Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством которых они уже встречались в начальной школе, но и поможет познакомиться с лирикой ещё одного поэта-орловца, А. Н. Апухтина, позволит совершить увлекательное путешествие в мир дворянских усадеб XIX века, побывать на Орловщине, земле, с которой неразрывно связаны имена многих выдающихся русских поэтов и писателей, научит вдумчивому прочтению лирических произведений, чуткому отношению к природе. Форма проведения урока - заочная экскурсия. Подобная форма работы всегда всегда вызывает живой интерес у учащихся. Материалы урока могут быть также использованы для проведения внеклассного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tema_prirody_v_lirike_poetov-orlovcev.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).
Цели урока: 1) вспомнить стихи, посвящённые природе родного края;
2) помочь учащимся увидеть связь творчества этих поэтов с родным краем, ставшим источником вдохновения для них;
3) воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: заочная экскурсия.
Оборудование: презентация; выставка книг; записи музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Времена года» «Подснежник», романса "На заре ты её не буди" А. Е. Варламова на стихи А. Фета в исполнении Виктории Ивановой, звуков природы.
«Орёл вспоил на своих мелких водах
столько русских литераторов,
сколько не поставил их на пользу
родины никакой другой русский город».
Н. С. Лесков.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Учитель. Орловский край стал родиной многих писателей и поэтов. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока стали слова знаменитого русского писателя Н. С. Лескова: «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город» (слайд №3). Вспомните, кто из великих русских писателей родился в Орле?
(Иван Сергеевич Тургенев).
-Где провёл он своё детство?
(В Спасском-Лутовиново).
-В какой семье родился Иван Сергеевич?
(В дворянской).
-Что представляют собой дворянские усадьбы?
(Это родовые поместья, гнёзда).
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. В таких же старинных дворянских усадьбах, помещичьих домах родились поэты, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке: Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий, Афанасьевич Фет, Алексей Николаевич Апухтин (слайд №1). Цель нашего урока – не только вспомнить стихи этих поэтов, посвящённые природе родного края, но также поговорить о связях их с родной землёй, понять, что именно стало источником их поэтического вдохновения (слайд №2).
III. Работа по теме урока (заочная экскурсия).
Учитель. Старшим из них является Фёдор Иванович Тютчев (слайд №4). Ф. И. Тютчев прожил долгую и интересную жизнь, умер он, не дожив всего 4,5 месяца до 70-летнего юбилея. Родился он в 1803 году в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Дом это не сохранился. В наши дни восстановлен дом, в котором открыт музей Ф. И. Тютчева. Здесь протекали детские годы Фёдора Ивановича Тютчева (слайд №5). Осенью 1819 года шестнадцатилетний Федор Тютчев поступил в Московский университет на словесный факультет. Студента всецело поглотила учеба, он увлекается философией Паскаля и Руссо, которые стали для него импульсом к осмыслению места человека во Вселенной, связи человека и природы (слайд №6). По окончании университета Ф. И. Тютчев 22 года работал дипломатом в Германии и Италии (слайд №7). Последние годы жизни жил в Петербурге, умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря (слайд №8).
Не без участия А. С. Пушкина пришла поэтическая слава к Тютчеву. Первые его стихи появились в Пушкинском журнале «Современник» в 1836 году (слайд №9). Всего же Тютчевым опубликовано 395 стихотворений, сделавших его величайшим поэтом России. Несмотря на то, что долгие годы Тютчеву пришлось жить вдали от родных мест, большая часть его стихов обращена к России, к русской природе, которую он с детских лет воспринимал как нечто таинственное, живое. Поэтому с такой страстностью и убеждённостью утверждал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…(cлайд №10).
Природа рисуется им как некое одушевлённое целое. Откуда это восприятие?
(Из детства, от прогулок в сумерках по аллеям усадебного парка, соседней рощицы, леса с отпущенным на волю бывшим крепостным дядькой Николаем Афанасьевичем Хлоповым, с домашним учителем, молодым поэтом-переводчиком, тоже орловцем, уроженцем села Высокое Кромского уезда, С. Е. Раичем (слайд №11). В сумерках всё становилось фантастичным, таинственным).
