Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Сценарий урока  + презентация, видео для презентации загружено отдельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл media_urok_zhuravli.rar503.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием компьютера.

Учитель – Снопова Людмила Анатольевна.

Предмет – Литература.

Тема  Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»

Тип урока: изучение нового материала, размышление.

Форма урока: работа в группе

Продолжительность занятия – 45 минут.

Класс – шестой.

Образовательное учреждение – МОУ - СОШ села Батурино

Асиновского района Томской области.

Цели:

общие – познакомить учащихся с произведением Н.Заболоцкого “Журавли”; побудить учеников к размышлению о непреходящих ценностях, о воле к борьбе, стойкости, об утверждении силы духа, любви к жизни, к природе, о деятельной доброте; подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;

частные – продолжать работу по развитию и формированию навыков анализа поэтического текста.

Задачи занятия:

  1. Образовательные – учить работать с текстом; выделять в нем главную информацию.
  2. Развивающие – развивать умения самостоятельной работы; развивать аналитическое мышление и речь учащихся.
  3. Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к русской литературе, к природе, братьям нашим меньшим.

Учебно-методическое обеспечение: В.Я. Коровина, учебник - хрестоматия по литературы, 6 класс, 1 часть. Москва, «Просвещение», 2005

Медиапродукт. – операционная среда «Windows XP», программа для создания видеофильмов Windows Movie Maker, программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word

Вид мадиапродукта:  наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран.

Технологии, методы:

  1. ИКТ
  2. РКМЧП
  3. Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы

Сценарий - подробное описание медиапродукта.

№ слайда

Содержание

1

Тема урока  (слайд № 1).

2

Словарная работа (слайд № 2).

3

Видеофильм (слайд № 3).

4

Эпиграф к уроку (слайд № 4).

5

Беседа по содержанию стихотворения(слайд № 5, 6, 7, 8).

6

Работа с языковыми средствами (слайд № 9, 10).

7

Вывод (слайд № 11).

8

Домашнее задание (слайд № 12).

 Последовательные кадры презентации

           

Смена слайдов происходит по щелчку.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Позволяет повысить мотивацию к обучению.
  2. Расширяет и углубляет информационный материал.
  3. Повышает эффективность усвоения учебного материала.
  4. Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.
  5. Развивает наглядно-образное мышление

Карта занятия:

Комментарий хода урока

Время (мин.)


слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

1

Дисциплина,

организованность

Введение в тему урока

1

1

Внимание

Любознательность, культура эмоций, активность, точность речи

Словарная

 работа

2

Внимание, память.

Любознательность

Видеофильм

4

3

Дисциплина, организованность,

внимание, память

Активность, любознательность, восприимчивость

к новому, культура эмоций

Знакомство с эпиграфом.

5

3

Дисциплина, организованность,

внимание.

Аргументированность

Точность речи

Чтение стихотворения “Журавли”

2

Внимание

Культура эмоций, переживаний  

Беседа. Детям предлагается ответить на вопросы по прослушанному стихотворению.

15

5, 6, 7, 8

Внимание, мышление.

Логика, мышление, сотрудничество, развитие речи.

Работа с языковыми средствами. Учитель предлагает объяснить, какие чувства рождают строки стихотворения, и найти средства выразительности.

10

9, 10

Внимание, точность речи.

Рефлексивность,

аргументированность, ясность речи,

активность

Рефлексия. Вывод учащихся.

5

Внимание

Логика, развитие речи, интерес

Домашнее задание

2

Внимание

Память

Ответственность

Ход занятия:

Эпиграф к уроку:

Чтоб себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы.

Василий Фёдоров

Организационный момент (слайд №1)

       

 Давайте поговорим о таком серьёзном предмете, как мироздание. Мироздание — здание мира. (Это слово и расшифровка показаны на слайде.) Как правильно построить здание мира? Всё в мире связано друг с другом — и самое обыкновенное, и самое величественное. Чтобы человеку жилось хорошо на планете Земля, надо с Миром жить в мире.

Нельзя просто так, без надобности, без меры рвать первоцветы, нельзя для забав убивать птиц. Надо, чтобы природа не “валялась, — по словам Заболоцкого, — в страшном беспорядке”.

