"Дела и подвиги отцов-глазами юных!"
проект по литературе по теме
Накануне 68-летия Великой Победы педагоги и учащиеся МБОУ школы-интерната №1 и МАОУ средней общеобразовательной школы №32 г. Томска разработали сетевой проект «Дела и подвиги отцов - глазами юных», который даёт возможность реализовать идею инклюзивного образования: социально адаптировать детей с особенностями развития, обучающихся в классах 7 вида, сформировать у них жизненные компетенции, включить учащихся в систему социальных отношений и взаимодействий со сверстниками. Работа над проектом ориентирована на принцип личностно-ориентированного подхода, отвечает принципам дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dela_i_podvigi_otcov-_glazami_yunyh.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа - интернат №1 основного общего образования г. Томска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска
Проект
Дела и подвиги отцов - глазами юных!
База реализации проекта: обучающиеся VII - VIII коррекционных и общеобразовательных классов (30 человек) МБОУ школы- интерната №1г. Томска
Обучающиеся VI - XI классов (215 человек) МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Организаторы проекта:
Андреева Клара Анатольевна,
воспитатель МБОУ школа - интернат №1
Серебренникова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ школа - интернат №1г. Томска
Невгод Наталия Ивановна,
Полтанова Людмила Евгеньевна
учителя русского языка и литературы
МАОУ средняя общеобразовательная
школа №32 г Томска
г. Томск -2013
Педагогический проект
« Дела и подвиги отцов - глазами юных!»
Актуальность. В духовной культуре нашей страны в связи с политическими событиями последних десятилетий были утеряны приоритеты нравственного воспитания , семейных ценностей , традиций. Возрождение утерянного – долгий трудный процесс, результат которого зависит от совместных усилий семьи, школы, окружающего социума. К сожалению, многие семьи не понимают личной ответственности за духовно- нравственное воспитание. Они не рассматривают воспитание и образование в едином контексте, перекладывая личную ответственность за воспитание ребенка на педагогов.
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Инклюзивное образование-это эксперимент в Российском образовании, которое требует создание тщательно продуманной коммуникативно-познавательной среды, способствующей развитию у детей, обучающихся в классах 7 вида, способности общаться, взаимодействовать и жить в одном обществе.
Накануне 68-летия Великой Победы педагоги и учащиеся МБОУ школы-интерната №1 и МАОУ средней общеобразовательной школы №32 г. Томска разработали сетевой проект «Дела и подвиги отцов - глазами юных», который даёт возможность реализовать идею инклюзивного образования: социально адаптировать детей с особенностями развития, обучающихся в классах 7 вида, сформировать у них жизненные компетенции, включить учащихся в систему социальных отношений и взаимодействий со сверстниками. Работа над проектом ориентирована на принцип личностно-ориентированного подхода, отвечает принципам дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
Идея педагогического проекта « Дела и подвиги отцов- глазами юных!» заключается в вовлечении детей и их родителей в коллективную творческую деятельность по созданию книги памяти « Дела и подвиги отцов глазами юных!».
В процессе реализации проекта дети и родители будут вовлечены в различные виды совместной деятельности.
- Совместное изучение семейных архивов поможет детям понять связь исторических корней рода с историей страны; погрузить в историю семьи, города, родного края. Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, ощутят личную причастность к развитию истории в целом; у них сформируется позиция гражданина, патриота города и Родины.
- Посещение исторических музеев, музеев боевой и трудовой славы, городских библиотек, выставок художественного творчества, расширит границы учебного занятия, позволит детям увидеть практическое применение научных знаний в окружающей жизни, что будет способствовать формированию познавательной активности учебной мотивации, поможет понять ребенку принять и сопоставить с настоящим исторические факты, эмоционально откликнуться на связь времён.
-Знакомство с историческими документами, художественной литературой, семейными архивами, художественными фильмами, поисковыми системами сети Интернет сформирует у детей современные навыки самостоятельной работы с информацией, расширит их кругозор, разовьет познавательную активность, сформирует личностное отношение к истории Родины, осознание себя как гражданина своей страны.
