Разработка урока по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_kupel_po_proizvedeniyam_a._kostyunina.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
по внеклассной литературе
«Анализ рассказа А.В.Костюнина «Рукавичка»
в 7 классе
учителя МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»
Ершовой Светланы Александровны
Цель урока: воспитание в детях чувства милосердия и сострадания, умения прощать.
Задачи:
- знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»;
- развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;
- воспитание в детях доброго отношения к людям.
1.Организационный момент. 2.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает эпиграф к уроку:
Жизнь хочу прощению посвятить,
Ведь Христос меня простил с любовью.
Не могу Ему я изменить,
Не пойду с другими за толпою.
Т.Мороз
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощении радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
Б.Пастернак
- Ребята, в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку я выбрала строки из двух стихотворений разных авторов. Скажите, как вы понимаете эти строки?
(«Речь идет о таких человеческих чувствах, как прощение, великодушие, любовь», «Иисус Христос простил когда-то людей, и мы должны учиться прощать», «У человека должно быть своё личное мнение, он не должен сливаться с толпой»)
3.Актуализация знаний.
- Как бы вы истолковали значение слов «милосердие», «сострадание», «великодушие»? Можете ли вы привести примеры проявления этих человеческих качеств в жизни? Вы сами испытывали когда-нибудь эти чувства?
- Посмотрим, как толкует значение этих слов «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердный - проявляющий милосердие, вызванный милосердием.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Великодушный - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим.
4.Постановка задач к уроку. Запись темы урока.
- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на нашем уроке?
(Познакомиться с автором рассказа «Рукавичка»; узнать, проявлял ли какой-нибудь герой рассказа перечисленные качества; проанализировать рассказ)
- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Запись темы в тетради.
5. Сообщение учителя о писателе. Рассказ о конкурсе по его творчеству.
- Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964 года в Карелии.
Увлекается литературным творчеством, фотографией и рисованием.
У А.В.Костюнина две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души».
6.Сопоставление эпиграфов. Ученик читает эпиграф к рассказу.
- Ребята, о чем идёт речь в эпиграфе? Откуда взяты эти строки? Сравните их с предыдущими стихами.
(Великодушия, понимания здесь никто не проявляет; Иуду мучает чувство раскаяния, но первосвященникам до этого нет дела)
7.Работа с текстом рассказа. Беседа.
- Что вы узнали из вступления о рассказчике?
(Это взрослый человек, который вспоминает события 30-летней давности; в пять лет говорил только на родном карельском языке)
-Какой он представлял себе школу?
(«Заливистый школьный звонок», «мальчишеские забавы»; в школу очень хотелось пойти, чтобы узнать много интересного)
- Ребята, каким вы представляли себе в самом начале чтения «случай с рукавичкой»? («Вначале я подумала, что будет что-то забавное, но, вспомнив про эпиграф, засомневалась», «А я обратил внимание на то, что рассказчик сравнивает школьные воспоминания то с лечебным грибом, то с ядовитым; меня это заинтересовало»)
- С чем сравнивает автор школьные воспоминания? Почему? («Воспоминания и ранят душу, и, наверное, лечат»)
- Какими пришли в школу дети? Зачитайте. Чувствуется отношение к ним автора?
(«Маленькие, неловкие, смущённые, незащищённые», «как воробушки», «автор ласково сравнивает их с трепетными птичками», «они доверчивые», «любознательные: им все интересно», «я заметила в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы»)
- Почему ребята в замешательстве покидали кабинет труда?
(«Они там встретились с чудом», «дети никогда не видели раньше таких красивых вещей», «соприкоснулись с прекрасным», «звонок будто всё перечеркнул»)
- Ребята, вы заметили, что «звонок прогремел резко», будто разделяя рассказ на две разные части?
8.Работа с эпизодом в группах.
- Работаем с эпизодом обыска учительницей Светки Кондроевой.
Ученики делятся на группы (пары) и работают с лексикой: выписывают слова и словосочетания, относящиеся к Алле Ивановне, Светке Кондроевой. Отдельной группе даётся задание письменно передать своё отношение к происходящему.
9.Проверка задания.
Ответы на задания прочитываются в данной последовательности, дети дополняют друг друга.
