«Вечные темы в рассказах И.А. Бунина»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Г. Ф. Дианова
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 218
г. Санкт-Петербург
Тема урока: «Вечные темы в рассказах И.А. Бунина» (11 класс).
Цели урока:
- Показать, как звучат «вечные темы» в рассказах И.А. Бунина;
- Совершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения, работы с текстом;
- Развивать творческое мышление, монологическую речь учащихся;
- Создавать условия для формирования у учащихся навыка работы в группах.
Материал к уроку.
- Иллюстративный материал.
Internet Explorer. И.А. Бунин, иллюстрации к биографии:
- Бунин – картинки по литературе
900 igr.net>презентации по литературе>Бунин;
- Бунин И.А. – фотографии Бунина (страница 2)
bunin.niv/bunin/family/foto-2htm
- Тексты художественных произведений.
- Раздаточный материал.
- Критическая литература: О. Михайлов, «И. Бунин. Жизнь, судьба», М.-1986., В. Лавров, «И. Бунин в эмиграции», М., изд. «Молодая гвардия», 1989.
Ход урока.
На экране иллюстративный материал.
- Прочитать слова, написанные на доске:
«В саду шиповник алый цвел,
Стояли темных лип аллеи…»
– напишите, пожалуйста, в тетрадях, о чем вы думаете в связи с данной фразой (2 мин.).
- Далее каждый ученик делает свои записи
(«Эти строки принадлежат А. Фету или Полонскому, а звучат, кажется, в рассказах Бунина»;
«Какая-то тайна кроется в этих словах»;
«Что-то грустное звучит и одновременно тревожное…»;
«Я думаю, что это о любви. Вспомнилось, как А.С. Пушкин увидел в сумраке в аллеях Михайловского А. Керн, и вспыхнула страстная любовь…»;
«Возможно, речь пойдет о любви и о трагедии, «алый шиповник» олицетворяет пламенную любовь, которая «горит», «светит» в ночи, но ведь шиповником можно и уколоться до крови…»).
- – Как вы, ребята, сформулируете тему урока? Посовещайтесь с товарищем по парте.
Работа в парах. (Учащиеся предлагают разные варианты: «Любовь в рассказах И. Бунина», «Трагедия любви», «Жизнь и судьба», «Первая любовь», «Вечные темы»).
Запишем следующий вариант: «Вечные темы в рассказах И.А. Бунина».
- – Что значит «вечные темы»? Представьте 1 ответ от 4 человек, сидящих рядом.
Работа в малых группах. (Заслушиваем все ответы, а потом записываем: «счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом, жизнь и смерть…»).
- – Какие рассказы И.А. Бунина о любви вы читали?
(Каждый ученик называет…) «Темные аллеи», «Ворон», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник».
- Отбираем для обсуждения те рассказы, которые прочитало большинство: «Митина любовь», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Натали».
- Далее создаются 4 группы; каждый выбирает группу по желанию, в зависимости от того, какое произведение ему больше нравится. Учащиеся пересаживаются и получают план работы над заданным произведением.
План работы над текстом (на экране)
- Сюжет рассказа.
- Наиболее запомнившийся эпизод.
- Идейно – тематическое звучание.
- Самая яркая цитата.
На подготовку дается 10 минут. Каждый учащийся в группе выбирает задание по силам («слабые» учащиеся могут цитировать, дополнять).
- Выступления групп.
- После выступления каждая группа отвечает на вопросы товарищей из других групп.
Вопросы.
- Какую роль играет пейзаж в «Темных аллеях»?
- Случайно ли автор дает героине имя Надежда?
- Только ли социальное неравенство явилось причиной расставания?
- Как внутренний монолог раскрывает характер и душевное состояние героя в рассказе «Натали»?
- Как связан пейзаж с душевным состоянием героев? Подтвердите.
- Мог ли рассказ закончиться «хорошо»? Почему нет? Докажите.
- Почему так мучительно развивались отношения между героями? («Митина любовь»).
- Кто виноват в разыгравшейся трагедии?
- Чего не хватало главному герою?
- Чем покоряла всех Оля Мещерская?
- Почему, упоминая о казачьем офицере, убившем О. Мещерскую, автор использует эпитеты «некрасивый, плебейского вида»?
- Почему рассказ назван «Легкое дыхание»?
- Задание: выписать и прочитать наиболее запомнившуюся цитату, обосновав свой выбор.
Цитаты.