- Создание рефератов, сообщений, написание сочинений, презентаций, исследовательских работ о членах семьи – участниках ВОВ разовьет аналитическое мышление, сформирует навыки обработки, систематизации и передачи информации.
- Работа над созданием книги памяти « Дела и подвиги отцов - глазами юных!» разовьёт у детей информационно - коммуникационные компетенции, сформирует навыки грамотного пользователя ПК, позволит создать рефлексивное поле для оценки каждым ребенком личного вклада в общее дело.
- Сотрудничество детей и родителей в проекте будет способствовать созданию атмосферы творчества, где дети ощутят внимание и эмоциональную поддержку со стороны взрослых, а в процессе совместной деятельности будут формироваться партнерские отношения между детьми и родителями.
Итог исследовательского проекта – презентация рукотворной книги памяти « Дела и подвиги отцов - глазами юных!» предполагает создание условий для общественного признания значимости проделанной детьми работы, что, несомненно, будет мотивировать учащихся к дальнейшей творческой деятельности, способствовать формированию ключевых компетенций: учебно-познавательных, общекультурных, информационных, коммуникативных.
Цель проекта
Создание условий для формирования духовно – нравственного становления школьников, воспитание любви к своему Отечеству, истории, к своему народу, формирование уважительного отношения к старшему поколению и их подвигам.
Задачи:
- Формировать навыки целеполагания, умение доводить начатое дело до конца.
- Формировать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
- Воспитывать ценностное отношение обучающихся к культурному и историческому наследию томичей, истории малой родины.
- Развивать творческий потенциал обучающихся.
Гипотеза
Совместная деятельность обучающихся, родителей, социальных партнёров, воспитателя, учителей русского языка и литературы по реализации проекта « Дела и подвиги отцов- глазами юных!» создаст условия для формирования ключевых компетенций, развития творческого потенциала и духовно- нравственного становления школьников.
Ресурсы проекта
1. Человеческий ресурс проекта:
Педагоги МБОУ школы-интерната№1и МАОУ СОШ №32 г.Томска.
Обучающиеся в 7-8 классах школы-интерната№1 г. Томска, обучающиеся 5-10 классов МАОУ СОШ №32 г. Томска.
Социальные партнеры (библиотека, работники музея, сотрудники ОМОН)
Родители
2. Материально технические ресурсы:
- интернет ресурсы
- Фотоаппарат
- Магнитофон
- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
- Бумага формат А 4
- Ручки
- Краски акварельные
- Ватман
- Телевизор
- DVD
Возможные риски проекта | Предупреждение рисков проекта |
1. Нежелание обучающихся прилагать усилия (лень) | 1. Поддерживать интерес у обучающихся к реализации проекта, через организацию дискуссий на выбранные темы. |
2. Недостаточное количество денежных средств для реализации проекта. | 2. Мотивировать на спонсирование образовательное учреждение и социальных партнеров. |
Этапы реализации проекта
Организационный этап | ||
№ | Содержание деятельности учащихся и родителей | Функции педагога |
1. | Осмысление предстоящей совместной деятельности в рамках проекта | Организация и проведение родительского собрания, выявление позиции родителей. |
2. | Обсуждение с детьми и родителями плана исследовательской деятельности по теме « Дела и подвиги отцов - глазами юных!» | Подготовка к организации практико - ориентированной исследовательской деятельности детей по теме « Письма, опаленные войной» в рамках педагогического проекта « Дела и подвиги отцов глазами юных!» |
Практический этап | ||
3 | Посещение «Музея Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии» МАОУ СОШ №32 | Работа с социальными партнерами и родителями, организация экскурсий |
4. | Поисково - исследовательская деятельность по изучению исторического материала( в т.ч. работа в сети Интернет) | Консультативная методическая и техническая помощь в организации поисково - исследовательской деятельности. |
5. | Практическая деятельность по созданию презентаций и рефератов с помощью компьютерных программ Word и PowerPoint. | Организация практической деятельности на компьютерах с использованием комплекта « 1ученик-1 компьютер», связанных сетью Wi-Fi. |
6. | Подготовка сообщений, рефератов, презентаций, написание сочинений по итогам поисково - исследовательской деятельности. | Консультативно- практическая помощь в подготовке сообщений, рефератов, написании сочинений. |
