Обобщающий урок Класс "Птицы" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Обобщение темы Класс "Птицы". Урок проводится в форме игры. Класс делится на 2 команды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_ptitsy_7_kl.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
Класс "Птицы"
Биология 7 класс
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями жизни птиц, выявить уровень их знаний по теме «Птицы», развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к нашим пернатым друзьям.
Оборудование:
- Фотографии птиц
- карточки-задания по группам
- тестовые задания
- компьютер
- проектор
- презентация
- лозунги о птицах
Крылатые выражения:
Птицы- это песня и полет.
Птицы- дети воздуха.
Птицы- часть природы.
Птицы- наши верные друзья.
Охраняем птиц!
На доске эпиграф:
“Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
И. Гете
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Оглядитесь вокруг: они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сегодня мы урок посвящаем обобщению и систематизации знаний по теме «Птицы», на котором мы поговорим о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека и почему важно их охранять.
Класс делится на две команды (группы). Учитель призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, «не комплексовать», не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы.
В ходе урока школьники стремятся получить за выполнение каждого задания максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок.
Общая характеристика класса «Птицы»
1 задание. Перечислите особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.
Ответ: туловище обтекаемой формы; шея тонкая и гибкая; клюв, состоящий из надклювья и подклювия; передние конечности - крылья; перьевой покров; имеются роговые чешуйки на нижней части ног; кожа тонкая и сухая, имеется лишь одна железа - копчиковая, её выделениями птица смазывает перьевой покров.
2 задание. Назовите особенности скелета птицы, связанные с полетом.
Ответ: скелет легкий и прочный, в трубчатых костях имеются полости, многие - кости сросшиеся; беззубые челюсти; сросшиеся кости черепа, большие глазницы; характерна цевка; пояс передних конечностей образуют лопатки, ключицы, сросшиеся в вилочку; вороньи кости.
3 задание. Какие изменения произошли в пищеварительной и половой системах птицы, связанные с полетом.
Ответ: имеется зоб - расширение пищевода; в желудке два отдела - железистый и мускулистый, в котором могут присутствовать специально проглоченные камешки; в пищеварении принимают участие железы: слюнные, печень, поджелудочная железа; развит один левый яичник.
4 задание. Укажите особенности дыхательной и кровеносной систем птиц, связанные с полетом.
Ответ: наличие воздушных мешков, двойное дыхание; кровеносная система замкнутая; два круга кровообращения; четырехкамерное сердце.
Учитель: Необходимо ответить на предлагаемый вопросы. Отвечать на вопросы в быстром темпе (правильный ответ – 1 бал).
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»
1 команда:
- Какая наука изучает птиц? (Орнитология)
- Самая маленькая птица в мире? (Колибри)
- Какова температура тела птицы зимой, а какая летом? (одинаковая: +40 - +42оС)
- Какую функцию выполняет хвост у птиц? (управляет полетом, тормоз)
- Какие птицы не знают своей матери? (Кукушки)
- При помощи чего птицы общаются? (звуков, движений, позы, цвета перьев)
- С каким насекомым можно сравнить вес самой маленькой птицы в мире? (Колибри, 1,5-2гр, размер шмеля)
- Какие птицы нашей местности выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)
- Самый многочисленный отряд в классе «Птицы»? (отряд Воробьинообразные)
- Дышит ли цыпленок в яйце? (Да, через поры в скорлупе).
2 команда:
- Какая птица в России самая маленькая? (Королек)
- Сколько камер в сердце птицы? (4)
- Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
- Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)
- Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
- Насиживают ли птенцы яйца? (Да)
- Сколько зубов у синиц? (Ни одного)
- Самая крупная птица среди хищных птиц? (Гриф)
- От каких животных происходят птицы (Пресмыкающихся)
- Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях. (Таскают шерсть для гнёзд и выклёвывают насекомых и их личинок из кожи старых животных).
ВТОРОЙ КОНКУРС “ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ”:
Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю. Ответ обоснуйте.
1 группа:
- Канюк, скопа, филин
Ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа - дневные.
2 группа:
- Лебедь-шипун, казарка, обыкновенный казуар
Ответ: обыкновенный казуар, т.к. относится к отряду казуарообразные, а лебедь-шипун и казарка к отряду гусеобразные.
ТРЕТИЙ КОНКУРС «УЗНАЙ МЕНЯ»
Командам раздаются фотографии птиц. Они должны отгадать название птицы, к какому классу он относится, общую характеристику отряда, к которому относится птица, местообитание, образ жизни, форму клюва, значение в природе и в жизни человека.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.
- Каковы же причины:
1. вырубка леса
2. распашка степей
3. Осушение болот
4. Уничтожение другими животными.
К настоящему времени в Туве известно около 364 видов птиц. В Красную книгу Тувы внесено 50 видов птиц.
Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц?
Предложите свои:
- Не разорять гнезд
- Не кричать в лесу
- Не брать яйца птенцов из гнезда
- Устраивать кормушки, скворечники, дуплянки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
На этом ребята ы с вами закончили раздел класс «Птицы». Давайте подведем итоги. Оценки.
РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель. Молодцы! Мне было приятно с вами работать. Запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда - не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей планете! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Задание на дом: Составить кроссворд по теме «Птицы», нарисовать любой из понравившихся рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс
Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"
План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...
Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"
Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....
Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.
Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.
Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....