Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»
классный час по теме

Тюрина Татьяна Геннадиевна

Классный час «Сосуд  она, в котором  пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОСУД ОНА, В КОТОРОМ ПУСТОТА,

ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?»

(ток-шоу о девушке-современнице)

Цель: ненавязчивое формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях духовного возрождения нации.

Ход ток-шоу

I. Вступительная часть.

В первом ряду гости: врач, психолог, родители, представители юношей и девушек.

Ведущий. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о том, какой должна быть девушка – наша современница. Перед вами выступят специалисты. Но прежде послушайте информацию о результатах экспресс-опроса, проводимого школьными социологами на улицах [нашего] города.

II. Сообщения по результатам экспресс-опроса*.

Ведущий и ведущая поочередно читают вопросы экспресс-опроса и результаты.

Вопросы экспресс-опроса

  • Какие характерные качества девушки-современницы вы хотели бы отметить?
  • Кому она хочет подражать?
  • Что читает? Какие темы из обсуждаемых по телевидению ее волнуют более всего?
  • О чем она мечтает?
  • Есть ли у нее понятие об идеалах?
  • Как она проводит свободное время?

Ответы

Типичная девушка в оценках юношей

(по итогам экспресс-опроса)

  • Девчонка что надо!
  • Не станет реветь ни при каких обстоятельствах.
  • Веселая, общительная.
  • Грубая, курит и пьет.
  • Кукла Барби.
  • Нет мозгов – одна косметика.
  • Существо среднего рода – свой парень.
  • Не умеет ничего, зато кричит о «равноправии».

В представлении юношей современная девушка думает только о косметике, нарядах и развлечениях.

Ровесницы оказались слишком безмятежны по отношению к самим себе, вот их ответы…

Девушка в оценке современниц

(по итогам экспресс-опроса)

  • Модная.
  • Деловая.
  • Классно одетая.
  • Умеет пользоваться косметикой.
  • Мечтает:

нравиться парням;

познакомиться с миллионером.

И почти ни разу мы не услышали о стремлении девушек к возвышенной любви, к дружбе или об их желании получить интересную профессию и принести пользу ближним.

Девушка глазами старших

(по итогам экспресс-опроса)

  • Они легкомысленные и показушные, мы в их годы такими не были.
  • Активные, настойчивые в достижении цели.
  • Раскованные, искренние, свободные в суждениях.
  • Упрямые, самоуверенные.
  • Изнеженные и избалованные.
  • Это сплошное продолжение телерекламы. Вместо ума у них рефлексы.
  • Нетерпимые, бестактные, считающие себя взрослыми, а понять даже самого близкого человека, родную мать, не могут.
  • Дерзкие, конфликтные, ленивые, бесстыжие, самолюбивые эгоистки.
  • Хитрые, расчетливые, развратные.
  • Ленятся учиться, мало читают, не желают работать, не умеют убирать за собой. Рожать детей им и то будет лень…

Ведущий. Все эти высказывания, доброжелательные и ехидные, взвешенные и не очень, одобрительные и колкие, – все они адресованы нашей современнице. Так кто же она: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?

Аудитория голосует. Результаты записываются на доске.

III. Выступления специалистов. Дискуссия.

Ведущая. Вернемся к результатам опроса, проведенного на улицах города. Вы, наверное, обратили внимание на то, что ответы были слишком поляризованны, односторонни и часто нетерпимы. В чем же дело? И есть ли в этих словах доля истины? Давайте позволим высказать свое мнение представителям старшего поколения – родителям, а потом юношам и девушкам.

Идет дискуссия.

Ведущая. Желание нравиться – естественное состояние для девушки. Более того, оно оправдано самой природой. Быть в центре внимания – это значит иметь возможность выбрать лучшего отца для своих детей и дать жизнь здоровому, счастливому поколению. Все верно. Но в то же время весь человеческий (вернее женский) опыт подсказывает нам, что иногда надо проявлять сдержанность, вспомнить о чувстве меры, о скромности... Ведь есть и такие качества девичьего характера, которые до сих пор считаются его достоинствами…

Ведущий. Может, недаром говорят: «Скромность уже не в моде»? Да и подружки пугают под руку: «…не упускай своего, глупая, нечем будет юность вспомнить». Да тут еще эти тайные сомнения: «А вдруг меня никто не полюбит?» Ну, как тут не кинуться на шею первому встречному? Интересно, что скажет по этому поводу наш уважаемый врач?

