Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.leskov.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») — повесть Николая Лескова , написанная и опубликованная в 1881 году . Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники»
Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле , на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму . Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого . Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича , жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.
Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.
Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория , мелкоскоп , клеветон и др
Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.
Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ ? Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Работа над первой главой Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа?
Характеристика героев Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Обратите внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Какова роль подобных слов?
Характеристика персонажей Как автор изображает Александра Павловича и Платова? Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте 4 главы. Как вы считаете, на стороне какого из героев – Александра Павловича и Платова – находится симпатия автора? Как изображается жизнь царской семьи?
Характеристики героев Зачитайте цитаты – характеристики Николая Первого и Платова. Зачитайте историческую справку о Платове в учебнике. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе?
Как изображается левша? Как описывается работа трех мастеров – оружейников? Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»? Зачем Платов взял с собой в Петербург левшу? Как показан Платов в этом эпизоде?
Работа над иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации к «Левше» художника Н.Кузьмина, помещенные в учебнике. Каким изображен Платов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина
Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Н.М.Радищева"
жизнь и творчество Радищева Н.М....
«Левша» («Сказ о тульском косом левше и стальной блохе») в произведениях изобразительного искусства, театра, кино.
Урок литературы по произведению Н.С. Лескова...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"...