Творческие детские работы
книга по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Святое слово «мать»...
(дневниковые записи)
14 ноября 1999 года.
Вчера на уроке литературы учитель попросил назвать Самое дорогое для нас слово... Просто и сложно одновременно. Какое же? «Родина»? «Мир»? «Любовь»? «Мама»! Ведь самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что о именем этим связано и само понятие жизни. Это слово не может не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет. Его лепечет дитя, в колыбели, о любовью произносит юный отрок и глубокий старец. Мать является душой мира, ее началом и бесконечностью.
15 ноября 1999 года.
Воспоминания, одно другого заманчивей, зароились в голове... Вот мамино лицо, склонившееся ко мне. Она что-то говорит, улыбается, ласково гладит мои волосы... А это кто? Нарядная, с огромным белым бантом, очень волнуясь, я иду в первый класс. А мамина теплая, немного шершавая рука сжимает мои пальцы... Плачу, кричу от обиды!.. А рядом она... Успокаивает, обнимает и тоже.... плачет. Место мамы в моей жизни особое. Я всегда несу ей свою боль и радость и нахожу понимание. Нет предела ее любви, нежности. Добрая, чуткая, терпеливая, Чувствует малейшее движение детской души, поэтому испытываю состояние полнейшей защищенности и покоя. Ни у кого нет таких мудрых глаз, от взгляда которых становиться хорошо и спокойно на душе.
17 ноября 1999 года
Сегодня в школе концертная программа Стихи и песни о женщинах. Какие они все разные! Учителя, агрономы, строители, сестры милосердия в госпиталях.
Но все — матери, дарующие планете Земля новые жизни. И как же волнуются, рвутся из груди сердца, когда жизни эти отнимает война. Первое слово ребенок сказал :
— Мама!
Вырос. Солдатом пошел на вокзал:
— Мама!
Вот он в атаке на дымную землю упал:
— Мама!
Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал
— Мама!
В муках, испытаниях человек зовет мать и верит, что она слышит его, сострадает, спешит на помощь. Материнская любовь окрыляет, придает силу слабому, сомневающемуся. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, обратилось на всех окружающих, погибло бы зло, а красота, радость и счастье заиграли бы всеми красками радуги!
23 ноября 1999 года
Прочитала статью об одной известной актрисе. Иностранные корреспонденты задали ей несколько неожиданный вопрос о том, кто для нее самый любимый человек. Она тихо ответила: « Мама». Все притихли, никто не мог не согласиться с ней.
Любовь к матери заложена в нас самой природой, и это чувство живет в человеке до конца его дней. Я думаю, что ценность личности определяют по ее отношению к матери. С уважением и признательностью смотрю на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей матери и почтительно оберегающего ее старость.
27 ноября 1999 года
Со мною радуясь, скорбя,
Извечно рядом шла ты...
Скажи мне, мама, для себя
Когда-нибудь жила ты?
Мама! Как мало порой мы воздаем тебе должное, стесняемся открыто выражать свою любовь и благодарность. Теперь я понимаю, что быть дочерью -- это тоже высокое предназначение, которое состоит в том, чтобы вовремя успеть сказать, что всей своей жизнью, счастьем, успехом я обязана тебе. Все, что во мне хорошего,- это от тебя! Если я справлялась с неудачами, то силу мне давала ты!
В сегодня мама привела меня, Смогу ль помочь дойти до завтра ей?..
Бушма Алина
Письмо Маме
Здравствуй, моя милая, дорогая, родная мамочка!
Вот наконец-то выдалась свободная минутка, и я пишу тебе. Сама понимаешь, война ведь! Да, идет война, ужас и горе которой описать невозможно. Здесь за каждым углом поджидает костлявая старуха-смерть. Гибнут отцы, мужья, сыновья...
У нас в госпитале относительно спокойно: мы далеко от линии фронта, но наплыв раненых не позволяет передохнуть ни секундочки. Сердце щемит, глядя на их раны, кровь, страдания...
Сейчас уже ночь, можно сказать, что наступил «тихий час». Я сижу в палате номер семь. Тут лежат бойцы, идущие на поправку, поэтому можно услышать смех, веселую шутку.
Вчера к нам привезли одного офицера, пришлось ампутировать обе ноги. И знаешь, как только пришел в себя, стал звать маму.
