Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Данная методическая разработка представляет опыт работы и  преподавателя.  и классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_duh-_nravst._vospit.docx56.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №57

Краснодарского края

Образ малой родины в духовно-нравственном воспитании учащихся.

                                               

                                                (Из опыта работы преподавателя  русского языка                      

                                                 и литературы ГБОУ НПО ПУ№57КК

                                                 Толстяковой Валентины Степановны).

                                                       Ст.Ладожская

2013

                Эпиграф: «Родной край, его история – основа, на которой только и      может  осуществляться рост духовной культуры

                                         всего общества».

                                                                                                             Д.С. Лихачев.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

   Образование – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в учебном заведении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь учащегося

 Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

   Исходя из вышесказанного,  определяются задачи духовно-нравственного воспитания:

- Развитие нравственного чувства сопереживания

 -Развитие чувства ответственности за другого человека

  -Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром в соответствии    с нормами морали

-Развитие чувства благодарения

и  направления духовно-нравственного воспитания:

 -спортивно-оздоровительное

  -художественно-эстетическое

  -патриотическое

  -экологическое.

   Уроки литературы, которые я преподаю, а также внеклассные мероприятия, проводимые мною как классным руководителем, позволяют в полном объеме реализовать указанные задачи.

 Русская литература с древнейших времён, со «Слова о полку Игореве», как никакая другая литература в мире, несет  высочайший духовно-нравственный заряд. Традиционными источниками нравственности  являются также семья, труд, искусство, природа, Россия и,  конечно же, малая родина.

     Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». 

    Усть-Лабинский район,  да и ст. Ладожская,   где расположено наше училище,  представляют широкие возможности для формирования духовно-нравственной культуры учащихся. На территории муниципального образования Усть-Лабинский район много памятных исторических мест, культурных и православных религиозных учреждений, великолепная природа и самая главная ценность - люди!

       В своей урочной и внеклассной работе я широко использую краеведческий материал.

       Вот некоторые примеры.

      При проведении устного журнала «Идут по войне девчата» одну страницу мы назвали «Живого победителя лицо» и пригласили на урок участницу Великой Отечественной войны, военного врача, Коваленко Анастасию  Петровну, жительницу станицы Ладожской. Когда учащиеся не только со страниц книг и газет узнают о женщинах в годы Великой Отечественной войны, а видят и слышат живого участника тех суровых испытаний, на их лицах можно увидеть удивление и гордость, уважение к человеку - герою, живущему рядом, благодарение за мужество и бесстрашие, желание помочь этой женщине, окружить ее вниманием и заботой.

     На уроке внеклассного чтения «Дети и война», кроме рассказов из книг о детях - разведчиках, детях-партизанах, о сыновьях полка учащиеся обязательно рассказывают о зверски расстрелянном гитлеровцами в декабре 1942г. пионере-герое М. Пинкензоне – ученике школы №1 г. Усть-Лабинска, могила которого  находится на берегу Кубани, на втором полубастионе Александровской крепости.  В числе других еврейских семей, приговоренных к расстрелу после захвата станицы Усть-Лабинской, Моисей (Муся) Пинкензон с родителями был выведен на высокий берег Кубани. Солдаты расставили людей вдоль железной ограды перед глубоким рвом. Увидев скрипку в руках Муси, офицер, руководивший расстрелом, приказал ему сыграть. Муся заиграл "Интернационал". Офицер сначала опешил, но потом отдал команду открыть огонь.

    Учащиеся бывали на месте захоронения расстрелянных,  у памятника М. Пинкензону, они представляют, что живут, возможно, на той улице, где жил юный герой, где играл  в детстве, и Муся Пинкензон является для них примером бесстрашия, героизма, преданности своей маленькой родине.

     При подготовке к  классному  часу  на тему «Великие полководцы России» даю задание учащимся подготовить сообщение «Суворов и  Усть-Лабинская земля». Задание вызывает удивление учащихся, но зато на классном часе звучит рассказ о пребывании Суворова  на их малой родине: в 1778 году здесь было начато строительство Александровского редута, который являлся частью Кубанской кордонной линии, возведенной для охраны южных границ Российской империи под руководством командующего в то время Кубанским корпусом А. В. Суворова. Позже здесь была построена военная крепость, получившая название по своему географическому расположению Усть-Лабинская. В 1794 году при крепости донскими и черноморскими казаками была основана станица, которая впоследствии стала городом Усть-Лабинском.  

     А сегодня вместе с учащимися мы посещаем  музей под открытым небом - исторический комплекс "Усть-Лабинская (Александровская) крепость на месте основания города. И огромное чувство гордости возникает у учащихся, ощущение великого подвига великого полководца на их родной земле.

     Беседы с учащимися о красоте природы родного края, проведение сочинений по этой теме подтолкнули меня к мысли провести экскурсию  по холлам, коридорам, музею собственного училища с приглашением местного художника, талантливого человека А.Ф. Слободчикова, картины которого являются гордостью  нашего училища.  Анатолий Федорович рассказывает о себе, о трудном детстве без отца, не вернувшегося с фронта, и самое главное о картинах, где изображена чудесная природа окрестных мест. Великий талант художника открывает учащимся новый взгляд на ту красоту, что их окружает и чего они раньше не замечали. И мысли учащихся о природе маленькой родины переносятся к природе России, всей Земли, к осмыслению необходимости ее сохранения и приумножения.

Кроме участия в  перечисленных и им подобных формах работы с использованием местных материалов учащиеся нашего училища участвуют в митингах у памятников, погибшим в годы Великой Отечественной войны,  и у  памятников воинам – интернационалистам, выпускают тематические стенгазеты к юбилейным датам района, участвуют в благотворительных акциях и других мероприятиях.

Все это позволяет мне сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в  училище,  помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает  найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины

.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса

Цель воспитания: ·         Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.·...