7. | Проведение уроков русского языка и литературы по развитию речи в общеобразовательных классах и классах IIV вида. | Подготовка сценария, подбор учебного и коррекционного материала. Организация и проведение внеклассного занятия. |
8. | Проведение внеклассных занятий
| Совместная подготовка сценария, подбор справочного материала, организация и проведение внеклассных занятий. |
9. | Подготовка и участие в конкурсах, творческих выставках разного уровня. | Консультативно- практическая помощь в подготовке к участию в конкурсах, творческих выставках разного уровня. |
Итоговый этап | ||
10. | Участие в городской акции « Напиши письмо ветерану» | Консультативно - практическая помощь в написании писем ветеранам. |
11. | Рефлексивный час. | Подведение итогов, планирование следующего этапа работы в рамках педагогического проекта« Дела и подвиги отцов - глазами юных!». |
12 | Обработка и оформление материалов проекта в рукотворную книгу памяти | Консультативно-практическая помощь в обработке и оформлении собранного материала. |
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Задачи | Ожидаемый результат | Срок исполнения | Ответственный |
Организационный этап | |||||
1. | Создание творческой группы по реализации проекта (родители, обучающиеся, педагоги) | Организовать и провести родительское собрание, выявить позицию родителей, детей к реализации проекта. | Создание ПТГ | 15.04. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 |
2. | Экскурсия в «Музей Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии» | Подготовка к организации практико - ориентированной исследовательской деятельности детей по теме « Письма, опаленные войной» в рамках педагогического проекта « Дела и подвиги отцов глазами юных!» | Умение получать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять исторические факты своей семьи и всего народа происходившими во время ВОВ | 23.04. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 |
3. | Заочная экскурсия по памятным местам Великой Отечественной войны (Пискаревское кладбище, одесские катакомбы, Бухенвальд). | Познакомить с памятными местами ВОв. Воспитывать чувства сопричастности и сопереживания. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение представлять итоги поисково-исследовательской деятельности. | Создание коллекции виртуальных экскурсии. | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 | |
4. | Экскурсия в музей боевой славы ОМОН | Формировать навыки работы с историческими документами, экспонатами, художественными произведениями. Использовать в работе приём « Живой словарь» | Умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты, эмоционально откликаться на связь времен. | 17.04. 2013 | Серебренникова С.А. Андреева К.А. МБОУ шк-инт№1 |
Практический этап | |||||
1. | -Проведение урока по развитию речи « Никто не забыт, ничто не забыто» ( класс коррекции) -Час мужества. Урок литературы в 7 «Б» классе -Музейный урок. « Великая Отечественная война в литературе» 5 «Б», 7 «Г» (СКК IIVвида) - Музейный урок. «Великая Отечественная война в литературе» 6 «Б» класс | Развивать диалогическую речь, навыки поисковой деятельности. Развивать диалогическую речь, навыки поисковой деятельности. Формировать навыки работы с историческими документами, экспонатами, художественными произведениями. | Умение вести диалог, уважительное отношение к мнению сверстников, педагогов, родителей. | 24.04. 2013 23.04. 2013 24.04. 2013 | Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. МАОУСОШ №32 |
2. | Создание детьми презентации, сообщений по теме « Маленькие герои большой войны» -Защита творческих проектов «История одной песни» 8-е классы, 6, 7 «Г» (СКК VII вида) | Развивать логическое мышление, память . Формировать ИКТ- компетенции с помощью комплекта « 1 ученик- 1 компьютер» Развивать навыки поисковой деятельности, формировать умение представлять итоги поисково-исследовательской деятельности. | Умение излагать информационный материал в логической последовательности. Уверенное владение компьютером в программе Word и PowerPoint Банк презентаций по теме «История одной песни» | 27.04. 2013 8.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. Козлова Е.В. МАОУСОШ №32 |
3. | Выпуск стенной газеты «Война в судьбе моей семьи» | Развивать познавательную активность Творческое мышление, навыки сотрудничества. Учить работать с разными источниками информации, находить нужный материал в рамках заданной темы. Развивать оформительские навыки. | Умение добывать нужный материал, делать интересные сообщения, иллюстрируя их рисунками фотографиями. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, подчиняя свои интересы общему делу. Способность брать ответственность на себя за порученное дело. | 10.04. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 |
