Герои романа И.А.Гончарова "Обломов"(Обобщающий урок 10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Этот урок дает возможность проверить знание учащимися текста романа,выявить авторские приемы описания характеров героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblomov.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Юрьев – Польского»
Герои романа «Обломов»
Итоговый урок по творчеству И.А.Гончарова
10 класс
Учитель: Егорова А.А.
2012г.
Цели урока:
- проверить и закрепить знание текста романа;
- выявить авторские приемы описания характеров героев;
- развивать навыки работы с текстом и приобщать учащихся к исследовательской работе.
Методические приемы: литературная игра «Узнай героя», самостоятельная работа в группах, сочинение-миниатюра в эпистолярном жанре, тест для контроля знаний учащихся.
Ход урока
В уменье осветить полный образ, отчеканить,
изваять его – заключается сильнейшая сторона
таланта Гончарова.
Н.А.Добролюбов
1.Слово учителя.
«Окиньте весь роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц…» (А.В.Дружинин) Действительно в романе «Обломов» более 50 героев. Все очень разные. Как и в реальной жизни, они и любят, и страдают, и ищут, и сомневаются, и заблуждаются. Но каждый это делает по-своему. Изображая своих героев, Гончаров обычно подчеркивает в них какую-либо деталь, черточку, настойчиво ее повторяя, и благодаря этому данное лицо врезается в память и уже не забывается. Таковы, например, «вечно движущиеся круглые локти» Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «халат из персидской материи» Обломова, «непреклонная энергия» Штольца. «Статуя грации и гармонии» - эти яркие слова характеризуют только один женский образ – Ольгу Ильинскую. Горький называл Гончарова одним из «великанов русской литературы», которые «писали пластически, слова у них – точно глина, из которых они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»
2.Литературная игра «Узнай героя».
Вопросы и задания.
- Вы «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Мнения различных героев романа о Вас довольно противоречивы. Одни говорят, что Вы «хрустальная, прозрачная душа», что Вы «кроток, честен, нежен». Для других же Вы «олух», «трус», «лентяй», «чурбан осиновый». Вы себя узнали? Представьтесь, пожалуйста. / Я - Илья Ильич Обломов/
(Ученик, который первый узнал литературного героя, будет отвечать на следующие вопросы от его имени)
1.- Уважаемый Илья Ильич! Мы узнали о Вас мнения разных героев романа. Будьте так добры, скажите сейчас нам о себе так, как Вы говорили об этом с Иваном Матвеевичем. («Кто же я? Что я такое? Я барин и делать ничего не умею»)
2.- В начале романа мы читаем, что Вы «чем-то сильно озабочены», даже проснулись, «против обыкновения, очень рано, часов в восемь». Расскажите, если можете, что Вас так тревожит? («Дело в том, что… накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания»)
- О каких же неприятностях сообщил Вам староста? («Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода»)
3.- Нам известно, что Вы коллежский секретарь. В молодости Вы приехали в Петербург, мечтали о службе, «были полны разных стремлений», но за 10 лет не продвинулись « ни на каком поприще», разочаровались в службе и однажды «покинули ее». Не вспомните ли Вы теперь, что «за особенный случай» заставил Вас это сделать? («Отправил однажды какую-то нужную
бумагу вместо Астрахани в Архангельск». «Не дождался заслуженной кары, ушел домой… и затем подал в отставку»)
4.-Илья Ильич! Мы знаем, что Штольц – Ваш лучший друг, вы дружите очень давно. А где же вы познакомились? С чего началась ваша дружба? (Мы дружим с детства, с тех времен, «когда оба еще учились в пансионе отца
Штольца, в Верхлеве»)
5.-Штольц постоянно пытается пробудить Вас к деятельности. Он взял с Вас слово приехать в Париж. У Вас «уже и паспорт был готов», Вы «даже заказали себе дорожное пальто и фуражку». Но что же случилось с Вами накануне отъезда? Почему Вы остались дома? (Накануне отъезда ночью раздулась губа. «Муха укусила, нельзя же с такой губой в море!» И я стал ждать другого парохода. Но не уехал ни через месяц, ни через три)
6.-Уважаемый Илья Ильич! Вы часто задаете себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Попытайтесь, пожалуйста, все же ответить на него, а мы все с интересом послушаем Вас. (Краткий пересказ главы «Сон Обломова)
Вывод:
Главный герой романа Илья Ильич Обломов вызвал многочисленные противоречивые отклики критиков, литераторов и читателей. Для одних он стал человеком «добрейшей души», для других – примером, «как нельзя жить», а третьи просто утверждали, что Обломов – «это автопортрет писателя». «Чаще всего меня видят в Обломове и говорят, что я это лицо писал с себя». (И.А.Гончаров) Размеренная жизнь писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению такого сходства. Друзья шутливо называли И.А.Гончарова «маркиз де Лень».
Писатель показал Обломова в момент взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Авторские рассуждения сведены до минимума. Так, не навязывая своей точки зрения, Гончаров дает возможность читателю сделать
самостоятельные выводы.
- Попытаемся это сделать и мы. Выделите привлекательные и отрицательные
черты характера Обломова и заполните таблицу
Положительные качества | Отрицательные качества |
Доброта, любовь, терпимость, | Лень, апатия, равнодушие, |
благородство, честность, мягкость, | безволие, бездеятельность, |
простота, великодушие | нерешительность, эгоизм |
-Каким для вас стал главный герой романа «Обломов»? (Ответы учащихся)
Обломов – человек со многими положительными качествами, способный вызвать искреннюю симпатию.