Слово предоставляется медицинскому работнику.

Ведущая. Итак, медики предупреждают: ранние интимные отношения опасны, пусть с тобой подольше будет слово «нет»!

Ведущий. Предлагаю поверить нашим медикам и продолжить разговор в несколько ином русле. Есть еще один вопрос, который, кстати, вызвал немало нареканий со стороны старшего поколения. Речь о культуре поведения или о тех чувствах, которые «не следует выносить напоказ», – о публичных объятиях, поцелуях…

Идет дискуссия.

Ведущий. Что говорит по данному вопросу наука психология?

Психолог. Истинная любовь всегда застенчива. Это своеобразная драгоценность. Ее берегут и не выносят напоказ. Поцелуи на публику – это нечто, как говорится, из другой оперы. Они могут иметь отношение к балагану, к театральным подмосткам, но не к чувству, которое согрело сердца и осветило мир. Скоморошества вокруг настоящей любви не бывает. Поцелуи напоказ у меня вызывают чувство недоумения и неловкости, словно я случайно убедился в чей-то ущербности или уродстве.

Ведущая. У меня конкретный вопрос. А можно ли девушке пойти с молодым человеком в бар, в кафе?

Идет дискуссия.

Ведущий. Обсуждение этого вопроса показывает, что уклад современной жизни меньше всего похож на домостроевский. Большинство высказавшихся – за хороший, красиво проведенный вечер в доброй дружеской компании, где юноши и девушки уважают друг друга. И можно быть уверенным: они не позволят себе ничего, что задело бы  девичье достоинство.

Ведущая. Кстати о компаниях… Вспомним, ведь издавна принято считать, что присутствие хорошо воспитанной девушки облагораживает поведение окружающих. Конечно, если эта девушка действительно воспитанная и стремится уберечь себя от неподобающих для нее разговоров и впечатлений. Другое дело, если в компании оказалась особа, про которую кто-то из опрошенных сказал: «Нет мозгов – одна косметика». Вообще, если девушка все свободное время стремится проводить на дискотеках, особенно не разбираясь, кто ее пригласит, то это свидетельствует об известного рода неразборчивости, нравственной неопрятности и отсутствии серьезных интересов. Как вы думаете, важны ли для современной девушки элементы так называемого традиционного воспитания: такт, стремление к чистоте и целомудрию, умение вести себя скромно и со вкусом одеваться? Или главное – длинные ноги, дорогая помада и кавалерийский наскок?

Идет дискуссия.

Ведущий.    Не зря говорят:

        Коль не украсило твоей души

        Учтивости понятье,

        Что толку в том, что всех людей

        Затмила ты красотою платья?

Психолог. Разрешите мне в подтверждение некоторых высказываний, прозвучавших  во время дискуссии, зачитать фрагменты домашних сочинений, написанных по моей просьбе юношами одиннадцатых классов. Их тема: «Девушка, которую я смог бы полюбить…».

Читает фрагменты сочинений.

«…Девушка, которую я смог бы полюбить, должна быть, прежде всего, умной. Без этого красота, как бы она  ни была совершенна, мало устроит современного парня, если он требователен к себе. Ведь бывает так, что некрасива лицом, зато блещет умом, с добрым и отзывчивым сердцем».

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда», – сказал в свое время А. П. Чехов. Как это здорово! Эти слова как нельзя лучше подходят к теме сочинения. Конечно, красивой. Только прекрасное вдохновляет на подвиг. Что я понимаю под словом «красивая»? Прежде всего, умение независимо мыслить, неравнодушие, обаяние души. Умение просто и хорошо одеться, а не слепо подражать моде…»

«…Девушка, которую я полюблю, совершенно не похожа на героинь произведений великих классиков: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Нет, время Татьяны Лариной, Наташи Ростовой прошло. Мы входим во взрослую жизнь в условиях всеобщей компьютеризации. Свои симпатии я отдаю стильным, смелым, предприимчивым, короче говоря, таким, как Хакамада…»

