Урок литературы с использованием ИКТ ("Хотлист") Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Колбасова Елена Васильевна

Урок – объяснение нового материала  с ипользованием элементов методики  «Хотлист»   и  презентации Power Point

Цель: сформировать представление о хронотопе как о композиционной особенности,   отражающей авторский замысел и идею произведения.

Задачи:

познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. В. Гоголя на   примере повести «Ночь пред Рождеством»;

формировать умение использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; самостоятельно отбирать, анализировать и представлять информацию: выделять ключевые слова, определять тему, отделять основную информацию от второстепенной, фиксировать необходимую информацию из прочитанного, обобщать содержащуюся в тексте информацию;

 формировать отношение к Интернету как к средству самообразования и саморазвития;

развивать аналитические умения при работе с художественным текстом и Интернетом,  умение выявлять и сопоставлять контрастные детали, сцены, образы;

воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_noch_pered_rozhdestvom.rar862.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – объяснение нового материала  с ипользованием элементов методики  «Хотлист»   и  презентации Power Point

  Колбасова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 6 классе

Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя

 «Ночь перед Рождеством».

Цель: сформировать представление о хронотопе как о композиционной особенности,   отражающей авторский замысел и идею произведения.

Задачи: 

 - познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. В. Гоголя на   примере повести «Ночь пред Рождеством»;

  - формировать умение использовать различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; самостоятельно отбирать, анализировать и представлять информацию: выделять ключевые слова, определять тему, отделять основную информацию от второстепенной, фиксировать необходимую информацию из прочитанного, обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- формировать отношение к Интернету как к средству самообразования и саморазвития;

- развивать аналитические умения при работе с художественным текстом и Интернетом,  умение выявлять и сопоставлять контрастные детали, сцены, образы;

     - воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.

Предварительная работа:

  1. Составить цитатный план эпизода описания Петербурга;
  2. Выписать цитаты, характеризующие украинский хутор: природу, обычаи, поведение;

3.   Используя тематический список ссылок  (Приложение 1), письменно ответить на вопросы и выполнить задания     (Приложение 2).

  1. Выписать из текста повести приметы места и времени изображаемых событий.

  Рекомендации к использованию презентации.  презентация Microsoft Power Point, слайды открываются поэтапно в качестве иллюстрации выводов, резюмируя ответы детей.  

                                                           

Ход урока: 

1. Беседа с классом.

Учитель: Вы дочитали до конца повесть «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, которая входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении. ( Ученики высказывают свое отношение к прочитанному, обмениваются впечатлениями.)

Учитель: В самом названии повести есть указание на место и время происходящих событий – ночь перед Рождеством. Что вы знаете об этом времени? Какие поверья связаны с этой ночью? ( Считается, что в  эту ночь

нечистая сила последние часы имеет какое-то влияние, поэтому часто гадают. В эту ночь раньше колядовали. И т. д.).

Учитель: Почему же Гоголь выбрал именно это время для своих героев и событий?  (Ответы детей)

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, понять замысел одного из самых загадочных писателей, мы исследуем время и пространство в повести.

 - Как называется  художественное время и пространство? (Хронотоп)

Запись темы урока. (Слайд 1)

 2. Ответы на вопросы домашнего задания.

Учитель:  Каким может быть изображаемое время в художественном произведении?  (Ответы детей резюмируем: создаются образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (конкретная эпоха, исторические события), космического ( представления о вечности и вселенской истории), календарного и суточного

(день и ночь, будни и праздники).

Учитель:  Каким может быть  художественное пространство? (Делаем вывод из ответов учащихся: автор может показывать образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического,  реально видимого и изображаемого). (Слайд2)

В тетради ученики записывают информацию в виде схемы.

Учитель:      Пространство и время в повести выполняет сюжетообразующую роль: события разворачиваются в Диканьке, затем переносятся в Петербург и вновь – в Диканьку, где все происходящее завершается, организуя   кольцевую композицию произведения. (Слайд 3)

Как можно охарактеризовать время и пространство в повести? (Ответы учащихся). Вывод:     В повести  указано конкретное время событий: ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю.  

