Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Сценарий урока + презентация, видео для презентации загружено отдельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
media_urok_zhuravli.rar | 503.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера.
Учитель – Снопова Людмила Анатольевна.
Предмет – Литература.
Тема – Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»
Тип урока: изучение нового материала, размышление.
Форма урока: работа в группе
Продолжительность занятия – 45 минут.
Класс – шестой.
Образовательное учреждение – МОУ - СОШ села Батурино
Асиновского района Томской области.
Цели:
общие – познакомить учащихся с произведением Н.Заболоцкого “Журавли”; побудить учеников к размышлению о непреходящих ценностях, о воле к борьбе, стойкости, об утверждении силы духа, любви к жизни, к природе, о деятельной доброте; подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;
частные – продолжать работу по развитию и формированию навыков анализа поэтического текста.
Задачи занятия:
- Образовательные – учить работать с текстом; выделять в нем главную информацию.
- Развивающие – развивать умения самостоятельной работы; развивать аналитическое мышление и речь учащихся.
- Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к русской литературе, к природе, братьям нашим меньшим.
Учебно-методическое обеспечение: В.Я. Коровина, учебник - хрестоматия по литературы, 6 класс, 1 часть. Москва, «Просвещение», 2005
Медиапродукт. – операционная среда «Windows XP», программа для создания видеофильмов Windows Movie Maker, программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word
Вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала,
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран.
Технологии, методы:
- ИКТ
- РКМЧП
- Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы
Сценарий - подробное описание медиапродукта.
№ слайда | Содержание |
1 | Тема урока (слайд № 1). |
2 | Словарная работа (слайд № 2). |
3 | Видеофильм (слайд № 3). |
4 | Эпиграф к уроку (слайд № 4). |
5 | Беседа по содержанию стихотворения(слайд № 5, 6, 7, 8). |
6 | Работа с языковыми средствами (слайд № 9, 10). |
7 | Вывод (слайд № 11). |
8 | Домашнее задание (слайд № 12). |
Последовательные кадры презентации
Смена слайдов происходит по щелчку.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Позволяет повысить мотивацию к обучению.
- Расширяет и углубляет информационный материал.
- Повышает эффективность усвоения учебного материала.
- Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.
- Развивает наглядно-образное мышление
Карта занятия:
Комментарий хода урока | Время (мин.) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент | 1 | Дисциплина, организованность | ||
Введение в тему урока | 1 | 1 | Внимание | Любознательность, культура эмоций, активность, точность речи |
Словарная работа | 2 | Внимание, память. | Любознательность | |
Видеофильм | 4 | 3 | Дисциплина, организованность, внимание, память | Активность, любознательность, восприимчивость к новому, культура эмоций |
Знакомство с эпиграфом. | 5 | 3 | Дисциплина, организованность, внимание. | Аргументированность Точность речи |
Чтение стихотворения “Журавли” | 2 | Внимание | Культура эмоций, переживаний | |
Беседа. Детям предлагается ответить на вопросы по прослушанному стихотворению. | 15 | 5, 6, 7, 8 | Внимание, мышление. | Логика, мышление, сотрудничество, развитие речи. |
Работа с языковыми средствами. Учитель предлагает объяснить, какие чувства рождают строки стихотворения, и найти средства выразительности. | 10 | 9, 10 | Внимание, точность речи. | Рефлексивность, аргументированность, ясность речи, активность |
Рефлексия. Вывод учащихся. | 5 | Внимание | Логика, развитие речи, интерес | |
Домашнее задание | 2 | Внимание Память | Ответственность |
Ход занятия:
Эпиграф к уроку:
Чтоб себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы.
Василий Фёдоров
Организационный момент (слайд №1)
Давайте поговорим о таком серьёзном предмете, как мироздание. Мироздание — здание мира. (Это слово и расшифровка показаны на слайде.) Как правильно построить здание мира? Всё в мире связано друг с другом — и самое обыкновенное, и самое величественное. Чтобы человеку жилось хорошо на планете Земля, надо с Миром жить в мире.
Нельзя просто так, без надобности, без меры рвать первоцветы, нельзя для забав убивать птиц. Надо, чтобы природа не “валялась, — по словам Заболоцкого, — в страшном беспорядке”.
