   

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

23.12-27.12.13

47    

«Герой нашего времени»  - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

48

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

49

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

13.01.-17.01.14

50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

51

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

52

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

20.01-24.01.14

53


Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени»


54

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени»

55

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».

27.01-31.01.14

56

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сбор. Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.

57

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

58

Образ города в поэме «Мертвые души».

03.02-07.02.14

59

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

60


Р.р. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В.Г. Белинского.

61

Р.р. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души».

10.02-14.02.14

62

Вн.чт.Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

63

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

64

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

17.02-21.02.14

65

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

66

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

67

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

24.02-28.02.14

68

Вн.чт. Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей  средой и собственными недостатками и его преодоление.

69

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

70

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

03.03-07.03.14

71

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи».

72

«Серебряный век» русской поэзии.

73

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др.

10.03-14.03.14

74

С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

75

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

 76

Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

17.03-21.03.14

77



М.Булгаков. Жизнь и судьба.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

78

М.Булгаков. Жизнь и судьба.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

79

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

01.04-04.04.14

80

М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

81

М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

82

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

07.04-11.04.14

83

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

84

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

85

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя.

14.04-18.04.14

86

Особенности авторского повествования в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

87

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

88

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

21.04-25.04.14

89

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

90

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

91    

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

28.04-07.05.14

92

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

93

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

94

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

12.05-16.05.14

95 

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

96

Античная лирика.

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

 97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

19.05-23.05.14

98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

99

Трагизм  любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

26.05-28.05.14

101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

102  

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

русского языка и литературы от

 «____» __________ 2013 г. №____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________________ М.А. Замолодчикова

«_______» _______________ 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...