Рабочая программа "Литература 7 класс"
рабочая программа по литературе по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

7Б класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._lit._7b_kl.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

Кафедры русского языка и литературы                                    образовательного учреждения                                                                                                                                                                            

Заведующий   кафедрой______________                              ____________/_______________/

/_____________________________/                                          «___»_________________2012           «___»____________________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Литература» в 7Б классе

                                                                                           Кузнецова

                                                                                       Людмила Николаевна,

                                                                                         учитель русского языка

                                                                       и литературы

2012-2013  учебный  год

Пояснительная  записка

     Рабочая программа по литературе в 7Б классе  разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

      В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

      Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

     В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

       Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

5-6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа

Базовый учебник

Дидактическое

обеспечение

Программа обще-образовательных

учреждений

5 - 11 классы (базовый уровень)

Под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2006

Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2007

1) Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина.

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

        Из них

Тео

рия лите

рату

ры

Тест

Р.

речи

Вн.

чтение

Чтение

наиз.

Сочине

ние

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

1

2

1

3

3

Древнерусская литература

2

1

1

1

4

Русская литература 18 века

2

1

5

Русская литература 19 века

27

1

3

6

2

10

6

Русская литература 20 века

21

3

2

4

2

4

7

Зарубежная литература

6

1

2

1

2

2

8

9

Резерв

Итого

4

68


2


10


4


12


8


20


п/п

Всего часов

Из них

Дата

проведения

Разви

тие речи

Внекл. чтение

Чте

ние наиз.

Сочи

нение

Теория литературы

Планируемая

Фактическая

1

Введение.

1

1.1

Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

1

2

Устное народное творчество

5

1

2

1

3

2.1

Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник». Т/л Предания.

1

1

2.2

Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

1

2.3

Вн.чт.«Илья Муромец и Соловей-разбойник».       Черты характера Ильи Муромца.Т/л Былина. Р/р Подготовка к сочинению « Мой любимый былинный герой».

1

1

1

1

1

2.4

Вн.чт.Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский ми-фологический эпос «Калевала».

1

1

2.5

Пословицы и поговорки. Т/л Пословица.

1

1

3

Древнерусская литература

2

1

1

1

3.1

«Повесть времен-ных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мо-номаха. Т/л Летопись.

1

1

3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Р/р Подготовка к домашнему сочинению «В чём значение древнерусской литературы для современного человека».

1

1

1

4

Русская литература 18 века

2

1

4.1

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Выр. чт. наизусть.

1

1

4.2

Г.Р.Державин. Философские раз-мышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

5

Русская литература 19 века

27

3

6

2

10

5.1

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мас-терство в изображении Полтавской бит-вы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XI. Т/л Поэма.

1

1

5.2

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Выр. чт. наизусть.

1

1

5.3

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Выр. чт. наизусть.

1

1

5.4

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Т/л Драма. Трагедия.

1

1

5.5

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «ма-ленького человека», его положение в об-ществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Т/л Повесть. Сборник. Вымышленный автор.

1

1

5.6

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

5.7

Р/р Подготовка к сочинению «История России в творчестве А.С. Пушкина».

1

1

1

5.8

 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка-лашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

5.9

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита чело-веческого достоинства и нравственных идеалов. Т/л Фольклоризм литературы.

1

1

5.10

 М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ан-гел»… Выр. чт. наизусть.

1

1

5.11

 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести. Т/л Историческая повесть.

1

1

5.12

 Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. Т/л Развитие понятия о литературном герое.

1

1

5.13

 Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: геро-изм, самоотвержен-ность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

5.14

Р/р  Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

1

1

5.15

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

1

5.16

 Стихотворения в прозе. «Русский язык»,«Близнецы»,«Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Выр. чт. наизусть. Т/л Стихотворения в прозе.

1

1

1

5.17

 Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Исто-рическая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Выр. чт. наизусть отрывка из поэмы.

1

1

5.18

«Размышления у парадного подъезда»

1

5.19

А.К.Толстой. «Василий Шиба-нов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конф-ликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность хар-ра главного героя, образ Ивана Грозного.

1

5.20

 М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного  воз-раста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов про-кормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопос-тавления генералов и мужика. Нравст-венное превосходство человека из на-рода и авторское осуждение его по-корности. Т/л Гротеск. Аллегория.