В Овстуг Фёдор Иванович приезжал более 10 раз, дважды был в Орле. В эти приезды рождались стихи: «Эти бедные селенья», «Вот от моря и до моря», «Смотри, как роща зеленеет», «Восход солнца», «Ночное небо так угрюмо», «В небе тают облака», «В деревне», «Природа-сфинкс. И тем она верней…» и другие.
(на фоне звуков вьюги учащийся читает стихотворение «Чародейкою зимою околдован лес стоит…»)
В декабре 1852 года Тютчев вновь приехал в Овстуг. Здесь он в стенах родного дома с близкими встречал Новый 1853 год. Свидетельством этому стала рукопись первого стихотворения, подписанная так: «Овстуг, январь 1853», а в публикации – 31 декабря 1852г. Возможно, что стихи написаны в ночь под новый год. Это стихотворение вам хорошо известно, послушаем его.
(на фоне звуков вьюги учащийся читает стихотворение «Чародейкою зимою околдован лес стоит…» (слайд №12).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель. Какими образами Тютчев пользуется, воссоздавая картину зимнего леса?
(Сказочными чарами владеет волшебница, колдунья, зима. Как в сказке – в волшебном сне – находится лес).
Учитель. Как выглядит это волшебство?
(Под снежной бахромою чудной жизнью он блестит, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой, не мертвец и не живой – лес, неподвижный, немой, в нём ничто не затрепещет).
Учитель. А кто же прогонит эту колдунью? Прочитайте стихотворение, в котором Фёдор Иванович пишет о том, перед кем ослабевают её чары?
(Придёт весна и прогонит зиму прочь, закончится её власть. Об этом Ф. И. Тютчев пишет в стихотворении «Зима недаром злится» (чтение наизусть стихотворения) (слайд №13).
Зима недаром злится
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Учитель. Весна – любимое время года Ф. И. Тютчева. Назовите, какие ещё стихотворения Фёдор Иванович посвятил весне.
(«Весенние воды», «Весенняя гроза»)
Учитель. Послушаем одно из этих стихотворений.
(на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» («Подснежник») звучит стихотворение «Весенние воды») (слайд №14).
Учитель. Весна – любимое время года ещё одного орловского поэта Афанасьевича Афанасьевича Фета (слайд №15). И не случайно именно в мае на Орловщине проходят Фетовские праздники поэзии, на которые приезжают почитатели таланта поэта со всех уголков нашей страны и из-за рубежа.
Фета называют соловьём России, но песнь соловьиную он подслушал в орловском лесу. Вот как он сам об этом пишет:
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть (слайд №16).
Учитель. Афанасий Афанасьевич Фет так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, родился на Орловской земле, а именно, в селе Новосёлки Мценского уезда, которое находилось в семи верстах от города Мценска, на берегу реки Зуши (слайд №17). Знакомы ли вам названия: Мценск, Зуша? В каком это направлении?
(В направлении Спасского-Лутовинова).
Учитель. Тургеневское родовое гнездо и родительское имение Фета находились по соседству. Кроме того, Фет и Тургенев были хоть и в дальнем, но всё-таки родстве, более 30 лет их связывали дружеские отношения.
К сожалению, мы не имеем усадебных видов имения Фета, только здешняя природа хранит память о прошедшей жизни. Да и сам Фет оставил нам воспоминания, посвятив орловским главам своей жизни целую книгу «Ранние годы моей жизни» (слайд №18).
А. А. Фет родился в 1820 году, прожил 72 года, из них 31 год – на Орловщине. Умер в Москве и завещал похоронить себя на родной земле, на кладбище, где покоятся его отец и мать – это в селе Клеймёнове, в 25 верстах от Орла. Там, в склепе Успенской церкви, и нашёл свой покой поэт, Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин (слайд №19). Кто знает, почему прозвучала двойная фамилия?