4. | Рисование: «Фотолента. Дети рисуют победу…» | Развивать образное мышление, умение находить сюжет и воплощать художественный замысел с помощью изобразительных средств. Воспитывать эстетический вкус. | Умение самостоятельно создавать рисунок в рамках заданной темы, свободно ориентироваться в цветах и их оттенках, аккуратно выполнять работу, доводить начатое дело до конца. | С 30.04-6.05. 2013 | Андреева К.А. МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 |
5. | Конкурс чтецов «Сороковые, роковые…» | Развитие устной речи, памяти, навыка выразительного чтения стихотворения. | Умение выразительно, экспрессивно-эмоционально читать наизусть стихи о войне. | 8.05. 2013 | Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 на базе Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 |
6. | Просмотр и обсуждение спектакля «Детство, опаленное войной» | Развивать познавательную активность, творческое мышление, навыки сотрудничества. Формировать уважительное отношение к ветеранам воины и труда, людям пожилого возраста. | Умение высказывать свое мнение об увиденном, пережитом, умение работать в группе, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. | 8.05. 2013 | Серебренникова С.А. Андреева К.А. МБОУ шк-инт№1 на базе МАОУ СОШ №32 Полтанова Л.Е. Невгод Н.И. Колодчевская Т.В. |
7. | Посещение книжной выставки « Ради мира на Земле» | Познакомить учащихся с произведениями о ВОВ. Расширять знания; воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. | Проявление интереса к произведениям о ВОВ. Интерес к чтению художественной литературы, навыки осмысленного выбора произведений. Знать и выполнять правила читателя. | 28.04. 2013 | Андреева К.А. МБОУ шк-инт№1 |
8. | Литературный конкурс « Мой прадедушка –защитник Родины», «Война в истории моей семьи» | Развивать письменную речь, логическое мышление, логическую память. Воспитывать способность правильно относиться к критическим замечаниям со стороны взрослых и сверстников. | Способность письменно выражать свои мысли, находить и исправлять орфографические ошибки в тексте, уметь критически оценивать качество своей работы и работы товарищей. | С 30.04-8.05. 2013 | Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. Полтанова Л.Е. МАОУ СОШ №32 |
9. | Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» | Воспитывать социальную активность, патриотизм, любовь к прошлому и истории своей Родины. | Способность не оставаться равнодушными к событиям, проходящим в нашем обществе. | 9.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. Полтанова Л.Е. МАОУСОШ №32 |
10. | Заочное путешествие « По местам боевой славы» (разработка занятия, дискуссия после просмотра) | Развивать произвольное внимание, познавательный интерес, связную речь. Формировать представление о местах боевой славы. | Способность активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера. | 7.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 |
11. | Внеклассное занятие «Письма с фронта» О чём рассказали фронтовые треугольники. | Развивать познавательный интерес к историческим событиям, прошлому нашей страны. Обращение к эпистолярному жанру как приём развития письменной речи учащихся | Способность развить любознательность, умение анализировать полученную информацию, сопоставлять исторические факты Родины, народа с военной судьбой своей семьи. | 23.04 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 |
12. | Организация и оформление книжной выставки в классе «Поклонимся великим тем годам…» | Познакомить учащихся с произведениями о ВОВ. Расширять знания; воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. | Проявление интереса к произведениям о ВОВ. Интерес к чтению художественной литературы, навыки осмысленного выбора произведений. Знать и выполнять правила читателя. | 30.04. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ шк-инт№1 |
13. | Участие во Всероссийской акции « Я помню! Я горжусь! Георгиевская ленточка» | Воспитывать социальную активность, патриотизм, любовь к прошлому и истории своей Родины. | Способность не оставаться равнодушными к событиям, проходящим в нашем обществе. | 06.05. 2013 08.05. 2013 | Андреева К.А МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. Полтанова Л.Е. МАОУ СОШ №32 |