1

1

5.21

 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимо-отношений детей и взрослых.

1

5.22

 Главный герой повести. Его чувс-тва, поступки и ду-ховный мир.  Т/л Автобиографическая повесть.

1

1

5.23

 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Т/л Юмор. Псевдоним. Говорящие фамилии.

1

1

5.24

 Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1

5.25

 Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышлен-ник».

1

5.26

 Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня». Тест.

1

5.27

«Край ты мой, родимый край…»

 Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Выр. чт. наизусть. Р/р Обучение анализу лирического произведения.

1

1

1

6

Русская литература 20 века

21

3

2

4

2

4

6.1

Произведения русских писателей XX века

 И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Слож-ность взаимопони- мания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Т/л Рассказ.

1

1

16.2

 И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

6.3

 М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиогра-фический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Т/л Трилогия.

1

1

6.4

 «Яркое, здоро-вое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Т/л Художественная биография. Р/р Подготовка к сочинению-характеристике литературного героя.

1

1

1

6.5

 «Легенда о Данко»  из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

6.6

Вн. чт. Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гумани-стический пафос произведения.

1

1

6.7

В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантас-тических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

6.8

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тон-кость внутреннего мира лирического героя. Т/л Звукопись. Выр. чт. наизусть.

1

1

6.9

 А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного ге-роя. Его непохо-жесть на окружающих людей. Р/р Письменный ответ на вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

1

1

1

6.10

 Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

6.11

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Выр. чт. наизусть

1

1

6.12

Час мужества.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. Выр. чт. наизусть.

1

1

6.13

 Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут ло-шади». Т/л Рассказ. Антитеза.

1

1

6.14

 Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

6.15

«Живое пламя». Р/р Обучение целостному анализу эпиче-ского произведения.

1

1

6.16

Вн. чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

1

6.17

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. Т/л Публицистика, воспоминание, мемуары.

1

1

6.18

Писатели улыбаются.

 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

1

6.19

«Тихая моя Родина…» 

 Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Пер-вый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суро-вой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Роди-на». Выр.чт. наизусть.

1

1

6.20

Песни на стихи русских поэтов XX века.

И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

1

6.21

Из литературы народов России.

 Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…» из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

7

Зарубежная литература

6

2

1

2

2

7.1

  Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Т/л Рефрен. Р/р Подготовка к сочинению-размышлению о бедности и богатстве.

1

1

1

1

7.2

Дж. Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Выр. чт. наизусть.

1

1

7.3

 Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра. Т/л Хокку.

1

1

7.4

 О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы. Р/р Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»

1

1

1

7.5

 Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

7.6

 Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом. Тест.

1

     8            Резерв         4

                                   

Знания, умения, навыки учащихся по темам

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Составляющие качества образования

Примечания

Знания

Умения

Навыки

Введение. (1 час)

1. Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Проверка читательских дневников

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного

Владение моноло-гической и диало-гической речью

Еремина, 25

Турьянская, 12

Миронова, 11

Скоркина, 3

Коровина, 13

Аникина, 13

Читаем… (3-12)

УНТ. (5 часов)

Предания  (1 час)

2. Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказы-вать текст предания

Владение моноло-гической и диало-гической речью

Еремина, 50

Былины (3 часа)

3. Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеоб-разие былин как героических песен эпическго характера

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать  поэтику былин; самостоятельно проводить иссле-дование художе-ственного своеоб-разия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Еремина, 44

Миронова, 12-17

Скоркина, 4

Турьянская, 14

Турьянская. 5-7 класс, 183-187

Коровина, 16

Аникина, 15, 243

Читаем… (13)

4. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Урок внекл. чтения

сочинение

Еремина, 32

Миронова, 18

Скоркина, 6

Турьянская, 20

Аникина, 19-25, 245

Читаем… (22)

5. Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала».

Урок внекл. чтения

Знать: своеоб-разие карело-финского ми-фологического эпоса

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать поэтику герои-ческого эпоса народа;

самостоятельно проводить иссле-дование художес-твенного своеобра-зия героического эпоса

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Пословицы и поговорки. (1 час)

6. Пословицы и поговорки.

Слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языка пословиц

Знать: пословицы на выбор наизусть; тема-тическое много-образие пословиц и поговорок

Уметь: отличать пословицу от поговорки

Еремин, 56

Миронова, 19

Скоркина, 9

Турьянская. 24

Коровина, 21

Аникина, 29, 247-249

Читаем… (23)

ДРЛ. (2 часа)

7. «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

Лекция, беседа, работа с текстами древнерусских произведений

Знать: основы христианской морали,

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Свободная работа с

текстами;  владение

монологической и

диалогической

речью.

Еремина, 62

Миронова, 20-23

Скоркина, 10

Турьянская, 31

Демиденко, 69, 71

Турьянская. 5-7 класс, 187-190, 193

Коровина, 30

Аникина, 32, 250

Читаем… (22)

8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Слово учителя, чтение, беседа

сочинение

Знать: структуру повести, образы

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать древнерус-ский текст

Владение

монологической и

диалогической

речью

Миронова, 23-26

Турьянская, 39

Еремина, 72

Демиденко, 85

Коровина, 36

Аникина, 37, 251

Амбушева, 54-59

Произведения русских писателей XVIII века. (2 часа)

9. М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшест-вия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Работа с учебником, чтение, беседа

Отрывок из «Оды…» наизусть

Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей»

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать тексты произ-ведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Еремина, 100

Миронова, 26

Скоркина, 12

Турьянская, 47

Турьянская. 5-7 класс, 194-198

Коровина, 42

Аникина, 40, 252-254

Читаем… (44)

10. Г.Р.Державин.Философские раз-мышления о смысле жизни и свободе творчества.

Лекция, чтение и анализ стихотворений

Знать: особен-ности поэтиче-ских произведе-ний поэта, их тематику

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать тексты произ-ведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Еремина, 111

Миронова, 29

Скоркина, 13

Турьянская, 53

Турьянская. 5-7 класс, 199-202

Коровина, 44

Аникина, 43, 254

Произведения русских писателей XIX века

11. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

Работа с учебником, чтение, беседа

Знать: понятие о поэме, о лите-ратурном герое, конфликте, элементах сюжета

Уметь: анализиро-вать текст, сравни-вать героев, выявлять авторскую позицию

Еремина, 139

Миронова, 32-39

Скоркина, 16

Турьянская, 60

Демиденко, 151

Турьянская. 5-7 класс, 203

Коровина, 46

Аникина, 48, 255

Читаем… (54)

12. А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Сообщения учеников, беседа, анализ

Отрывок из поэмы наизусть

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализиро-вать поэтическое произведение

Еремина, 151

Миронова, 39

Скоркина, 15

Турьянская, 63

Демиденко, 153

Турьянская. 5-7 класс, 205-208

Коровина, 49

Аникина, 51, 256

13. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Сравнительный анализ, беседа

Отрывок наизусть

Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Уметь: анализиро-вать поэтическое произведение, вы-делять смысловые части художественного текста, анали-зировать эпизод, сравнивать героев

Уметь участвовать в диалоге по про-читанному произ-ведению

Еремина, 126

Миронова, 41

Скоркина, 17

Турьянская, 71

Турьянская. 5-7 класс, 208-210

Коровина, 50

Аникина, 55, 257

Читаем.. (68)

14. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Анализ эпизода

Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозван-ство в понимании Пушкина

Уметь: анализиро-вать поэтическое произведение

Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы

Еремина, 135

Скоркина, 18

Турьянская, 74

Турьянская. 5-7 класс, 211

Коровина, 51

Аникина, 57, 64, 259

Читаем… (67)

15. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Лекция, беседа, проблемные вопросы и задания

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Еремина, 157

Егорова – 1 (6 класс), 132-137

Егорова – 2 (6 класс), 101-103

Читаем … 6 класс (46)

Турьянская. 5-7 класс, 110

Турьянская (6 класс), 66-68

Тест. 6 класс, 19

Игровые уроки. 7 класс, 32

Аникина, 60

16. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Анализ эпизода

+

(по желанию – сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию

17. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

Урок развития речи.