Господи, человек прошагал полжизни, завел семью, познал горечь потерь и радость побед, но в самую трудную минуту жизни он вспоминает ни Жену, ни детей, ни товарищей, а маму, родного и близкого человека, способного на великую, всепрощающую любовь к своему сыну.
Мамочка, я чувствую свою вину, что редко пишу, но не обижайся, родная, в мыслях я всегда с тобой, в нашем доме или сквере напротив.
Помнишь, мне было, наверное, лет пять. А какой-то мальчишка бросил в меня камень. Ты прижала меня к себе, пыталась успокоить, но сама плакала, приговаривая: «Ну, малыш, не плачь, пожалуйста! Солнышко мое, не плачь!»
А по утрам ты нежно и ласково будила меня в школу, а я притворялась, что сплю. Но тебя-то не проведешь! И ты начинаешь щекотать мои ножки, прекрасно зная, что этого я не выдержу, соскочу с кровати и обниму тебя крепко-крепко. Любимая, как бы мне хотелось вернуть все это!
Я помню твои глаза в день моего шестнадцатилетия В них были счастье и слезы, радость и грусть. Да, мамочка, взрослеют дети, и ты уже заранее переживала o том, что придет время и выпорхнут они из твоего гнезда, словно птицы.
Твоя фотография всегда со мной. Я помню каждую морщинку, маленькую ямочку на подбородке, небольшое светло-коричневое пятнышко на левой щеке. Твои темные короткие волосы чуть тронуты сединой. Но это вовсе не из-за возраста! Это лишь из-за переживаний и тревог за меня
Мамочка, моя родная! Мне так хочется поскорее увидеть тебя, обнять, поцеловать. Если бы ты только знала, как Я скучаю по тебе. У меня, наверное, никогда не хватит слов, чтобы рассказать, как сильно я тебя люблю и как мне тебя не хватает
Я знаю, что тебе сейчас трудно, но, пожалуйста, не сдавайся, будь сильной, береги здоровье и живи Живи ради нас, своих детей!
А я обязательно вернусь. Я выстою, мама, я крепкая, твои письма поддерживают меня, твоя любовь оберегает меня
Целую тебя, родная ,и крепко-крепко обнимаю.
Твоя Светлана.
Равлик Светлана
Самый дорогой человек
В сознании каждого человека на всю жизнь запечатляется воспоминание детства, навсегда сохраняются яркие картины, образы. С самого раннего детства нас окружают любовь и ласка наших матерей. Мать не только носит ребёнка под сердцем, даёт ему жизнь, не досыпает ночей, чтобы дитя было здоровым, жизнерадостным, счастливым, но и важный животворный корень, который даёт человеку силу, мудрость, нравственные богатства... Мать не только рожает, она творит неповторимую человеческую личность. С её молоком мы впитываем силы для жизни, борьбы, любви. Мамины руки помогают нам крепко встать на ноги, сделать первый шаг. Ловко и умело она ведёт нас по жизни, оберегая от невзгод, болезней, неудач.
У М.Горького есть такие слова: «Вся гордость мира от матерей... Без матери нет ни поэта, ни героя!». А без моей матери не было бы меня. Она - самый лучший человек на свете, самый верный друг, который может помочь мне в трудную минуту. У меня мама красивая и очень трудолюбивая. Со всеми домашними делами мама справляется быстро и ловко. Я её очень люблю, и она меня тоже, но любовь мамы ко мне не просто слепое обожание, потому что она хочет, чтобы я вырос настоящим человеком. Для меня найдутся и добрые слова, и строгие требования.
Только очень жаль, что с каждым годом у мамы появляется всё больше и больше морщинок. Мне бы очень хотелось придумать лекарство от старости.
Недавно я прочитал поэму Р.Гамзатова «Берегите матерей». Она меня поразила тем, с какой нежностью и любовью автор говорит о женщине-матери. Я понял, что вся наша жизнь держится на материнской любви. И нам надо сделать так, чтобы мамы жили в окружении заботы, внимания, ласки.
Мать уйдёт. В душе оставит рану.
Мать умрёт, и боли не унять...
Заклинаю: берегите Маму!
Дети мира, берегите мать!
Самчук Ярослав
Самый близкий человек
Я хочу, пригласить вас в волшебную и удивительную страну, «Бабушек и внуков». Само слово-то как звучит: бабушка! Что-то магически-сладкое слышится. Оно и, пахнет как-то приятно: яблоками, уютом, теплом, домом, ватрушками и ещё чем-то родным, и близким. А ещё в доме бабушки витает детство, ведь, по сути, бабушка – это «Хранительница детства».
