Герои романа И.А.Гончарова "Обломов"(Обобщающий урок 10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Егорова Альбина Анатольевна

Этот урок дает возможность проверить знание учащимися текста романа,выявить авторские приемы описания характеров героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblomov.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3  г. Юрьев – Польского»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Герои романа «Обломов»

Итоговый урок по творчеству И.А.Гончарова

                                         10 класс

                                                       

                                                                                                                                                                           

Учитель: Егорова А.А.

2012г.

Цели урока:

  1. проверить и закрепить знание текста романа;
  2. выявить авторские приемы описания характеров героев;
  3. развивать навыки работы с текстом и приобщать учащихся к исследовательской работе.

Методические приемы: литературная игра «Узнай героя», самостоятельная работа в группах, сочинение-миниатюра в эпистолярном жанре, тест для контроля знаний учащихся.

Ход урока

В уменье осветить полный образ, отчеканить,

изваять его – заключается сильнейшая сторона

                                                     таланта Гончарова.

                                                                   Н.А.Добролюбов

1.Слово учителя.

«Окиньте весь роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц…» (А.В.Дружинин) Действительно в романе «Обломов» более 50 героев. Все очень разные. Как и в реальной жизни, они и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются. Но каждый это делает по-своему. Изображая своих героев, Гончаров обычно подчеркивает в них какую-либо деталь, черточку, настойчиво ее повторяя, и благодаря этому данное лицо врезается в память и уже не забывается. Таковы, например, «вечно движущиеся круглые локти» Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «халат из персидской материи» Обломова, «непреклонная энергия» Штольца. «Статуя грации и гармонии» - эти яркие слова характеризуют только один женский образ – Ольгу Ильинскую. Горький называл Гончарова одним из «великанов русской литературы», которые «писали пластически, слова у них – точно глина, из которых они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»

2.Литературная игра «Узнай героя».

Вопросы и задания.

- Вы «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Мнения различных героев романа о Вас довольно противоречивы. Одни говорят, что Вы «хрустальная, прозрачная душа», что Вы «кроток, честен, нежен». Для других же Вы «олух», «трус», «лентяй», «чурбан осиновый». Вы себя узнали? Представьтесь, пожалуйста. / Я - Илья Ильич Обломов/ 

(Ученик, который первый узнал литературного героя, будет отвечать на следующие вопросы от его имени)

1.- Уважаемый Илья Ильич! Мы узнали о Вас мнения разных героев романа. Будьте так добры, скажите сейчас нам о себе так, как Вы говорили об этом с Иваном Матвеевичем. («Кто же я? Что я такое? Я барин и делать ничего не умею»)

2.- В начале романа мы читаем, что Вы  «чем-то сильно озабочены», даже проснулись, «против обыкновения, очень рано, часов в восемь». Расскажите, если можете, что Вас так тревожит? («Дело в том, что… накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

  - О каких же неприятностях сообщил Вам староста? («Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода»)

3.- Нам известно, что Вы коллежский секретарь. В молодости Вы приехали в Петербург, мечтали о службе, «были полны разных стремлений», но за 10 лет не продвинулись « ни на каком поприще», разочаровались в службе и однажды «покинули ее». Не вспомните ли Вы теперь, что «за особенный случай» заставил Вас это сделать? («Отправил однажды какую-то нужную

бумагу вместо Астрахани в Архангельск». «Не дождался заслуженной кары, ушел домой… и затем подал в отставку»)

4.-Илья Ильич! Мы знаем, что Штольц – Ваш лучший друг, вы дружите очень давно. А где же вы познакомились? С чего началась ваша дружба? (Мы дружим с детства, с тех времен, «когда оба еще учились в пансионе отца

Штольца, в Верхлеве»)                                                                                                                                                

5.-Штольц постоянно пытается пробудить Вас к деятельности. Он взял с Вас слово приехать в Париж. У Вас «уже и паспорт был готов», Вы «даже заказали себе дорожное пальто и фуражку». Но что же случилось с Вами накануне отъезда? Почему Вы остались дома? (Накануне отъезда ночью раздулась губа. «Муха укусила, нельзя же с такой губой в море!» И я стал ждать другого парохода. Но не уехал ни через месяц, ни через три)

6.-Уважаемый Илья Ильич! Вы часто задаете себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Попытайтесь, пожалуйста, все же ответить на него, а мы все с интересом послушаем Вас. (Краткий пересказ главы «Сон Обломова)

Вывод:        

Главный герой романа Илья Ильич Обломов вызвал многочисленные противоречивые отклики критиков, литераторов и читателей. Для одних он стал человеком «добрейшей души», для других – примером, «как нельзя жить», а третьи просто утверждали, что Обломов – «это автопортрет писателя». «Чаще всего меня видят в Обломове и говорят, что я это лицо писал с себя». (И.А.Гончаров) Размеренная жизнь писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению такого сходства. Друзья шутливо называли И.А.Гончарова «маркиз де Лень».

Писатель показал  Обломова в момент взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Авторские рассуждения сведены до минимума. Так, не навязывая своей точки зрения, Гончаров дает возможность читателю сделать

самостоятельные выводы.                                                              

- Попытаемся это сделать и мы. Выделите привлекательные и отрицательные

черты характера Обломова и заполните таблицу

   Положительные качества

Отрицательные качества

Доброта, любовь, терпимость,

Лень, апатия, равнодушие,

благородство, честность, мягкость,

безволие, бездеятельность,

простота, великодушие

нерешительность, эгоизм

-Каким для вас стал главный герой романа «Обломов»?  (Ответы учащихся)                      

Обломов – человек со многими положительными качествами, способный вызвать искреннюю симпатию.