сочинение

Знать: содержание  и жанры изученных худ. произведений, их авторов, особенности творчества

Уметь: анализиро-вать худ. текст по заданным парамет-рам

Свободная работа с текстами;  владение

монологической речью

Турьянская, 80

Миронова, 40

Аникина, 66

18. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Лекция, беседа, чтение






Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Еремина, 174

Миронова, 45, 49-52

Скоркина, 19-22

Турьянская, 83, 88-99

Демиденко, 196

Турьянская. 5-7 класс, 215-222

Коровина, 55

Аникина, 65, 260

19. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Беседа, чтение

Наизусть отрывок из песни

Еремина, 181

Миронова, 52-54

Скоркина, 23

Турьянская, 99-104

Игровые уроки. 7 класс, 13

Аникина, 75, 262

20. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

Лекция, беседа, выразительное чтение

Наизусть одно из стихотворений

Знать: мастерство в создании художественных образов

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Еремина, 186

Миронова, 47

Скоркина, 25

Турьянская, 85

Аникина, 78, 263

21. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

Лекция, беседа, работа с книгой

Знать: содержание повести;

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопостав-лять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, осо-бенности изобра-жения человека и природы в повести

Уметь: самостоя-тельно делать выводы, строить рас-суждение на нрав-ственно-этические темы

Турьянская. 5-7 класс, 227

Миронова, 54, 63

Коровина, 60

Аникина, 80-90, 264

22. Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

Урок – сравни-тельный анализ




Знать: нравст-венную пробле-матику повести, средства раскрытия характеров героев

Миронова, 57

Аникина, 91, 97, 265

23. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Урок-семинар

Демиденко, 214

Игровые уроки. 7 класс, 41

Миронова, 60

Аникина, 266

24. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Урок развития речи

Сочинение

Знать: содержание повести; строение пись-менного выска-зывания

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Свободная работа с текстами, с до-полнительной ли-тературой, самос-тоятельный поиск информации на заданную тему

Миронова, 65

Аникина, 268

25. И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Лекция, беседа, работа с книгой

Знать: содержание понятия «пейзаж»



Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

Еремина, 218, 233

Миронова, 67-69, 74

Скоркина, 43

Турьянская. 5-7 класс, 234

Коровина, 65

Аникина, 98, 116-123, 268

26. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Лекция, беседа, работа с книгой

«Русский язык» (наизусть)

Знать: своеоб-разие стихот-ворений в прозе

Уметь: анализиро-вать поэтику сти-хотворений в прозе

Уметь: самостоя-тельно проводить исследование ху-дожественного своеобразия сти-хотворений в про-зе: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Еремина, 233

Миронова, 75

Скоркина, 44

Турьянская. 5-7 класс, 236

Аникина, 111, 270

27. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Беседа, чтение, анализ

Отрывок наизусть

Знать: сюжет и композицию поэмы

Уметь: анализиро-вать эпизод худо-жественного произ-ведения

Миронова, 77, 79-84

Еремина, 235-240

Скоркина, 47

Турьянская. 5-7 класс, 237

Коровина, 69

Аникина, 123-131, 271

28. «Размышления у парадного подъезда»

Лекция, беседа, проблемные задания

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

Еремина, 242

Миронова, 78

Скоркина, 48

Аникина, 131-138, 273

29. А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Цели: дать уч-ся представление о поэте; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллад, цельность хар-ра главного героя, образ Ивана Грозного

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образую природу баллад

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию

Уметь: участвовать в диалоге по про-читанному произ-ведению

30. М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопос-тавления генералов и мужика. Нравст-венное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Лекция, беседа, проблемные задания

Знать: содержание сказок, оп-ределение понятий «аллего-рия», «фантас-тика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Еремина, 251-258

Миронова, 84-90

Скоркина, 52

Турьянская. 5-7 класс, 239

Игровые уроки. 7 класс, 35

Коровина, 73

Аникина, 138-147, 274

31. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимо-отношений детей и взрослых.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Знать: что такое «автобио-графическая повесть»

Еремина, 278-287

Миронова, 95-99

Скоркина, 54

Коровина, 77

Аникина, 152, 276

32. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Знать: что такое самоанализ и само-оценка героя

Миронова, 99-102

33. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художест-венной детали; язык персонажей

Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

Еремина, 261

Миронова, 90

Скоркина, 55

Коровина, 80

Аникина, 162, 280

34. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Еремина, 262

Миронова, 92

35. Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышлен-ник».

