Поэтика новеллы Л. Толстого "После бала"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Разработка урока по программе А. Г. Кутузова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
по теме «Поэтика новеллы Льва Толстого «После бала»
Цель урока: 1 .обучить анализу художественного произведения
- Выявить изобразительно-выразительные средства, используемые Л.Толстым в новелле
- Показать умение Толстого изображать диалектику души
Доска: 1) Тема урока
- Иллюстрации к уроку (Эпизод на бале - танец полковника с дочерью, сцена на военном плацу), портрет Л.Толстого
- Литературные термины (записаны на доске) новелла, художественный мир, сюжет, художественная деталь
Домашнее задание к этому уроку.
- Прочитать новеллу Л.Толстого «После бала»
- Ответить (устно) на вопросы в конце произведения в учебнике.
- Кратко ответить (письменно) на вопрос «Неучастие в жестокости и во лжи -
форма протеста или способ выживания?»
- Подчеркнуть карандашом выражения, передающие атмосферу происходящего на военном плацу.
Записи на доске:
Диалектика души- изображение в литературе человеческого характера при проявлении внутренних противоречий. Эти противоречия являются основой роста и развития характера.
Поэтика-система художественных средств и приемов, используемых писателем при создании художественного мира произведений.
Диалектика - процесс движения и развития Лексическое значение слов
Контраст- резкая противоположность
Пассивный- не проявляющий активности, безучастный, вялый. Зависимый, лишенный самостоятельности.
Экзекуция- телесное наказание
Индивидуальные карточки ученикам
Карточка №1:Какая композиция называется «рамочной»?.
Карточка №2: Составь план по рассказу
Карточка №3: Изложи содержание понравившегося эпизода
1 .Организационный момент.
- Вступительное слово учителя: тема нашего урока -поэтика новеллы Льва Толстого «После бала». Обращаю ваше внимание на слово поэтика, записанное на доске.
*Что означает слово поэтика ? «Поэтика - ...
*Каков сюжет произведения? Изложите кратко. (Учащиеся в краткой форме излагают содержание рассказа)
- Как мы узнаем об этих событиях? Кто о них рассказывает?
*Как называется такое построение произведения, когда о происходящих событиях один из персонажей рассказывает о событиях, участником которых он сам был? («рамочная композиция», «рассказ в рассказе»)
- Запись в тетрадях : Композиция новеллы «рамочная».
- Какие два эпизода составляют основу сюжета?
*С чего начинается рассказ Ивана Васильевича?
* Какими изображены зал, губернский предводитель, его жена, Варенька и др. персонажи в первом эпизоде, в сцене бала?
- Найдите строки и прочитайте отрывок из рассказа, который передает атмосферу происходящего на балу.
- Выразительное чтение отрывка.
- Какие слова наиболее часто встречаются в прочитанном отрывке? (прилагательные). Как называется это изобразительно-выразительное средство? (эпитет)
- Запись в тетрадях: Автор использует эпитеты.
*Какая сцена на бале вызывает умиление не только Ивана Васильевича?
*Как выглядит полковник на бале? Опишите его.* Почему Вам легко его описать (Потому что Лев Толстой дает портретную характеристику персонажа)?*
Перескажите сцену танца близко к тексту. (Танец Вареньки с отцом).
9.Запись в тетрадях: В новелле дана портретная характеристика персонажей
*На какие детали в портрете полковника обращает наше внимание автор? (замшевая
перчатка, старинные сапоги с четырехугольными носками).
*Как называется прием, когда писатель акцентирует наше внимание на деталях?
10.Запись в тетрадях: Портретные характеристики дополнены художественными деталями.
- Почему так важна деталь в рассказе? (замшевая перчатка, в которой танцует полковник мазурку?)
- Лексико-орфографическая работа. Познакомимся с новыми словами
- экзекуция;
- контракт;
- пассивный;
- диалектика.
- .Переходим к эпизоду на военном плацу.
*Что там происходит?
- Какие слова и словосочетания передают атмосферу происходящего?
12. Найдите в тексте слова и предложения, передающие атмосферу происходящего на военном плацу.
- .Выборочное чтение слов и словосочетаний, передающих атмосферу происходящего при телесном наказании татарина.
14.Сравните сцену бала и сцену экзекуции. Какой основой прием употребил Л.Толстой, изображения две основные сцены рассказа.
15.Обратите внимание на иллюстрации к рассказу.
- Отличаются ли они друг от друга? Чем?
16. Запись в тетрадях: Основной художественный прием, положенный в основу новеллы - антитеза
*Кого из персонажей мы видим и на бале, и на экзекуции?
- Каким изображен полковник и на бале, и на плацу?
- Почему полковник, как будто любящий отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
*Что происходит с Иваном Васильевичем после увиденной экзекуции?
*Как он ее оценивает?
- Почему Иван Васильевич после случая на военном плацу отказывается от службы?
- Почему угасает любовь его к Вареньке?
*Неучастие во лжи, в жестокости - это форма протеста или способ выживания?
*Кто является главным героем новеллы? Почему? Каким показан характер, душа Ивана Васильевича?
17.Запись в тетрадях. Иван Васильевич не вмешался в происходящее на плацу. Его протест пассивен, он отказывается от воинской службы, решает противостоять жестоким обстоятельствам, не хочет в дальнейшей своей жизни участвовать в
жестокости и немилосердии. Если в сцене бала И.В.- восторженный, влюбленный молодой человек, то после бала это мужественный, способный на серьезные размышления и решения человек. Толстой показывает сложный, внутренне насыщенный человеческий характер в его развитии.
18. Слово учителя: Именно это и называется «диалектика души»
19.3апись в тетрадях : Толстой изображает «диалектику души» главного героя.
20 .Настало время вам ответить на вопрос, на который вы должны были ответить дома «Неучастие в жестокости и во лжи - форма протеста или способ выживания». Чтение ученических ответов (на этом этапе урока лучше опросить учащихся, кто на уроке меньше других отвечал и был менее активен)
21 .Подведение итогов урока.
- Подведение итогов урока: Сегодня мы определили те художественные средства, которые использовал Лев Толстой в рассказе «После бала», такой набор художественных средств называется поэтикой художественного произведения. А то, что вы записывали в своих тетрадях., позволит вам сейчас сделать обобщение по теме урока. Прочитаем то, что у нас получилось.
- Чтение записей, сделанных в ходе урока.
23. Итоги урока. Оценки.
- Домашнее задание на следующий урок:
1) «Для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» Согласны вы с этим мнением Толстого или нет, ответьте письменно на этот вопрос, свой ответ аргументируйте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумилина Л.П. Поэтика контраста. (А.Блок).
Статья об уроке, на котором исследуется своеобразие поэтики А.А.Блока, опубликована в еженедельной газете "Русский язык" ИД "Первое сентября" (2002 № 11). Подобные ур...
Роль сложных предложений в создании поэтики текста.
Показать, как сложные предложения создают поэтику текста (на примере ритмико-интонационного анализа)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери
На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-43217-1357829845.jpg)
Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".
Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788904-1462695061.jpg)
Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.
Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-788904-1462695061.jpg)
Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.
Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/07/picture-708676-1646676358.jpg)
Интерактивная мультимедийная библиотека с мультфильмами и сказками на татарском языке «Бала» — www.бала.рф
Интерактивная мультимедийная библиотека с мультфильмами и сказками на татарском языке «Бала» — www.бала.рф...
Комментарии
С удовольствием Вас
С удовольствием Вас поддерживаю. Успехов!
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Удачи.