Урок литературы 8 класс Тема: "Дмитрий Кедрин "Зодчие"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Шилова М.Б.

Урок литературы в 8 класса, урок - размышление, урок воспитания граждаских чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shilovoy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шилова М.Б.

Урок литературы.  8 класс

Тема: Дмитрий Борисович Кедрин «Зодчие»

Цель:

  1. познакомить учащихся с поэтом, ввести в мир художественного слова Д.Кедрина;
  2. обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла;
  3. учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

- Назовите имя писателя, автора рассказа «Обезьяний язык». (М.Зощенко)

- Какую дорогу в литературе он выбрал ? (Стал писателем-сатириком. Выбрал опасную      профессию)

- Вы подготовили выразительное чтение рассказа. Послушаем, оценим чтение. (Читают 2 ученика)

- Выскажитесь о чтении одноклассников. (Высказывания учащихся, мнение учителя, пожелания)

Дополнительные вопросы:

  1. Зощенко называют новатором, первооткрывателем в литературе. Почему?
  2. Привести пример «обезьяньего языка». («конкретно фактически» и др. Эти слова лишены смысла)

Выставление оценок.

  1. Презентация. Слово о Д.Б.Кедрине.

- Прочитайте имя поэта. Что вы знаете о нем?

- Определите задачу урока. ( Узнать о Д.Кедрине, познакомиться со стихотворением, понять особенности  художественного слова Кедрина)

- Слушаем рассказ учителя, который сопровождается показом  слайдов.

- Ответить на вопрос: Какая тема, с вашей точки зрения, стала основной в творчестве Д.Кедрина?

3. Слово об истории, положенной в основу стихотворения «Зодчие»

1 ученик.

Храм Покрова Божией Матери )собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине 16 века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы – реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в 19 веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

2 ученик.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они нигде не смогли больше построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» - и разгневал царя. «Ты лжешь!» - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия 3: «Меня -то народ и без церквей тысячу лет будет помнить , а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

- Вы услышали две версии того, почему храм носит название Василия Блаженного. Ваше право принять ту или иную.

4. Рассмотрим изображения (фотографии) храма. (Слайды)

- Какие чувства вызывает у вас этот памятник архитектуры? (Высказывания учащихся)

5. Слушаем стихотворение.

- Приготовьтесь высказаться, какое настроение оставляет это стихотворение? (Читает учитель)

- Ваши впечатления? Какое настроение?

(Высказывания учащихся)

- Определим жанр стихотворения. (Баллада) Докажите, что это «Зодчие» - баллада. (Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим или фантастическим событиям). Как вы думаете, почему именно жанр баллады наиболее созвучен замыслу  стихотворения?

5. А теперь войдем в мир художественного слова Кедрина.

- Какой прием использует автор в изображении исторического события? (противопоставление)

- Что противопоставлено? (Добро и жестокость, красота и «срам» решительно противопоставлены в стихотворении. Найдите и прочитайте отрывки, в которых это противопоставление проявляется наиболее ярко. 6, 7 и 9, 10)

- Чего достигает Кедрин таким противопоставлением? (В жизни всегда соседствует добро и зло, только от людей зависит, чего будет больше)

- Опишите строителей храма. («Двое русских строителей, статных, босых, молодых,», «в посконных рубахах», «смерды», «покрестясь на восход, ремешками схватив волоса, государевы зодчие фартуки наспех надели, на широких плечах кирпичи понесли на леса»).

- Как автор называет создателей храма? (зодчие. Мастера)

- Почему здесь неприемлемо слово «строитель»? (Строится  не просто дом, а святое место, где люди будут разговаривать с Богом. Автор восхищается зодчими, их умелыми руками, поэтому с любовью описывает их).

- Какими зодчие предстали в конце стихотворения?(«Мастера Христа ради просили на хлеб и вино») Какими вы представляете их?(Избитые, худые, голодные)

Почему царь приказал ослепить зодчих?

- Какое определение нашел Кедрин песне, которая звучала в тайных местах?

- О чем эта песня? Что осуждает автор?

- О чем говорит дата написания стихотворения? (Это разгар сталинских репрессий, когда погибли талантливые  люди)

- Вы сказали, что стихотворение очень произвело  на вас сильно впечатление. Это удалось автору благодаря его мастерскому обращению со словом. Кедрин так характеризовал свое отношение к изобразительным поэтическим средствам: «Что такое художественные средства поэта? Это луч, идущий от проекционного фонаря к экрану. Если этот луч необходимой силы и яркости, изображение будет отчетливым»

- Какое средство использует поэт в описании храма? (Сравнения) Найдите. («Та церковь была – как невеста», «дивясь, как на сказку», «Звонила она, будто их отпевала навзрыд») Какова роль этого приема в тексте? (Церковь также чиста, невинна (в злодеяниях людей), как невеста; по своему величию и красоте она похожа на сказку; набатный звон возвещает о горе, т.к. ослеплены великие мастера)

- Какие еще поэтические средства использует автор? (Эпитеты: «диковинный храм»; метафоры: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом жгли»).

- Обратите внимание на словарный состав стихотворения. Что необычного заметили? (Много устаревших слов)

- С какой целью из использует автор? (Приближение читателя к эпохе, изображенной поэтом)
- Домашнее задание: выписать слова устаревшие, определить, уточнить  их значение)

- Рассказывая о создании великого произведения искусства, Кедрин называет имя Андрея Рублева. Что вы знаете об этом художнике? (Андрей Рублев творил задолго до создания храма. Расписывала храм артель Рублева, а не сам автор) (Слайды)

- Кто из вас подготовит сообщение о художнике к следующему уроку? (Дается задание индивидуальное)

6. Подведем итоги:

- Какова идея стихотворения? (К сожалению, не всегда за добро платят добром. Автор призывает к милосердию, благородству, порядочности. Мастера давно ушли в прошлое, а храм, созданный ими, до сих пор радует глаз)

- Почему, несмотря на трагическое звучание стихотворения, в конце его чтения вы слышали не тревожный набат, а праздничный перезвон?  (Ответы учащихся. Звучит колокольный перезвон)

9. Домашнее задание:

1. Индивидуально – сообщение об Андрее Рублеве (желательно с презентацией)

2. Выписать в тетрадь устаревшую лексику, уточнить по словарю значение слов. (Исследовательская работа)

3. Научиться читать выразительно это стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Дмитрий Серков - герой России" 7 класс

К 30-летнему юбилею школы собираем информацию о выпускниках. В 1999 из стен школы вышел Дмитрий Серков, который в последствие посмертно был удостоен  звания "Героя России". Ему и посвещается этот...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС на тему: "Дмитрий Донской. Сила Русской земли в ее единстве"

Цель информационного часа: на примере конкретных исторических событий продолжать формировать интерес детей к истории нашей Родины;Задачи информационного часа:- познакомить с исторической личностью - к...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...