Бабушка может ладить и находить общий язык со мной, даже если у неё очень много проблем. Она много знает, много умеет, хорошо поёт. Любит спорт, умеет вкусно готовить, красиво одевается, с радостью встречает, с гостинцами провожает. Знает много игр, много читает, интересно рассказывает. Одним словом – с бабушкой мне всегда хорошо. Что примечательно: не только я учусь у бабушки, беру от неё всё самое лучшее. Бабушка, в свою очередь, очень многое черпает и от меня. Это процесс взаимный.
Однажды шли мы – я и бабушка – по парку. Говорили на житейские темы.
«Посмотри, как красиво!» - сказала мне бабушка. Действительно, впереди стояли берёзки необычайной красоты. На закате они отсвечивали золотом. Если бы не бабушка, я бы этой прелести не заметил. Она учит меня видеть прекрасное.
А уж как рассядемся на полу и начнём играть в какие-нибудь игры, то становимся одного возраста.
А какие семейные праздники устраивает моя бабушка! Особенно дни рождения! Я всегда с нетерпением жду этого события, чтобы собраться за праздничным столом, на котором всегда стоит огромный торт, лежат красивые салфетки, тлеет необыкновенная свеча, может лежать просто веточка, удачно подобранная к праздничному столу…
А ещё мы очень любим фантазировать, сочинять свои сказки и стихи.
Утром кашу мы варили,
А, поев, мордашку мыли,
И бежали в огород,
Там, где ягода растёт…
Много делали мы вместе,
Все дела не перечесть.
И скажу вам откровенно:
Хорошо, что бабушка есть!
Однако, пора завершать наше путешествие по доброй и сказочной стране «бабушек внуков». Каждому из нас эта страна приносит минуты необыкновенного счастья. И как приятно осознавать, что в океане проблем в нашей жизни есть крошечный «Островок детства», на котором нас ждёт просто Бабушка.
Равлик Сергей
Мама. Мама. Мама...
Бегу по слегка примятой траве к нашему дому. Зеленые кусты сирени. Клен-великан, посаженный тобою, когда я только родилась. Скрипучая калитка. Окна-глаза как-то ласково смотрят на меня...
По трем дощатым ступенькам поднимаюсь на веранду. Все залито теплом и светом. Стол покрыт белой полотняной скатертью, углы которой вышиты затейливым рисунком. Не раз, просыпаясь ночью, я видела тебя за работой: рука с иглой то прикасалась к ткани, то мягко и плавно двигалась в сторону, получалось что-то вроде дирижирования. Эти руки я помню и сейчас: изящные, гибкие, они справлялись легко и быстро с любым домашним делом.
Снимаю обувь и тихонько открываю стеклянную дверь... В комнате свежо, чисто. Такое ощущение, что мама только что вышла. В голубом кувшине ее любимые цветы-жасмин. Мне показалось, что именно сегодня в кувшин заботливо налита вода, и несколько капелек, собравшись вместе, тоненькой змейкой стекли к донышку.
Открытая книга на диване... Иногда мне было даже смешно видеть тебя со слезами на глазах во время чтения. А ты оправдывалась, стесняясь своих чувств... А порой, положив книгу на колени и откинувшись на спинку дивана, ты смотрела перед собой и молчала. О чем ты думала, мама? Я только теперь понимаю, как не хватало тебе женского счастья, близкого человека, который был бы опорой в жизни. Но ты никогда не жаловалась, умела надеяться только на себя, в тебе всегда чувствовалась внутренняя сила и выдержка.
На этой стене несколько фотографий в потемневших рамочках. На этой ты, мама, совсем молодая, веселая, с копной рыже-золотистых волос.
А здесь мы вдвоем. Ты держишь меня за руку, а в глазах столько тепла и заботы, что у меня от нахлынувших воспоминаний подкатывается комок к горлу... Ты никогда не говорила о своей любви, редко целовала, но я помню твое побледневшее лицо и подрагивающие губы, когда я проснулась после операции.
В этом шкафчике я бережно храню твои грамоты. Тебя ценили на работе и уважали. Мама, люди всегда нуждались в тебе: ты помогала советом, имела терпение выслушать. Потом все они придут с тобой попрощаться...». Я стою, облокотившись на подоконник, и смотрю в сад. Вся эта красота создана тобой!
