ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ Л.П.ШУМИЛИНА, г.Московская обл.
ПОЭТИКА КОНТРАСТА В течение ряда лет я провожу уроки, посвященные писательскому мастерству. Цель таких уроков – показать своеобразие творческой манеры того или иного автора, помочь учащимся осознать эстетическую ценность языковых явлений, увидеть истоки образности и выразительности художественного текста. Предлагаю вниманию коллег-словесников один из таких уроков. На время короткой жизни А.Блока (1880–1921) пали важные исторические события в России. Какие? Взлеты и падения революции 1905 года, трагические события Ходынки и 9 января, свержение самодержавия и победа революции 1917 года. Ощущение исторических перемен, непримиримых противоречий действительности явилось определяющим для мироощущения Блока. Л.Д. Менделеева писала в своих воспоминаниях так: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаянья и пессимизма». Разителен контраст двух начал, боровшихся, но уживавшихся в одной человеческой душе. Устремленность навстречу проснувшейся жизни, восторг перед ее мощным, освежающим дыханием – и непреодолимый страх перед этой жизнью. Из записей в дневнике Блока: «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное, и бескрылое, и цыганское...». И через некоторое время: «Пока же – боюсь проклятой жизни, отворачиваю от нее глаза». Так оно и было, так и шло рядом – и то, и другое: Я коротаю жизнь мою, Мою безумную, глухую: Сегодня – трезво торжествую, А завтра – плачу и пою. Следовательно, один из существенных моментов мироощущения Блока состоял именно в восприятии противоречивости, контрастности жизненных явлений. И это ощущение он стремился передать в своем творчестве, и прежде всего в типе лирического героя. Лирический герой Блока многомерен. Его образ отличается богатством и сложностью чувств и помыслов, которые в нем сталкиваются, трагической борьбой противоречий. Герой Блока появляется перед нами и ...в стальной кольчуге, И на кольчуге крест... Он говорит о себе: Мечту торжественных объятий В священном трепете храню... И его же мы видели «пригвожденным к трактирной стойке», где он стоял «позорный и продажный, с кругами синими у глаз». Грани духовного мира лирического героя, казалось бы, несовместимы: от темы Родины до темы прожигания жизни, от величавой речи ратника на Куликовом поле: Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись! – до полушепота у трактирной стойки: А ты, душа... душа глухая... Пьяным-пьяна... Пьяным-пьяна... Для всего этого сложнейшего содержания Блоку надо было найти точное поэтическое выражение. И он нашел. И тип лирического героя, и сюжеты произведений, и композиция многих стихотворений и поэм, и лексика пронизаны ощущением контрастности, интонацией сопоставления. Все это позволяет говорить о характерной для Блока поэтике контраста. Первое же стихотворение Блока, которое открывает первый том, начинается резким контрастом: Пусть светит месяц – ночь темна. Пусть жизнь приносит людям счастье, – В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья. Резчайшим контрастом начинается и одно из самых последних стихотворений – «Скифы»: Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. «Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы» – предельно резкое противопоставление. По этому принципу построена вся поэма. Учащиеся находят и читают строфы, в которых принцип контраста проявляется наиболее ярко. Художественная идея нашла воплощение в ярких образах: нового мира – России и старого мира – Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть хранительницей культуры и прогресса. С поэтикой контраста связана и символика цвета в творчестве Блока. В его стихотворениях соседствуют два контрастных цвета – черный и белый, с помощью которых поэт передает свое ощущение противоречивости бурной и трагической эпохи: За море Черное, за море Белое, В черные ночи и белые дни. Чем ночь белее, тем чернее злоба. Это положение урока подтверждается многочисленными примерами, которые учащиеся находят в сборниках стихов. Все они свидетельствуют о стремлении поэта как бы столкнуть между собой крайние, полярные друг другу стороны тех явлений, о которых он говорит. Контрастность является основой композиции многих стихотворений Блока. Учащимся предлагается вспомнить и назвать такие стихотворения и поэмы («Скифы», «Инок», «Песня ада», «Анне Ахматовой», «Возмездие» и др.). Но в первую очередь называется стихотворение «Незнакомка». Его аналитическое перечитывание приводит к следующим выводам: первые шесть строф представляют собой картину ненавистного поэту страшного мира. С помощью выразительных художественных деталей Блок воссоздает удушливую атмосферу будничной повседневности. В этой части исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозаичность деталей. Все подчинено одной цели – показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной. Во второй части лексика, интонация, звучание стиха меняются. В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в образе загадочно-прекрасной женщины. Она пришла или приснилась – неясно, теряются конкретность изображения, ощущение реальности, и именно это спасает лирического героя от того, чтобы страшный и пошлый мир не вторгся в душу, не вытеснил из нее «сокровище», не отнял у поэта «ключ» к нему. Тот же принцип композиционного построения положен в основу стихотворения «Грешить бесстыдно, непробудно...», написанного в 1914 году. После выразительного чтения и коллективного анализа делается обобщение: Блок видел в