Разработка урока литературы в 11 классе с мультимедийным приложением "Тема любви в творчестве А.И. Куприна".
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Анализ повестей "Олеся" и "Гранатовый браслет".

Скачать:


Подписи к слайдам:

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ
Причины обращения автора к теме любви
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества,продажных чувств,писатель создаётобразы,удивительные по красоте и силе примера идеальной любви.
Представления автора о том,какой должна быть идеальная любовь
«Для любви нужен особый талант,как для музыки,скульптуры,пения,стихот-ворства».
Какой представлена любовь в произведениях Куприна
Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья,чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна,как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Произведения в которых автор пишет о любви
«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.
«Олеся» – лесная сказка о любви главные герои, причины несостоявшегося счастья
В ранней прозе А.И.Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к своим лучшим произведениям : «В этом рассказе больше, чем в других моих рассказах, моей души»События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.
Распределение героев в рассказе
Повествование основано на противопоставлении героев
Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро.
Все остальные – люди отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитие
Олеся, Мануйилиха
Жители Полесья
Иван Тимофеевич
Ярмола
А рядом – природа, прекрасная во всех своих проявлениях
Главные герои
Олеся
Иван Тимофеевич
Прекрасный «естественныйчеловек», выражающий своюсущность в любви
Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на характере
«Большие,блестящие тёмные глаза,которым тонкие надлом-ленные посредине брови при-давали неуловимый оттеноклукавства,властности и наив-ности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий,под-вижный ум».
«Человек Вы хотя и добрый, но слабый…Доброта Ваша не хорошая,не сердечная.Слову Вы своему негосподин.Над людьми любите верхбрать,а сами им хотя и не хотите,ноподчиняетесь».
В характере героини слилисьгордость,независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утончённостьюпереживаний.
Он будто мягок,отзывчив и искренен.
Наделённая небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо проти-воречивые отношения с Иваном Тимофеевичем.
Иван Тимофеевич не в состо-нии разрушить стену,разделя-ющую духовный мир «дочери природы» и свой собствен-ный.
ОЛЕСЯ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ
ВЫВОД:
Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.
«Гранатовый браслет» - повесть о любви,которая бывает только раз в тысячу лет
«Один из самых благоуханных рассказов о любви – и…самых печальных» К.Г.Паустовский
В этом рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник,робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек,влюбляется в княгиню безнадёжно, беззаветно, безответно.Основная тема рассказа состоит в том,чтобы «показать духовно преображающую,просветляю- щую силу всепоглощающего чувства любви», как писал Куприн.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ
Княгиня Вера Николаевна-Благородная натура,тонко чувствующая возвышенное и прекрасное.Однако её «Я» погружено в некий самоус- покоенный сон.Красивая и холодная.-Вера «была строга и немно- го свысока любезна,незави- мо и царственно спокойна»-Она производит впечатле- ние равнодушной особы.
Телеграфист Желтков-Небогатый,малограмотный чиновник,робкий мечтатель и глубоко чувствующий че- ловек,одержим «сильной,как смерть,любовью» к княгине.-Любит Веру Николаевну тем испепеляющим чувством, которое «заключает в себе смысл жизни – всю вселен- ную!»
Княгиня Вера Николаевна
Телеграфист Желтков
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё!»
Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смер- ти.Благодарен той,которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, малень- кого человека,над суетным миром,миром несправедли- вости и злобы.
Позже князь Шеин признается жене :
«Для него(Желткова) не существует жизни без те-бя.Мне казалось,что я присутствую при громад-ном страдании,от которого люди умирают,и я да-же почти понял,что передо мною мёртвый чело-век.Понимаешь, Вера,я и не знал,как себя держать,что мне делать».
Желтков умирает,посылая восторженное благосло- вение прекрасной женщине : «Да святится имя Твоё»,но не умирает великое чувство, «поразившее» его.Оно становится причиной духовного воскрешения княгини,раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний,поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом».
Главные герои произведения проходят испытание любовью :
Княгиня
Телеграфист
Любовь – она чистая, высокая и недосягаемая мечта
Любовь – «крепка, как смерть…»Он выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранничество, обнаружило в нем могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памятник величия сердца простого человека
Куприн верит в чудо любви. Он проповедует её равной для всех.
« А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно! И я – рад! Начинается хорошая литература!»
А.М. Горький от повести был в восторге…
«НАВСЕГДА»
"Ты смешон с седыми волосами..." Что на это я могу сказать? Что любовь и смерть владеет нами? Что велений их не избежать? Нет. Я скрою под учтивой маской Запоздалую любовь мою –Развлеку тебя забавной сказкой, Песенку веселую спою. Локтем опершись на подоконник, Смотришь ты в душистый, темный сад. Да. Я видел: молод твой поклонник. Строен он, и ловок, и богат. Все твердят, что вы друг другу пара, Между вами только восемь лет. Я тебе для свадебного дара Присмотрел рубиновый браслет. Жизнью новой, светлой и пригожей, Заживешь в довольстве и в любви Дочь родится на тебя похожей. Не забудь же, в кумовья зови.
Твой двойник! Я чувствую заране – Будет ласкова ко мне она. В широте любовь не знает граней. Сказано: "Как смерть она сильна". И никто на свете не узнает, Что годами, каждый час и миг,От любви томится и страдает Вежливый, внимательный старик. Но когда потоком жгучей лавы Путь твой перережет гневный Рок, Я охотно, только для забавы, Беззаботно лягу поперек. Александр Куприн

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Тема любви в творчестве В.Маяковского"

Тема любви в лирике В.В.Маяковского.  Стихотворение  Лиличка! Вместо письма . Конспект урока, проведенного в 11 классе   с использованием элементов технологии творческих мастерских...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

Конспект урока по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве А.И.Куприна" (по повестям «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»)

Конспект урока составлен с целью проанализировать все три повести А.И. Куприна, сюжет произведений, дать характеристику главных героев каждой повести, работать над развитием устной речи учащихся спосо...

Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...