Невольно ловлю себя на мысли, что не было потерь, горечи утраты, что сейчас ты подойдешь ко мне и я услышу мягкий спокойный голос. И большего счастья мне не надо!
Мама. Мама. Мама...
Ырысбаева Лиана
Что значит быть гражданином?
Всем нам хорошо известна крылатая фраза Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Быть гражданином – это значит активно участвовать в окружающей жизни, делать так, чтобы она стала лучше. Мне кажется, что в это ёмкое понятие входит, прежде всего, внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, выполняет любую работу с радостью, делает её с каждым разом лучше и лучше, внося частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку. Свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей. И, наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями.
Всё зависит от того, как относиться к жизни в свои двенадцать лет: чувствовать себя маленьким, ничего не знающим или с размаху кидаться туда, где нужна твоя уверенная помощь, надежное плечо, крепкие руки? Главное – воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и честно выполнять свою работу. Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к подросткам.
Москаленко Дарья
Может ли человек сам себя воспитать?
Самовоспитание человека всегда ставилось под сомнение. Люди постоянно спорят об этом явлении. Одни говорят, что это лишь самовнушение, другие же напротив, что это действительно возможно и нужно. Давайте попробуем в этом разобраться.
Во-первых, что такое воспитание? Это развитие в человеке тех или иных качеств (возможно, как плохих, так и хороших) его родителями, родственниками, учителями или воспитателями. Безусловно, это необходимо любому человеку для жизни в цивилизованном обществе. Воспитание включает в себя понятие морали, правила поведения, общение, этика и т.д. Это подготавливает человека к будущей жизни. Воспитание можно разделить на духовное и физическое. Оба этих направления, возможно не в полной мере, а только основы, воспитывает семья. Но, я уверен, это можно, и даже, нужно «довоспитыватым» самостоятельно. Я хотел бы привести пример: тибетские монахи живут в горах и, как учит буддизм, самосовершенствуют себя, они стремятся к духовному и физическому совершенству. Не даром же они живут по сто лет. Но для такого результата необходимо желание, вера и железная воля. А эти качества, на мой взгляд, может воспитать человек только самостоятельно, так как этому семья научить не может, здесь воспитываются основы, тот минимум, необходимый для жизни. Будет ли человек идти дальше в своём воспитании, зависит от него самого.
Но это был рассмотрен как бы общий случай для всех людей. Если же посмотреть на каждую личность по отдельности, то мы увидим, что в действительности всё несколько иначе. Далеко не каждый в состоянии заставить себя начать путь к совершенству «духа и тела». На это обстоятельство большое влияние, иногда, оказывает семья: в детстве ребёнка часто баловали, не наказывали за хулиганство и т.д., как говорится, жалели, а не берегли. Такое отношение приучает к пассивности, нежеланию стремиться к поставленной цели и, вообще, ставить перед собой какие-либо цели. Именно это и формирует характеры людей. «Воспитанные» подобным образом, мало чего смогут добиться в жизни.
Многие понимают эту простую, но горькую истину, и начинают работать над собой, перевоспитывать, если нужно, себя. Если человек поставил перед собой цель измениться, воспитать в себе то, чего ему не было дано под опекой родителей, он этого добьётся. Значит, может человек воспитать себя, или перевоспитать, самостоятельно. Нужно иметь для этого, в первую очередь, желание и веру в свои силы, что, возможно, и является первым шагом в воспитании самого себя.
Защеринский Сергей
Что для меня значит слово Родина
(дневниковые записи)
17 декабря 1999 года.
Сегодня на уроке русского языка учитель задал нам задание написать сочинение на тему: "Что для меня значит слово Родина". Как много в этом слове любви, гордости, глубокого смысла. Каждый человек любит свою Родину и гордится ею. И для каждого она разная. Это и место, где ты родился, край, в котором ты растешь; это и природа, таящая в себе красоту, и Отчизна, ради которой люди гибнут, отстаивая свою страну.
