Читательская конференция "Маленькая бесконечность сознания" по роману Дона Делилло "Имена"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Клокова Елена Федоровна

Урок был проведён весной 2010 года. Его разработка участвовал в конференции "Совремнный урок-2010".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

I-й Всероссийский дистанционный конкурс

«Современный урок - 2010»

«Маленькая бесконечность сознания»

(читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»)

 «Маленькая бесконечность сознания»[1]

Читательская конференция по роману Дона Делило «Имена»

Конспект

Ведущий. Среди новинок последних лет нам попалась книга американского писателя Дона Делилло «Имена». Странное имя, странное название…

Дон Делилло родился в 1936 году в Нью-Йорке, где живет и сейчас, в семье итальянских эмигрантов. Итальянский вариант его фамилии — «Де Лилло» (раздельно) был изменён на американский «Делилло». В его прозе отсутствуют какие-либо специфические элементы итальянской культуры. Он настоящий американец.

Мы готовимся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку и без конца повторяем имена: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное… А тут целый роман – «Имена»!

О чем он?

Да, об именах – собственных и нарицательных, географических и личных – в лингвистическом, социальном и философском смыслах.

Писатель Акстон выделяет из городского шума звучащую речь и воспринимает её как особенную музыку города.

Бытование языка в Афинах (Зачитывает Чтец).

«Люди всюду поглощены беседой. Под деревьями, под полосатыми навесами на площадях они сидят, сгорбившись над едой и напитками, и их голоса сплетаются в одну ткань с заунывным восточным пением, плывущим из приемников на кухнях и в подвалах. Беседа - это жизнь, язык - глубочайшая реальность. Мы видим, как повторяется рисунок, как жесты подгоняют слова. Это озвученная картина человеческого общения. Разговор как определение самого себя. Разговор. Голоса, доносящиеся из подъездов и открытых окон, с оштукатуренных балконов, водитель, который отрывает от руля обе руки, чтобы подкрепить жестом свою реплику. Каждая беседа - история с коллективным участием, стремящаяся вперед, слишком плотная, чтобы оставить место для невысказанного, стерильного. Каждый разговор требует полной отдачи, бескомпромиссного вовлечения.

Здешние жители говорят, так искренне упиваясь собственным пылом и открытостью, что у нас складывается впечатление, будто они обсуждают сам язык. Сколько радости в простейшем приветствии. Словно один из друзей говорит второму: «До чего приятно сказать "как поживаешь?"», - а тот откликается: «Когда Я отвечаю "спасибо, хорошо, а ты?", я имею в виду, что рад возможности произносить эти привычные фразы - они спасают нас от одиночества».

Вот продавец лотерейных билетов со своим причудливым шестом, увешанным разноцветными бумажками, - он выкрикивает в сумерки одно-два слова, потом бредет дальше».[2] 

Ведущий. Повествование в романе «Имена» ведется от имени героя-рассказчика Джеймса Акстона. Он писатель. Его приятель – Оуэн Брейдмас - археолог, занимается каменными надписями древних народов и называет способность человеческого мозга перерабатывать, сопоставлять и преобразовывать полученную информацию: «Маленькая бесконечность сознания».

        А сейчас мы приглашаем вас на экскурсию по книжной выставке, посвященной творчеству Дона Делило.

Экскурсовод 1. Дон Делило считается одной из центральных фигур современного литературного постмодернизма. Он лауреат многих профессиональных наград Первую книгу – «Американа» – опубликовал в 1971 году.

Мы издали у себя вот такое собрание его романов (Показывает макет).

Его романы, расхваливаемые критиками, не получали широкого общественного признания до публикации «Белого шума», выигравшего Национальную книжную премию в 1985 году. В 2006 году «Нью-Йорк Таймс» включил этот роман в список лучших американских книг, написанных за последние 25 лет.

Экскурсовод 2. Роман «Белый шум» рассказывает о превращении маленького американского городка в некую виртуальную свалку для отходов и клише рекламы и средств массовой информации. У Делилло структура романов основана на изощренной авторской перспективе. Но это всегда современная Америка, обыденная жизнь с невероятной и мрачной точки зрения. Такая привязанность к американской жизни делает прозу Делилло весьма неудобной для экспорта. К тому же филигранная отточенность стиля почти превращает прозу в стихи и добавляет переводчику головной боли. Тому, кто не владеет языком оригинала, приходится мириться с немалыми потерями.

Экскурсовод 1. Учитывая важнейшую роль переводчика при издании зарубежной литературы, мы поместили на свою выставку «книгу» об одном из лучших переводчиков Владимире Олеговиче Бабкове (показывает макет).

Экскурсовод 3. «Американская книга мертвых», - назвал этот роман корреспондент «Книжное обозрение» Александр Ройфе. Он пишет: «Для героя романа американского писателя Дона Делилло «Белый шум» страх смерти превратился в настоящее наваждение. Он постоянно думает о краткости своего земного существования и с болезненным наслаждением впитывает в себя подробности кровавых катастроф, о которых с таким удовольствием рассказывают современные СМИ. Не потому ли и профессией своей Джек Глэдни (так зовут героя) выбрал гитлероведение – научное изучение радикального опыта человечества в освоении практик умирания? Принято думать, что семейное счастье и наличие детей – продолжателей рода – служат гарантией от растворения во мгле времени. Что же, у Джека есть любимая жена Бабетта и куча детей от разных браков. И это ничуть не притупляет постоянного ощущения тревоги... Ради избавления от нее Глэдни готов на многое – от углубленного изучения «Тибетской книги мертвых» до попытки убийства...».

Экскурсовод 1. И ещё на нашей выставке есть сведения о взаимоотношениях Дона Делило с кинематографом (показывает макет).

Художник. Автор ещё одного романа – девятилетний мальчишка, которого все называют Тэп. Так я его представляю.

Информатор. Что за странное имя?

Художник. Это, скорее, не имя, а прозвище. Так точно называли его деда.

Информатор. Томаса Эдварда Паттисона?

Художник. Да: аббревиатура ТЭП.

Информатор. Но у мальчика фамилия отца – Акстон!

Художник. Да, деда все очень любили. Отец так это объясняет: «Два славных чудака. Даже хотя ты Томас Эдвард Акстон, а вовсе не Паттисон, мы стали называть тебя Тэпом в его честь».

Информатор. Такое случается в отдельных семьях, где царят теплота, взаимопонимание, любовь. Это явление можно назвать «семейной аббревиатурой».

Художник. Вот такого Тэпа я и нарисовал.

Информатор. О романе Тэпа говорится постоянно. И, в конце концов, читатель находит его в конце книги. Сначала герой-рассказчик сообщает:

Художник. «Наш девятилетний сын трудился над романом. Нынче все пишут. Хлебом не корми, дай построчить» (15).[3]

Информатор. Второй раз о романе сына герой разговаривает с женой:

Художник. Почему Тэп пишет о сельской жизни времен Депрессии?

Информатор. Он разговаривает с Оуэном. По-моему, хорошо, что он пишет о настоящих людях, а не о героях и искателях (44) приключений. Конечно, он впадает в раж в других отношениях. Вычурные фразы, эмоции жуткого накала. С языком он на ножах. Правописание ни к черту.

Художник. Значит, с Оуэном.

Информатор. Кажется, Тэп просто описывает случаи из его детства. Людей, которых он знал, и так далее. Оуэн, поди, и не ведает, что все это переносится на бумагу. История выходит интересная – по крайней мере, в изложении нашего сына с его буйной фантазией.

Художник. Документальный роман (45).[4]

Информатор.  Третий раз мы читаем:

Художник. «Тэп сидел у себя за столом, писал» (46).[5]

Информатор. И в самом конце книги повествователь рассказывает:

Художник. «Я был рад, что вернулся. Меня поджидали пять новых страниц документального романа Тэпа»

Информатор. Так постепенно нарастает напряжение ожидания. И весь сложный роман придуманного Доном Делило «отца» Тэпа под названием «Имена» заканчивается смешным, на первый взгляд, романом его придуманного девятилетнего «сына» под названием «Прерия».