(Шеншин – фамилия отца. Фет – фамилия матери, ставшая литературным псевдонимом поэта).
Учитель. Все 30 лет жизни А. А. Фета на Орловщине проведены в деревне: вначале в родительской усадьбе Новосёлки (с этими местами связаны воспоминания детства). Фет рос пытливым, мечтательным ребёнком, летом его тянуло в лес, на речку, ловить рыбу. С деревенскими ребятишками ходил по грибы, лазил по деревьям, лихо скакал на неосёдланной лошади. Деревенская жизнь развила в нём любовь к родной природе, ко всему необыкновенному. Этому способствовали сказки, которые мальчик слушал от крепостных девушек. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные песни, а то вдруг начинали припоминать разные страшные истории о чертях, ведьмах, леших, домовых, русалках. Мальчик слушал, затаив дыхание: он всё принимал за правду…
Став взрослым, он строит свою усадьбу – Степановку. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Навсегда остался он предан прелестям деревенской жизни. Хозяином Фет оказался превосходным. В стихах признавался:
Вы знаете, деревню я люблю
И зимний быт. Плохой я горожанин.
Я этой жизни душной не терплю…
(Поэма «Талисман»).
К сожалению, это гнездо Фета уничтожила война. Что сохранило нам время? Одичалый сад, пруд, обложенный морёным дубом, с чистейшей водой, остатки фундамента дома (слайд №20).
Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни. О чём пришёл рассказать поэт Фет своему читателю?
(на фоне записи летнего утра учащийся читает стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…») (слайд №21).
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Учитель. Это программное стихотворение Фета. Каждое четверостишье начинается со слова «рассказать». О чём?
(О том, как прекрасно летнее утро, как прекрасна вокруг жизнь, как душа переполнена любовью к этой красоте. Это стихотворение можно назвать песнью торжествующей жизни).
Учитель. Как и Тютчев, Фет слышал и понимал музыку языка природы, поэтому многие его стихотворения вдохновили композиторов, стали известны как романсы. Послушаем замечательный романс "На заре ты её не буди" А. Е. Варламова на стихи А. Фета в исполнении Виктории Ивановой (прослушивание романса в записи).
Учитель. К стихотворениям Тютчева, Фета обращался П. И. Чайковский, который был близким другом ещё одного орловского поэта, Алексея Николаевича Апухтина.
Вот таким его знали в Петербурге (слайд №22), когда он учился в Императорском училище правоведения и за ним утвердилась слава «второго Пушкина». Романтический, нежный, чуткий, Апухтин был всеми любим.
Родился Алексей Николаевич в г. Болхове в 1840 году в дворянской семье(слайд №23). Детство провёл в родительском имении Павлодар. Однажды – это было в июле 1858 года (155 лет тому назад) – во время охоты гроза захватила Фета и Тургенева в дороге. Под проливным дождём, при блеске молний, по просёлку, превратившемуся в сплошную топкую грязь, они едва добрались до сельца Павлодар, что в 20-ти верстах от Болхова. Оно принадлежало отставному майору, судье Болховского уездного суда, Николаю Федоровичу Апухтину. О своей встрече с Апухтиным Фет потом напишет в книге «Воспоминания».
После окончания училища правоведения Алексей Николаевич поступил на службу в Министерство юстиции. В 1863-1865г.г. служил в Орле старшим чиновником по особым поручениям при губернаторе. Где жил Апухтин, с кем встречался, какие вёл дела – мы пока об этом знаем мало. Да и стихотворений, написанных поэтом в эти годы, дошло до нас очень немного. Однако с орловской действительностью, несомненно, связана написанная в 1864 году, к сожалению, не сохранившаяся полностью поэма «Село Колотовка» (слайд №24). Здесь, как и в его «Деревенских очерках», возникает незатейливый, неукрашенный пейзаж, который вызывает безрадостные раздумья.
(чтение наизусть учащимися отрывков из поэмы либо стихотворения «Близость осени», написанного Апухтиным в 1855г., в 15 лет).
