Поэтика новеллы Л. Толстого "После бала"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Баграмян Анжела Юрьевна

Разработка урока по программе А. Г. Кутузова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagramjan._razrabotka_uroka._kurs_rja-35_1.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

по теме «Поэтика новеллы Льва Толстого «После бала»

Цель урока: 1 .обучить  анализу художественного произведения

  1. Выявить изобразительно-выразительные средства, используемые Л.Толстым в новелле
  2.  Показать умение Толстого изображать диалектику души

 Доска: 1) Тема урока

  1.  Иллюстрации к уроку (Эпизод на бале - танец полковника с дочерью, сцена на военном плацу), портрет Л.Толстого
  2.  Литературные термины (записаны на доске) новелла, художественный мир, сюжет, художественная деталь

Домашнее задание к этому уроку.

  1.  Прочитать новеллу Л.Толстого «После бала»
  2. Ответить (устно) на вопросы в конце произведения в учебнике.
  3. Кратко ответить (письменно) на вопрос «Неучастие в жестокости        и        во        лжи        -

форма протеста или способ выживания?»

  1.  Подчеркнуть  карандашом выражения, передающие атмосферу происходящего на военном плацу.

Записи на доске:

Диалектика души- изображение в литературе человеческого характера при проявлении внутренних противоречий. Эти противоречия являются основой роста и развития характера.

Поэтика-система художественных средств и приемов, используемых писателем при создании художественного мира произведений.

Диалектика - процесс движения и развития Лексическое значение слов

 Контраст- резкая противоположность

Пассивный- не проявляющий активности, безучастный, вялый. Зависимый, лишенный самостоятельности.

Экзекуция- телесное наказание

Индивидуальные карточки ученикам

Карточка №1:Какая композиция называется «рамочной»?.

Карточка №2: Составь план по рассказу

Карточка №3: Изложи содержание понравившегося эпизода

Ход урока

1 .Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя: тема нашего урока -поэтика новеллы Льва Толстого «После бала». Обращаю ваше внимание на слово поэтика, записанное на доске.

*Что означает слово поэтика ? «Поэтика - ...

*Каков сюжет произведения? Изложите кратко. (Учащиеся в краткой форме излагают содержание рассказа)

  1.  Как мы узнаем об этих событиях? Кто о них рассказывает?

*Как называется такое построение произведения, когда о происходящих событиях один из персонажей рассказывает о событиях, участником которых он сам был? («рамочная композиция», «рассказ в рассказе»)

  1.  Запись в тетрадях : Композиция новеллы «рамочная».
  1.  Какие два эпизода составляют основу сюжета?

*С чего начинается рассказ Ивана Васильевича?

* Какими изображены зал, губернский предводитель, его жена, Варенька и др. персонажи в первом эпизоде, в сцене бала?

  1. Найдите строки и прочитайте отрывок из рассказа, который передает атмосферу происходящего на балу.
  2.  Выразительное чтение отрывка.
  3. Какие слова наиболее часто встречаются в прочитанном отрывке? (прилагательные). Как называется это изобразительно-выразительное средство? (эпитет)
  4.  Запись в тетрадях: Автор использует эпитеты.

*Какая сцена на бале вызывает умиление не только Ивана Васильевича?

*Как выглядит полковник на бале? Опишите его.* Почему Вам легко его описать (Потому что Лев Толстой дает портретную характеристику персонажа)?*

Перескажите сцену танца близко к тексту. (Танец Вареньки с отцом).

9.Запись в тетрадях: В новелле дана портретная характеристика персонажей

*На какие детали в портрете полковника обращает наше внимание автор? (замшевая

перчатка, старинные сапоги с четырехугольными носками).

*Как называется прием, когда писатель акцентирует наше внимание на деталях?

10.Запись в тетрадях: Портретные характеристики дополнены художественными деталями.