С чего же для меня начинается Родина. Родина-это страна, в которой я живу и край, где я выросла. Этот край мне очень дорог, ведь здесь я уже двенадцать лет. А это немалый срок. Всё для меня знакомо и привычно, я знаю здесь каждый уголок. Особенно красива тайга, зелень, которая своим цветом, блестящим на солнце, притягивает глаз. А в лесу -своя жизнь. Белка сушит грибы на зиму, дятел стучит клювом о дерево, добывая себе пищу, которой служат букашки и червячки, такие же насекомые ползают где-то в земле, спасаясь от птиц. Всё в лесу красиво и близко нам. Ведь природа -тоже Родина. Природа знакома и любима с детства. И эта любовь в маленьком человечке, только наблюдающем за окружающим миром, который кажется для него огромным и таинственным, затем формируется в любовь к Родине уже во взрослом человеке. И это чувство на протяжение всей жизни живёт в нём.
10 декабря 1999 года.
Какие радости в чужбине? Они в родных краях
Действительно, человек, находясь далеко от своей Родины, тянется к ней, а когда приезжает домой, его сердце начинает биться сильнее, ему радостно, что он вернулся, всё вокруг ему знакомо и до боли дорого. И такие чувства ни на что нельзя променять. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
11 декабря 1999 года.
Каждый должен заботиться о счастье своей Родины. Край, где я живу, -это крохотный уголок, частичка большой Родины. Если бы каждый охранял свой родной край, заботился о его благе, наша Родина была бы действительно счастливой. Ведь что стоит человеку не загрязнять свою маленькую Родину, не сорить, озеленять её, оберегать животных от браконьеров. Если бы каждый это делал, наша планета не была бы в столь плачевном состоянии. Сколько сейчас глобальных экологических катастроф! Сколько лесов горит по вине человека! Сколько деревьев и животных гибнет! Из-за халатности людей наша планета погибает!!!
12 декабря 1999 года.
Сегодня я услышала по телевизору, что скоро будет конец света. Эта мысль ужаснула меня. И я подумала, на самом деле, как много страшного и губительного человечество делает по отношению к природе. Реки загрязняются , отравляется рыба, которую человек употребляет в пищу, животные и растения погибают, а ведь без растений жизнь невозможна, так как они вырабатывают кислород , который так необходим для людей. А озоновые дыры! С каждым годом они увеличиваются! Человек существо разумное. И нельзя остановить его развитие. Ядерное оружие, изобретённое людьми, несет в себе гибель всего живого. Это страшное оружие. И сейчас строит проблема с ядерными отходами. Как много плохого делает человек! Он постепенно убивает сам себя. Мы должны отказаться от этого. Нужно охранять природу и заботиться о её будущем, тем самым сохраняя будущее своих детей и внуков.
13 декабря 1999 года.
Что же нам следует делать, чтобы сохранить будущее детям и внукам? Разве мы не должны изучать историю наших прадедов и пращуров? Разве мы не должны оберегать Родину, озеленять, строить заповедники, не загрязнять воды, оберегать леса от пожаров? Мы должны приумножать красоту природы и оберегать нашу Отчизну.
Разве мы не должны свято хранить памятники культуры? Ведь традиции Родины очень ценны для народа. Мы хотим ходить в музеи, театры, кино, обогащать запас своих знаний. Мы должны быть гуманными и жалостливыми к людям и природе, помогать нуждающимся. Мы обязаны любить животных и подать кусок хлеба бездомной собаке. Ведь ей так хочется тепла и ласки. Когда у собаки есть хозяин, она считает себя самой счастливой.
Это можно видеть в глазах наших братьев меньших, самых преданных, любящих и благодарных. Мы будем трудиться на благо своей Родины, ибо только труд сделает её процветающей. Нам нужно просто любить Родину.
Что означает Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Чтобы в конечном счёте к ней вернуться-
Не прерывать связующую нить.
Без Родины жить нельзя. Та любовь к Отчизне, которая поселилась в человеке с детства, всегда будет в нём жить. Сердца людей вечно будут тянуться к своему Отечеству. Ведь всё самое дорогое и любимое для человека-это его Родина.
Леонова Екатерина
Школа – моя бригантина
Детство — возраст, когда человек постигает одну из величайших тайн - открывает самого себя, и это является самый прекрасным, что он может понять, ощутить, испытать. И в этом ему помогает школа.
Почему-то школа представляется огромным белым кораблем, величественным и гордым. Когда я только готовился стать ее пассажиром, было любопытно и страшно ступить на ее палубу. Сейчас я уже восьмиклассник, но это ощущение школы-корабля так и не покидает меня. Но теперь она все больше и больше становится похожей на бригантину, летящую под парусами знаний, новых открытий. Это судно полно секретов, которые обычно хранят в тайне, но здесь особые секреты - «секреты» - наоборот. Они только и мечтают, чтобы их «открыли». Кто же поможет нам в этом? Замечательный экипаж бригантины — наши учителя! Они следят за тем, чтобы на их судне все было в порядке, чтобы оно не село на мель, а продолжало свой курс, чтобы пассажиры уверенно и твердо стояли на качающейся палубе, чтобы паруса наполнялись ветром знаний.
Бригантина ведет нас в прекрасное далеко! Она учит нас оставаться людьми, с честью и выходить из любой трудной ситуации, быть достойным гражданином своей Родины, И как здорово, когда школа становится твоим другом, твоим родным домом!
Но дом и друга надо беречь, заботиться о нем, ведь все дороги идут от школьной двери и первого звонка.
Счастливого плавания, моя бригантина!
Ковальцов Александр
Моё назначение в жизни
Чтобы понять своё назначение в жизни, нужно сначала определить свои цели, желания и оценить свои возможности. И это очень важно! Главное, чтобы цели и возможности соответствовали друг другу, иначе невозможно будет реализовать себя. В наше сложное время многие неправильно ставят перед собой цели, выдавая за них свои эгоистические желания. Нет ничего страшнее, чем жить среди убеждённых эгоистов. Никогда нельзя забывать о том, что мы живём среди людей, во многом похожих на нас самих. «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе,» - сказано в великой книге, и с этим нельзя не согласиться.
В жизни нужно быть активным. Тот, кто остаётся безразличным к окружающему миру, не чувствует связи с ним, становится безразличным и к самому себе. Нет смысла «лежать за бортом» истории. Если жизнь тебе не нравится, то сам стань её творцом.
Свое назначение я также вижу в том, чтобы найти любимое занятие и сделать его смыслом жизни. Только тогда я смогу принести максимум пользы обществу. Может ли человек добиться каких-либо успехов в работе, если она не приносит ему никакого удовлетворения? Труд сделал из обезьяны человека, чтобы мы стали ещё более совершенными существами. Ни в этом ли смысл жизни всего человечества и каждого из нас в отдельности? Движение вперёд, движение к совершенству – вот смысл жизни, это и есть сама жизнь. И каждый должен приложить все усилия для осуществления такого движения, только тогда он сможет сказать, что реализовал своё назначение в жизни.
Четверик Алексей
Мой прадед-фронтовик.
Когда на моторный завод пришел военный заказ, мастер Иван Иванович сказал рабочим:
- Горячее дело, ребята. Работаем на фронт. А если Родина позовет, возьмем в руки оружие…
Через год, как и предвидел, он шагал с винтовкой в руках по фронтовым дорогам. Это был мой прадед.
Запомнился первый бой. Он так рассказывал о нем в письме, которое до сих пор хранится у нас в семье:
- Были большие жертвы. Поручили нам, трем бойцам, выносить с поля раненых. Перед этим обучали, как накладывать бинты, оказывать первую помощь. Перевязывал, переносил раненых в безопасное место, утешал добрым словом.
Прадед писал и об ожесточенных боях под Сталинградом при разгроме Паулюса, и о том, как зимой 42-го решили под прикрытием минометов взять окопы фашистов, и о том, как ходил в разведку.
В своих письмах он обращался и к своим двум сыновьям:
- Надеюсь, что вырастите честными людьми. Берегите мать, вы теперь ей опора и поддержка.
Он погиб при освобождении Польши. Похоронен в братской могиле. К сожалению, никто из родственников так и не смог побывать там, но узелок с горсткой родной земли все-таки был отправлен на его могилу.
Странички его писем совсем пожелтели, но мы бережно храним их…
Сурмач Аркадий
Письмо Неизвестному солдату
Здравствуй, Неизвестный солдат!
Я не знаю твоего имени, мне очень жаль, что ты погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году. Неизвестный солдат! Ты шагнул в бессмертие. Я думаю, что ты был добрым, заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне кажется, что, когда началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в мире. Думаю, что ты первым записался в добровольцы. Я хотела бы, чтобы ты ожил.
Может быть, ты, умерший на войне, был братом моего дедушки. Но все равно, если ты и не брат моего дедушки, мне жаль тебя и твою семью. Ты навечно стоишь у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: ведь ты защищал северо-западные подступы к столице и словно остался её бессменным дозорным, её вечным стражем. Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину, ты пожертвовал собой ради меня, ради всех моих близких. Ты воевал за то, чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за все!