На родине моей картины величавой
Искать напрасно будет взор.
Ни пышных городов, покрытых громкой славой,
Ни цепи живописных гор, -
Нет, только хижины; овраги да осины
Среди желтеющей травы...
И стелются кругом унылые равнины,
Необозримы... и мертвы.
На родине моей не светит просвещенье
Лучами мирными нигде,
Коснеют, мучатся и гибнут поколенья
В бессмысленной вражде;
Все грезы юности, водя сурово бровью,
Поносит старый сибарит,
А сын на труд отца, добытый часто кровью,
С насмешкою глядит.
На родине моей для женщины печально
Проходят лучшие года;
Весь век живет она рабынею опальной
Под гнетом тяжкого труда;
Богата - ну так будь ты куклою пустою,
Бедна - мученьям нет конца...
И рано старятся под жизнью трудовою
Черты прелестного лица.
На родине моей не слышно громких песен,
Ликующих стихов;
Как древний Вавилон, наш край угрюм и тесен
Для звуков пламенных певцов.
С погостов да из хат несется песня наша,
Нуждою сложена,
И льется через край наполненная чаша,
Тоскою жгучею полна.
На родине моей невесело живется
С нуждой и горем пополам;
Умрем - и ничего от нас не остается
На пользу будущим векам.
Всю жизнь одни мечты о счастии, о воле
Среди тупых забот...
И бедны те мечты, как бедно наше поле,
Как беден наш народ.
«Близость осени»
Еще осенние туманы
Не скрыли рощи златотканой;
Еще и солнце иногда
На небе светит, и порою
Летают низко над землею
Унылых ласточек стада, -
Но листья желтыми коврами
Шумят уж грустно под ногами,
Сыреет пестрая земля;
Куда ни кинешь взор пытливый -
Встречает высохшие нивы
И обнаженные поля.
И долго ходишь в вечер длинный
Без цели в комнате пустынной...
Всё как-то пасмурно молчит -
Лишь бьется маятник докучный,
Да ветер свищет однозвучно,
Да дождь под окнами стучит (слайд №25).
Учитель. Вполне вероятно, что этот номер мог быть прочитан и Фетом в Степановке. Примечательным событием Орловской жизни 60-ых годов 19 века были две публичные лекции Апухтина о Пушкине. С детских лет, по собственному признанию Апухтина, он «обожал и знал наизусть любимого поэта». В здании орловского дворянского собрания дважды поднимался Апухтин на кафедру, чтобы рассказать землякам о гении русской поэзии, чтобы защитить его имя от всех недоброжелателей. О лекциях Апухтина дан отзыв на страницах газеты «Орловские губернские ведомости» от 18 апреля 1865 г. (слайд №26).
Надолго покидая родные края, прощаясь с ними, Алексей Николаевич Апухтин писал:
Прощай, приют родной, где я с мечтой ленивой
Без горя проводил задумчивые дни.
Благодарю за мир, за твой покой счастливый,
За вдохновения твои!
Увы, в последний раз в тоскливом упоеньи
Гляжу на этот сад, на дальние леса;
Меня отсюда мчит иное назначенье,
И ждут иные небеса.
А если, жизнью смят, обманутый мечтами,
К тебе, как блудный сын, я снова возвращусь,-
Кого еще найду меж старыми друзьями
И так ли с новыми сойдусь?
И ты... что будешь ты, страна моя родная?
Поймет ли твой народ всю тяжесть прежних лет?
И буду ль видеть я, хоть свой закат встречая,
Твой полный счастия рассвет?
Под этими словами мог бы подписаться любой из выдающихся поэтов и писателей-орловцев.
С обострённым чувством гордости и любви к родному краю прошёл по жизни А. Н. Апухтин. Он ушёл из жизни в 53 года от тяжёлой болезни, которая его обезобразила, сделала неимоверно полным. Летом 1863 года П. И. Чайковский гостил у А. Н. Апухтина в Павлодаре, был в Орле (слайд №27).