Время, в которое происходят события в Диканьке, вынесено в заглавие,  в нём содержится прямое указание на праздник (Рождество) время суток (ночь), следовательно, его можно охарактеризовать как календарное.

     Место также названо – Малороссия, Диканька и Петербург. Это реально существующие населённые пункты, обозначенные на географической карте. Таким образом, художественное пространство в повести конкретное.      В "Ночи…"   указано  время -  XVIII век, время царствования  Екатерины II; изображены реальные исторические личности -  Потемкин и Фонвизин. Следовательно,  это художественное время  можно охарактеризовать как историческое (конкретная эпоха). Художественное время  в повести завершённое: рождественская история закончена, Вакула и Оксана счастливы, у них растет чудесный сын, и кузнец занимается своим любимым делом — рисованием.  (Поэтапное открытие слайда 4).

В тетрадь заносится схема.

Учитель: Как Н.В.Гоголь описывает хутор близ Диканьки? Какими чувствами проникнуто описание? (Ученики зачитывают подготовленные эпизоды). (Слайд 5) В повести Гоголь вдохновенно изобразил чудесную украинскую природу с ее раздольными степями и чудными снежными зимами, описал простой  украинский народ, его верования и традиции.      Представлено много ярких картин украинского народного быта. Гоголь живописно изображает деревенские колядки, разгульное веселье парубков и девчат после трудового дня накануне Рождества. И все это наполнено поэзией, музыкой, яркими красками и неподдельной, искрящейся радостью.

Учитель: Каким предстаёт Петербург на страницах повести?

(Ответы детей)

(Слайд 6) Мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замкИ. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск - и больше ничего. В “Ночи перед Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем. Петербург - это место, где процветают разные искусства - и в том числе искусства интриг и  лицемерия.         Символично, что в столицу Вакула попадает с помощью черта, то есть Петербург связывается Гоголем со злом, с нечистой силой, которая из мира родной природы, «веселости, искренней, непринуждённой», переносит героя в холодный, лицемерный, чопорный город.

Учитель:  Как отозвался об этой повести А. С. Пушкин?  

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами такая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

Найдите значение слов «чопорность», «жеманство» в Толковом словаре. (Ребята объясняют значения слов)

Учитель: Где мы видим чопорность, жеманство? (Во дворце: блеск, роскошь и   фальшь, корыстолюбие,  чопорность, жеманство. (Слайд 7) В тетрадь заносится схема.

Учитель: Таким образом, в повести изображено два мира: светлый, жизнерадостный мир Диканьки и холодный, чопорный Петербург, куда и попасть-то можно только на чёрте. Какое высказывание литературоведа С.И.Машинского очень точно характеризует эти два мира? (Ответы детей: «Светел, безоблачен поэтический мир, в котором живут кузнец Вакула и прелестная Оксана. Неслыханна красота её и беспредельна его любовь к ней. Но рядом с этим светлым миром существует другой мир, в котором главенствуют раболепие и корысть, лукавство и высокомерие. В резко обличительном контрасте сталкивает фантазия писателя образ народной Украины и официальный лик екатерининского Петербурга») (Слайд 8). Запись в тетради.

Учитель: Создавая произведение, писатель непременно отражает в нём своё отношение к героям, событиям, природе. Чтобы понять, что хотел сказать нам автор, необходимо знать  его биографию, те события, которые  формировали его мировоззрение. Как вы думаете, какие  этапы    жизни Гоголя  повлияли на его восприятие родной Украины и Перербурга?

 (Ответы учащихся).

Учитель:

       Изображая время и пространство в повести, Н.В.Гоголь отразил свои жизненные впечатления и переживания, повлиявшие на его мировоззрение.

