Я открываю Достоевского...
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…
Слова учителя: Достоевский - один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему?
Наш урок - попытка ответить на этот вопрос.
Итак, тема сегодняшнего урока: Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…
/ сцена публичной казни/
Что вы можете сказать о человеке, который пережил собственную смерть? Каким он вам представляется?
Тоскуя в мире ,как в аду,
Уродлив, судорожно светел
В своем пророческом бреду
Он век наш бедственный заметил.
Услыша вопль его ночной,
Чтоб все, дарованное мной,
Так страшно было бы и сложно?
/ В. Набоков/
Сейчас вы посмотрите презентацию и ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы определили, что изображено на том или ином слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.
Сл. 1: портрет Достоевского
Сл.2: родители Достоевского
Пустой слайд: Почему? Что могло бы быть на этом слайде? Что обычно предваряет каждый обдумать эпиграф и обосновать свою точку зрения. В конце урока мы к этому вернемся.
Сл.4: Мариинская больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объясняют главную тему творчества Достоевского. – тему униженных и оскорбленных.
Сл. 5: Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступил Достоевский по настоянию отца.
Сл. 6: Памятник Пушкину в Москве. П.- любимый поэт Достоевского, многие его произведения Достоевский знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.
Сл. 7: Начало литературной деятельности. Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение «Бедные люди» привело в восторг Некрасова, а затем и Белинского.
Сл.8: Участие в кружке Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения.
Сл. 9: Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере и где был приговорен к смерти.
Сл. 10: Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменения его политических взглядов; отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия, способ изменения общества – изменение самого себя.
Сл. 11: В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения « Дядюшкин сон»; «Село Степанчиново и его обитатели».
Сл. 12: Жена Достоевского – Анна Сниткина. Повезло не только писателю, но и всей русской литературе. Без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.
Сл.13: 60- ые- 70- ые годы – вершина творчества.
Сл. 14: 1886 год. Выходит в свет роман « Преступление и наказание» одно из самых значительных произведений.
Несколько слов о романе:
История создания романа. В каких условиях Достоевский приступал к написанию романа?
/ один из самых сложных периодов в жизни! Смерть брата, огромные долги, полное безденежные кабельный договор с издателем, работа одновременно над двумя произведениями, в 25-ти дневный срок написан роман «Идиот»./
Особенности композиции:
В романе 6 частей. 1 часть – преступление и наказание. (почему именно так? Иллюстрация).
На следующих уроках мы будем более подробно знакомится, с этим романом, а сейчас тест, который покажет вашу подготовку к сегодняшнему уроку и ваше внимание.
- Укажите годы жизни Достоевского:
- 1818-1904
- 1821-1881
- 1801-1861
- 1824-1884
- В каком учебном заведении получил образование Достоевский:
- В Петербургском университете
- В высшем военно-инженерном училище
- В Царскосельском лицее
- В Московском университете
- Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
- Кружка 16-ти
- Кружка Петрашевского
- Группы « Народная воля»
- Общества Нечаева «Народная расправа»
4.Какую книгу подарили каторжникам жёны декабристов:
1. «Что делать?» - Чернышевского
2. «Вольность» - Радищева
3. « Горе от ума»- Грибоедова
4. Евангелие
- Сколько лет пробыл Достоевский на каторге и в ссылке:
- 10 лет
- 5 лет
- 7 лет
- 15 лет
6.Достоевский отбывал каторгу:
1. В Братске
2. В Мценске
3. В Вятке
4. В Омске
7.Какое из произведений написано не Достоевским:
1. «Неточка Незванова»
2. «Бесы»
3. «Идиот»
4. «Обыкновенная история»
8. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание»:
1. 1859 г.
2. 1865 г.
3.1961 г.
4. 1866г.
А теперь возвращаемся к началу урока. Какой эпиграф вы подобрали к
нашему уроку? Несколько вариантов могу предложить я, а вы обоснуете свой выборю
- Мир надо переделать – начнем с себя.
- Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
- Красота спасет мир.
- Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества.
И подводя итог нашему уроку, хочется сказать, что фигура Ф.М. Достоевского на литературном небосклоне неоднозначна, вокруг этого великого автора и по сей день не запихают споры великий человек – загадка не только для нас, но и при нем на уровне, а это может означать только одно – писатель востребован, гениален и неповторим и на сегодняшний день интерес к его творчеству и личности необычайно возрос о популярности Достоевского говорят следующие факты:
- В 2005 году во Флоренции / Италия/ на одном из зданий была открыта мемориальная доска здесь Достоевский закончил работу над романом «Игрок».
- 10 октября 2006 года президент РФ В. Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Достоевскому.
- Один из кратеров на меркурии носит имя Ф. Достоевский.
- В 2010 году режиссер В. Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 к 190-летию Достоевского.
- В 2010 году открылась 181 станция Московского метрополитена «Достоевская». На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие 4 романа: «Идиот»; «Бесы»; «Братья Карамазовы»; «Преступление и наказание».
Домашнее задание: Мини- сочинение «Я открыл(а) для себя новое имя…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...
Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»Докладчик №78...