К твоей могиле идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что может быть под этим красным камнем лежит его родной человек. Старая женщина со сбившимся на плечи платком остановилась у твоей могилы, плачет.
Она не спешит уйти отсюда, где покоится, как она уверена, именно её сын. Пожилой мужчина опускается на колени перед тобой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладёт букетик живых цветов. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у твоей могилы, зная, что именно здесь лежит именно тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.
К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война, но, я думаю, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.
До свидания, Неизвестный солдат!
Гаркавенко Юлия
Героям павшим и живым посвящается…
В наше стремительное время, когда человек и человечество теряют своё лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой; когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, - так трудно остановиться и просто поразмышлять, куда идёт страна и человечество, вспомнить уроки истории, осознать, что не хлебом единым жив человек.
60 лет нашу страну озаряет свет Победы в Великой Отечественной войне. Сердцу каждого дорог этот праздник. Дорог памятью о десятках миллионов сынов и дочерей, отдавших жизнь за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла.
Мы, молодёжь двадцать первого века, не видели войны, но мы знаем о ней почти всё. На мой взгляд, немного среди нас тех, кто придаёт должное значение этому событию, ещё меньше тех, кто вообще задумывается о том, какова роль этого события в истории человечества.
Я горжусь тем, что мой дед с самых первых дней Великой Отечественной войны защищал нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. Именно он поведал мне о суровых буднях солдата – защитника нашего Отечества.
Дед рассказывал о своих боевых делах неохотно и скупо. И я представлял и будто зримо видел юного партизана Алексея Воробьёва... Восхищался его бесстрашием, отвагой и находчивостью. Переживал и волновался, когда ему грозила смертельная опасность. Мысленно вместе с ним и его дружками-сверстниками собирал на местах былых боев оружие и боеприпасы и передавал партизанам. Ни много ни мало — 60 винтовок, 16 пулеметов, 8 автоматов, десятки мин и гранат, несколько ящиков патронов. Вместе с ним был проводником у войсковых разведчиков, приходивших из-за линии фронта. С гордостью получал от них нелегкие задания. И выполнял, рискуя жизнью, рискуя на каждом шагу попасть в лапы фашистов. Вместе с Алексеем Воробьёвым и его друзьями я просился в партизанский отряд и вместе с ними огорчался, когда отказывали: «Слишком возрастом малы, подрастите еще немножко». А разве можно было ждать? Пока подрастешь, — чего доброго, война закончится. Потому и не ждали, действовали самостоятельно. Минировали дороги, подрывали вражескую технику. Сожгли фашистский самолет и уничтожили его экипаж. Словом, делом доказали, что способны наравне со всеми взрослыми сражаться с ненавистными оккупантами. И тогда их приняли в партизанский отряд «За Родину». Алексей Воробьёв был признанным мальчишечьим командиром, выделялся среди юных бойцов ростом и силой, отвагой и находчивостью, природной сметкой — этим, видимо, и приглянулся фронтовым разведчикам. Через некоторое время его взяли в отряд особого назначения, которым командовал майор Шестаков.
Иногда мне казалось, что не он, мой будущий дед, а я, Денис, его внук, наводил советских летчиков на фашистский аэродром под Брянском и торжествовал, видя, как пылают десятки вражеских самолетов! Что это я однажды во время разгрома одного из гитлеровских гарнизонов столкнулся лоб в лоб с удирающим бургомистром, взял его в плен и бегом-бегом погнал к партизанам...
Так я примерял дедовские подвиги, мысленно ставя себя на его место, задумываясь над тем: смог бы я, как он?.. Я восхищался его подвигами и гордился. И завидовал. Завидовал тому, что юность деда совпала с героическим временем. И удручался. Удручался тем, что сейчас ни испытать, ни проявить себя негде.
Сейчас в России много озлобленных и недовольных. Как учит нас история, эта обстановка – самая благоприятная для разжигания межнациональных распрей, локальных военных конфликтов. Не дай Бог, чтобы История повторилась! Чтобы этого не произошло, нужно стать ближе к друг другу, человечнее и думать не только о своей сиюминутной выгоде, но и о будущем нашей России. И ещё: помнить и благодарить публично тех, кому пришлось защищать нашу Отчизну в эти суровые годы войны. Тогда мы сможем стать
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза…
Воробьёв Денис
Истоки подвига
Уже есть достаточно художественной литературы, публицистики, хроники, которые помогают молодому поколению понять, оценить поведение человека на войне, задуматься, в чем истоки подвига тех, кто порой ценой своей жизни защищал самое дорогое: родину, мать, детей.