Скончался А.Н. Апухтин 17 августа 1893 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. В августе 2013г. исполняется 120 лет со дня смерти поэта (слайд №28).
(на фоне звуков дождя учащийся читает стихотворение А. Н. Апухтина «Осенние листья»).
Кончалось лето. Астры отцветали...
Под гнётом жгучей, тягостной печали
Я сел на старую скамью,
А листья надо мной, склоняяся, шептали
Мне повесть грустную свою.
«Давно ли мы цвели под знойным блеском лета,
И вот уж осень нам грозит,
Не много дней тепла и света
Судьба гнетущая сулит.
Но что ж, пускай холодными руками
Зима охватит скоро нас,
Мы счастливы теперь, под этими лучами,
Нам жизнь милей в прощальный час.
Смотри, как золотом облит наш парк печальный,
Как радостно цветы в последний раз блестят,
Смотри, как пышно-погребально
Горит над рощами закат!
Мы знаем, что, как сон, ненастье пронесётся,
Что снегу не всегда поляны покрывать,
Что явится весна, что всё кругом проснётся, -
Но мы... проснемся ли опять?
Вот здесь, под кровом нашей тени,
Где груды хвороста теперь лежат в пыли,
Когда-то цвёл роскошный куст сирени
И розы пышные цвели.
Пришла весна; во славу новым розам
Запел, как прежде, соловей,
Но бедная сирень, охвачена морозом,
Не подняла своих ветвей.
А если к жизни вновь вернутся липы наши,
Не мы увидим их возврат,
И вместо нас, быть может, лучше, краше
Другие листья заблестят. -
Ну что ж, пускай холодными руками
Зима охватит скоро нас,
Мы счастливы теперь, под бледными лучами,
Нам жизнь милей в прощальный час.
Помедли, смерть! Ещё б хоть день отрады...
А может быть, сейчас, клоня верхушки ив,
Сорвёт на землю без пощады
Нас ветра буйного порыв...
Желтея, ляжем мы под липами родными...
И даже ты, об нас мечтающий с тоской,
Ты встанешь со скамьи, рассеянный, больной,
И, полон мыслями своими,
Раздавишь нас небрежною ногой».
IV. Итог урока.
Учитель. Что на вам особенно запомнилось на сегодняшнем уроке?
Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться после сегодняшнего урока?
V. Домашнее задание. С вашими впечатлениями, полученными на уроке, будет связано домашнее задание.
1) Попробуйте выразить свои впечатления с помощью рисунков, сочинений-миниатюр, стихотворений собственного сочинения на тему: «Природа Орловского края в творчестве Ф. И Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина».
2) Дайте письменный ответ на вопрос: «В чём находили источник вдохновенья поэты-орловцы?» (слайд №29
Литература.
1. http://lit 1septemer.ru/2001/19no19.01.htm О лирике Тютчева.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 5- 6
3. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1989.- 159с.
4. Сухова Н.П. Дары жизни: Кн. о трёх поэтах: А.А. Фет, А.П. Полонский, А.К. Майков: Для ст. шк. возраста.- М.: Дет. лит., 1987.- 142с.
5. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма (Вступ. ст. А.Е. Тархова; Сост. и примеч. Г.Д. Аслановой, Н.Г. Охотина и А.Е. Тархова. – М.: Сов. Россия, 1988. – 464с.
5. Рогозинский В.В. Фет и эстетика «чистого искусства» // Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х ч./ МО РФ, Челяб. фил. ИПО; Сост.- обраб. Ю.А. Копейкина.- Челябинск, 1993 – ч I- с. 59-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"
На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...
Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"
Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке будем читать,изучать, анализировать стихотворен...
"О, как убийственно мы любим" ( по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова)
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературы в 10 классе. Она знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и их любовной лирикой. Формирует представление об...
методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"
Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни...
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Конспект урока по теме " Природа в лирике А. С. Пушкина"
Конспект урока по теме "Природа в лирике А.С .Пушкина"...