Конспект урока по предмету родная (русская) литература
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по предмету родная (русская) литература по теме "Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.09.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: родная литература (русская)
Класс: 6 Дата: 17.09
Тема урока: Р.р. Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: углубление представления о волшебной сказке, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Сценарий урока
Мотивационный этап
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Организует повторение пройденного.
Постановка проблемных вопросов:
- Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?
- Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?
Выполняют предложенные задания.
Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
1) Беседа
- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?
Обдумывают ответы на вопросы.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
- Актуализировать…
- Формировать…
- Совершенствовать…
- Воспитывать…
2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1. Аналитическая работа с текстом сказки:
- пересказ первой части сказки;
- чтение по ролям трёх поединков Ивана и 12-голового змея;
- комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
Физкультминутка
Выполняют задания.
Выполняют физкультминутку
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.
1) Вступительная беседа:
- - С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
- Сколько раз ходили братья в город?
= Расскажите о каждом этом случае.
- А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)
- Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).
- Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).
- А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)
= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.
- Куда водил братьев старичок?
- Выборочный пересказ: расскажите, что произошло с братом, поехавшим влево.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1) Исследовательская работа по теме «Герои волшебной сказки» (работа в парах с последующим обсуждением)
Вопросы и задания:
= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).
- Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?
- Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).
- О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?
(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).
- Но более всего проявились качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и такой прием позволяет проследить за каждым).
- Значит, тот путь, который выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке, и что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей). Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)
- Вот мы с вами говорим – Иван совершает поступки. А что такое «поступок»?
- Кто в сказке «Два Ивана - солдатских сына» совершает подлость, а не поступки?
- А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)
- Можно ли по речи героев сказать, какие они?
- Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).
Выполняют задания.
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Аналитические задания:
- Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?
= Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.
Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.
Этап рефлексии
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:
1) Прием «Свободный микрофон»
- Почему Иван – своеобразный богатырь, а значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?
Задает д/з прочитать «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс
Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девя...
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература» 9 класс 7 часов
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная (русская) литература» 9 класс 7 часов...
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 9 класс...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 7 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"
Рабочая программа по учебному предмету «родная (русская) литература» уровень основного общего образованияПрограмма составлена на основе требований к предметным результатам...