Итоговый этап | |||||
1 | Обработка и оформление материалов проекта в рукотворную книгу памяти | Развивать познавательную активность Творческое мышление, навыки сотрудничества. Учить работать с разными источниками информации, находить нужный материал в рамках заданной темы. Развивать оформительские навыки. | Умение добывать нужный материал, делать интересные сообщения, иллюстрируя их рисунками фотографиями. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, подчиняя свои интересы общему делу. Способность брать ответственность на себя за порученное дело. | До 25.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А. МБОУ школа-интернат №1 Невгод Н.И. МАОУ СОШ №32 |
2 | Представление выставочной экспозиции и презентации проекта по теме « Дела и подвиги отцов - глазами юных!» | Учить ребят анализировать, оценивать результаты своей деятельности; формировать позитивную самооценку | Способность не оставаться равнодушными к историческим событиям нашей Родины. | До 30.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А МБОУ шк-инт№1 Полтанова Л.Е.. МАОУСОШ №32 |
3 | Подведение итогов проектной деятельности | Воспитывать социальную активность, патриотизм, любовь к прошлому и истории своей Родины. | Участие в конкурсах проектов | 31.05. 2013 | Андреева К.А. Серебренникова С.А МБОУ шк-инт№1 Невгод Н.И. Полтанова Л.Е. МАОУСОШ №32 |
Бюджет проекта
наименование | цена за 1 штуку | Кол-во | стоимость | имеется | требуется |
фотоаппарат | 3шт | В ОУ | |||
компьютер | 17 шт | В ОУ | |||
принтер и картриджи | 2шт | В ОУ | |||
бумага формата А 4 | 364 | 2 пачки | В ОУ | ||
скотч широкий | 178 | 2шт | В ОУ | ||
ножницы | 280 | 5 шт | В ОУ | ||
ватман | 408 | 24шт | + | ||
Расходы на проведение экскурсии | На 20 человек 2880руб. | 6 поездок | 144руб | - | На 20 человек 2880руб. |
итого: | 4110 | 3290 |
Ожидаемый результат
- Уметь работать с информационными источниками, осмысленно подбирать необходимый материал.
- Уметь систематизировать материал согласно заданным темам, подбирать к нему интересные иллюстрации, рисунки, фотографии.
- Стремление активно участвовать в социально-значимых мероприятиях, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Владеть навыками общения, уметь вступать в диалог, поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий(текстовые и графические редакторы, презентации).
- Провести запланированные мероприятия.
- Обработать и оформить в рукотворную «Книгу Памяти» материалы проекта .
Оценка результата проекта
Отзывы обучающихся об участии в проекте в рукотворной «Книге памяти».
Перспективы проекта
- Продолжить работу по патриотическому воспитанию.
- Продолжить исследовательскую работу по данной теме.
- Продолжить оформление рукотворной «Книги Памяти».
Список литературы
1.Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии// Педагогическое образование . 2000 №4
2.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998
3.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.1987.
4.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск -1993
5.Дела и подвиги отцов – глазами юных. Сборник работ участников областного конкурса « Россия, Родина моя!» Томск ОДЮБ - 2010г.
6.Никульшин С.М., Роготнева А.В., Тарасова Л.Н.Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС. Методическое пособие. Томск-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевой педагогический проект "Дела и подвиги отцов - глазами юных!"
Педагогический проект разработан накануне 68 летия Великой Победы педагогами и учащимися школ г. Томска...
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны....
Статья в журнал "Внешкольник Оренбуржья "Юные исследователи - краеведы о подвигах земляков во время "Великой Отечественной войны"
В статье представлена методика проведения конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...
Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"
Программа относится к туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через...
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Программа «Юные экскурсоводы".
Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возр...
Семинар для родителей по теме: "Отцы глазами детей"
ОТЦЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ «Папа! Какое красивое и сильное слово!» — так начал свое сочинение о папе один из учеников гимназии.Меняются времена, меняются наши представления о жизненных ...
Презентация к 75-летию ВОВ по теме "Дети-герои ВОВ: семь подвигов юных воинов"
презентация к классному часу...