Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Данная методическая разработка представляет опыт работы и преподавателя. и классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_duh-_nravst._vospit.docx | 56.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №57
Краснодарского края
Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся.
(Из опыта работы преподавателя русского языка
и литературы ГБОУ НПО ПУ№57КК
Толстяковой Валентины Степановны).
Ст.Ладожская
2013
Эпиграф: «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры
всего общества».
Д.С. Лихачев.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Образование – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в учебном заведении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь учащегося
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, определяются задачи духовно-нравственного воспитания:
- Развитие нравственного чувства сопереживания
-Развитие чувства ответственности за другого человека
-Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами морали
-Развитие чувства благодарения
и направления духовно-нравственного воспитания:
-спортивно-оздоровительное
-художественно-эстетическое
-патриотическое
-экологическое.
Уроки литературы, которые я преподаю, а также внеклассные мероприятия, проводимые мною как классным руководителем, позволяют в полном объеме реализовать указанные задачи.
Русская литература с древнейших времён, со «Слова о полку Игореве», как никакая другая литература в мире, несет высочайший духовно-нравственный заряд. Традиционными источниками нравственности являются также семья, труд, искусство, природа, Россия и, конечно же, малая родина.
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Усть-Лабинский район, да и ст. Ладожская, где расположено наше училище, представляют широкие возможности для формирования духовно-нравственной культуры учащихся. На территории муниципального образования Усть-Лабинский район много памятных исторических мест, культурных и православных религиозных учреждений, великолепная природа и самая главная ценность - люди!
В своей урочной и внеклассной работе я широко использую краеведческий материал.
Вот некоторые примеры.
При проведении устного журнала «Идут по войне девчата» одну страницу мы назвали «Живого победителя лицо» и пригласили на урок участницу Великой Отечественной войны, военного врача, Коваленко Анастасию Петровну, жительницу станицы Ладожской. Когда учащиеся не только со страниц книг и газет узнают о женщинах в годы Великой Отечественной войны, а видят и слышат живого участника тех суровых испытаний, на их лицах можно увидеть удивление и гордость, уважение к человеку - герою, живущему рядом, благодарение за мужество и бесстрашие, желание помочь этой женщине, окружить ее вниманием и заботой.
На уроке внеклассного чтения «Дети и война», кроме рассказов из книг о детях - разведчиках, детях-партизанах, о сыновьях полка учащиеся обязательно рассказывают о зверски расстрелянном гитлеровцами в декабре 1942г. пионере-герое М. Пинкензоне – ученике школы №1 г. Усть-Лабинска, могила которого находится на берегу Кубани, на втором полубастионе Александровской крепости. В числе других еврейских семей, приговоренных к расстрелу после захвата станицы Усть-Лабинской, Моисей (Муся) Пинкензон с родителями был выведен на высокий берег Кубани. Солдаты расставили людей вдоль железной ограды перед глубоким рвом. Увидев скрипку в руках Муси, офицер, руководивший расстрелом, приказал ему сыграть. Муся заиграл "Интернационал". Офицер сначала опешил, но потом отдал команду открыть огонь.
Учащиеся бывали на месте захоронения расстрелянных, у памятника М. Пинкензону, они представляют, что живут, возможно, на той улице, где жил юный герой, где играл в детстве, и Муся Пинкензон является для них примером бесстрашия, героизма, преданности своей маленькой родине.
При подготовке к классному часу на тему «Великие полководцы России» даю задание учащимся подготовить сообщение «Суворов и Усть-Лабинская земля». Задание вызывает удивление учащихся, но зато на классном часе звучит рассказ о пребывании Суворова на их малой родине: в 1778 году здесь было начато строительство Александровского редута, который являлся частью Кубанской кордонной линии, возведенной для охраны южных границ Российской империи под руководством командующего в то время Кубанским корпусом А. В. Суворова. Позже здесь была построена военная крепость, получившая название по своему географическому расположению Усть-Лабинская. В 1794 году при крепости донскими и черноморскими казаками была основана станица, которая впоследствии стала городом Усть-Лабинском.
А сегодня вместе с учащимися мы посещаем музей под открытым небом - исторический комплекс "Усть-Лабинская (Александровская) крепость на месте основания города. И огромное чувство гордости возникает у учащихся, ощущение великого подвига великого полководца на их родной земле.
Беседы с учащимися о красоте природы родного края, проведение сочинений по этой теме подтолкнули меня к мысли провести экскурсию по холлам, коридорам, музею собственного училища с приглашением местного художника, талантливого человека А.Ф. Слободчикова, картины которого являются гордостью нашего училища. Анатолий Федорович рассказывает о себе, о трудном детстве без отца, не вернувшегося с фронта, и самое главное о картинах, где изображена чудесная природа окрестных мест. Великий талант художника открывает учащимся новый взгляд на ту красоту, что их окружает и чего они раньше не замечали. И мысли учащихся о природе маленькой родины переносятся к природе России, всей Земли, к осмыслению необходимости ее сохранения и приумножения.
Кроме участия в перечисленных и им подобных формах работы с использованием местных материалов учащиеся нашего училища участвуют в митингах у памятников, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и у памятников воинам – интернационалистам, выпускают тематические стенгазеты к юбилейным датам района, участвуют в благотворительных акциях и других мероприятиях.
Все это позволяет мне сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в училище, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса
Цель воспитания: · Становление и развитие качеств личности направленное на формирование активной жизненной позиции.·...