1 группа (Алла Ивановна): «цепким взглядом прошлась по каждому», «зло процедила», «резко перевернула» портфель, «цепкие пальцы» трясли, «хлёстко скомандовала», «тыкая пальцем в крест, возмутилась».
2 группа (Кондроева): безвольно приближалась, «безропотно начала стягивать … кофтёнку, «слёзы … скатывались», «поминутно всхлипывая», «стояла босая», «нательный … крестик».
3 группа: «Поведение Аллы Ивановны вызывает чувство ужаса и недоумения. Такое впечатление, что она действительно допрашивает преступников. Из степенной она превратилась в грубую и жестокую. Кто дал ей право так обращаться с детьми? Ведь она была их первой учительницей! Алла Ивановна укоряет Светку за то, что та носит крестик. Светка Кондроева унижена и оскорблена. Девочка сильно испугалась, так как она пошла на допрос первой. Для неё это стало сильным потрясением, так как она, не переставая, плачет. Её очень жаль, ведь её никто в тот момент не защитил».
Учитель корректирует ответы детей.
10.Прочтение учителем сцены обыска Юрки Гурова. 11.Беседа по вопросам.
- Справедливо ли Алла Ивановна поступила, назвав Юрку вором? Почему?
(«Юрка был ещё совсем маленьким, не было преступленья в его поступке», «хотел прикоснуться к чудесной вещи, ведь он мало хорошего видел в жизни», «не успел разглядеть рукавичку», «не хотел красть»)
- Можно ли было повести себя по-другому на её месте?
(«Надо было проявить понимание, сострадание к ребёнку», «на учительнице была большая ответственность за судьбу детей, а она об этом даже не задумалась»)
- Почему ребята, вся деревня вслед за Аллой Ивановной поставили на Юрке и его семье страшное клеймо?
(«Поступили, как все, как толпа», «проявили малодушие, слабость, жестокость»)
- Какую роль в судьбе Юрки сыграл случай с рукавичкой?
(«Этот случай сломал ему жизнь», «Юрка стал ненужным, чужим, над ним издевались», «школа стала тюрьмой»)
- Почему в девяностые годы Юрка действительно принимал участие в воровстве?
(«Наверное, от безысходности», «может быть, он мстил односельчанам», «связался с плохими людьми»)
12.Самостоятельная работа с текстом.
Ребята самостоятельно составляют проблемные вопросы к финалу рассказа.
13.Проверка задания. Самоанализ.
Дети задают свои вопросы классу - класс отвечает.
- Почему рассказчику тяжело вспоминать о Юрке?
- В чем себя обвиняет рассказчик спустя годы?
-Какие чувства испытал рассказчик много лет назад, узнав о гибели Юры Гурова? Почему?
- Как можно связать историю, случившуюся в рассказе, со строками из Евангелия?
- Почему рассказчик не хочет заглушать боль?
14.Заключительное слово учителя.
- Эта история явилась для рассказчика жизненным уроком. Мысль о том, что когда-то он отвернулся от друга, не проявил чувства сострадания, мысль о загубленной чужой судьбе не даёт покоя рассказчику. Но душа его раскаялась, как когда-то Юрка раскаялся, покончив с жизнью.
15.Проверка индивидуального задания.
Дома ребята по желанию попробовали создать популярные стихотворения из пяти строчек – синквейны.
Рукавичка. Маленькая. Кукольная. Привлекла. Выдала. Погубила. Он спрятал её под одеждой. Мечта.
Юрка. Запуганный. Беззащитный. Плачет. Дрожит. Страдает. Никогда не назову тебя вором. Мученик.
Рассказчик. Кающийся. Мучающийся. Вспоминает. Жалеет. Сострадает. Твоя история послужит уроком. Человек.
Автор. Понимающий. Милосердный. Рассказывает. Сопереживает. Учит. Ваш рассказ запал в душу. Александр Костюнин.
16. Рефлексия: впечатления об уроке. 17.Выставление оценок. Комментирование. 18.Домашнее задание.
- Напишите письмо одному из главных героев рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Урок русской литературы "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....
Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...
Методическая разработка урока по рассказам В.Набокова
Урок литературы в 11 классе...
Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....
Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....
Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...