Величие человеческой души
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Цель:
1. познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания (Антон Павлович Чехов);
2. выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческого бытия, делать выводы, умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anton_pavlovich_chehov.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Антон Павлович Чехов
(1860-1904 гг.)
Тема урока: «Величие человеческой души»
Цель урока:
- познакомить учащихся с человеком, жизнь которого является образцом для подражания, образцом самовоспитания;
- выработка умений размышлять о жизни, о сущности человеческого бытия, делать выводы, умозаключения.
Оборудование:
- Таблица «Экология А.П.Чехова»;
- Чехов с собакой на ступеньках мелиховской усадьбы (Калужский край);
- Альбом по творчеству А.П.Чехова.
4. Словарь: Экология.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Экология А.П.Чехова
Духовность
Животные Природа
Каштанка – Белолобый – Тоска Трилогия – Ионыч – Вишнёвый
о любви сад
Человек
Дуров Левитан Чайковский Книппер-Чехова
врач писатель садовод
Урок-диалог
Ход урока
воспоминание, мнение, цитата
- Оргмомент
- Начало – обращение к фотографии, сделанной в Мелихове (Чехов с собакой сидит на крыльце флигеля)
? - Как вы относитесь к людям, которые любят собак? Всяких.
А.П.Чехов выступил в эпоху «безвременья», т.е. 80е годы.
«Безвременье» 80х ударило по разночинной интеллигенции. Именно их идеи, идеи шестидесятников и народников 70х годов – потерпели поражение: здание российской государственности даже не покачнулось.
«Безвременье» еще и потому называется так, что давит на личность, заставляя её все больше и больше дорожить трудно приобретенным благополучием, и положением в обществе.
«Безвременье» изо всех углов с всеми средствами нашептывает слабому человеку:
«Высокие идеалы? – Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все – сытно, покойно, сегодняшним днем. Цени своё неповторимое существование!»
Перед таким натиском, казалось бы, порядочные люди не выдерживали, теряли себя как личность, становились обывателями. А наиболее счастливые проповедовали «теорию малых дел».
80е годы дали миру Плеханова, Менделеева, Чайковского и Римского-Корсокова.
В эти же годы «безвременья» выступил и А.П.Чехов, чтобы средствами художественного слова сказать современникам: в любых условиях человек, должен остаться человеком!
А.Павлович 17(29) января 1960г. в г.Таганроге в небогатой купеческой семье.(были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову, отцу Черткова, ближайшего друга Л.Толстого)
1876г. – отъезд семьи из Таганрога в Москву.
1879г. – Антон заканчивает гимназию (дает частные уроки, помогает семье).
1879-1884гг. – медицинский факультет Московского университета.
1890г. – после смерти брата Николая едет на Сахалин (перепись населения - 10.000 карточек).
? Существует расхожее мнение «Чехов далёк от политики». А он взял и отправился на Сахалин. Зачем? Сумасбродство? Осознанный шаг? И ведь чуть не погиб. Оправдана ли такая жертвенность? И можно ли назвать это жертвой?
«Остров Сахалин»; «Палата N 6»
1892-1899гг. Чеховское Мелихово
«Палата N 6»; «Черный монах»; «Скрипка Ротшильда»; «Три года»;
«Моя жизнь»; «Дом с мезонином»; «Мужики»; «Ионыч»; Пьеса «Чайка»
Впечатления от усадьбы, сада.
Антон Павлович очень любил музыку Чайковского и самого композитора. В письме к нему Чехов писал:
Подарил бы Вам солнце, если бы оно мне принадлежало.
Брату композитора Модесту Чайковскому Чехов пишет:
Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его.
(стр.151 журнал)
О семье Чеховых (там же)
4 брата: Александр Николай Михаил Иван
Сестра Маша
Лика Мизинова
Лидия Алексеевна Авилова.
Чехов никогда не стоял в стороне от нужд и интеллигенции.
Он был основателем бескорыстной русской медицины, лечил простой люд, покупал и выдавал из домашней аптеки лекарства, строил холерных барак, боролся с холерой в Серпуховском уезде.