России много привлекательных сторон. Но весь смысл стихотворения заключается в том, что в первой части беспощадно рисуются самые отвратительные черты старой купеческой России: пьянство, лицемерие, ханжество, жестокость, мошенничество. Этому посвящены пять строф стихотворения. В последних же двух строчках: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, – совершенно неожиданный поворот темы. Для чего Блок использует контрастную композицию? Чтобы показать силу своей любви к Родине, испытать ее на столкновении противоречий и в романтическом контрасте утвердить это чувство с наибольшей художественной силой. Какие же языковые средства использует поэт для реализации основного принципа поэтики? Для ответа на вопрос учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные строфы: Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда, Мудрено про тебя говорят: Для иных ты – и Муза, и чудо, Для меня ты – мученье и ад. Но больше нет ни слабости, ни силы, Прошедшее, грядущее – во мне. Все бытие и сущее застыло В великой, неизменной тишине. И я любил. И я изведал Безумный хмель любовных мук, И пораженья, и победы, И имя: враг; и слово: друг. Сделанные выводы об использовании антонимов дополняются следующими замечаниями: в творчестве Блока можно заметить довольно широкий круг антонимических пар, лексическое значение которых отражает темные и светлые стороны человеческого бытия, философские вопросы жизни и смерти: сила страсти – холод ума, люди – звери, забвенье – избранье, свет – тьма, свято – грешно, вражда – любовь, любовь – смерть и т.д. Для того чтобы слова-антонимы приобрели выразительность, необходимы особые явления, особый контекст. Учащиеся получают задание перечитать отрывок из «Пролога» к поэме «Возмездие» и выяснить, с какой целью текст насыщен антонимами, придающими ему яркость и выразительность. «Пролог» представляет обращение к художнику, художнику слова – поэту с напутствием познать мир. Но мир для Блока многомерен, полярен, противоречив, поэтому антонимы и служат для выражения авторского восприятия окружающего мира. До сих пор разговор на уроке шел о лексических антонимах, но Блок, как поэт контраста, часто использует контекстуальные антонимы, то есть слова, которые становятся антонимичными в определенном контексте. Ученики хорошо знают строчки из стихотворения «На железной дороге»: Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Блок использует метафоры синие и желтые (вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го класса); желтые и синие олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые и синие антонимичны слову зеленые; глагол молчали приобретает обобщенное значение, противоположное глаголам плакали и пели. Учащиеся находят контекстуальные антонимы в следующих строчках: Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет. Покоя – нет. Пора вернуться к прежней битве, Воскресни, дух, а плоть – усни! Антонимы служат для создания одного из самых распространенных стилистических приемов – антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но явление антонимии лежит в основе еще одной стилистической фигуры – оксюморона. Используя справочники по литературе, учащиеся дают определение этому понятию, которое дополняется следующим комментарием: основа создания оксюморона – соединение несоединимого. Суть его заключается в том, что предмет характеризуется с противоположных сторон. В состав оксюморона входят не собственно антонимы, а противоположные по значению слова различных частей речи, как разнокорневые (молодая старость, бедный богач), так и однокоренные (неизмеримое измерить, незабвенное забыть, блоковское – невозможное возможно) и ассоциативно противоположные слова (любить мучения; разлучив, сдружить; находить отраду в муке). С целью закрепления нового материала учащимся предлагается найти оксюморон в следующих отрывках из стихотворения Блока: 1. Ночь распростерлась надо мной И отвечает мертвым взглядом На тусклый взор души больной, Облитой острым, сладким ядом. 2. Ты мне знаком, наперсник мой двуликий, Мой милый друг, враждебный до конца. 3. Будь и ты моей любовью, Милый рыцарь, я стройна, Милый рыцарь, снежной кровью Я была тебе верна. 4. Да! с нами ночь! И новой властью Дневная ночь объемлет нас, Чтобы мучительною страстью День обессиленный погас, – И долгие часы над нами Она звенит и бьет крылами... 5. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка... 6. Вдруг вижу – из ночи туманной, Шатаясь, подходит ко мне Стареющий юноша... 7. «Красота страшна», – Вам скажут – Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан – в волосах. Итак, рассматривая тип лирического героя, композицию некоторых стихотворений, лексические средства и стилистические фигуры, мы пришли к выводу, что контраст является основным принципом поэтики Александра Блока. Эпоха бурь и тревог, когда все ярче обрисовывалась непримиримая борьба двух миров, определила закономерность обращения искусства к художественному контрасту. Поэт Л.Озеров в стихотворении «Есть в красках отзвуки и звуки», эпиграфом к которому поставлена блоковская строка – «Познай, где свет, поймешь, где тьма», – очень тонко и верно уловил основную черту поэзии Блока: В борьбе, в боренье тьмы и света – Исток контрастного письма... И для безумного поэта, И для холодного ума. Не вымысел, не прихоть – это Повелевает жизнь сама. Как блудный сын, что на колени Упал и вымолвил «прости», – Пройди по всем земным ступеням, Все из конца в конец пути. За эту правду светотени, Художник, жизнью заплати! |