  1.  Почему  так важна деталь в рассказе? (замшевая перчатка, в которой танцует полковник мазурку?)
  1. Лексико-орфографическая работа. Познакомимся с новыми словами
  1.  экзекуция;
  2.  контракт;
  3.  пассивный;
  4.  диалектика.
  1.  .Переходим к эпизоду на военном плацу.

*Что там происходит?

  1.  Какие слова и словосочетания передают атмосферу происходящего?

12. Найдите в тексте слова и предложения, передающие атмосферу происходящего на военном плацу.

  1.  .Выборочное чтение слов и словосочетаний, передающих атмосферу происходящего при телесном наказании татарина.

14.Сравните сцену бала и сцену экзекуции. Какой основой прием употребил Л.Толстой, изображения две основные сцены рассказа.

15.Обратите внимание на иллюстрации к рассказу.

  1.  Отличаются ли они друг от друга? Чем?

16. Запись в тетрадях: Основной художественный прием, положенный в основу новеллы - антитеза

*Кого из персонажей мы видим и на бале, и на экзекуции?

  1.  Каким изображен полковник и на бале,  и на плацу?
  2.  Почему полковник, как будто любящий отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

*Что происходит с Иваном Васильевичем после увиденной экзекуции?

*Как он ее оценивает?

  1.  Почему Иван Васильевич после случая на военном плацу отказывается от службы?
  2.  Почему угасает любовь его к Вареньке?

*Неучастие во лжи, в жестокости - это форма протеста или способ выживания?

*Кто является главным героем новеллы? Почему? Каким показан характер, душа Ивана Васильевича?

17.Запись в тетрадях. Иван Васильевич не вмешался в происходящее на плацу. Его протест пассивен, он отказывается от воинской службы, решает противостоять жестоким обстоятельствам, не хочет в дальнейшей своей жизни участвовать в

жестокости и немилосердии. Если в сцене бала И.В.- восторженный, влюбленный молодой человек, то после бала это мужественный, способный на серьезные размышления и решения человек. Толстой показывает сложный, внутренне насыщенный человеческий характер в его развитии.

18. Слово учителя: Именно это и называется «диалектика души»

19.3апись в тетрадях : Толстой изображает «диалектику души» главного героя.

20 .Настало время вам ответить на вопрос, на который вы должны были ответить дома «Неучастие в жестокости и во лжи - форма протеста или способ выживания». Чтение ученических ответов (на этом этапе урока лучше опросить учащихся, кто на уроке меньше других отвечал и был менее активен)

21 .Подведение итогов урока.

  1.  Подведение итогов урока: Сегодня мы определили те художественные средства, которые использовал Лев Толстой в рассказе «После бала», такой набор художественных средств называется поэтикой художественного произведения. А то, что вы записывали в своих тетрадях., позволит вам сейчас сделать обобщение по теме урока. Прочитаем то, что у нас получилось.
  1. Чтение записей, сделанных в ходе урока.

23. Итоги урока. Оценки.

  1. Домашнее задание на следующий урок:

1) «Для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» Согласны вы с этим мнением Толстого или нет, ответьте письменно на этот вопрос, свой ответ аргументируйте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П. Поэтика контраста. (А.Блок).

Статья об уроке, на котором исследуется своеобразие  поэтики  А.А.Блока,  опубликована в еженедельной газете "Русский язык" ИД "Первое сентября" (2002  № 11). Подобные ур...

Роль сложных предложений в создании поэтики текста.

Показать, как сложные предложения создают поэтику текста (на примере ритмико-интонационного анализа)....

Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".

Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.

Тема урока: Г.де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы.Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Познакомить одиннадцатикласснико...

Интерактивная мультимедийная библиотека с мультфильмами и сказками на татарском языке «Бала» — www.бала.рф

Интерактивная мультимедийная библиотека с мультфильмами и сказками на татарском языке «Бала» — www.бала.рф...


 

Комментарии

 Андрей Андрианович Канев

С удовольствием Вас поддерживаю. Успехов!

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Удачи.