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой

Еремина, 268

Миронова, 93-95

Аникина, 167, 280

36. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Анализ, беседа, работа с книгой

тест

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного про-изведения

Еремина, 267

Аникина, 168

«Край ты мой, родимый край…»

37. Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

Урок-концерт

Наизусть одно стихотворение на выбор

Знать: особен-ности поэтичес-кого текста

Уметь: анализиро-вать поэтический текст

Еремина, 272-275, 300

Миронова, 102

Демиденко, 229

Коровина, 86

Аникина, 173, 282

Произведения русских писателей XX века

38. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопони- мания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Анализ, беседа, работа с книгой

Знать: что называют психо-логическим рассказом

Уметь: выявить авторское отношение

Еремина, 290-297

Миронова, 113-116

Скоркина, 55

Демиденко, 269

Коровина, 84

Аникина, 169, 281

39. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: содержание понятия «деталь худо-жественного произведения»

Уметь: выделять смысловые части ху-дожественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина

Еремина, 297-300

Аникина, 171, 282

40. М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиогра-фический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изоб-ражение быта и характеров.

Лекция, беседа, работа с книгой

Знать: автоби-ографический характер повести, содержание повести; нравс-твенную проб-лематику

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Еремина, 302

Миронова, 104, 107

Скоркина, 58

РТ. 2-я часть, 1

Коровина, 89

Аникина, 177, 283

41. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Анализ, беседа, работа с книгой

сочинение

Знать: причины поступков героев

Уметь: давать ха-рактеристику лите-ратурному герою

Еремина, 303, 306, 313, 315.

Миронова, 107, 109-112.

42. «Легенда о Данко»  из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Анализ, беседа, работа с книгой

Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив

Уметь: найти черты романтического в легенде

Еремина, 315

Миронова, 151

Скоркина, 59

Демиденко, 272

Аникина, 184, 286

43. Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гумани-стический пафос произведения.

Урок внеклассного чтения

Знать: форми-рование отношения к событиям и героям рассказа

Сострадание и бессердечие как критерии нравст-венности человека.

Еремина, 319-325

Миронова, 117-120

Скоркина, 64

Демиденко, 272

РТ. 2-я часть, 8

Коровина, 94

Аникина, 198, 286

44. В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приклю-чение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихо-творения

Уметь: восприни-мать художественное новаторство поэзии Маяковско-го, понимать гума-нистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характе-ризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Еремина, 325

Миронова, 123

Скоркина, 60

РТ. 2-я часть, 4

Коровина, 98

Аникина, 189, 288

45. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

Слово учителя, ком-ментированное чтение

Наизусть стихотворение

Знать: содержание стихотворе-ния

Еремина, 328

Миронова, 125

Скоркина, 61

Аникина. 196

46. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Слово учителя, ком-ментированное чтение

Письменный ответ на вопрос

Знать: изобра-жение мира и человека в рассказе

Уметь: анализиро-вать поступки и характер главного героя

Внешняя и внут-ренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Еремина, 324-339

Миронова, 120-122

Скоркина, 64

Демиденко, 280

РТ. 2-я часть, 10

Коровина, 104

Аникина, 200, 288

47. Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ

Знать: способы создания поэтических образов.






Уметь: читать и анализировать поэтический текст

48. А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Слово учителя, выразительное чтение, анализ

«Снега потемнеют синие…» (наи-зусть)

Знать: тематику пейзажной лирики Твар-довского, ее мотивы – мотивы перемен, об-новления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос

Еремина, 342, 347-351

Миронова, 125-129

Коровина, 113

Аникина, 217, 289

Час мужества.

49. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

Слово учителя, выразительное чтение

Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

Знать о реализации военной тематики в РЛ

Еремина, 351

Скоркина, 67

Коровина, 115

Аникина, 219, 290

50. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Слово учителя, ком-ментированное чтение

Знать: понятия «рассказ» и «антитеза»

Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Эстетические и нравственно-эко-логические проб-лемы рассказа.