Будем говорить сегодня о добрых делах, о природе, о любви к природе на примере стихотворения Николая Заболоцкого “Журавли”. Поразмышляем вместе с поэтом о духовных ценностях, о воле к борьбе, об утверждении силы духа, о любви к жизни.  Посмотрите внимательно фильм.

Стадия вызова (слайд №2)

     Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений, озёра, степи, луга, моря…. Ни у одного животного на земном шаре не запрограммировано предварительной боязни или ненависти по отношению к человеку. И только сам человек своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли. Журавли внесены в “Красную Книгу” как очень редкий, исчезающий вид.

Чтение стихотворения “Журавли”

        Н.Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце... Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.

Постараемся быть умными читателями. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Выступим в роли исследователей. Наша задача — открыть потаённый, глубинный смысл стихотворения. А уже потом, в процессе чтения,  постараемся выделить в тексте “картины”, которые рисует поэт.

Беседа по содержанию стихотворения (слайд № 5, 6, 7, 8).

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Что же можно увидеть, представить, когда читаешь стихотворение «Журавли»?

(Я вижу жаркую страну — Африку, и журавлей, которые покидают её.)

  1. Причинила ли эта чужая страна вред птицам?

(Нет, она им дала пристанище, пищу, может быть, не совсем такую, как дома, но дала.)

  1. Дорога очень дальняя. Очень важно не сбиться с пути. Кто руководит полётом?

(Полётом руководит вожак. Это старый журавль, который хорошо знает дорогу домой.)

  1. А почему автор называет стаю “немногочисленным народом”?

(Да потому, что журавлей мало осталось на Земле.)

  1. Что же случилось над “прозрачным озером”?

(“Прозрачное озеро”, то есть чистое, доброе озеро, оказалось обманчивым. Там птиц подстерегала беда, “чёрное дуло”.)

  1. Что за рубашка из металла была на вожаке? Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах?

 (Появляется тема памяти. "Золотого зарева пятно"  - это своеобразный памятник погибшему журавлю).

  1. Почему природа возвратила молодым птицам силу "в искупленье собственного зла"? Ведь зло совершила не природа, а человек?
  2. Почему "частица дивного величья" с высоты обрушилась на нас? Значит "мы" тоже внизу, там, где зло, где "черное дуло" в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать "правильные" ответы ).

Анализ стихотворения. Работа с языковыми средствами (слайд № 9, 10).

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1. “Вёл вожак свой... народ”

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл.

2. “Чёрное зияющее дуло...”

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал.

3. “Луч огня ударил...”

Гнев, боль, отчаяние. 

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

4. “Журавли рванулись...”

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну

5. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”).

6. “Вожак... погружался...”

Печаль, гордость.

Звукопись:
А
заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Вывод делают учащиеся  (слайд № 11).

Какие открытия вам удалось сделать? 

  1. Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
  2. Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
  3. Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
  4. В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.
  5. Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.
  6. Люди не должны быть злыми, они ведь люди!

Обобщающее слово учителя.

Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих духовных ценностях, которые от “былого поколенья переходят, молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю, адресованы эти строки.

Домашнее задание (слайд № 12).

Выучить стихотворение наизусть.

Список литературы

  1. Озеров Л.А. Страна русской поэзии. В начале было «Слово» (Николай Заболоцкий) / — М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 1996.
  2. Из декларации обэриутов / Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М.: Педагогика-Пресс, 1995.
  3. Особенности лирики Заболоцкого / ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. — М.: Эксмо, 2009.
  4. www.krassota.com/zivotnie.htm
  5. www.zdesvsyo.ru/photo

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы"

Стихотворение Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы" не входит в перечень обязательных для изучения произведений. Но строки, написанные зрелым мастером, способны затронуть не только умы, но и сер...

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"...

Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...

Стихотворение Н.А.Заболоцкого"Журавли"

Урок-практикум по анализу лирического стихотворения реализует технологию уровневой дифференциации (Пикан В.В.)Целевые ориентации:- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.- Дозирова...

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...