А.П.Чехов выстроил 3 школы: в Талеже, Новоселках, Мелихове.
Но что это значит – построить школу, вторую, третью? Ведь Чехов не был богачом, ни даже просто состоятельным человеком.
В одном из своих поздних писем А.Чехов писал:
У меня никогда не было зимнего пальто дороже 50 рублей. Деньги улетают от меня, как дикие птенцы… Чтобы нажить капитал, остался только один способ – безнравственный. Жениться на богатой или выдать «Анну Каренину» за своё произведение.
Письма к братьям.
стр.154. Зачитать
Литература в школе №2, 97г.
Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
3. Они платят долги.
4. Лжи они боятся, как огня.
5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.
7. Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.
8. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
1897г. – тяжелое легочное кровотечение у Чехова.
Вскоре умер отец
пришлось продать Мелихово
Ольга Леонидовна Книппер – актриса художественного театра
стр.155. Литература в школе. Зачитать.
из переписки Книппер и Чехова
1904г. Баденвейлер. Последние минуты жизни (зачитать)
Работа над содержанием таблицы «Экология Чехова»
Произведения Чехова!!!
Домашнее задание:
1. Прочитать произведение А.П.Чехова «Ионыч»
? - Как меняется Старцев на страницах произведения?
- Какое впечатление производит семья Туркиных?
2. Работа с карандашом!
3. Почитать текст учебника
Литература:
1. Литература в школе №2, 97
2. Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах
Тема урока: «История болезни. Ионыч.
(Тема гибели человеческой души)»
р.«Ионыч» (1898г.)
новелла
Цель урока:
- В ходе анализа произведения помочь увидеть причины гибели молодого доктора Старцева, проникнуть в «тайны» чеховского стиля, чеховского видения жизни;
- выработка умений анализировать, делать выводы, обобщать.
Оборудование:
- Иллюстрация к произведению «Ионыч»;
- Диаграмма к теме урока (круговая);
- Таблица «Экология А.П.Чехова» (с предыдущего урока)
- Эпиграфы:
- У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её… Он освещает её скуку, её нелепости, её стремление, весь её хаос с высшей точки зрения.
И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - может быть, потому, что высока, но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них.
М.Горький
- Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами.
А.П.Чехов
Ход урока
I. Оргмомент (работ над речевым голосом)
Выработка звуковысотного диапазона:
Пара барабанов
Била бурю 3р
Пара барабанов
Била бой. 3р
Словарная работа:
Экзерсис – упражнение для развития техники исполнения.
II. Слово учителя
Многие критики писали о случайности тем у Чехова, об отсутствии четкой авторской позиции, о его равнодушии к жизни и ко всему тому, что он изображает в рассказах. Так, например, Н.К.Михайловский в статье «Об отцах и детях и о г-не Чехова» мы читаем:
Его воображение рисует ему быков, отправляемых по железной дороге, потом 13-летнюю девочку, убивающую грудного ребенка, потом почту, переезжающую с одной станции на другую, потом купца, пьющего, закусывающего и неизвестно что подписывающего, потом самоубийцу-гимназиста и т.д.
Возражая критикам М.Горький писал: Зачитать 1-й эпиграф к уроку.
- Беседа по содержанию
(выяснить, как старшеклассники восприняли его при самостоятельном чтении)
? - Кто главный герой произведения?
- О чем этот рассказ?
- Беседа, переходящая в дискуссию, сопровождающаяся комментирующим чтением произведения
Я предлагаю вместе со Старцевым посетить семью Туркиных.
Глава 1
? - Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?
Реакция Старцева – реакция нормального человека, режут обращения хозяина дома «Здравствуйте пожалуйста»
«он не имеет никакого римского права»
«большинский роман»
Или, скажем обращение хозяйки дома к человеку, которого она впервые видит:
«Вы можете ухаживать за мной…»
Старцеву приятно находиться в доме Туркиных, несмотря на …
? - Отчего же это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча «хорошие, покойные мысли»?
