Урок литературы "От анализа текста к сочинению"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок позволяет решить задачи:
-- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
-- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_analiza_tek.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «От анализа текста к сочинению»
- Организационный момент.
- Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
-- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (ответы учащихся).
(Презентация слайда №1)
Знать:
-- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
-- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
3. Этап обобщения и систематизации.
-- Сегодня мы будем работать с текстом Д. С. Лихачева. Что вы о нём знаете? (ответы учащихся).
При необходимости учитель использует дополнительный материал.
-- Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении – обращение к юным читателям, автор пишет:
«Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».
Жизнь ученого была красива и достойна. В книге 46 писем, обращенных к молодёжи. Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты»
-- Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.
Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете проводить в двух исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания:
Задание №1
Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?
Задание №2
Определить стиль текста. Доказать правильность ответа. Какова основная проблематика текста?
Работа над композицией сочинения по тексту.
-- Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией сочинения? (Построение сочинения).
Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.
(Слайд №2)
При работе над сочинением необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных частей – вступительной, основной и заключительной.
В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:
- Общая характеристика темы и проблематики текста.
- Комментарий к одной из проблем.
- Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
- Выражение собственной позиции, её аргументация.
(Учащиеся читают и делают записи в тетрадях)
-- При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность: сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения, при этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема. Следовательно – самая большая часть – основная.
Задание №2. (3 группы)
Первая группа пишет начало сочинения;
Вторая группа формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме;
Третья группа – заключение сочинения
Для выполнения задания учащиеся получают карточки- информаторы
5. Работа над аргументацией сочинения
(Проверка домашнего задания)
-- Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.
В связи с этим вы, еще не зная содержания текста Д. Лихачева, работали дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих.
Зачитать свои аргументы.
6. Заключение
-- Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем еще необходимо работать?
(над логическими переходами от одной части сочинения к другой)
7. Этап рефлексии
Слайд №3
-- Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения.
Мне понравилось на уроке, что я…
Я ощущал себя на уроке…
После урока я задумаюсь о…
Карточка – информатор №1
Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.
Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
А) собственно определение темы текста;
Б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
В) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
Г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (…Так завершается статья… очерк… рассказ)
Карточка № 1
Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.
В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?
Карточка №2
Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.
Какова основная проблематика текста?
Карточка – информатор №3
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному.
Также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного. Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена так:
1) Концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2) Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения)
3) Концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)
Карточка – информатор №2
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)…; по мнению автора…; публицист убежден в том, что…; автор заставляет задуматься о …; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…; автор текста доказывает свою точку зрения…
МОУ Дальнезакорская СОШ
Тема урока:
«От анализа текста к сочинению»
(русский язык 11 класс)
Учитель русского языка и литературы: Кампф Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста
В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе "От анализа текста к сочинению"
Тема урока: «От анализа текста к сочинению» Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г. Разде...
Конспект урока. От анализа текста к сочинению.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). ...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....