Тема конкурс знатоков басен Крылова
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Пинаева Ольга Александровна

Тема конкурс знатоков басен Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_konkurs_znatokov_basen_krylova_3.docx175.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков басен И.А.Крылова


Цель:
закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Крылова.
Задачи :

— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.


Методы : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации  деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория:6-7-8 класс

 Здравствуйте, ребята! Начинается конкурс знатоков басен замечательного русского поэта И.А.Крылова.

 Его басни дойдут до потомства и никогда не
потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они
обратились в народные пословицы, а народные
пословицы живут с народом и их переживают
В.А.Жуковский

 Мы с вами проведем  небольшой конкурс-разминку.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу? (сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы!
1. Крылатые выражения.
(кратко, в образной форме выраженная мысль, ставшая поговоркой. Поговорки лишены прямого поучительного смысла)

Учитель

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)

А вы знаете и сможете ли продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим

1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши
2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …» (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …» (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)

2 Назови басню.

Из каких басен эти строки?(Слайд.)

— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»

(«Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Лебедь, рак да щука», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»)

3. Загадочные животные

В каких баснях встречаются эти животные? (Слайд.)

— «Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»

4.Краеведение (отрывки из басен А.Пинаева)
Поэтическая остановка.
 Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и назовем, какая это басня?

5. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете(Слайд.)

— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".
— В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.

6. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)

- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».
— «Ворона
гавкнула во все воронье горло».
- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз
впряглись».
— «Почуя серого так близко
собаку, Псы залились в полях и рвутся вон на драку».

7 Кто быстрее? 

— Скажите, что такое антонимы?
Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д
Нам необходимо подобрать слова-антонимы  к следующим словам:
(Слайд.)

глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромный –

 вежливый –

8.Подберите пословицу к басне

Какая мораль у басен? Что высмеивает автор? Задание: подберите пословицу к басне






  1. Чужой бедой сыт не будешь.

  2. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

  3. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

  4. Всякий хлопочет, себе добра хочет.




  1. Скромность всякому к лицу.

  2. Не в свои сани не садись.

  3. Собака лает, а владыка едет.

  4. Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.





  1. Много поту, да мало толку.

  2. Маленькое дело, лучше любого безделья.

  3. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

  4. Праздники помнит, а будни забывает.


9
. Работа с карточками и иллюстрациями.

Задание:
узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.













10. Нарисовать иллюстрацию к басне за 5 мин. Рисует команда.

11. «Что? Где? Когда?».

- Что было в руках у музыкантов? (альт, бас, 2 скрипки)

- Где Барбос увидел свою старую знакомку Жужжу? (на окне, на мягкой пуховой подушке)

- Когда какой-то птицелов наловил по рощам Соловьёв? (весной)

- Где и когда Муха встретилась с Пчелой? (в саду, весной)

- Что увидела голодная кума Лиса в саду? (виноград).

- Что нашёл Петух, навозну кучу разрывая? (Жемчужное зерно)

- Где Мартышка увидела свой образ? (в зеркале)

- Когда Волк повал на псарню? (ночью)

- Что Ворона выронила из клюва? (сыр)

- Когда Ягнёнок пришёл к ручью напиться? (в жаркий день)

- Где Свинья наелась желудей досыта, до отвала? ( под дубом вековым)

- Когда Стрекоза пришла к Муравью? (осенью)

- За что Кукушка хвалит Петуха? (за то, что хвалит он Кукушку)

- Где был Любопытный? (в Кунсткамере)

12.Инсценировка басен

заключение
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский)
 
— Согласны ли вы со словами русского поэта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Басни И.А.Крылова. Игра «Знатоки басен».

Материал к уроку по литературе по теме «Басни И,А,Крылова. Игра «Знатоки басен»» будет использоваться на заключительном занятии. 6 класс....

урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)

урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры  нравятся детям. Цель урока:            выяснить уровень...

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, 5 - 6 классы.  Информация для родителей и учащихся....

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова ...

Инсценирование басни И.А. Крылова "Разборчивая невеста" на школьном конкурсе инсценировки басен.

Инсценировка составлена по басне И.А.Крылова "Разборчивая невеста". Учащиеся 9 класса представили её на школьном конкурсе 28 октября 2015г. Заняли первое место. С этой басней учащиеся 9 класса предста...

Исследовательская работа на тему "Секрет популярности басен И.А.Крылова"

Актуальность темы заключается в том, что мне часто приходится слышать известные цитаты и с экранов телевидения, и в устной речи моих ровесников и знакомых тоже проскальзывают афоризмы мастера....