Художник. Прямо «Отцы и дети»! Насколько расплывчат и сложен текст «отца», настолько сжато и понятно сочинение сына. Об этом можно написать целое исследование!

Информатор. Роман «Прерия» смешон своими ошибками, своей наивностью, эмоциональностью, страстностью. Но он серьёзен и ценен поисками справедливости, верностью благородным идеалам.

Исследователь 1. Наша группа редактировала текст романа девятилетнего писателя Томаса Эдварда Акстона. В память о дедушке все его называют – Тэп. «Прерия» - это роман в романе. Приём не новый, но всегда воспринимаемый с интересом. Мы исследовали ошибки и языковые неточности, допущенные автором.

Исследователь 2. Мы классифицировали орфографические ошибки, и у нас получилось, что многие из них возвращают к этимологии слова.

Этимология – это учение о происхождении слов. А если дословно переводить термин «этимология» с древнегреческого языка, то получится – «истина о слове».

Вот, например, ошибочное написание «в индейской глинАбитной лачуге». Вместо соединительной гласной О поставлена буква А, которая «восстановила» слово ГЛИНА, то есть, строительный материал. Это для юного автора романа очень важно – показать, как беден был индеец, который построил жильё из подручного материала.

Тэп пишет о своем герое: «его беспомощный язык точно атрАфироваплся». Он употребляет медицинский термин АТРОФИЯ греческого происхождения. В корне слова пишется О, это надо запомнить. Значение слова – отмирание органа с прекращением его функций.

Исследователь 3. Мы исследовали также синтагмы – синтаксические конструкции в романе Тэпа. Он смело оперировал несочитаемыми выражениями. Например, вот характеристика отрицательного персонажа: «мерский старикашка с литцом обманчика и хромой ногой, извесный злоумышлиник и пьянитца, урожденный прихлибатель».

При всех допущенных орфографических «оригинальностях», которые усиливают семантику (смысл) искаженных слов, обращает на себя внимание словосочетание УРОЖДЁННЫЙ ПРИХЛЕБАТЕЛЬ, которое претендует на указание психотипа.

Ещё один пример: «Странный язык излевался из них как из людей, которым не чем дышать и они дышут словами. Но что это за слова, что они значут? В плотную к нему стоял его отец и барматал на языке, которого мальчик совиршенно не узнавал. Так могли бы говорить ночные птитцы». Здесь молодой писатель пытается передать впечатление от восприятия чужого, непонятного языка: ДЫШАТ СЛОВАМИ, как ночные птицы – совы. В народе не говорят, что совы поют или щебечут – совы «ухают», то есть, дышат со звуком.

Исследователь 1. Следует  напомнить уважаемой публике, что роман написан на американском варианте английского языка, а мы имели дело с переводом. Надо отдать должное переводчику романа Владимиру Бабкову. Это виртуозный профессионал. Он так рассказывает о себе: «С 1996 года веду семинар по художественному переводу в московском Литературном институте. Люблю бывать за границей, но не бываю». Владимир Бабков сумел, по возможности, точно передать характер искажений языка и нарушения языковых норм в романе Тэпа. Для Дона Делилло это важно. Он говорит о «частых и очень выразительных грамматических ошибках»: «Эти красноречивые искажения приводили меня в восторг. Тэп возвращал словам новизну, демонстрировал мне их устройство и истинную суть. Древние и загадочные сущности возрождались в ином облике».

Словесник. Сейчас мы с вами проведём словарную работу.

Дело в том, что Тэп в своём романе «Прерия» старался использовать новые для себя слова. То, что ново для девятилетнего мальчика, для его взрослых читателей оказывалось, как говорится, «Давно забытым старым».

А для нас?

Пожалуйста, выбирайте карточки, на которых обозначено задание. Для всех – одинаковое. Надо будет четко прочитать слово, объяснить все его значение и составить с ним предложение. Пожалуйста. …

        Все готовы? Ваше слово? Какое предложение вы составили? Спасибо.

        А Вам какое слово досталось? Что это значит? Какое предложение вы с ним сочинили? Спасибо.

(Проводится работа по карточкам).

Афина. Роман Дона Делило «Имена» состоит трех частей, названных: «Остров», «Гора», «Пустыня».

«Прерия» логично дополняет этот ряд. Писатель воспроизводит условия существования людей на планете Земля в разных географических зонах.

Ещё один безмолвный герой постоянно присутствует в произведении. Это Парфенон.

Что такое Парфенон? (Развалины древнего храма, памятник античной культуры.)

Где он находится? (В столице Греции, городе Афины.).

От какого имени произошло название столицы Греции? (Афина Паллада - богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин).

Парфенон - храм Афины Парфенос в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. От него остались величественные развалины. В храме стояла статуя Афины-Девы из золота и слоновой кости работы Фидия, в специальном хранилище хранились священные деньги богини и казна Афин и их союзников. Скульптуры, изображали рождение Афины из головы Зевса и ее спор с морским богом Посейдоном за власть. Сейчас это место туристических экскурсий. Он находится на холме Акрополь и возвышается над городом.

        Герой романа «Имена» - американец Джеймс Акстон работает и живёт целый год в Афинах. Он каждый день видит перед собой Парфенон, но не решается его посетить. Ему не хочется смешиваться с безликой толпой туристов.

        В конце романа он пишет: «Люди проходят в ворота группами, вереницами и большими толпами. Одиночек, кажется, нет совсем. Сюда являются в компании, здесь ищут общества и разговоров. Говорят все. Я огибаю леса и спускаюсь по ступеням, слушая обрывки речи на разных языках, сочные, яркие, загадочные, выразительные».

        Да, он решился. Расставаясь с Грецией и Афинами, перед отъездом он пришел в Парфенон.

(Ассистент показывает изображение Парфенона, затем прикрепляет его магнитом к доске.)

Ведущий. Когда Оуэн Брейдмас (я цитирую) «обнаружил-таки, что стержнем романа «Прерия» стало его собственное детство, он не знал, радоваться ему или огорчаться». И тогда Кэтрин (мать мальчика) сказала: «Не забывайте, эта якобы документальная проза на самом деле вымысел. Люди настоящие, а их слова выдуманные. Мальчик пытается понять. Как устроено современное сознание. Давайте уважать его за это».

А как устроено современное сознание? Ответим словами Оуэна: «Маленькая бесконечность сознания».

(Ассистент раскрывает доску; на ней крупно выписанный заголовок: «Маленькая бесконечность сознания» и схема «Система образов романа»;  ассистент с указкой  помогает Ведущему.)

Ведущий. Обратимся к «Системе образов романа». 

  1. В центре – главный герой Джеймс Аккстон.
  2. Вверху условно помещены его друзья.
  3. Чуть ниже – его жена Кэтрин.
  4. Симметрично ей – их сын Тэп.
  5. Их всех (всю семью) связывает дружба с Оуэном.
  6. В одном овале условно помещены эпизодические персонажи: греки, англичане, турки, американцы, канадцы, индийцы и так далее = всё население Земли.
  7. В другом овале – те символы (мы назвали их «Лингвистические фантомы»), которые появляются в результате работы «Маленькой бесконечности сознания».

(Ассистент показывает фразу, произнесённую «по-обски».)

К лингвистическим фантомам можно отнести искусственный ОБСКИЙ язык, придуманный давным-давно, на котором иногда говорит Тэп. Послушайте: «Наши сыновья на заднем сиденье говорили по-обски».

«Раджив спросил отца, где мы, и Тэп ответил: «Зобатеряны воб пробостранстве».

Переведите эту фразу. («Затеряны в пространстве»).

Охарактеризуйте ОБСКИЙ ЯЗЫК. (В каждое слово вставляется слог ОБ).

Скажите что-нибудь на «обском» языке.

Вы в детстве придумывали подобные языки?

