Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с УМК Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5l_programma.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по __литературе в 5 классе.
наименование предмета
ступень основного общего образования
(базовый уровень)
Составитель
учителя _ литературы
предмет
Назаренкова Мария Александолвна
Техтилова Лилия Леноровна
ФИО
Санкт-Петербург
2012
Паспорт
Основание для разработки программы:
Государственный стандарт основного общего образования на базовом уровне по литературе_2004 г. (пр. Минобр.№1089 от 05.03.2004).
УМК Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга программа определяет приоритеты в содержании базового образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 классов ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга
Сроки освоения программы:_1_ год
Режим занятий: 2 часа в неделю
Объем учебного времени: 70 часов
Контрольных работ: 4
Внеклассное чтение: 10 часов
Уроков по развитию речи: 19
Форма контроля: пересказ, развернутый ответ на вопрос, устное сообщение, сочинение, выразительное чтение, создание стенгазет и иллюстраций.
Программа адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 5 а,б,в классов ГБОУ Школы № 268, осваивающих курс литературы на базовом уровне
Пояснительная записка
«Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы для основного общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г. (Сборник нормативных документов Литература М., «Дрофа», 2004), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2008 год
-с возможностями УМК: учебник для общеобразовательных учреждений ( учебник - хрестоматия Коровиной В.Я..» Просвещение, 2006 год)
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (смотри ООП ГБОУ Школы №268)
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изменений в программе нет.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. На этапе 5 класса формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Цели:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам. Естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи. Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе – это внимание к книге. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Используемые технологии:
− здоровьесберегающие,
− игровые
− проектной деятельности,
− творческой деятельности,
− развития критического мышления через чтение и письмо,
− информационные,
− организации группового взаимодействия,
− рефлексивного обучения,
− оценки достижений,
− самоконтроля,
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
отбор информации; систематизация информации; ресурсы сети Интернет; работа с текстом.
Планируемый результат обучения курса «Литература» приведен в разделе «Требования к уровню подготовки который полностью соответствует стандарту. Требования на правлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно-тематический план программы «Литература. 5 класс»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | из них | |
Уроки с ИКТ | Р.Р./ Вн.чт. | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 6 | 3 | 3/1 |
3 | Древнерусская литература | 1 | 1 | |
4 | Русская литература XVIII в. | 1 | 1 | |
5 | Русская литература XIX в. | 29 | 7 | 9/3 |
6 | Русская литература XX в. | 22 | 6 | 5/2 |
7 | Зарубежная литература | 8 | 2 | 2/4 |
8 | Подведение итогов. | 2 | ||
Итого: | 70 | 20 | 19/10 |
Содержание курса
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
Вн.чтение. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки».
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Вн.чтение Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен.
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Обучение домашнему сочинению: В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?». «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина: общность и различие.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Рассказ о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму». «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?».
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина».
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор. Сценарий.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства».
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Сочинение по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”», «Добро и зло в сказке С. Я. Маршака».
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Р. Р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С. А. Есенин, п. П. Бажов, К. Г. Паустовский,
В. П. Астафьев (по одному произведению). «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)».
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Сочинение по сказкам Х. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Поурочное планирование
Сроки | № | Тема | ИКТ, ТСО | Проверка знаний; развитие речи |
Сентябрь. 1. | 1. | Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Тестирование. | |
2. | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. РР: Обучение сочинению частушек, загадок. | Диск | РР 1: обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песне. | |
2. | 3. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. РР: обучение чтению | РР 2: обучение чтению. | |
4. | Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Работа с иллюстрациями | ||
3. | 5. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. | ||
6. | «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Вн.чт. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Вн.чт 1 | ||
4. | 7. | РР Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». | РР 3. Обучение сочинению. | |
8. | Древнерусская литература. Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | презентация | ||
Октябрь 1. | 9. | Из русской литературы 18 века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | ||
10. | Из русской литературы XIX. Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков баснях «Волк и Ягненок». | Работа с иллюстрациями | Работа со словарем литературоведческих терминов. Вн. чт. 2 | |
2. | 11. | И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. | видеоматериал | Работа со словарем литературоведческих терминов |
12. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. РР. Обучение выразительному чтению басни. | Работа со словарем литературоведческих терминов. РР 4: Обучение выразительному чтению. | ||
3. | 13. | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | ||
14. | В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады». | Работа со словарем литературоведческих терминов. | ||
4. | 15. | Урок контроля. | Урок – контроль 1 | |
16. | А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | презентация | ||
Ноябрь. 1. | 17. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. РР. Выразительное чтение. | Работа с иллюстрациями | РР 5: Обучение выразительному чтению. |
18. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | |||
2. | 19. | «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строка. РР. Обучение домашнему сочинению. | РР 6: Работа со словарем литературоведческих терминов. Обучение сочинению. | |
20. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | презентация | ||
3. | 21. | Вн. чт. В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | Вн. чт. 3 | |
22. | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | Диск, аудиозапись | ||