« Он дорог нам как человек незлобный, способный на милосердие…Он любезен нам как чудак, который… не обидел ни одного человека, не обманул ни одного человека и не научил ни одного человека чему-нибудь скверному» (А.В.Дружинин)
3.Работа в группах над образами героев
И.И.Обломов объединяет вокруг себя всех действующих лиц романа. В нем нет ни одного лишнего лица, ни одной лишней подробности.
Задания
1 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу одного из гостей Обломова (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – по выбору учащихся)
2 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу Захара.
3 группа: Рассказать и проанализировать материал по образу
А.М.Пшеницыной.
(Каждая группа заполняет для своего героя таблицу следующего вида) Слушаем и обсуждаем ответы учащихся из каждой группы.
Имя героя | Внешность | Социальный статус | Черты характера | Отношение к Обломову |
Вывод: Каждое действующее лицо романа резче и ярче подчеркивают характер Обломова. Так встречи с гостями показывают, что Илья Ильич значительно выше своих знакомых. Он видит пустоту Волкова, иронизирует над карьеризмом Судьбинского. Обломова трудно представить себе без Захара, образ которого помогает осветить характер Ильи Ильича в его излюбленной сфере – в домашнем быту. Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребенок. Огромное влияние на жизнь Обломова оказала Ольга Ильинская, благодаря которой он испытал «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь», но все же предпочел «уголок уюта и лени» в домике Пшеницыной. Русская литература до Гончарова не имела еще произведения, в котором биография героя была бы дана так полно.
4. Творческое задание. Сочинение – миниатюра.
Напишите письмо одному из героев романа от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
(Обсуждение творческих работ. Сочинения прилагаются)
5.Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов»
1.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа:
а) неоплаченные счета
б) проблемы в имении
в) предстоящая женитьба
г) переезд на новую квартиру
2.Укажите, кто из героев романа впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича:
а) Захар
б) Штольц
в) Ильинская
г) Обломов
3.Узнайте персонажа по описанию:
«В комнату вошел …человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами…»
а) Алексеев
б) Тарантьев
в) Захар
г) Волков
4. Найдите высказывание, не принадлежащее Обломову:
а) «Ведь есть же этакие ослы, что женятся!»
б) «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, так живу, слава богу!»
в) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей!»
г) «Трогает жизнь, везде достает».
5. Узнай персонажа по описанию:
«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…»
а) Штольц
б) Обломов
в) Тарантьев
г) Волков
6. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече:
а) позаботиться об Агафье Матвеевне
б) не забыть его сына
в) уехать за границу
г) не оставлять без присмотра его имение
7.Укажите место, максимально напоминавшее Обломову уклад жизни в Обломовке:
а) летняя дача
б) дом на Выборгской стороне
в) квартира на Гороховой улице
г) дача Ольги
8.Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской:
а) «Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня».
б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…»
г) «Ходила с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
9. «Грамотность вредна мужику». Эти слова произносит:
а) Штольц
б) Обломов
в) Ильинская
г) Тарантьев
10.Укажите автора следующего суждения: «…пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова»
а) И.А.Гончаров
б) А.П.Чехов
в) И.С.Тургенев
г) Л.Н.Толстой
Домашнее задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина»
Творческая работа
Письмо И.И.Обломову
Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич! Пишет Вам ученик 10 класса Кононов Михаил. Извините меня, но я только совсем недавно узнал, что есть такой добрейший литературный герой «с честным верным сердцем». Вы живете уже почти 150 лет, но если бы не уроки литературы, вряд ли я достал бы с книжной полки роман с таким непривлекательным названием «Обломов». И вот наше заочное знакомство состоялось, и я очень рад этому. Перед чтением произведения я слышал различные мнения о Вас. Одни мои сверстники говорили, что Вы очень ленивый, безвольный человек, другие жалели Вас, третьи осуждали, и даже были такие, которые не дочитали книгу до конца. А все, наверное, потому, что уж очень Ваша жизнь монотонна, однообразна. «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет»,- как будто отвечаете Вы нам, говоря это своему другу Штольцу. Я прочитал одиннадцать глав, а Вы так еще и не встали с дивана. А чему я удивляюсь? Ведь это же Ваше «нормальное состояние». А нам хочется каких-то ярких интересных эпизодов, и мы их все же дождались. Спасибо Вам за это. Признайтесь, ведь Вы были счастливы, когда в Вашу жизнь явились «и божество, и вдохновенье… и любовь». Я радовался, что Ольга Ильинская воскресила Вас, и уже был уверен, что халат сброшен навсегда. Вы целыми днями гуляете, о чем-то хлопочете, ходите в гости. Слишком резкие перемены! Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увяла Ваша любовь. А может это и к лучшему! Зачем поступать наперекор себе? На страницах романа Вы никогда не бываете один. Вас окружают разные люди. Кто они? Для большинства из них жизнь – это «сплетни, пересуды, вечная игра». И я искренне говорю, что Вы с «ничегонеделанием» выше их. Вы сохранили свою человечность и доброту сердца. А что для человека может быть важнее? Спасибо Вам за это. А на книжной полке теперь я Ваш роман поставлю рядом с поэмой Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мне кажется, вам будет о чем поболтать с Маниловым, а может быть, вы станете с ним друзьями.
До свидания. Ваш новый друг Михаил Кононов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"
В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
Обобщающий урок Класс "Птицы" 7 класс
Обобщение темы Класс "Птицы". Урок проводится в форме игры. Класс делится на 2 команды...
ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе...