Урок литературы "От анализа текста к сочинению"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Кампф Марина Викторовна

 

Урок позволяет решить задачи:  

-- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

-- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_analiza_tek.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «От анализа текста к сочинению»

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

-- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (ответы учащихся).

(Презентация слайда №1)

Знать:

-- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

-- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

3. Этап обобщения и систематизации.

-- Сегодня мы будем работать с текстом Д. С. Лихачева. Что вы о нём знаете? (ответы учащихся).

При необходимости учитель использует дополнительный материал.

-- Текст, с которым мы будем работать, взят из книги  Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении – обращение к юным читателям, автор пишет:

«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Жизнь ученого была красива и достойна. В книге 46 писем, обращенных к молодёжи. Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты»

-- Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.

Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете проводить в двух исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания:

Задание №1

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

Задание №2

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа. Какова основная проблематика текста?

Работа над композицией сочинения по тексту.

-- Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией сочинения? (Построение сочинения).

Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

(Слайд №2)

При работе над сочинением необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных частей – вступительной, основной и заключительной.

В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
  2. Комментарий к одной из проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, её аргументация.

(Учащиеся читают и делают записи в тетрадях)

-- При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность: сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения, при этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема. Следовательно – самая большая часть – основная.

Задание №2.  (3 группы)

Первая группа пишет начало сочинения;

Вторая группа формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме;

Третья группа – заключение сочинения

Для выполнения задания учащиеся получают карточки- информаторы

5. Работа над аргументацией сочинения

        (Проверка домашнего задания)

--   Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.

В связи с этим вы, еще не зная содержания текста Д. Лихачева, работали дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих.

Зачитать свои аргументы.

6. Заключение

-- Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем еще необходимо работать?

(над логическими переходами от одной части сочинения к другой)

7. Этап рефлексии  

Слайд №3

-- Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения.

Мне понравилось на уроке, что я…

Я ощущал себя на уроке…

После урока я задумаюсь о…

Карточка – информатор №1

Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может  представлять собой:

А) собственно определение темы текста;

Б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;

В) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

Г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (…Так завершается статья… очерк… рассказ)

Карточка № 1

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

Карточка №2

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Какова основная проблематика текста?

Карточка – информатор №3

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному.

Также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного. Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена так:

1) Концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения)

3) Концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)  

Карточка – информатор №2

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…; по мнению автора…; публицист убежден в том, что…; автор заставляет задуматься о …; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…;  автор текста доказывает свою точку зрения…

        

МОУ Дальнезакорская СОШ

Тема урока:

«От анализа текста к сочинению»

(русский язык 11 класс)

Учитель русского языка и литературы: Кампф Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста

В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...

Разработка урока по русскому языку в 11 классе "От анализа текста к сочинению"

Тема урока: «От анализа текста к сочинению» Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г. Разде...

Конспект урока. От анализа текста к сочинению.

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). ...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....