Попробуйте перевести название греческого посёлка: Микро-Камини. Что это значит? (Маленькая печка, очаг).

(Ассистент прикрепляет к доске фразу, произнесённую «по-обски» и показывает схему «Взаимные анаграммы».)

Ещё пример лингвистического фантома. Оуэн Брейдмас изучал надписи на камнях разрушенной крепости. Эти развалины располагаются в пустыне между отдалёнными друг от друга населёнными пунктами АЗРАК и ЗАРКА. Сейчас я попрошу всех, сидящих справа, расположить буквы из слова АЗРАК в алфавитном порядке. А все, сидящих слева, расположить в алфавитном порядке буквы из слова ЗАРКА.

Сколько букв у вас получилось? (Пять.)

Как они расположились? (А, А, З, К, Р.)

А у вас? (То же самое.)

Слова, состоящие из одного и того же набора букв, называются АНАГРАММАМИ. То есть, названия населённых пунктов Азрак и Зарка являются взаимными анаграммами.

Делило пишет: «И ведь именно это – перестановка, реорганизация – происходило в Каср-Халлабате. Археологи и рабочие пытались собрать глыбы в нужном порядке».

Так законы языка помогают расшифровать законы жизни.

(Ассистент прикрепляет к доске схему «Взаимные анаграммы» и изображение Парфенона.)

По принципу взаимной  анаграммы сопоставлены романы «Имена» и «Прерия». Писатель-«отец» создал роман о взрослом Оуэне. Писатель-«сын» - о его детстве.

Так как в романе «Имена» есть детективная интрига, то журнал «Chicago San Times» позволил себе назвать его «мистическим триллером».

Обозреватель 1. Прикрепляет к доске и читает отзыв «Chicago San Times»: «Мистический триллер и при этом трогательная история семейных отношений, потерь. И одновременно анализ таинственных и магических сил языка. «Имена» не уступают ни одной из более ранних высоко оцененных работ Делилло. Роман не только представляет собой фрагмент современного мира, но и, что гораздо важнее, создает свой собственный самобытный мир».

Ведущий. О роли СЛОВА в творчестве этого писателя рассуждают и другие издания.

Обозреватель 2. Прикрепляет к доске и читает отзывы «Village Voice Literary Supplement» и «New York Times». «Village Voice Literary Supplement»: «Делило пропускает жизненный опыт одновременно через горнила науки и поэзии, научного анализа и, вместе с тем, ясного видения: из этого сплава рождается его роскошная отточенная проза». «New York Times»: «Делило исследует все состояния сознания с помощью слов: от эротизма до туризма, от видения Америкой остального мира до видения остальным миром Америки, от мистицизма до фанатизма».

Обозреватель 3. Прикрепляет к доске и читает отзыв «Los Angeles Times Book Review»: «Имена» (The names, 1982) – замечательная книга. И не только потому, что знаменует значительную веху в писательской карьере известного современного романиста, но и потому что она обладает своим уникальным сюжетом и образами, заставляющими задуматься над сложными темами, написанными точной, смелой и свежей прозой. Делилло является совершенным литературным маэстро, связавшим воедино язык и мысль, создавая при этом правдоподобные и привлекательные характеры. Роман, действие которого происходит в маленькой экзотической Греции, заинтересовал читателей всего мира».

Ведущий. Наша конференция подходит к концу. Осталось подвести её итог. Он – в финале романа Дона Делило «Имена».

Роман мальчика Тэпа «Прерия» заканчивается словами: «Это был кашмар реальности, павшее чудо мира».

         Роман «Имена Дона Делило имеет такой финал: «Теперь мы приносим в храм не молитву, не гимны и не заколотых овец. Наше приношение – это язык».

        Итак, роман Дона Делило о знаках, буквах и именах, простых и необъяснимых одновременно. Странным и непредсказуемым образом влияющих на человеческую жизнь.

Экскурсовод 1. А теперь «Закрепление материала».

©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru


[1] Делило Д. Имена: Роман. – М.: Издательство «Независимая газета», 2000. – С. 342.

[2] Делило Д. Имена: Роман. – М.: Издательство «Независимая газета», 2000. – С. 68.

[3] Делило Д. Имена: Роман. – М.: Издательство «Независимая газета», 2000. – С. 15.

[4] Делило Д. Имена: Роман. – М.: Издательство «Независимая газета», 2000. – С. 45.

[5] Делило Д. Имена: Роман. – М.: Издательство «Независимая газета», 2000. – С. 46.



Предварительный просмотр:

Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

I-й Всероссийский дистанционный конкурс

«Современный урок - 2010»

«Маленькая бесконечность сознания»

(читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»)

1. Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка, литературы, МХК МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.

2. Современный урок литературы, урок внеклассного чтения.

3. Литература, тема 9 «Из зарубежной литературы», уроки №№ 95-96, 11 класс.

Идея урока: Человеческое сознание отражает и преобразует окружающий мир.

4. Тема урока: «Маленькая бесконечность сознания» (читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»).

5. Тип урока: комбинированный.

6. Продолжительность урока: 80 минут.

7. Цели урока: знакомство с творчеством современного американского писателя Дона Делило; развитие представления о лингвистических нормах при помощи анализа философских образов романа; обобщение познавательных процессов через формулу «Учитель – жизнь».

8. На уроке нет современной оргтехники: это традиционная читательская конференция, но в процессе подготовки и в будущем выполнении домашнего задания используются и персональный компьютер, и интернет, и настольная типография, и множительная техника.

9. Современный урок: комбинация инноваций с «хорошо забытым старым»; традиционные приёмы - это доверительный тон, теплота общения, чуткое взаимопонимание; новейшие технологии обеспечивают скорость, качество материала, вариативность классификаций и учёт психологического фактора.

        ©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru



Предварительный просмотр:

Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

I-й Всероссийский дистанционный конкурс

«Современный урок - 2010»

«Маленькая бесконечность сознания»

(читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»)

Презентация урока

1. Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка, литературы, МХК МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.

2. Современный урок литературы, урок внеклассного чтения.

3. Литература, тема 9 «Из зарубежной литературы», уроки №№ 95-96, 11 класс.

4. Идея урока: Человеческое сознание отражает и преобразует окружающий мир.

5. Тема урока: «Маленькая бесконечность сознания» (ролевая игра – философский симпозиум по роману Д.Делилло «Имена»).

6. Тип урока: урок творческого обобщения.

6. Продолжительность урока: 80 минут.

8. Цели урока: через знакомство с творчеством современного американского писателя Дона Делило выявить и реализовать творческие способности учеников; развить представления о лингвистических нормах при помощи анализа философских образов романа; расширить и уточнить собственную картину мира каждого учащегося, отразив в ней представление о современном литературном процессе.

9. Современный урок: комбинация инноваций с «хорошо забытым старым»; традиционные приёмы - это доверительный тон, теплота общения, чуткое взаимопонимание; новейшие технологии обеспечивают скорость, качество материала, вариативность классификаций и учёт психологического фактора.

10. Папка с материалами урока: http://slil.ru/29008257

©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru



Предварительный просмотр:

Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

I-й Всероссийский дистанционный конкурс

«Современный урок - 2010»

«Маленькая бесконечность сознания»

(читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»)


План урока

1. Тема, предмет, класс:
«Маленькая бесконечность сознания» (читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»): литература, 11 а класс.

2. Тип:  урок внеклассного чтения.

3. Идея урока: Человеческое сознание отражает и преобразует окружающий мир.

4. Цели урока: знакомство с творчеством американского писателя Дона Делило; развитие представления о лингвистических нормах при помощи анализа философских образов романа; обобщение познавательных процессов через формулу «Учитель – жизнь».

5. Образовательная продукция: создание буклета читательской конференции.