- «Лучшие минуты… истинно волшебные! Кругом шиповник алый цвел…»
- «Ты правду сказала: нет несчастной любви!... Мне казалось, что святой стала та свеча у твоего лица…» («Натали»).
- «Именно это-то и было непосильно – то самое счастье, которым подавлял его мир и которому недоставало чего-то самого нужного» («Митина любовь»), «… чтобы они вместе могли спастись, – спасти свою прекрасную любовь в том прекрасном весеннем мире, который … был подобен раю».
- «Никто не танцевал так на балах, как Ольга Мещерская, никто не бегал так на коньках…и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее…». «Какая красота должна быть у женщины?… Легкое дыхание! ... А ведь оно у меня есть! …»
Вывод: Что сближает эти рассказы? (Мотив несчастной любви).
Второй урок (продолжение)
На экране: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими». И. Бунин.
- – Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом И. Бунина «Холодная осень». Прослушайте его.
- Далее учитель читает учащимся рассказ «Холодная осень».
- – Задайте, пожалуйста, письменно 10 вопросов по рассказу, начинающихся со слов: «Почему…?»
(Учащиеся, глядя на текст, составляют вопросы).
- Затем зачитывают вопросы, основные учитель записывает на доске:
- Почему рассказ назван «Холодная осень»?
- Почему события начинаются с сообщения о войне?
- Почему такой пейзаж и звезды «минерально блестящие»?
- Почему звучат стихи Фета?
- Почему в композиции произведения так много места отводится сцене прощания героев и так мало – дальнейшей 30-летней жизни героини?
- Почему она, дворянка, ютилась в подвале?
- Почему к ней так равнодушна девочка, которую она воспитала?
- Почему героиня все-таки вышла замуж, хотя полюбила единожды и на всю жизнь?
- Почему она так много скиталась?
- Почему в рассказе такой грустный финал? И грустный ли?
- После обнародования вопросов учащиеся объединяются в пары, выбирают понравившиеся и начинают на них отвечать, класс дополняет.
Учитель: Ответив на вопросы, мы проанализировали произведение. Существует и такой метод постижения художественного произведения. (Следует отметить, что с данным методом работы на уроках познакомила на курсах учителей – словесников зав. кафедрой филологического образования АППО, кандидат педагогических наук М.Б. Багге).
- – Как критика оценивала рассказы И. Бунина о любви?
Группам раздаются литературоведческие статьи, по которым они готовят краткое сообщение, выбирая значимую цитату.
М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».
- Итог.
Мы с вами познакомились с пятью рассказами И.А. Бунина.
– Что вас удивило в его произведениях? (Трагический финал).
– Почему? (Выступления от групп: «В юности И.А. Бунин испытал сильную любовь к В. Пащенко; брак не состоялся, т.к. она предпочла богатого, а будущий писатель чуть не покончил с собой…». «Надо трепетно относиться к первому чувству, беречь любовь как самое высшее чувство на земле, чтобы меньше было «темных аллей», а больше света, радости и тепла».)
- Учащимся предлагается написать 2 творческие работы:
- «О чем я задумался, читая рассказы И.А. Бунина?»
- «Согласен ли я с позицией автора?»
Начало первой работы зачитывается в классе:
«Любовь, любовь… гласит преданье; союз души с душой родной…» Когда я читала рассказы И. Бунина, я вспомнила это высказывание Ф.И. Тютчева, тем более, что далее звучат слова «поединок роковой…»
«Сильна, как смерть, и даже сильнее смерти… Так говорят о чувстве, которое правит миром и на встречу с которым надеется каждый… Таинственное и священное чувство любовь, не раз воспетое поэтами.»
«Часто, глядя на небо и любуясь звездами, мы загадываем желания, видя падающую звезду. Только миг – и она, сгорая, озарит темное небо, пробудив в нас мечты, желания, надежды… Так и рассказы И. Бунина.»
«Несмотря на трагический финал большинства рассказов И. Бунина, остается ощущение встречи с чем-то великим и прекрасным. Это как свет далекой звезды, помогающей путнику обрести дорогу… Горсть красной рябины на белом снегу… И долго еще будут звучать слова: «Кругом шиповник алый цвел… Стояли темных лип аллеи.»
Задание на дом: дописать творческие работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...
Урок-исследование по теме "Лингвистическое толкование рассказа И.А.Бунина"Холодная осень"
Урок посвящен исследовательской работе над стилистическими особенностями рассказа И.А.Бунина "Холодная осень"...
Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"
Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...
Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"
Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская
Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...