Будем говорить сегодня о добрых делах, о природе, о любви к природе на примере стихотворения Николая Заболоцкого “Журавли”. Поразмышляем вместе с поэтом о духовных ценностях, о воле к борьбе, об утверждении силы духа, о любви к жизни. Посмотрите внимательно фильм.
Стадия вызова (слайд №2)
Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений, озёра, степи, луга, моря…. Ни у одного животного на земном шаре не запрограммировано предварительной боязни или ненависти по отношению к человеку. И только сам человек своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли. Журавли внесены в “Красную Книгу” как очень редкий, исчезающий вид.
Чтение стихотворения “Журавли”
Н.Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце... Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.
Постараемся быть умными читателями. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Выступим в роли исследователей. Наша задача — открыть потаённый, глубинный смысл стихотворения. А уже потом, в процессе чтения, постараемся выделить в тексте “картины”, которые рисует поэт.
Беседа по содержанию стихотворения (слайд № 5, 6, 7, 8).
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Что же можно увидеть, представить, когда читаешь стихотворение «Журавли»?
(Я вижу жаркую страну — Африку, и журавлей, которые покидают её.)
- Причинила ли эта чужая страна вред птицам?
(Нет, она им дала пристанище, пищу, может быть, не совсем такую, как дома, но дала.)
- Дорога очень дальняя. Очень важно не сбиться с пути. Кто руководит полётом?
(Полётом руководит вожак. Это старый журавль, который хорошо знает дорогу домой.)
- А почему автор называет стаю “немногочисленным народом”?
(Да потому, что журавлей мало осталось на Земле.)
- Что же случилось над “прозрачным озером”?
(“Прозрачное озеро”, то есть чистое, доброе озеро, оказалось обманчивым. Там птиц подстерегала беда, “чёрное дуло”.)
- Что за рубашка из металла была на вожаке? Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах?
(Появляется тема памяти. "Золотого зарева пятно" - это своеобразный памятник погибшему журавлю).
- Почему природа возвратила молодым птицам силу "в искупленье собственного зла"? Ведь зло совершила не природа, а человек?
- Почему "частица дивного величья" с высоты обрушилась на нас? Значит "мы" тоже внизу, там, где зло, где "черное дуло" в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать "правильные" ответы ).
Анализ стихотворения. Работа с языковыми средствами (слайд № 9, 10).
Картинный план | Движение чувств | Художественные средства |
1. “Вёл вожак свой... народ” | Радость возвращения, восхищение красотой птиц. | Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл. |
2. “Чёрное зияющее дуло...” | Тревога, страх, напряжение. | Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. |
3. “Луч огня ударил...” | Гнев, боль, отчаяние. | Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола? |
4. “Журавли рванулись...” | Испуг, горе. | Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну |
5. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина). | Стойкость, мужество, гордость. | Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”). |
6. “Вожак... погружался...” | Печаль, гордость. | Звукопись: |
Вывод делают учащиеся (слайд № 11).
Какие открытия вам удалось сделать?
- Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
- Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
- Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
- В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.
- Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.
- Люди не должны быть злыми, они ведь люди!
Обобщающее слово учителя.
Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих духовных ценностях, которые от “былого поколенья переходят, молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю, адресованы эти строки.
Домашнее задание (слайд № 12).
Выучить стихотворение наизусть.
Список литературы
- Озеров Л.А. Страна русской поэзии. В начале было «Слово» (Николай Заболоцкий) / — М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 1996.
- Из декларации обэриутов / Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М.: Педагогика-Пресс, 1995.
- Особенности лирики Заболоцкого / ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. — М.: Эксмо, 2009.
- www.krassota.com/zivotnie.htm
- www.zdesvsyo.ru/photo
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы"
Стихотворение Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы" не входит в перечень обязательных для изучения произведений. Но строки, написанные зрелым мастером, способны затронуть не только умы, но и сер...
Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс
Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...
Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...
Стихотворение Н.А.Заболоцкого"Журавли"
Урок-практикум по анализу лирического стихотворения реализует технологию уровневой дифференциации (Пикан В.В.)Целевые ориентации:- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.- Дозирова...
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".
В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...