Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 6 класс) по теме
В планировании учтены все образовательные стандарты и возрастные особенности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_lit-ra.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького (М. «Мнемозина», 2008 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных . На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Назначение программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержательные линии предмета:
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)
В 6 классе рассматривается одна из ведущих проблем- особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
- ли
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач
- познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
- эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- правильно, бегло и выразительно читать вслух;
- определять род и жанр произведения;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Методы обучения:
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
- ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
- ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе (105 часов)
Учебник: Литература. 6 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 4ч. / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.
№ урока | Темы уроков | Кол-во часов | |
1 | Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении. | 1 | |
2 | Устное народное творчество. Былины. О былине и её героях. | 1 | |
3-4 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца. | 2 | |
4-6 | Из литературы Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе). | 3 | |
7-8 | Повести о монголо-татарском нашествии. Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем». Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству. | 2 | |
9-10 | Баллады Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – оригинальный поэт и переводчик. Баллада «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. | 2 | |
11 УВЧ-1 | И.В. Гёте. Сведения о жизни поэта. Баллада. «Лесной царь». Перевод В.А. Жуковского. Фридрих Шиллер. Сведения о жизни поэта. Баллада «Перчатка». Перевод В.А. Жуковского. | 1 | |
12 | А.Н. Майков. Баллада «Емшан». А.К. Толстой. Баллада «Канут». | 1 | |
13 УВЧ-2 | Вн. чтение. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» (из Шиллера); А.К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Курган». О рифме и строфе. | 1 | |
А.С.ПУШКИН | |||
14-15 | А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Пушкин на юге. «Песнь о Вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Торжественность поэтической речи. | 2 | |
16 | А.С. Пушкин. Вторая ссылка поэта. Михайловское. Стихотворение «Няне» (наизусть). Волнующая задушевность стихотворения. Как учить стихи наизусть. | 1 | |
17 | Зимние мотивы в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимняя дорога» и «Зимнее утро» (наизусть). | 1 | |
18 | Избранные страницы пушкинской поэзии. Стихотворения «Узник», «Цветок», «Туча». Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина. | 1 | |
19 РР-1 | Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина. | 1 | |
20 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом. | 1 | |
21 | Изображение крестьянского бунта в романе. | 1 | |
22 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Роль Маши в судьбе благородного разбойника. | 1 | |
23 | Мастерство автора в создании характеров. | 1 | |
24 | Роль эпизода в повести. Мастерство Пушкина в воспроизведении быта и нравов. | 1 | |
25 | Композиция романа А.С.Пушкина «Дубровский». Термины композиция, роман, сюжет. | 1 | |
26-27 РР-2,3 | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» («Забавы и развлечения русского барина», «Пожар в Кистенёвке», «Отец и сын Дубровские», «Благородный разбойник». «Рассматривая картину В.В. Пукирёва «Неравный брак»). | 2 | |
28 УВЧ-3 | Вн. чтение. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель». | 1 | |
29 УВЧ-4 | Николай Михайлович Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец». | 1 | |
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ | |||
30 | М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус» (наизусть). Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. | 1 | |
31 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений. | 1 | |
32 | М.Ю. Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «Казачья колыбельная песня». «На севере диком…», «Утёс» (особенности выражения темы одиночества). Трёхсложные размеры стиха. | 1 | |
Н.В.ГОГОЛЬ | |||
33 | Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница». | 1 | |
34-35 | «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти». | 2 | |
36-37 УВЧ-5,6 | Вн. чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Приключения кузнеца в поисках черевичек. Повесть как литературный жанр. | 2 | |
В.А.ЖУКОВСКИЙ | |||
38-39 РК | Сведения о жизни писателя. Тульская область в произведениях В.А.Жуковского. Работа над поэмами | ||
40 | Знакомство с творчеством писателя. | ||
41-43 | Мотивы родной природы в русской лирике. Знакомство с произведениями поэтов конца 19- начала 20 веков | ||
44-45 | Анализ лирических произведений писателей: Н.П.Огарева, А.К.Толстого, А.А.Фета и др. | ||
С. Т.АКСАКОВ. | |||
46 | Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи. | 1 | |
47 РР-4 | Попробуй сочинить очерк. | 1 | |
48 | Мотивы родной природы в русской лирике. Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная». Поэзия. Иван Саввич Никитин, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Захарович Суриков. | 1 | |
49 РР-5 | Отзыв о стихотворении. | 1 | |
А.П.ЧЕХОВ | |||
50-51 | А.П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | |
52-53 | О смешном в художественном произведении. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил». | 1 | |
54 УВЧ-7 | Вн. чтение. Ранние рассказы А.П. Чехова: «Лошадиная фамилия, «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и другие. | 1 | |
В.Г.КОРОЛЕНКО | |||
55-56 | Владимир Галактионович Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). | 2 | |
57-58 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. | 2 | |
59-60 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). | 2 | |
61 РР-6 | Портрет литературного героя. | 1 | |
62 | Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Домой». | 1 | |
63 | Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой». Обстоятельства и поступки. Нравственность. | 1 | |
64 | Альфонс Доде. Рассказ «Маленький шпион». Обстоятельства и поступки. Последствия необдуманного поступка. | 1 | |
А.П.ПЛАТОНОВ | |||
65-66 | Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость. | 2 | |
67 УВЧ-8 | Вн. чтение. А.Платонов. Рассказ «Корова». | 1 | |
68-69 РР-7,8 | Подготовка к сочинению на тему «Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке?» Написание сочинения на тему. | 2 | |
М.М.ПРИШВИН | |||
70 | Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». | 1 | |
71-72 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. | 2 | |
73-74 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. | 2 | |
75-76 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. | 2 | |
77-78 РР-9 | Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 2 | |
В.П.АСТАФЬЕВ | |||
79-80 УВЧ-9 | В.П. Астафьев. Биография писателя. Вклад писателя в лирературу | 2 | |
81-82 | Рассказ «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней. | ||
83-85 | Страницы поэзии. Движение весны. И. А. Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…». | 3 | |
ЛИТЕРАТУРА 20 века | |||
86-87 | Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Сведения о жизни писателя. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах. | 2 | |
88-89 | Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями. | 2 | |
90-91 | Валентин Григорьевич Распутин (1937 г.) Сведения о жизни писателя. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. | 2 | |
92-93 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. | 2 | |
94-95 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. | 2 | |
96 | В. Распутин о рассказе «Уроки французского». | 1 | |
97-98 | Николай Михайлович Рубцов (1936-1971). Сведения о жизни поэта. Стихи «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей». | 2 | |
99-100 | Джеймс Олдридж. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. | 2 | |
101-102 | Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. | 2 | |
103-104 | Сочинение на тему «Верный друг» («Друзья познаются в беде», «Голос совести»). | 2 | |
105 | Итоговый урок. Какие книги выбрать для чтения летом. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...