Герои романа И.А.Гончарова "Обломов"(Обобщающий урок 10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Этот урок дает возможность проверить знание учащимися текста романа,выявить авторские приемы описания характеров героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblomov.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Юрьев – Польского»
Герои романа «Обломов»
Итоговый урок по творчеству И.А.Гончарова
10 класс
Учитель: Егорова А.А.
2012г.
Цели урока:
- проверить и закрепить знание текста романа;
- выявить авторские приемы описания характеров героев;
- развивать навыки работы с текстом и приобщать учащихся к исследовательской работе.
Методические приемы: литературная игра «Узнай героя», самостоятельная работа в группах, сочинение-миниатюра в эпистолярном жанре, тест для контроля знаний учащихся.
Ход урока
В уменье осветить полный образ, отчеканить,
изваять его – заключается сильнейшая сторона
таланта Гончарова.
Н.А.Добролюбов
1.Слово учителя.
«Окиньте весь роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц…» (А.В.Дружинин) Действительно в романе «Обломов» более 50 героев. Все очень разные. Как и в реальной жизни, они и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются. Но каждый это делает по-своему. Изображая своих героев, Гончаров обычно подчеркивает в них какую-либо деталь, черточку, настойчиво ее повторяя, и благодаря этому данное лицо врезается в память и уже не забывается. Таковы, например, «вечно движущиеся круглые локти» Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «халат из персидской материи» Обломова, «непреклонная энергия» Штольца. «Статуя грации и гармонии» - эти яркие слова характеризуют только один женский образ – Ольгу Ильинскую. Горький называл Гончарова одним из «великанов русской литературы», которые «писали пластически, слова у них – точно глина, из которых они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»
2.Литературная игра «Узнай героя».
Вопросы и задания.
- Вы «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Мнения различных героев романа о Вас довольно противоречивы. Одни говорят, что Вы «хрустальная, прозрачная душа», что Вы «кроток, честен, нежен». Для других же Вы «олух», «трус», «лентяй», «чурбан осиновый». Вы себя узнали? Представьтесь, пожалуйста. / Я - Илья Ильич Обломов/
(Ученик, который первый узнал литературного героя, будет отвечать на следующие вопросы от его имени)
1.- Уважаемый Илья Ильич! Мы узнали о Вас мнения разных героев романа. Будьте так добры, скажите сейчас нам о себе так, как Вы говорили об этом с Иваном Матвеевичем. («Кто же я? Что я такое? Я барин и делать ничего не умею»)
2.- В начале романа мы читаем, что Вы «чем-то сильно озабочены», даже проснулись, «против обыкновения, очень рано, часов в восемь». Расскажите, если можете, что Вас так тревожит? («Дело в том, что… накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания»)
- О каких же неприятностях сообщил Вам староста? («Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода»)
3.- Нам известно, что Вы коллежский секретарь. В молодости Вы приехали в Петербург, мечтали о службе, «были полны разных стремлений», но за 10 лет не продвинулись « ни на каком поприще», разочаровались в службе и однажды «покинули ее». Не вспомните ли Вы теперь, что «за особенный случай» заставил Вас это сделать? («Отправил однажды какую-то нужную
бумагу вместо Астрахани в Архангельск». «Не дождался заслуженной кары, ушел домой… и затем подал в отставку»)
4.-Илья Ильич! Мы знаем, что Штольц – Ваш лучший друг, вы дружите очень давно. А где же вы познакомились? С чего началась ваша дружба? (Мы дружим с детства, с тех времен, «когда оба еще учились в пансионе отца
Штольца, в Верхлеве»)
5.-Штольц постоянно пытается пробудить Вас к деятельности. Он взял с Вас слово приехать в Париж. У Вас «уже и паспорт был готов», Вы «даже заказали себе дорожное пальто и фуражку». Но что же случилось с Вами накануне отъезда? Почему Вы остались дома? (Накануне отъезда ночью раздулась губа. «Муха укусила, нельзя же с такой губой в море!» И я стал ждать другого парохода. Но не уехал ни через месяц, ни через три)
6.-Уважаемый Илья Ильич! Вы часто задаете себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Попытайтесь, пожалуйста, все же ответить на него, а мы все с интересом послушаем Вас. (Краткий пересказ главы «Сон Обломова)
Вывод:
Главный герой романа Илья Ильич Обломов вызвал многочисленные противоречивые отклики критиков, литераторов и читателей. Для одних он стал человеком «добрейшей души», для других – примером, «как нельзя жить», а третьи просто утверждали, что Обломов – «это автопортрет писателя». «Чаще всего меня видят в Обломове и говорят, что я это лицо писал с себя». (И.А.Гончаров) Размеренная жизнь писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению такого сходства. Друзья шутливо называли И.А.Гончарова «маркиз де Лень».
Писатель показал Обломова в момент взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Авторские рассуждения сведены до минимума. Так, не навязывая своей точки зрения, Гончаров дает возможность читателю сделать
самостоятельные выводы.
- Попытаемся это сделать и мы. Выделите привлекательные и отрицательные
черты характера Обломова и заполните таблицу
Положительные качества | Отрицательные качества |
Доброта, любовь, терпимость, | Лень, апатия, равнодушие, |
благородство, честность, мягкость, | безволие, бездеятельность, |
простота, великодушие | нерешительность, эгоизм |
-Каким для вас стал главный герой романа «Обломов»? (Ответы учащихся)
Обломов – человек со многими положительными качествами, способный вызвать искреннюю симпатию.