6. Этапы урока:

  1. разминку в форме викторины с вариантами ответов на разноплановые вопросы (теория литературы, история русской литературы, мировой литературный процесс, книжные новинки) проводит дежурный ученик – 3 минуты;
  2.  информационное вступление ведущего (краткая биография писателя и аннотация романа «Имена») – 3 минуты;
  3. знакомство с выставкой книг Д.Делилло в форме экскурсии, проводимой тремя учащимися – 6 минут;
  4. отчет исследовательской группы (домашнее задание) по работе над текстом романа в романе «Прерия»: редактирование, корректорская правка, анализ ошибок, выводы – трое учащихся – 7 минут;
  5. словарная работа, проводимая 1 обучающимся с гостями и членами классного коллектива в форме выполнения импровизированных заданий (на карточках: новые слова – надо составить с ними предложения) – 12 минут;
  6. развернутая характеристика романа «Имена» ведущим – 7 минуты;
  7. дополнения и комментарии остальных читателей – 5 минуты;
  8. информация о литературных параллелях – 2 учащихся – 4 минуты;
  9. работа в группах над проектом буклета – 7 минут;
  10. защита 3-х проектов – 10 минуты;
  11. подведение итогов занятия (рефлексия) – 10 минуты.

7. Формы рефлексии и оценки полученных учениками результатов: устная самооценка каждого пункта рабочей таблицы-алгоритма занятия (разминка, целеполагание, повторение, новый материал, закрепление, выводы) и выведение среднего балла..

©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru



Предварительный просмотр:

Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

I-й Всероссийский дистанционный конкурс

«Современный урок - 2010»

«Маленькая бесконечность сознания»

(читательская конференция по роману Д.Делилло «Имена»)

Отчет о проведенном уроке

I. Данные о проведенном уроке

  1. «Маленькая бесконечность сознания» (урок по роману Дона Делилло «Имена»).
  2. Современный урок литературы, урок внеклассного чтения.
  3. 12.04.2010.
  4. Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка, литературы, МХК МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
  5. E-mail: Klock47@mail.ru 
  1. Модернизированный полный конспект урока
  1. Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении данной темы: обучать всех по-разному.
  2. Главная проблема урока: «Всякое ли сознание бесконечно?»
  3. Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащемуся для изучения: роман Д.Делилло «Имена», творческая биография автора, фрагменты статей о нём в американских периодических изданиях, текст «романа в романе» Тэпа «Прерия» + жизненный и учебный опыт учащегося.
  4. Этапы урока по минутам:

1 этап. Целеполагание – 15 минут;

2 этап. Создание учениками собственного образовательного продукта (выполнение/достижение намеченной цели) – 25 минут;

3 этап. Сравнение собственного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами; составление обобщенного образовательного продукта; презентация результатов – 20 минут;

4 этап. Рефлексия – 15 минут;

5 этап. Итог, домашнее задание – 5 минут.

  1. Задания ученикам.

Первое заданиея ученики выбирают из предложенного списка на этапе целеполагания.

Список целей: 

  1. Усвоить основные литературоведческие понятия и проанализировать художественные приёмы Д.Делилло;
  2. Подготовить отчет об исследовательской работе (указать тему);
  3. Составить словарь Тэпа;
  4. Овладеть методами изучения и объяснения художественных приемов;
  5. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить номера);
  6. Проявить и развить свои способности (назвать их);
  7. Оформить книжную выставку по произведениям Д.Делилло и провести по ней экскурсию;
  8. Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;
  9. Доказывать и опровергать утверждения педагога;
  10. Свой вариант цели.

Перечень тем самостоятельных исследований:

  1. Внутренний диалог главного героя с Парфеноном;
  2. Закономерности нарушения Тэпом орфографических норм;
  3. Закономерности нарушения Тэпом синтаксических норм;
  4. Воплощение в романах «Имена» и «Прерия» принципа «отцов и детей».
  5. Идейный смысл образа Оуэна Брейдмаса в романе Д.Делилло «Имена»;
  6. Сравнение бытования Парфенона действующего и Парфенона музейного;
  7. Классификация имен собственных в романе Д.Делилло «Имена» (в романе Тэпа «Прерия»);
  8. Классификация географических названий в романе Д.Делилло «Имена» (в романе Тэпа «Прерия»);

Конкретные вопросы темы:

  1. Каково место в современном литературном процессе Дона Делилло?
  2. Какова его профессиональная специализация (поэт, прозаик, драматург)?
  3. Какие его произведения известны читающей публике?
  4. Какие периодические издания писали о романе «Имена»?
  5. Почему действие романа «Имена» происходит, в основном, в Греции?
  6. В какой степени отразилась биография автора в романе «Имена»?
  7. Каковы взаимоотношения Д.Делилло с кинематографом?
  8. Кто переводил роман «Имена» на русский язык?
  9. Что такое Парфенон?
  10. Каковы особенности разговорной речи в Афинах?
  11. О чем роман Д.Делилло «Белый шум»?
  12. О чем роман Д.Делилло «Весы»?
  13. О чем роман Д.Делилло «Mao II»?
  14. Как можно прокомментировать формулу О.Брейдмаса: «Маленькая бесконечность сознания».

После защиты своего ООП учащиеся получают второе задание: написать винквейн по формуле О.Брейдмаса «Маленькая бесконечность сознания».

  1. Формы контроля и оценки результатов урока.

Создание на уроке СОП, ООП, сочинение синквейна и письменная рефлексия являются формами развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся. Оценки дифференцированные, учитывающие посильность задания и личностные затраты энергии на его выполнение.

  1. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Задание целиком взято из рекомендаций ЦДО «Эйдос».

Рефлексия «Классическая»

  1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы (раздела); б) при ответе на открытые задания.
  3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
  4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
  5. Чему Вы научились лучше всего?
  6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
  7. Что не получилось и почему?
  8. Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.

Рефлексия «Дневник открытий»:

Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности. Благодаря чему Вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Рефлексия «Трактат»:

Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял (а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?

  1. Задание на дом.

Выбрать и выполнить задание по теме «Проблемы и уроки отечественной и мировой литературы последних лет»:

  1. Подготовить обзор;
  2. Составить классификацию проблем;
  3. Составить перечень «уроков»;
  4. Создать иллюстрации;
  5. «Открыть» новое имя.

III. Хроника проведенного урока: 

  1. Наиболее яркие, содержательные  фрагменты проводимых вами уроков.

        Когда учащиеся «вошли» в свои роли (главных героев романа Д.Делило «Имена», Переводчика, Экскурсовода, Журналиста, Словесника, Афины и пр.), они постановили проводить урок в форме философского симпозиума, состоящего из трёх этапов: ознакомительного, теоретического и практического + обязательная рефлексия. Свои домашние заготовки, выполненные в виде постеров, схем, лозунгов, слоганов, текстовых фрагментов, списков они вывесили на доску, стенды, стены для всеобщего обозрения и использования при получении СОП и ООП. При беглом знакомстве с работами товарищей сразу начали предлагать способы их сортировки по уровням полезности: 1) просто СОП, 2) оригинальный СОП, 3) почти КИА, 4) определённо КИА, 5) безусловно КИА.

  1. Ученические работы, сделанные в ходе урока (лучшие фрагменты).
  2. Ваши оценки (качественные и количественные) работ учеников (приводятся сразу после самих работ).

Литературовед Слепцов Максим.

        Ставил себе цели: 1) Составить схему «Система образов» в романе «Имена»; 2) Усвоить основные литературоведческие понятия и художественные приёмы Д.Делилло.

        «… В систему образов романа Д.Делилло «Имена» целесообразно включить ещё один, условный персонаж. Я назвал его «Лингвистические фантомы». Они появляются в образном мире писателя в результате работы «маленькой бесконечности сознания». К лингвистическим фантомам можно отнести искусственный ОБСКИЙ язык, придуманный давным-давно, на котором иногда говорит Тэп. Например: «Зобатеряны воб пробостранстве». Чтобы проникнуть в смысл реплики, надо пристально вглядеться в слова. При таком условии чтении нетрудно перевести название греческого посёлка: Микро-Камини («маленькая печка, очаг»). Сначала это название возникает как лингвистический фантом. А впоследствии Акстон, размышляя, догадывается, как его перевести.

