Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли". 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Данная разработка поможет преподавателю в обучении анализу лирического стихотворения учащихся 6 класса. За основу анализа взят материал из книги Натальи Беляевой "Уроки постижения лирики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_zhuravli_n.a.zabolockogo.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

            Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли» в 6 классе.

Учитель Васильева В.М.- МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР              

     Тема: Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли»

     Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

     Цели урока:

     1. Обучающая. Изучение и закрепление новых знаний, восприятие лирического произведения, умение видеть авторское отношение, видеть эстетическую функцию языковых средств, умение самостоятельно определять размер стихотворения.

     2. Воспитывающая. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, любви к природе, видеть и ценить красоту.

     3. Развивающая. Владение техникой грамотного чтения, техникой выразительного чтения, умение грамотно строить монологические высказывания, развитие речи, мышления.

     Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Использованные ресурсы: Наталья Беляева «Уроки лирики»

                                                          Ход урока:

     1. Организация класса.

     2. Проверка домашнего задания.

         1. Сообщение учащихся о творчестве Н.А.Заболоцкого.

         2. Дополнение учителя

3. Чтение стихотворения «Журавли» учителем.

Журавли

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

1948

4. Анализ.

1. Перечитайте первую и вторую строфы стихотворения "Журавли". Какие слова и выражения, художественные средства поэтической речи помогают нам отчетливее представить эту картину? Подберите к ним синонимические ряды. (Отеческая земля  - Родина; утопая в небе  - легко, свободно, опираясь на воздух; серебряные крылья  - светлые, легкие, но прочные, как из металла; широкий небосвод  - безграничное свободное пространство; долина изобилья  - место, где всего много)

2. Почему третья строфа начинается союзом "но"? Как меняется настроение в этой строфе? Какие чувства у вас появляются? (Тревога, страх, напряжение.)

3. Какая антитеза помогает нам понять ужас и несправедливость происходящего? ("Озеро, прозрачное насквозь"  - символ чистоты и красоты природы, и "черное зияющее дуло"  - символ приближающейся смерти ).

4. Что происходит с журавлем в четвертой строфе?

5. Какие средства находит поэт, чтобы передать выстрел?

6.  В чем пространственная антитеза четвертой строфы? (Полет  - паденье.)

7. Почему поэт называет журавля "частица дивного величья"? (Журавль был частью "дивного величья", красоты и гармонии природы. Его неожиданная, несправедливая гибель нарушила эту гармонию и красоту. И сделал это человек.)

8. Что поэт заставляет почувствовать читателя? (Страданье от жестокости, гнев и боль от непоправимого, чудовищного поступка; не просто убили журавля, а разрушили единство, красоту и гармонию природы .)

9. Подсчитайте, сколько раз повторяется каждый согласный звук в пятой строфе? (д  - 4, в  - 6, к  - 3, р  - 8, л  - 6, г  - , м  - 2, н  - 8, х  - 2, б  - 1, с  - 2, т  - 1, ф  - 1, ш  - 1 ). С какой целью поэт чаще всего повторяет звуки р, л, в, н ? (  Может быть, потому что некоторые из них есть в слове "выстрел").

10. Какие метафору и сравнение и с какой целью использует поэт в пятой строфе? ("Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну").

11. Какие звуковые картины создают настроение пятой строфы?

12. В чем отличие звуковых картин четвертой и пятой строф?

13. Изменилась ли авторская интонация в шестой - седьмой строфах? Каким стало настроение? Почему светлым? (Горько, больно, когда кто-то умирает, но жизнь не кончается. Это один из вечных законов жизни и искусства, когда на смену старому приходит новое, хотя это всегда горько и грустно.)

14. Почему природа возвратила молодым птицам силу "в искупленье собственного зла"? Ведь зло совершила не природа, а человек?

15. Что за рубашка из металла была на вожаке?

16. Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах? (Появляется тема памяти. "Золотого зарева пятно"  - это своеобразный памятник погибшему журавлю).

17. Каково поэтическое пространство стихотворения? Как поэт добивается реализации своей поэтической антитезы  - "полет  - паденье"? (Для поэта символ красоты и гармонии в природе  - высота, небо. Там хорошо, спокойно, вольно, в небе можно утопать, наслаждаясь полетом. Подтверждению этой мысли служат поэтические образы  - "широкий небосвод", "крылья", "высота", "вышина", "там, где движутся светила". Только там, наверху, живет "гордый дух, высокое стремленье, воля непреклонная к борьбе". И эти высоты созвучны молодости, которая тоже должна парить в небе. Другой поэтический символ  - паденье, низ, дно. Там, "в кустах", притаилось "черное зияющее дуло"; неповторимые образы создаются выражениями "частица дивного величья обрушилась", "холодная волна", "погружался медленно на дно". Диалектически соединились в поэтических образах символы "верх и низ", так как внизу не только смерть, зло, но и "отеческая земля", "долина изобилья"; "озеро, прозрачное насквозь")

18. Почему "частица дивного величья" с высоты обрушилась на нас? Значит "мы" тоже внизу, там, где зло, где "черное дуло" в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать "правильные" ответы ).

19. Только ли о журавлях это стихотворение? Какие жизненные ситуации могли, по-вашему, привести к созданию такого произведения?

20. Какие образные картины, созданные поэтом, позволяют нам разделить текст на несколько частей?