« Он дорог нам как человек незлобный, способный на милосердие…Он любезен нам как чудак, который… не обидел ни одного человека, не обманул ни одного человека и не научил ни одного человека чему-нибудь скверному» (А.В.Дружинин)
3.Работа в группах над образами героев
И.И.Обломов объединяет вокруг себя всех действующих лиц романа. В нем нет ни одного лишнего лица, ни одной лишней подробности.
Задания
1 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу одного из гостей Обломова (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – по выбору учащихся)
2 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу Захара.
3 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу
А.М.Пшеницыной.
(Каждая группа заполняет для своего героя таблицу следующего вида) Слушаем и обсуждаем ответы учащихся из каждой группы.
Имя героя | Внешность | Социальный статус | Черты характера | Отношение к Обломову |
Вывод: Каждое действующее лицо романа резче и ярче подчеркивают характер Обломова. Так встречи с гостями показывают, что Илья Ильич значительно выше своих знакомых. Он видит пустоту Волкова, иронизирует над карьеризмом Судьбинского. Обломова трудно представить себе без Захара, образ которого помогает осветить характер Ильи Ильича в его излюбленной сфере – в домашнем быту. Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребенок. Огромное влияние на жизнь Обломова оказала Ольга Ильинская, благодаря которой он испытал «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь», но все же предпочел «уголок уюта и лени» в домике Пшеницыной. Русская литература до Гончарова не имела еще произведения, в котором биография героя была бы дана так полно.
4. Творческое задание. Сочинение – миниатюра.
Напишите письмо одному из героев романа от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
(Обсуждение творческих работ. Сочинения прилагаются)
5.Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов»
1.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа:
а) неоплаченные счета
б) проблемы в имении
в) предстоящая женитьба
г) переезд на новую квартиру
2.Укажите, кто из героев романа впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича:
а) Захар
б) Штольц
в) Ильинская
г) Обломов
3.Узнайте персонажа по описанию:
«В комнату вошел …человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами…»
а) Алексеев
б) Тарантьев
в) Захар
г) Волков
4. Найдите высказывание, не принадлежащее Обломову:
а) «Ведь есть же этакие ослы, что женятся!»
б) «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, так живу, слава богу!»
в) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей!»
г) «Трогает жизнь, везде достает».
5. Узнай персонажа по описанию:
«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…»
а) Штольц
б) Обломов
в) Тарантьев
г) Волков
6. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече:
а) позаботиться об Агафье Матвеевне
б) не забыть его сына
в) уехать за границу
г) не оставлять без присмотра его имение
7.Укажите место, максимально напоминавшее Обломову уклад жизни в Обломовке:
а) летняя дача
б) дом на Выборгской стороне
в) квартира на Гороховой улице
г) дача Ольги
8.Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской:
а) «Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня».
б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…»
г) «Ходила с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
9. «Грамотность вредна мужику». Эти слова произносит:
а) Штольц
б) Обломов
в) Ильинская
г) Тарантьев
10.Укажите автора следующего суждения: «…пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»
а) И.А.Гончаров
б) А.П.Чехов
в) И.С.Тургенев
г) Л.Н.Толстой
Домашнее задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина»
Творческая работа
Письмо И.И.Обломову
Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич! Пишет Вам ученик 10 класса Кононов Михаил. Извините меня, но я только совсем недавно узнал, что есть такой добрейший литературный герой «с честным верным сердцем». Вы живете уже почти 150 лет, но если бы не уроки литературы, вряд ли я достал бы с книжной полки роман с таким непривлекательным названием «Обломов». И вот наше заочное знакомство состоялось, и я очень рад этому. Перед чтением произведения я слышал различные мнения о Вас. Одни мои сверстники говорили, что Вы очень ленивый, безвольный человек, другие жалели Вас, третьи осуждали, и даже были такие, которые не дочитали книгу до конца. А все, наверное, потому, что уж очень Ваша жизнь монотонна, однообразна. «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет»,- как будто отвечаете Вы нам, говоря это своему другу Штольцу. Я прочитал одиннадцать глав, а Вы так еще и не встали с дивана. А чему я удивляюсь? Ведь это же Ваше «нормальное состояние». А нам хочется каких-то ярких интересных эпизодов, и мы их все же дождались. Спасибо Вам за это. Признайтесь, ведь Вы были счастливы, когда в Вашу жизнь явились «и божество, и вдохновенье… и любовь». Я радовался, что Ольга Ильинская воскресила Вас, и уже был уверен, что халат сброшен навсегда. Вы целыми днями гуляете, о чем-то хлопочете, ходите в гости. Слишком резкие перемены! Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увяла Ваша любовь. А может это и к лучшему! Зачем поступать наперекор себе? На страницах романа Вы никогда не бываете один. Вас окружают разные люди. Кто они? Для большинства из них жизнь – это «сплетни, пересуды, вечная игра». И я искренне говорю, что Вы с «ничегонеделанием» выше их. Вы сохранили свою человечность и доброту сердца. А что для человека может быть важнее? Спасибо Вам за это. А на книжной полке теперь я Ваш роман поставлю рядом с поэмой Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мне кажется, вам будет о чем поболтать с Маниловым, а может быть, вы станете с ним друзьями.
До свидания. Ваш новый друг Михаил Кононов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"
В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
Обобщающий урок Класс "Птицы" 7 класс
Обобщение темы Класс "Птицы". Урок проводится в форме игры. Класс делится на 2 команды...
ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
Герои романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Презентация к уроку литературы в 6 классе
Презентация для урока литературы в шестом классе (по УМК В.Я.Коровиной). Великий роман Серватеса предлагается шестиклассникам для обзорного изучения. На уроке, посвященном изучению фргментов рома...