        Первый мир, Диканька, не просто конкретное место, а тот сказочный мир детства, где всё привычно и понятно, где добро побеждает зло.  Это мир, блещущий удивительно яркими красками, чудесная украинская природа с ее раздольными степями и чудными снежными зимами,  живёт здесь простой  украинский народ  со своими верованиями и традициями, все это наполнено поэзией, музыкой, яркими красками и неподдельной, искрящейся радостью. Жизнерадостным, добрым чувством наполнены картины народной жизни. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, какой она должна быть и какой представляется народу в его мечтах. Он вневременной, вечный, как вечна борьба добра и зла, как любовь и  искусство,  изгоняющие зло из жизни людей, вызывающие к нему отвращение. Не случайно  время – «ночь перед рождеством» - вынесено автором в заглавие: это последняя ночь, когда нечистая сила (зло) имеет возможность вторгаться в жизнь людей, происходит борьба добра и зла, гордыни и истинной любви. Ночь проходит – наступает Рождество и Добро побеждает.

        Другой мир - Петербург XVIII века, времени царствования  Екатерины II. Это город, потрясающий своей красотой и величием, но великолепие его зловещее.  Человек чувствует беспомощность и страх перед шумом, грохотом, домами, «поднимающимися из земли» и «устремляющими на него свои бесчисленные и огненные очи». Во дворце – роскошь и блеск, за которыми раболепие, высокомерие и фальшь. Петербург - это место, где процветают разные искусства - и в том числе искусства интриг и  лицемерия. Петербург у Гоголя — это нереальное  царство чинов и вещей, царство роскоши и власти.  ( Слайд 9).

                   В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» изображено          два мира: мир сказки, веселья, любви и мир расчетливости, лицемерия и равнодушия. Эти два мира противопоставлены друг другу.

Итог урока:  (Записывается в тетрадь). Хронотоп в повести «Ночь перед Рождеством»  состоит из двух частей, которые являются воплощением представлений Н.В.Гоголя об идеальном мире и  отражают его отношения к реальности, к Петербургу, образ которого впервые появился    в этом произведении. (Слайд 10).

Домашнее задание:  1. Написать сочинение  на тему  «Картины народной жизни и изображение Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 2. В программе  Microsoft Offise Publisher  создать схемы, зарисованные на уроке или иллюстрации к своему сочинению.

Приложение 1

 Тематический список ссылок по теме «Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

www.prosv-ipk.ru

www.vupkro.ru

www.glinka.ru

www.russofile.ru

googol.lit-into.ru

revizor.net

www.foxdesign.ru

 http://www.ruthenia.ru

  http://www.klassika.ru

      1.  Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие /  Л.В.Чернец. – М., «Академия», 1999.

      2.  Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков, Е.А.Шкловский.- М.:

           Педагогика-Пресс, 1998.

      3. Золотусский И.  Гоголь в Диканьке. – М., ЭКСМО, 2007

 

Приложение 2

Вопросы

 (Для выполнения заданий учащиеся распределяются на 5 групп)

  1. Что такое хронотоп? (все)

  2. Каким может быть изображаемое время в художественном произведении?  (1 группа)

  3. Каким может быть изображаемое  место в художественном произведении? (2 группа)

  4.  Найдите описания тех мест, где прошли детство и юность Гоголя.

(3 группа)

   5. Что пришлось пережить Н.В.Гоголю в начале своей жизни в Петербурге? (4 группа)

   6.  Как отозвался А.С.Пушкин о сборнике «Ночь перед Рождеством»? (5 группа)

    7. Найдите отзывы критика  С.И.Машинского (и др.)  о «Ночи перед Рождеством». (5 группа).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

Урок в 5-м классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

Урок литературы в 5-м классе " Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством".  На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К к...

Конспект урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»Тип урока: урок изучения нового материала...

Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-М КЛАССЕ

Представлен опыт реализации использования видеофрагментов мультипликационного фильма в процессе изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5-м классе...


 

Комментарии

Колбасова Елена Васильевна

Этот урок отмечен Дипломом Iстепени в республиканском конкурсе "ИКТ в творчестве педагога" в 2010 году.