Ещё пример лингвистического фантома. Оуэн Брейдмас изучал надписи на камнях разрушенной крепости Каср-Халлабат. Эти развалины располагаются в пустыне между отдалёнными друг от друга населёнными пунктами АЗРАК и ЗАРКА. Слова, состоящие из одного и того же набора букв, называются АНАГРАММАМИ. То есть, названия населённых пунктов Азрак и Зарка являются взаимными анаграммами.

Делилло пишет: «И ведь именно это – перестановка, реорганизация – происходило в Каср-Халлабате. Археологи и рабочие пытались собрать глыбы в нужном порядке».

Так законы языка помогают расшифровать законы жизни».

Оценка учителя.

Ребята, вы правы в том, что высоко оценили работу Максима. Лучшее доказательство её полезности – использование этой схемы в ваших ООП. Спасибо тебе, Максим за наблюдательность и смелость. Ты решился отнести к действующим персонажам не только невозмутимый камень Парфенона, но и явления языкового порядка. «Лингвистические фантомы» - удивительно удачное им название. Отлично.

Исследователь Сибарева Надежда.

        Ставила цель: составить отчет об исследовательской работе «Закономерности нарушения Тэпом синтаксических норм».

«… При исследовании синтагм – синтаксических конструкций в романе Тэпа «Прерия» было установлено следующее. Он смело оперировал несочитаемыми выражениями. Например, вот характеристика отрицательного персонажа: «мерский старикашка с литцом обманчика и хромой ногой, извесный злоумышлиник и пьянитца, урожденный прихлибатель».

При всех допущенных орфографических «оригинальностях», которые усиливают семантику (смысл) искаженных слов, обращает на себя внимание словосочетание УРОЖДЁННЫЙ ПРИХЛЕБАТЕЛЬ, которое претендует на указание психотипа».

Оценка учителя.

Надя, молодец. Главное твоё достижение – выведение лингвистического анализа за рамки языкознания в область литературоведения и метапредметную область «психология». В этом помогла твоя «маленькая бесконечность сознания». Хорошо.

Словесник Лотова Юлия.

        Ставила себе цели: 1) Составить словарь Тэпа, 2) Проявить и развить свои способности: умения анализировать и делать выводы, выступать публично, формулировать и произносить связную речь, не стесняться вступать в диалог с аудиторией.

 «Словарь Тэпа + К

«Каласальное жилание» - правильно «колоссальное желание» = Колосс Родосский - гигантская статуя бога солнца Гелиоса работы скульптора Хареса на острове Родос, одно из Семи чудес света; колоссальный = чрезвычайно огромный; Тэп имел в виду «очень сильное желание».

«Митафура» = МЕТАФОРА имеет греческое происхождение, его написание надо запомнить; означает употребление слов и выражений в переносном смысле.

«На изнанку» = в тексте Тэпа – наречие НАИЗНАНКУ пишется слитно, так как употреблено в значении «в новом, переиначенном виде».

«Шыворот на выворот» = ШИВОРОТ НАВЫВОРОТ (ЖИ, ШИ пишутся с буквой И; НАВЫВОРОТ – наречие); выражение употребляется со значением «всё наоборот».

Аббревиатура (лат. brevis краткий, короткий) - существительное, образованное из начальных букв или звуков слов, составляющих данное наименование (ЦДО «Эйдос», вуз).

Бивак – армейский привал (устаревшее).

Бустрофедон (греч. bustrophedon, от bus — бык и strepho — поворачиваю) - способ письма, при котором 1-я строка пишется, напр., справа налево, 2-я — слева направо, 3-я — снова справа налево и т. д. Встречается в памятниках критского, хеттского, южноаравийского, этрусского, греческого и другого письма.

Дол – долина (устаревшее).

Недук → недуг = болезнь (устаревшее).

Ориентир - хорошо видимый на местности неподвижный предмет (естественный или искусственный) или элемент рельефа, помогающий определять нужное направление.

Прерии (франц. prairie — луг) - высокотравная растительность степного типа на черноземных почвах Северной Америки.

Этимология (греч. etymon — истина + logos — слово, учение) - происхождение слова или морфемы, а также раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения».

Оценка учителя.

        Ребята, составьте с каждым словом и выражением из этого словаря по одному предложению. Есть ли у вас возражения против такого состава? Против формы словарной статьи? Хотите ли вы дополнить этот словарь? Да, есть ещё немало интересных лексем в романе Тэпа «Прерия». Эту работу вполне можно было бы продолжить и дополнить интересными наблюдениями. То, что Юля вышла за пределы текста Тэпа, тоже неплохо. Это выглядит как заявка на более обширную и содержательную исследовательскую работу, снабженную комментариями, гипотезами, доказательствами, аргументами, серьёзными научными выводами. Но то, что уже сделано, и сделано за короткий срок, выполнено качественно, основательно, полно и четко. Заметили ли вы, ребята, что у Юли определения словарных слов предельно лаконичны. Она не просто выписала их из словарей, продумала, сократила и отредактировала. Спасибо. Умница. Отлично.

Афина Яшкина Евгения.

Парфенон.

Прекрасный, величественный.

Поражает, привлекает, вдохновляет.

Знание веков, запечатлённое в красоте.

Соединение.

Малыш.

Быстрый, понятливый.

Задумывается, рассуждает, находит.

Движение тела – движение мысли.

Бесконечно.

Лингвист Стоян Нина.

Слова.

Специальные, забытые.

Называют, характеризуют, связывают.

Словарь личности огромен!

Тезаурус.

Экскурсовод Миленко Николай.

Экскурсия.

Увлекательная, познавательная.

Показывает, разъясняет, обогащает.

Знакомство с новым развивает каждого.

Богатство.

Выставка.

Информационная, насыщенная.

Радует, удивляет, учит.

Решил выставляться – открой в себе самое лучшее!

Реклама.

Журналист Класс Александр.

Обзор.

Поверхностный, тематический.

Информирует, уточняет, добавляет.

Разные мнения приводятся к общему знаменателю.

Примирение.

Обзор.

Всеохватный, беспристрастный.

Сообщает, комментирует, систематизирует.

Противоположные суждения вызывают интерес.

Побуждение.

Философ Свистунова Анастасия.

Анализ.

Изучающий, понимающий.

Собирает, сравнивает, заключает.

Выводы превращаются в определения.

Прибавление.

Сознание.

Пытливое, беспокойное.

Ищет, сопоставляет, находит.

Выводит формулу своей деятельности.

Парадокс.

Сознание.

Ясное, четкое.

Объясняет, сравнивает, доказывает.

Всё можно понять, если постараться.

Труд.

Переводчик Чернышов Евгений.

Сознание.

Логическое, последовательное.

Воспринимает, анализирует, формулирует.

Понимание сокращает бесконечность.

Определение.

Бесконечность.

Незнакомая, далёкая.

Приближается, окутывает, успокаивает.

Когда узнаешь большую тайну, она кажется меньше.

Соразмерность.

Исследователь Соснина Анна.

Сознание.

Активное, деятельное.

Объясняет, доказывает, опровергает.

Пытливая мысль стремится к бесконечности.

Разум.

Бесконечность.

Ласковая, щедрая.

Дарит, преподносит, демонстрирует.

Не стесняйся получать – не ленись понимать.

Самооценка.

Словесник Лотова Юлия.

Бесконечность.

Глубокая, непостижимая.

Пугает, заманивает, дразнит.

Своей пульсирующей величиной пробирается в сознание человека.

Мышление.

Художник Малухин Андрей.

Бесконечность.

Таинственная, необъятная.

Уводит, прячет, охраняет.

Бесконечность хранит тайны в вечности.

Именовать.

Малость.

Лёгкая, утонченная.

Дополняет, улучшает, завершает.

В большом деле все детали важны.

Равенство.