4. | 23. | РР. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | РР 7.: обучение выразительному чтению. | |
24. | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | видеоматериал | ||
Декабрь. 1. | 25. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Работа со словарем литературоведческих терминов. | |
26. | Вн. чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Вн.чт. 4 | ||
2. | 27. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | Работа со словарем литературоведческих терминов. | |
28. | «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». РР. Речевая характеристика персонажей. | Аудиоматериал | РР 8: речевая характеристика персонажа | |
3. | 29. | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. | Урок контроля 2 | |
30. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | Работа с иллюстрациями | ||
4. | 31. | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима. Осуждение крепостничества. | ||
32. | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. РР. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 9: Работа со словарем литературоведческих терминов. Обучение сочинению. | ||
Январь. 1. | 33. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. РР. Ответ на проблемный вопрос | РР 10: обучение выразительному чтению стихотворения. | |
34. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | презентация | ||
2. | 35. | Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 11: Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению. | |
36. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Р.Р. Составление киносценария. | РР 12: обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». | ||
3. | 37. | Урок-концерт. Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчсева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Диск, аудиоматериал | |
38. | Урок-концерт. Лирика А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова. | Диск, аудиоматериал | ||
Февраль. 1. | 39. | Из русской литературы XXвека. Вн. чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | Вн.чт. 5 | |
40. | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Отношения в семье. | |||
2. | 41. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. РР. Портрет как средство изображение героев. | РР 13. описание портрета | |
42. | РР. Изображение города и его героев в повести. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению. | РР 14: изображение города и героев; обучение домашнему сочинению. | ||
3. | 43. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». | аудиоматериал | |
44. | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | видеоматериал | ||
4. | 45. | Образ хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | ||
46. | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | Презентация | ||
Март. 1. | 47. | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | ||
48. | Вн. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К. Г. Паустовского. | Вн.чт. 6 | ||
2. | 49. | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои. | Видеоматериал | |
50. | РР. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему сочинению. | РР 15. Художественные особенности пьесы-сказки. | ||
3. | 51. | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | ||
52. | Урок-контроль по теоретическим знаниям. | Урок-контроль 3 | ||
4. | 53. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | ||
54. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | |||
Апрель. 1. | 55. | РР. Классное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (по произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)». | РР 16. Классное сочинение | |
56. | Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | Аудиоматериал | ||
2. | 57. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | ||
58. | Саша Черный. Слово о поэте. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах. | |||
3. | 59. | Писатели о ВОВ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». РР. Подвиги детей в годы ВОВ | Аудиоматериал; видеоматериал | РР 17.: ответ — рассуждение. |
60. | К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. | |||
4. | 61. | Из зарубежной литературы. Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя. Баллада. |
| |
62. | Вн. чт. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Вн.чт.7 | ||
Май. 1. | 63. | Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Внутренняя красота героини. | Видеоматериал | |
64. | РР. Наши любимые сказки Х. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 18: подготовка к домашнему сочинению | ||
2. | 65. | Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. РР Роль прекрасног в мире | РР 19: «Разговор о прекрасном». Вн.чт.8 | |
66. | Вн. чт. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Внутренний мир героев М. Твена. | Видеоматериал | Вн. чт. 9 | |
3. | 67. | Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа, становление его характера. | Вн. чт. 10 | |
68. | Итоговый урок-викторина. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок – контроль 4 | ||
4. | 69. | Подведение итогов. Список книг на лето. | ||
70. | Подведение итогов. Повторение теоретических знаний и понятий. | |||
РР = 19 часов. Вн. чт. = 10 часов. Уроки контроля = 4 часа. |
Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по литературе
Учащиеся должны знать:
- отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;
- содержание изученных литературных произведений;
- событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
- особенности композиции изученного произведения;
- основные теоретико-литературные понятия;
- основные факты жизни и творчества изученных писателей и поэтов.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;
- выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями;
- определять тему прочитанного текста;
- определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
- определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
- сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
- различать эпические и лирические произведения;
- пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;
- создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
- составлять план собственного устного или письменного высказывания;
- составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
- давать отзыв о прочитанном произведении;
- пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Учебно-методического обеспечения
1. Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009.
2. Дополнительная литература:
2.1. Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.
2.2. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009
2.3. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с.
2.4. Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 60с.
2.5. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. / авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с.
2.6. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.
3. ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения.
1. Аудихрестоматия [Электронный ресурс] // http://аудиохрестоматия.рф/
2.Видеоматериалы [Электронный ресурс] // http://vk.com/video
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». — М., 2009.
4. Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.
5. Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....