Еремина, 352

Миронова, 130-132

Скоркина, 67

РТ. 2-я часть, 17

Коровина, 119

Аникина, 208, 291

51. Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово учителя, ком-ментированное чтение

Знать творчество Носова, особенности его рассказов

Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Еремина, 355

Миронова, 132-134

Скоркина, 68

РТ. 2-я часть, 20

Коровина, 121

Аникина, 212, 291

52. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Урок-анализ

Уметь: анализиро-вать эпическое произведение

Ереимна, 356

Миронова, 135

Аникина, 215, 292

53. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Урок внеклассного чтения

Знать: психоло-гизм произве-дения, нравст-венный выбор героя и его мотив

Уметь: анализиро-вать поступки героев

Взаимовыручка как мерило нравс-твенности человека.

Еремина, 357

Миронова, 136-142

Скоркина, 71

РТ. 2-я часть, 26

Коровина, 130

Аникина, 216, 293

54. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Слово учителя, ком-ментированное чтение, беседа

Знать: публи-цистику, публи-цистические произведения

Еремина, 378

Миронова, 157-159

РТ. 2-я часть, 28

Коровина, 133

Аникина, 294

Писатели улыбаются (1 час)

55. М.М.Зощенко Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

Слово учителя, ком-ментированное чтение, беседа

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

«Тихая моя Родина…» (1 час)

56. Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся ту-ман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

Урок-концерт

Наизусть одно стихотворение на выбор

Знать: особен-ности лирики как рода лите-ратуры; литера-турные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение

Уметь: анализиро-вать тропы

Единство человека и природы.

Еремина, 367-378

Миронова, 143

Коровина, 135

Аникина, 223, 295

Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)

57. И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Чтение, анализ, сообщение

Знать содержание изучаемых произведений

Лирические раз-мышления о жиз-ни, времени и вечности.

58. Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмисти-шия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Сообщение, чтение, анализ,

Знать: особен-ности художест-венной образности дагестан-ского поэта

Уметь: анализиро-вать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

Зарубежная литература (5 часов)

59. Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о спра-ведливости и честности.

Сообщение, чтение, анализ,

сочинение

Знать: образ-настроение, образ-представ-ление

Уметь: вырази-тельно читать поэтический текст

Миронова, 145

Еремина, 114

Егорова. Заруб. лит-ра. 5-9 класс, 123

РТ. 2-я часть, 31

Коровина, 141

Аникина, 225, 296

60. Дж. Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

Чтение наизусть

Знать: вольно-любивая поэзия

Прославление подвига во имя свободы Родины.

Миронова, 146

Еремина, 122

Турьянская. 5-7 класс, 225

Егорова. Заруб. лит-ра. 5-9 класс, 126

РТ. 2-я часть, 32

Коровина, 142

Аникина, 227, 296

61. Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Чтение, анализ, беседа

Знать: жанры японской поэзии

Еремина, 276

Миронова, 147

Егорова. Заруб. лит-ра. 5-9 класс, 129

РТ. 2-я часть, 32

Коровина, 143

Аникина, 229, 297

Бережная, 8

62. О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Рассказ учителя, беседа, само-стоятельная творческая работа

Письменный ответ на вопрос «Как про-является ду-шевная красота героев?»

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать компо-зицию рассказа, выделять проблемы

Миронова, 148

Егорова. Заруб. лит-ра. 5-9 класс, 135

Игровые уроки. 7 класс, 95

РТ. 2-я часть, 35

Коровина, 148

Аникина, 237, 299

63. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Рассказ учителя, беседа

Знать: содержание рассказа

Егорова. Заруб. лит-ра. 5-9 класс, 98

64. Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом. Тест.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение

Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

РТ. 2-я часть, 38-45

Миронова, 149

Коровина, 88, 138, 152

Аникина, 123, 158, 205, 241, 300

Резерв

65-68.

Миронова, 149

Еремина, 380

Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм  литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

 Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой  (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический  характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас  Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

         

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: « Вольга и Микула Селянинович»,  «Садко» (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года»  (отрывок).

A.        С. Пушкин. « Медный всадник»  (отрывок), « Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов «(отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору), « Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива...». « Ангел «(по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

И. С. Тургенев.  «Русский язык».

Н. А. Некрасов.  «Русские женщины» (отрывок по выбору учащихся).

B.        А. Жуковский. « Приход весны». А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или « Благовест». И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.        В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  «Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. «Москвичи»).

C.        А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.        Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.        А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А.  С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A.        И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B.        Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.        А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.        Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.        П.Астафьев.Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A.        Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.        С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку,  или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери.  Все лето в один день.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...