Литературовед Слепцов Максим.

Малость.

Близкая, понятная.

Играет, задирается, убегает.

Малая величина – лишь притворство.

Масштаб.

Малость.

Незначительная, незаметная.

Скромничает, увиливает, прячется.

Без малого не бывает большого.

Важность.

Мал[1].

Знатный, гордый.

Княжил, воевал, бунтовал.

Сила есть – ума не надо.

Думал?

Микро.

Частичный, скромный.

Трудится, усваивает, преобразует.

Мал золотник – да дорог.

Польза.

Исследователь Сибарева Надежда.

Парадокс.

Неожиданный, противоречивый.

Удивляет, раздражает, будоражит.

Новое всегда парадоксально.

Прогресс.

Противоречие.

Упрямое, крикливое.

Беспокоит, отвлекает, тормозит.

Обращает на себя внимание любыми способами.

Просветляет.

IV. Фрагменты итоговой рефлексии участников урока

  1. Учитель отбирает наиболее содержательные, яркие, проблемные фрагменты рефлексивных высказываний участников урока с указанием Ф.И.О.
  2. При наличии, разместите отзывы коллег, присутствовавших на Вашем уроке.

Исследователь Соснина Анна.

        Цели;

  1. Сделать отчет об исследовательской работе «Воплощение в романах «Имена» и «Прерия» принципа «отцов и детей».
  2. Углубленно рассмотреть конкретный вопрос темы: «Как можно прокомментировать формулу О.Брейдмаса: «Маленькая бесконечность сознания»?»
  3. Проявить и развить свои способности: коммуникация, речь, умение подвести итоги по исследованиям товарищей, правильное изложение своих мыслей, умение общаться со зрителями.
  4. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.

Рефлексия «Классическая»

  1. Мне удалось реализовать свои цели:
  1. сделала отчет об исследовательской работе «Воплощение в романах «Имена» и «Прерия» принципа «отцов и детей»;
  2. сумела по-своему прокомментировать формулу Оуэна Брейдмаса «Маленькая бесконечность сознания»;
  3. развивала свои способности: коммуникация, речь, умение подвести итоги по исследованиям товарищей, правильное изложение своих мыслей, умение общаться со зрителями;
  4. училась аргументировано спорить в ходе изучения темы.
  1. Трудно было: а) при ответе на открытые задания отыскать закономерности отношений семейных и «профессиональных» между взрослым Акстоном и Тэпом; примирить лексические антонимы «маленькая» и «бесконечность», всё казалось понятным, но не хватало слов; б) при изучении теории вопроса: не нашла такого принципа «отцов и детей»; сначала путалась в видах синонимов и антонимов: лексические, синтаксические, контекстуальные…
  2. Преодолевать свои трудности мне пришлось за счет изучения материалов справочников по литературоведению и лингвистике, спора до хрипоты, вычерчивания схем с применением геометрических фигур, напряженного обдумывания и пересмотра разных вариантов.
  3. Оказывается, «принцип отцов и детей»  - не общелитературное понятие, а общекультурное: в романе Д.Делилло «Имена» он воплотился неожиданно плодотворно через образ Оуэна, детство которого сын изобразил в своём романе, при том, что отец только о нем и рассказывает.
  4. Лучше всего я научилась сопоставлять смыслы высказываний: «маленькая бесконечность» - не парадокс, а разномасштабный образ (то, что представляется «маленьким» извне – сознание одного человека с точки зрения человечества, - внутри представляет собой целый мир, мир бесконечный), образ безграничной мощи мозга.
  5. Больше всего при изучении темы и защите своих формулировок мне удалась работа со слушающей аудиторией; когда внимание ослабевало, я повышала голос, говорила громче, меняла тональность голоса = в конце моего монолога раздались аплодисменты.
  6. Мне кажется, получилось всё, я довольна: главное, поняла, насколько увлекательна проза Дона Делилло.
  7. Больше всего волновалась в самом начале и в конце работы, а в середине была так занята, что не помню своих переживаний; а вообще у меня сегодня было очень хорошее настроение.

Обозреватель Новичкова Татьяна.

        Цели:

  1. Сделать отчет об исследовательской работе «Идейный смысл образа Оуэна Брейдмаса в романе Д.Делилло «Имена»».
  2. Углубленно рассмотреть следующие вопросы темы:
  1. В какой степени отразилась личная биография автора в романе «Имена»?
  2. Каковы взаимоотношения Д.Делилло с кинематографом?
  3. О чем роман Д.Делилло «Белый шум»?

Рефлексия «Классическая»

  1. Мне удалось реализовать свои цели на 75%:
  1. Сделать отчет об исследовательской работе «Идейный смысл образа Оуэна Брейдмаса в романе Д.Делилло «Имена»»;
  2. Углубленно рассмотреть следующие вопросы темы:
  1. Каковы взаимоотношения Д.Делилло с кинематографом?
  2. О чем роман Д.Делилло «Белый шум»?

Я не ответила на вопрос «В какой степени отразилась личная биография автора в романе «Имена»?», потому что его не поняла.

  1. При ответе на открытые задания я трудности переводила шутку, мне казалось всё понятным, а при изучении теоретического материала я запуталась; пока прояснялся «идейный смысл», ускользал «авторский фактор».
  2. «Мозговой штурм» всего класса преодолел мои затруднения: надо было объяснить, для чего Д.Делилло изобразил ТАКОГО Оуэна Брейдмаса. А место действия Греция объяснялось тем, что автор там жил и работа какое-то время.
  3. При изучении темы я поняла главное: писатель – мастер слова, и в любом его романе отражаются имена, то есть названия людей и предметов, городов и гор.
  4. Лучше всего я научилась слушать других, понимать их и читать «с листа».
  5. Больше всего мне удалось понять археолога О.Брейдмаса. Для него каждый древний камень с надписью – целый маленький мирок. Но мирок, мир не может быть маленьким. Он много о нем думает и понимает, что любой мир бесконечен. Отсюда и сложилась его формула: «Маленькая бесконечность сознания».
  6. Как я переживала вначале! Считала себя тупой незнайкой. Потом меня учительница похвалила за какую-то мелочь (я перевела слово «idea» с греческого на русский – «мысль»), сказала «Так держать!», и у меня прояснилось в мозгах. Стало радостно и легко. Потом я не могла найти среди фактов биографии Д.Делилло упоминания о Греции или чего-нибудь подходящего… Опять поникла носом. А когда все ребята задумались и правильно ответили, всё закончилось победой! В общем, немного страха, веселье, удовольствие и потом полное веселье.

Исследователь Сибарева Надежда.

        Цели:

  1. Сделать отчет об исследовательской работе «Закономерности нарушения Тэпом синтаксических норм».
  2. Углубленно рассмотреть следующие вопросы темы:
  1. Какие периодические издания писали о романе «Имена»?
  2. Почему действие романа «Имена» происходит, в основном, в Греции?

Рефлексия «Дневник открытий»

12 апреля 2010 года мы открыли роман Дона Делилло «Имена». Открыли в разных планах: откинули обложку книги; открыли для себя интересного современного американского писателя; обнаружили совершенно оригинальную манеру письма, которой удивляются все критики; узнали, что можно воспринимать всё вокруг через призму языка (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных; их бытования в разных языках, культурах, временах). А ещё мы открыли внутри романа «Имена» маленький романчик «Прерия», написанный маленьким мальчиком Тэпом. В этом романе мы открыли множество ошибок и стали их исправлять. Затем мы открыли, что эти ошибки поддаются классификации: орфографические, грамматические, лексические, речевые, синтаксические, стилистические. Классификация почти полностью совпала со всеми видами грамматических норм современного русского литературного языка. И мы задумались: а ведь роман американский. При чем здесь наши нормы? И возникла идея: достать и прочитать роман в подлиннике, а затем уже классифицировать ошибки и делать выводы. Так сформировалась задача возможной будущей исследовательской работы «Смысл допущенных Тэпом грамматических ошибок и языковых искажений в романе Д.Делилло» Именно, смысл для всего большого романа. Потому что и главный герой не раз говорит, что подозревает о намеренности этих «оригинальностей» сына.