Так какой же он подвиг?
Александр Матросов закрыл собой вражеский пулемет, спасая товарищей. И это так же войдет в историю, как подвиг древнего римлянина, который сжег руку, чтобы показать силу духа своего народа.
К. Симонов в трилогии «Живые и мертвые» один из первых в нашей литературе попытался показать причины тяжелейших поражений в начале войны, огромных потерь, отступлений до самой Москвы.
Писатель прямо признает, что страна не была готова к войне, многие боевые командиры были уничтожены или сидели в лагерях. В обществе царила атмосфера страха и недоверия. Но в то же время мы видим русских людей, которые в условиях паники и всеобщего бегства остаются преданными Родине, совершают чудеса героизма.
Сюжетная линия трилогии рассказывает нам о том, как коммунист Синцов потерял партбилет, когда выходил из окружения, каких невероятных усилий ему стоило вновь вступить в партию в боях под Москвой.
Сегодня мы понимаем, что для таких, как он, вера в партию связывалась не с верой в произвол и террор, а с верой в свой народ, свою Родину. Поэтому для Синцова оказаться вне партии - значило потерять ориентиры в жизни. Генералу пришлось преодолеть все «круги ада» сталинских лагерей (Перед войной он оказался в числе «врагов народа»).
Но истинно русский человек сумел забыть позор несправедливого обвинения и лишения всех званий, потому что для него главное - защищать Родину. Вера в Россию - тот стержень, что держал его всю жизнь.
Читая произведения В. Гроссмана, В. Быкова, А. Бека, Ю. Бондарева, убеждаешься, что подвиг - это не безотчетное действие, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь.
Поэтому с волнением читаешь строки из произведения Ю. Бондарева «Горячий снег»: «Мы не выпросили себе войну и не мы её затеяли, это огромная беда для всех нас. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то не достойны будем имени Человека.
Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».
Абросимов Сергей
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Мой самый близкий человек
А.Бушма Святое слово «мать»… 2
С.Равлик Письмо маме 4
Я.Самчук Самый дорогой человек 6
С.Равлик Самый близкий человек 7
Л.Ырысбаева Мама. Мама. Мама… 9
Моё предназначение в жизни
Д.Москаленко Что значит быть гражданином? 12
С.Защеринский Может ли человек сам себя воспитать? 13
Е.Леонова Что для меня значит слово «Родина»? 15
А.Ковальцов Школа – моя бригантина 18
А.Четверик Моё назначение в жизни 19
60-летию Великой Победы посвящается…
А.Сурмач Мой прадед - фронтовик 21
Ю.Гаркавенко Письмо Неизвестному солдату 22
Д.Воробьёв Героям павшим и живым посвящается… 23
С.Абросимов Истоки подвига 25
Авторы-составители:
Сурмач Т.А.
Филиппова Е.Г.
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
27
26
25
24
23
22
21
20
19
18
28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая деталь в детских работах©
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста мелкая деталь - это очень сложный элемент художественного творчества, поэтому на первых этапах обучения лучше находить задание, где образы читаются ...
Раздел: «Творческие, проектные работы» Творческий проект «Подарок ветеранам», 7 класс
Урок построен на основе метода проекта.Учащиеся выполняют проект: "Подарок ветеранам".Цель проекта: Спроектировать и изготовить набор кухонных принадлежностей – как подарок для ветеранов к Международн...
Материалы выставок детских работ за год.
Фото материалы выставок творческих работ детей...
Презентации детских работ " Моя любимая книга!"
Даннные работы быле сделаны в проектной деятельности в начале учебного года. Направленность - развитие читательского интереса обучающихся....
Разработка конкурса детских работ "Декупаж"
Знакомство с техникой «Декупаж», с основным применением в интерьере.Обучение простейшим приемам начального этапа салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления.Расширение кругозора в ...
Творческий детско – взрослый проект «Защитники Отечества»
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую...
Творческий детско – родительский проект « Умное дерево» Времена года - Осень
Задачи: Объединить родителей и детей в совместной деятельности, развивать воображение , активизировать монологическую и диалогическую речь. Развивать творческие способностей детей...