« Он дорог нам как человек незлобный, способный на милосердие…Он любезен нам как чудак, который… не обидел ни одного человека, не обманул ни одного человека и не научил ни одного человека чему-нибудь скверному» (А.В.Дружинин)

3.Работа в группах над образами героев

И.И.Обломов объединяет вокруг себя всех действующих лиц романа. В нем нет ни одного лишнего лица, ни одной лишней подробности.

Задания

1 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу одного из гостей Обломова (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – по выбору учащихся)

2 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу Захара.

3 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу

А.М.Пшеницыной.

(Каждая группа заполняет для своего героя таблицу следующего вида) Слушаем и обсуждаем ответы учащихся из каждой группы.

Имя героя

Внешность

Социальный статус

Черты характера

Отношение к Обломову

Вывод: Каждое действующее лицо романа резче и ярче подчеркивают характер Обломова. Так встречи с гостями показывают, что Илья Ильич значительно выше своих знакомых. Он видит пустоту Волкова, иронизирует над карьеризмом Судьбинского. Обломова трудно представить себе без Захара, образ которого помогает осветить характер Ильи Ильича в его излюбленной сфере – в домашнем быту. Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребенок. Огромное влияние на жизнь Обломова оказала Ольга Ильинская, благодаря которой он испытал «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь», но все же предпочел «уголок уюта и лени» в домике Пшеницыной. Русская литература до Гончарова не имела еще произведения, в котором биография героя  была бы дана так полно.

4. Творческое задание. Сочинение – миниатюра.

Напишите письмо одному из героев романа от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

(Обсуждение творческих работ. Сочинения прилагаются)

5.Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа:

а) неоплаченные счета

б) проблемы в имении

в) предстоящая женитьба

г) переезд на новую квартиру

2.Укажите, кто из героев романа впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича:  

а) Захар

б) Штольц

в) Ильинская

г) Обломов

3.Узнайте персонажа по описанию:

«В комнату вошел …человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами…»

а) Алексеев

б) Тарантьев

в) Захар

г) Волков

4. Найдите высказывание, не принадлежащее Обломову:

а) «Ведь есть же этакие ослы, что женятся!»

б) «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, так живу, слава богу!»

в) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей!»

г) «Трогает жизнь, везде достает».

5. Узнай персонажа по описанию:

«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…»

а) Штольц

б) Обломов

в) Тарантьев

г) Волков

6. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече:

а) позаботиться об Агафье Матвеевне

б) не забыть его сына

в) уехать за границу

г) не оставлять без присмотра его имение

7.Укажите место, максимально напоминавшее Обломову уклад жизни в Обломовке:

а) летняя дача

б) дом на Выборгской стороне

в) квартира на Гороховой улице

г) дача Ольги

8.Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской:

а) «Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня».

б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».

в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…»

г) «Ходила с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

9. «Грамотность вредна мужику». Эти слова произносит:

а) Штольц

б) Обломов

в) Ильинская

г) Тарантьев

10.Укажите автора следующего суждения: «…пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»

а) И.А.Гончаров

б) А.П.Чехов

в) И.С.Тургенев

г) Л.Н.Толстой

Домашнее задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова  и Дружинина»

Творческая работа

                 

Письмо  И.И.Обломову

  Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич! Пишет Вам ученик 10 класса Кононов Михаил. Извините меня, но я только совсем недавно узнал, что есть такой добрейший литературный герой «с честным верным сердцем». Вы живете уже почти 150 лет, но если бы не уроки литературы, вряд ли я достал бы с книжной полки роман с таким непривлекательным названием «Обломов». И вот наше заочное знакомство состоялось, и я очень рад этому. Перед чтением произведения я слышал различные мнения о Вас. Одни мои сверстники говорили, что Вы очень ленивый, безвольный человек, другие жалели Вас, третьи осуждали, и даже были такие, которые не дочитали книгу до конца. А все, наверное, потому, что уж очень Ваша жизнь монотонна, однообразна. «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет»,- как будто отвечаете Вы нам, говоря это своему другу Штольцу. Я прочитал одиннадцать глав, а Вы так еще и не встали с дивана. А чему я удивляюсь? Ведь это же Ваше «нормальное состояние». А нам  хочется каких-то ярких интересных эпизодов, и мы их все же дождались. Спасибо Вам за это. Признайтесь, ведь Вы были счастливы, когда в Вашу жизнь явились «и божество, и вдохновенье… и любовь». Я радовался, что Ольга Ильинская воскресила Вас, и уже был уверен, что халат сброшен навсегда. Вы целыми днями гуляете, о чем-то хлопочете, ходите в гости. Слишком резкие перемены! Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увяла Ваша любовь. А может это и к лучшему! Зачем поступать наперекор себе? На страницах романа Вы никогда не бываете один. Вас окружают разные люди. Кто они? Для большинства из них жизнь – это «сплетни, пересуды, вечная игра». И я искренне говорю, что Вы с «ничегонеделанием» выше их. Вы сохранили свою человечность и доброту сердца. А что для человека может быть важнее? Спасибо Вам за это. А на книжной полке теперь я Ваш роман поставлю рядом с поэмой Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мне кажется, вам будет о чем поболтать с Маниловым, а может быть, вы станете с ним друзьями.

     До свидания. Ваш новый друг Михаил Кононов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Обобщающий урок Класс "Птицы" 7 класс

Обобщение темы Класс "Птицы". Урок проводится в форме игры. Класс делится на 2 команды...

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

Герои романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Презентация к уроку литературы в 6 классе

Презентация для урока литературы в шестом классе (по УМК В.Я.Коровиной). Великий роман Серватеса предлагается шестиклассникам для обзорного изучения. На уроке, посвященном изучению фргментов рома...