Мы открыли, что такие известные периодические издания, как «Chicago San Times», «Village Voice Literary Supplement», «New York Times», «Los Angeles Times Book Review» пишут именно о языке Д.Делилло, О его «роскошной, отточенной прозе». И мы поняли, что человек, «слышащий», «видящий» и «узнающий» предметы окружающего мира по их названиям и по звукам их имён, не мог оставить своим вниманием «бытование языка в Греции», раз он там жил некоторое время.

Все наши открытия полезны нам приращением ума, знаний, выработкой привычки думать и обдумывать. Для литературоведческой науки будет польза, если мы действительно напишем интересное исследование, а есть о чем. Одноклассников наши результаты заинтересовали и натолкнули на новые дела (например, макет книги о переводчике). Учителя радуются: у нас лица стали одухотворенными.

Экскурсовод Миленко Николай.

                Цели:

  1. Создать макеты «книг» к выставке по произведениям Д.Делилло.
  2. Научиться доказывать и опровергать утверждения педагога.
  3. Провести экскурсию по книжной выставке.

Рефлексия «Трактат»

Дорогие дети! Имейте в виду: в жизни ничего так просто не даётся. Чтобы понять роман Д.Делилло «Имена», следует познать самого себя и открыть в себе творческого человека. Мне тоже пришлось в молодости участвовать в создании так называемой «Книжной Выставке» по произведениям Дона Делило. Я делал простые макеты его книг. Скачал из Интернета изображения обложек романов «Белый шум», «Весы», «Mao II». Это оказалось самым простым делом. Потом предстояло обдумать, как же их представить. В конце концов я придумал сделать так: закрепить обложку на стене или шкафу – пусть она будет двойная и открывается, а внутри каждой обложки поместить сведения о каждом романе. Задумано – сделано. Тем более, что аннотации я, хоть и с трудом, но нашел. Ну и что это за выставка из трех «книг», да и то не настоящих, а игрушечных? Стал думать, чем бы её дополнить. А потом пришла мысль перечень всего написанного автором поместить под ещё одну обложку. Сделал, но как это назвать. Сначала назвал «Список произведений». Выглядело это несолидно. В библиотеках стоят «Собрания сочинений» писателей во многих томах. Обсудил с ребятами. Перебрали варианты. Остановились вместе на названии «Собрание романов Дона Делило».

Дальше слышу: исследовательская группа по грамматике рассуждает о том, что они классифицируют ошибки Тэпа в русском языке, а роман-то написан по-английски! И мне пришла мысль помочь им найти материал о переводчике, а потом другая мысль – сделать и о нем «книгу» для выставки. Стал замечать, что сведения из Интернета (любые, связанные с Д.Делилло) жалко оставлять неиспользованными. Так возник макет «книги» об отношениях Д.Делилло с кинематографом.

В общем, дорогие потомки, как говорится, «терпение и труд всё перетрут»! Поставил я себе цель соорудить эту книжную выставку – и сделал. А потом провёл по ней экскурсию.

Ещё я хотел бы чувствовать себя на уроке независимым и поэтому поставил цель: «Научиться доказывать и опровергать утверждения педагога». Это оказалось сложнее. Как-то так получалось, что во многом у нас с учителем мнения совпадали. А когда я возражал, меня быстро переубеждали. Но всё-таки, вам, мои внуки, можно гордиться дедом. Один раз Я убедил Учителя. Когда речь зашла о форме проведения экскурсии, я настоял на том, чтобы у меня были помощники, которым всего-то надо было прочитать содержание некоторых книг, раскрыв обложку. Когда не один зануда сообщает информацию, а несколько человек суетятся, похоже на спектакль и смотреть интересно.

Дело, которое я сам для себя придумал (дополнительные «книги») застало меня врасплох. Где взять для них обложки? Это притом, что я не рисую. Но из любого положения, дорогие дети, всегда находится выход. Это вы запомните. Я примени метод коллажа: взял имеющиеся под рукой рисунки, скомпоновал их и надписал.

Если говорить о допущенных в процессе ошибках, то самая моя большая – эмоционального плана: чуть не поддался панике, когда остался один на один со своим заданием. Тренируйте свой восприятие, учитесь управлять эмоциями. Не теряйте уверенность в себе. Знайте: вы способны на многое!

Переводчик Чернышов Евгений.

        Цели:

  1. Сделать отчет об исследовательской работе «Закономерности нарушения Тэпом грамматических норм».
  2. Проявить и развить свои способности: наблюдательность, умения классифицировать материал, сжато его пересказывать, выступать перед аудиторией, четко и ясно высказывать свои мысли.
  3. Углубленно рассмотреть следующие вопросы темы:
  1. Кто переводил роман «Имена» на русский язык?
  2. Что такое Парфенон?
  3. Каковы особенности разговорной речи в Афинах?

Рефлексия «Трактат»

        Дорогие школьники!

        Хочу вам сказать: ведь учиться не так уж тяжело. Нужно каждый день трудиться, проявлять свои таланты. И тогда сможете понять даже такой сложный роман, как «Имена» Дона Делило.

        Всё начинается с малого, как говорят мудрые старые китайцы, «с первого шага». Так и наша исследовательская группа взялась за маленький роман «Прерия», который помещён Д.Делилло в конце большого романа «Имена». Мы просто стали исправлять допущенные маленьким Тэпом грамматические ошибки. Их оказалась тьма! Мы взялись за головы: нарушены все грамматические нормы! Но не стали унывать расклассифицировали их и кое-что поняли. Отец Тэпа, писатель Акстон не вмешивался в работу сына, просто читал страницу за страницей. Даже когда они оказались за несколько тысяч километров друг от друга, мальчик присылал папе всё написанное. У читателей создаётся впечатление, что отец совсем не поучает сына. Даже, скорее, сам у него чему-то учится. Но чему?

        Наконец мы нашли ответ. Отец говорит: «Тэп возвращал словам новизну, демонстрировал мне их устройство и истинную суть. Древние и загадочные сущности возрождались в ином облике». А сам писатель, выходит, всё это придумал для нас, читателей, что нам показать «устройство и истинную суть» слов.

        Так постепенно, шаг за шагом, мы приходим к пониманию. И вы, дорогие школьники, старайтесь в любом случает познания дойти до самой сути. Например, вы можете взять для исследования интересную двуязычную тему «Особенности перевода В.О.Бабковым романа Д.Делилло». В нём вы бы показали, как замысел американского автора через грамматику показать решение философских вопросов передаётся на русский язык, в нашу языковую среду, с учетом нашего национального характера, культуры и менталитета. Или ещё замечательная тема для вас, молодых: «Парфенон как герой романа «Имена» Д.Делилло». Не так уж трудно вам будет объяснить, что этот безмолвный памятник древней архитектуры разговаривает своими формами, своей историей, своим древним предназначением и даже самой переменой функций (был живым строгим храмом, хранителем казны – стал музейной развалиной, проходным пунктом для бесконеяного путешествия разноязыких туристов).

        Парфенон слышит, как и герой-повествователь, какой чудной мелодией разливается разговорная речь в Афинах. Как сладко и вкусно, наслаждаясь возможностью общаться, произносят простые реплики греки. Они испытывают от языка удовольствие. А ведь и мы можем именно так относиться к родному языку, учтите это, дети!

Заместитель директора школы по воспитательной работе Быстрова Ольга Васильевна.

Этот сдвоенный урок внеклассного чтения не только не отвлёк ребят от подготовки к ЕГЭ, но, напротив, обострил их языковое и общекультурное «зрение», настроил на пристальное вглядывание в слово. С неожиданной стороны показали себя некоторые обучающиеся, которые последовательно, в течение учебного года, создавали себе имидж равнодушных наблюдателей. Сегодня они работали активно и с пользой для себя. Урок ценен полученным образовательным продуктом и настроенностью учеников на дальнейшие изыскания в области языка и литературы.