21. С каким настроением нужно читать каждую часть? (Первая - вторая строфы  - свободно, легко, спокойно, величественно, рисуя интонациями дивную, величавую картину; третья - пятая строфы  - создавая голосом настроение тревоги, горя, скорби, отчаяния; изображая интонационно неожиданность, внезапность удара; шестая - седьмая строфы  - светло, спокойно, возвышенно, с некоторым пафосом; восьмая строфа  - грустно, горько, но без отчаяния.

5. Образ журавля в мировой литературе.

1. «Ивиковы журавли»

Еще в Древней Греции образ журавлей имело особое значение. Сохранился фразеологизм «Ивиковы журавли». Что же он означает? Это мы узнаем после знакомства с одной легендой:

- Ивик – реальное историческое лицо. Это поэт, музыкант Древней Греции.

Ивик. Жизнь и легенда

Ивик – древнегреческий лирик VI века до н.э. О жизни Ивика почти ничего не известно. Родился в древнегреческой колонии Регий (южная Италия). Сообщается, что ему предлагалась должность у тирана Регии, но Ивик покинул город из-за ненависти к тиранам и деспотам. Вел жизнь странника.

Упоминается надпись на захоронении, согласно которой Ивик умер в своем родном городе. Существует, однако, легенда, согласно которой Ивик погиб по дороге в Коринф, куда шел на Истмийские игры. Он был защитником слабых и обездоленных, чем вызвал сильное недовольство властей. Опасаясь восстания, правители наняли шайку убийц, чтобы избавиться от поэта-заступника, чье влияние на народ было очень сильным.

Подкараулив Ивика в лесу, бандиты жестоко расправились над поэтом, тщательно проследив, чтобы не было свидетелей происходящего. Умирая, Ивик посмотрел в небо и увидел стаю журавлей. «Будьте моими мстителями!» — воззвал он к ним и умер. Разбойники только посмеялись. Затем они пошли в город, смотреть состязания, до которых так и не дошел Ивик. Сидя в театре, один из разбойников увидел пролетающих журавлей и обратился к товарищу с шуткой: «Вот летят мстители Ивика». Это было услышано, публика заволновалась, сказавшего схватили, начался допрос, и разбойники признались в содеянном. Они были казнены, а ивиковы журавли стали нарицательным образом, символом правды. Фраза «ивиковы журавли» вошла у древних греков поговорку, имея смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства. Несколько веков спустя, в 1797 г., немецкий поэт Фридрих Шиллер написал балладу под названием «Ивиковы журавли», пересказывающую этот легендарный сюжет.

- Итак, фраза «ивиковы журавли» стала фразеологизмом. Каково же его значение? (Это символ правды, фраза имеет смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства).

2. Журавли в культуре Японии

Семь богов Удачи (яп. Ситифуку-дзин) — семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Очень часто изображаются в виде фигурок нэцкэ. Они вобрали в себя «гремучую смесь» древних культур Востока. Начиная с индийских божеств, перешедших и трансформированных в китайской культуре и заимствованных позже японцами. Некий «испорченный телефон» выявил в богах качества, столь востребованные в Китайской и Японской традиции. Среди этих семи фигурок есть Дзюродзин — бог долголетия, изображается в виде старика с посохом Сяку (или Шаку), к которому прикреплен свиток мудрости и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим саке. В свитке Дзюродзина хранятся сведения о всех существах, живущих на земле, тайны долголетия и бессмертия. О символах Дзюродзина: Журавль. Символ бдительности, долголетия, мудрости, преданности, чести. Этими качествами журавль наделяется в Китае и Японии. Наблюдения натуралистов показали, что журавль, из-за своего страха перед неожиданностями, всегда спит с камнем в лапе, чтобы не заснуть слишком глубоко. Когда камень выпадает из его лапы, журавль пробуждается. Журавль, из клюва которого сыпется песок: говори только в подходящее время и в подходящем месте. символ молчаливости, означающий, что мы должны быть острожны в том, что говорим, где говорим, когда и кому. Это еще один образ предусмотрительности, приписываемый журавлю. Наполняя свой клюв песком и неосторожно высыпая его, он производит шум и тем самым выдает себя. Журавль, поедающий змей: доставляя удовольствие своему желудку я приношу пользу своей стране. Символ патриотизма. Говорят, что между журавлями и змеями существует врожденная антипатия. Журавли отыскивают змеиные норы и поедают их обитателей, тем самым очищая от змей местность, в которой они обитают. В Египте и Фессалии, где обитало множество змей, убийство журавля считалось тяжким преступлением и каралось смертной казнью. Кроме того, журавли хорошо приручаются и дорожат обществом человека - рядом с его жилищем они привыкли строить свои гнезда.

3. В Древнем Египте журавль- символ преданности и уважения к родителям. В самом деле, в египетской иероглифической письменности похожая птица предстает (из соображений фонетики) как знак «сын».

4. Памятники журавли(показ презентации)

5. Расул Гамзатов Стихотворение «Журавли». Чтение учителем. Прослушивание песни

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: написать дома сочинение "Поэтические контрасты в стихотворении Н. Заболоцкого "Журавли".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение анализ стихотворения в 5-6 классах.

Проект предназначен для помощи учителю, ученикам и родителям (для самостоятельной работы) в написании сочинения по анализу стихотворения в 5-6 классах....

Анализ стихотворения в 5-6 классе

Анализ стихотворения в 5-6 классе...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...