Чтобы помочь лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, послушайте отрывок из книги В.Вересаева «Записки врача» (Вересаев описывает почти каждодневное состояние земского врача):
Все нервы напряжены, всё время жизнь бьёт по нервам; чтобы безнаказанно переносить такое состояние, нужна громадная сила, а между тем жить приходится так, что самая железная устойчивость должна разрушиться. Для меня нет праздников, нет гарантированного отдыха… И вот с каждым годом все больше обращаешься в развалину-неврастеника; пропадает радость жизни и любовь к ней.
Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая в дом Туркиных.
После зимы, проведенной… (стр.243)
? - Что вы можете рассказать о семье Туркиных?
Здесь угощают, угощают всем: сытым и вкусным обедом, красивой дочерью, остроумием хозяина, романами, музыкой.
И вот свежий человек попадает под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.
Перед нами – обычные мещане.
Итак, «первичный осмотр» Старцева показал, что в начале рассказа перед нами – вполне здоровый человек.
Домашнее задание: «Практически здоров»
Глава 2
? - Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?
Около 2х лет. Время в рассказе Чехове неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.
У любви свой отчёт времени. Пословица «Счастливые часов не наблюдают» здесь не совсем верна: не наблюдают, когда они рядом, они вместе.
Старцев: - Я не видел вас целую неделю…
И сквозь эти строчки звучат другие слова:
- Прошёл год в трудах и в одиночестве.
Прошёл, пролетел незаметно.
Свидание на кладбище было задумано как не очень удачная шутка, как разыгрываемый спектакль с привлечением романтических аксессуаров: ночная тишина, таинственный лунный свет, души усопших…
Стр.246 сцена на кладбище
Мы видим, что в душе Старцева всё время борются два чувства: желание жить полноценной жизнью и стремление к покою.
Стр.247 бунт против скучной одинокой жизни.
Глава 3
? - Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к «такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле»?
? - Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?
Старцев, в отличие от всех обитателей города С., прекрасно понимает истинные причины своего несчастья.
Пантелеймон – олицетворение всей тупости и непробиваемости обывательщины, символ мещанского благополучия и сытости – всего, что в этот миг ему ненавистно… В то же время – это частичка его собственного «я».
Пантелеймон был зеркалом его души. Хватить его зонтиком по спине означало бы больно ударить по самому себе, попытаться хоть как-то нарушить уже устоявшийся уклад его собственной жизни.
Но на это Старцев уже не способен: время взяло свое.
Глава 4
Как бы повторяются события 1ой и 3ей глав.
Прошла 4 года – так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.
? - Что же изменилось за этот период в жизни героев?
! - Не на паре, а на тройке с бубенчиками.
! - Все это раздражало Старцева.
Глава 5
Окончательная и бесповоротная нравственная деградация доктора Старцева.
? - Какой смысл вкладывает Чехов в слово Ионыч?
! - Теперь он свой, понятный и предсказуемый, такой же, как они.
? - Что интересует доктора Старцева?
- накопительство
- обжорство
- игра в карты
!! - недвижимость
!!! - жадность одолела.
Язык человека – лакмусовая бумажка, позволяющая судить о его нравственном облике.
Ионыч и говорить разучился.
? - Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности? Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека?»
Схема-план
! Работа с диаграммой схемой
! Возвращение ко 2ому эпиграфу
История нравственной и физической болезни доктора Старцева, докатившегося до Ионыча, уместилась на полутора десятках страниц.
Иному автору понадобилось бы написать об этом целый роман. Но многословие и излишние подробности для записывающего симптомы болезни врача несвойственны.
Домашнее задание:
Подготовиться к анализу произведений:
1) Человек в футляре
2) Крыжовник
* 3) О любви
? - Что объединяет эти произведения в трилогию.
! - Составить кроссворд
Литература:
1. Литература в школе №1, 99г. История болезни.
2. Анализ литературного произведения в 9ом классе. Шелепин. Изучение новеллы А.П.Чехова «Ионыч»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...
Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»
Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»...
Классный час "Семья - Храм человеческой души"
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании т...
"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"
Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....
Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...
классный час «Святыни человеческой души, или Спешите делать добро»
классный час "Святыни человеческой души, или Спешите делать добро"...
Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....