Учитель химии и биологии Нестеренко Лидия Афанасьевна.

Особенно по душе мне пришлось сообщение о романе «Mao II», делая которое Бобровникова Катя продемонстрировала знание химии. Она привела формулу гексогена, сопроводив её таким текстом:

«Эта книга об эпохе, когда будущее принадлежит толпам, а шедевры создаются с помощью гексогена. Ее герой - легендарный американский писатель, много лет проживший отшельником, - оказывается ключевой фигурой в игре ближневосточных террористов».

        

Получается, что в каких-то частях это метапредметный урок. И сделали его таким вы, дети. За это вам спасибо. Только хотелось бы посоветовать вам вот что: летом, когда приедете на море, наберите на пляже мелких камушков, возьмите их в рот и произносите вслух громко любые тексты, стихи, поговорки, скороговорки. Это упражнение посожжет вам добиться идеальной дикции.

V. Рефлексия учителя (очень важный пункт отчета)

  1. Что я ожидал от проведения урока и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

Прежде всего, попытка провести эвристический урок принесла массу переживаний. Это были, в основном, положительные эмоции: приятное удивление, удовольствие взаимопонимания, азарт поиска, радостное открытие в ученике задатков ученого или рационального практика,

К моей радости, всё с самого начала пошло не моим, запланированным, а оригинальным, неожиданным путём.

По первому этапу рока «Целеполагание» можно сказать, что он прошел успешно: учащиеся очень серьёзно ставили (выбирали) себе цели. Возможно, потому что процесс подготовки урока уже шел полным ходом, цели распределились равномерно, в режиме реального достижения.

Для получения СОП учащиеся использовали результаты выполнения домашнего задания друг друга (не забывая поблагодарить и посоветовать, в свою очередь, что-то ещё). Никогда ещё не были так востребованы справочники и словари! Почти не обращались к учителю за консультациями.

Рефлексию писали «взахлёб», усталости не чувствовалось.

«Трактаты» ребят далеки от научного стиля, похожи на балагурские беседы; они подкупают своей откровенностью.

  1. Что оказалось для меня неожиданным на уроке и в его организации? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Ваши действия на них. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за время проведения урока.

        Происходило «переделывание» меня. При обсуждении предыдущего домашнего задания (задания к данному уроку) ребята многое предлагали сами – и это было просто здорово. Но моя реакция меня огорчила. Налицо был разлад внешнего и внутреннего позиционирования учителя. Например, все пришли к решению проводить ролевую игру, выбрали себе роли, придумали неожиданные (Афина, Словесник, Переводчик, Американец, Журналист). Но во что играть? Ребята говорят: «Посиделки». Я утвердительно киваю и думаю: «Собеседование». Им не говорю. Оставляю это уточнение при себе. Формируется «двойное дно». Это вносит дискомфорт в мои ощущения. Наконец, я понимаю, что это элементарная неискренность. Вот откуда холодок в наших отношениях! Дети чутко улавливают недоговорённость, их это задевает.

        Мысленно возвращаюсь обратно – к моменту первого знакомства ребят с романом. Изначально мне казалось лишним вводить учащихся в сложный образный строй романа Д.Делилло «Имена». Я планировала ограничиться «романом в романе» Тэпа «Прерия». Он приведён в конце книги, имеет небольшой объём и массу разнообразных грамматических ошибок, так как написан якобы девятилетним мальчиком. Текст романа «Прерия» был разбит на варианты и предложен ребятам в качестве материала для редактирования. Это было обязательное домашнее задание для всех. Дополнительными заданиями (на выбор) были:

Читателям - прочитать роман Д.Делилло «Имена» и:

  1. Выбрать из текста романа «Имена» упоминания о романе Тэпа;
  2. Изучить сюжетную линию «главный герой Джеймс Акстон – его сын Тэп – друг семьи Оуэн Брейдмас»;
  3. Составить схему «Система образов» по роману «Имена»;
  1. Написать портреты действующих лиц;
  2. Выяснить отношение персонажей романа (Джеймса Акстона, Кэтрин Акстон, Раджива, Тэпа) к обскому языку;
  3. Определить идейный смысл образа Оуэна Брейдмаса в романе Д.Делилло «Имена»;
  4. Выписать из романа Тэпа «Прерия» «трудные» слова, специальные термины, архаизмы;

Знатокам – подготовить обзор современной американской (европейской, английской) литературы или периодики на тему:

  1. «Произведения, затрагивающие языковые проблемы»;
  2. «Названия произведений, связанные с языком»;
  3. «Языковые особенности произведения»;
  4. «Периодические издания о творчестве Д.Делилло»;
  5. «Основные произведения Д.Делилло».

Поэтам:

  1. Выбрать себе роль одного из героев романа «Имена» (предложить свои);
  2. От имени выбранной роли написать синквейн о себе и своей функции.

        Результат выполнения домашнего задания меня больше всего удивил. Роман Д.Делилло «Имена» прочитали, конечно, лишь отдельные учащиеся. Но они «расхватали» и выполнили почти все задания для «читателей». Невостребованными оказались мои мечтания на темы: «Написать портреты действующих лиц», «Выяснить отношение персонажей романа (Джеймса Акстона, Кэтрин Акстон, Раджива, Тэпа) к обскому языку», «Определить идейный смысл образа Оуэна Брейдмаса», Это помогло мне определить проблему урока. Сначала она выглядела Так: «Какое сознание можно назвать бесконечным?». Потом слегка видоизменилась: «Всякое ли сознание бесконечно?»

        Те, кто ощутил себя «знатоками», осветили все предложенные темы, создав объекты уровня КИА. А вот поэтами вообразили себя все. Было написано столько синквейнов, что они послужили материалом для создания СОП на уроке. Азарт творчества у ребят ещё не угас, и это помогло мне определиться с формой контроля усвоения новых знаний: отчитаться, написав новый синквейн.

  1. Мои предложения по развитию данного урока.

Не считаю удачные моменты такими уж ценными педагогическими достижениями. Понимаю, что многое получилось под влиянием минутного порыва, временного вдохновения, подходящего рабочего настроения. Не знаю, как закрепляется такой опыт. Готова к бесконечным импровизациям.

©Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

E-mail: projects@eidos.ru


[1] МАЛ - князь древлян. В 945 году возглавил Древлянское восстание против князя Игоря. Погиб в 946 году при разгроме древлян войском княгини Ольги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция "Маленькая бесконечность сознания" (по роману Д.Делилло "Имена").

Этот урок был проведён в 11 А классе МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма". Его разработка была представлена на конкурс "Современный урок-2010"....

Читательская конференция по роману Ю. Бондарева "Горячий снег!

Мы вновь обращаемся к произведениям о Великой Отечественной войне. Ведь именно они помогают ребятам осознать разрушительную силу войны, еще раз вспомнить о подвиге тех. кто подарил нам мирное небо....

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...

Педагогическое руководство исследовательской деятельностью учащихся 8-9 классов по изучению особенностей использования диалектов казаков южного Дона и их роли в романе Евгения Александровича Кулькина «Крушение».

Участвуя в конференции по обобщению и распространению успешного инновационного опыта педагогов и практик образовательных организаций в области гражданского-патриотического и духовно- нравственного вос...

Поразмышляйте о своей жизни и своих целях: Что для меня бесконечно ценно? Что я хочу делать бесконечно долго? Что я хочу достичь в масштабах бесконечности?

Международный день бесконечности (International Infinity Day). г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса...


 

Комментарии

И когда же вы столько работы успели провести?!!! На таких "чудиках" мир еще держится! Спешу прочитать сама. А как ближе познакомиться со школой Хуторского?

Клокова Елена Федоровна

Смотрите множество материалов Центра дистанционного образования "Эйдос".
Спасибо за Ваше внимание, Юлия Юрьевна.
Успехов!