«…Во все столетия ум – это первое, что определяло человека. В равной степени это относится к девушке. Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри? Познакомишься с такой и … пропадает к ней интерес. Скучно станет. Моя девушка должна быть эрудированной, с широким кругозором, чтобы могла разобраться в вопросах, которые волнуют меня, чтобы могла быть настоящим другом, настоящей подругой жизни. Девушка, которую я полюблю, найдет свое место в жизни…»

«…Мои современницы… Они такие разные. К сожалению, любимую я еще не повстречал, но хочу обратиться к ней со стихами, которые написала К. Г. Руголь:

        Тебе, моей блистательной,

        Волшебнице невиданной,

        Красавице мечтательной,

        Чудесной, неожиданной.

        Я не люблю безликих слов,

        Их бедность – отвергаю,

        Лучистый фейерверк стихов

        Тебе я посвящаю.

        Плохих, хороших – все прими!

        Пойми: душой без лести

        Пишу тебе я как могу,

        Единственной невесте.

        Ты мне являешься порой

        Виденьями различными:

        То деревенскою красой,

        То звездочкой столичною,

        То с яркой искоркой в глазах,

        Изящной, оживленною,

        То опечаленной, в слезах

        И чем-то утомленною.

        Но все не той, какую жду

        Я с трепетным волнением,

        Из-за какой ведут вражду

        Уверенность с сомнением.

        Но кто ты, ясная моя?

        Увы, тебя не знаю.

        И лишь в мечтаниях своих

        Прекрасной созерцаю.

        Я вижу лишь далекий свет

        И чье-то приближенье.

        Я не знаком с тобою, нет –

        Ты вся – воображенье!»

«…Мне кажется, что с добропорядочной девушкой парень, даже если он далек от идеала, станет лучше…»

Ведущий. Что скажут гости по обсуждаемому вопросу?

Идет дискуссия.

Ведущая. Мнение зала, как всегда, противоречиво, но мне кажется, в таком случае нас выручит поэзия, которая расцветает там, где кипят страсти. Я подытожу высказывания аудитории с помощью стихотворения:

        Будь немного тигрицей

        И немножечко серной,

        Будь и розой, и птицей,

        И святой будь, и стервой.

        И котенком, и кошкой.

        Будь и сильной, и слабой.

        Будь любой понемножку –

        Леди, девочкой, бабой …

        Лишь не будь ты безликой,

        Равнодушной, невзрачной –

        Без молитвы, без крика,

        Без улыбки, без плача.

        Ты не будь не цветущей,

        Никакой и ничейной,

        Одинокой – живущей

        В мире без назначенья.

        И поверь безрассудно:

        Ты основа и суть.

        Ты и тайна, и чудо –

        В общем, Женщиной будь.

Светлана Белова

IV. Обобщение.

Ведущий. Итак, голосуем еще раз. Так кто же она, наша современница: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?

Аудитория голосует. Результаты записываются на доске и сравниваются с результатами первого голосования.

Ведущая. Наша современница – та, из которой вырастет современная женщина, умная, независимая, самостоятельная, тактичная, чуткая. Чтобы стать современной, нужна непрерывная работа над собой сегодняшней и, конечно, сильная воля…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

Классный час по теме: "Спички не тронь, в спичках - огонь!"

Предлагаемый классный час можно провести в начальной школе. Учащиеся  познакомятся с правилами поведения во время пожара, а при проведении теста учитель  определит знания  детей по пожа...

Керамика Скопина "Огонь, мерцающий в сосуде"

Презентация для ознакомления детей с промыслом Скопина, может быть использована на уроке ИЗО в 5 классе "Эскиз декоративной росписи сосуда"...

Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)

Литературная гостиная - одна из форм урока, которая   способствует  решению одной из основных задач - обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Это празд...

Классный час в 5 классе: "Осторожно! Огонь!"

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожа­ров, правилами пожарной безопасности. Примечание: Презентация поделена на 2 части в связи с большим форматом....

Классный час на тему: "Человеку друг огонь, только ты его не тронь".

Разработка классного часа Андреяновой С.А. на тему - "Человеку друг огонь, только зря его не тронь"....

презентация к классному часу "Где дым там и огонь"

презентация к классному часу "Где дым там и огонь"...